ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
методическая разработка
Публичное представление пед. опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИНОВАЦИОНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ВВЕДЕНИЕ
Тема опыта: Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка
Ф. И. О. автора опыта | Росяйкина Галина Александровна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Должность | учитель немецкого языка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стаж педагогической работы | 28 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Квалификационная категория | первая, 2015 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учреждение, в котором работает автор опыта | МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа», Большеберезниковского муниципального района, Республики Мордовия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В настоящее время знание иностранных языков – это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более широкий выход на внешнеэкономическую арену, повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Отсюда ясно, что социальный заказ общества по отношению к иностранным языкам в связи с наличием реального выхода на иную культуру выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации. Поэтому не случайно одной из целей, которые ставит Концепция модернизации образования перед современной школой, является развитие у учащихся коммуникативной компетенции, то есть способности и возможности осуществлять реальное общение на иностранном языке. В связи с модернизацией современного образования, социальным заказом общества и условиями обучения, характерными для нашей школы, я полагаю, что можно считать тему моего опыта актуальной, необходимой и важной именно на данный момент времени. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социальный заказ общества по отношению к иностранным языкам в связи с наличием реального выхода на иную культуру выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации. Поэтому, для того, чтобы воспитать духовно богатую, образованную и творческую личность, необходимо помочь учащимся овладеть иностранным языком как средством общения. Свою задачу, как учителя иностранного языка, я вижу в том, чтобы научить детей адаптироваться в разных жизненных ситуациях, принимать решения, уметь критически мыслить. Я считаю, что нужно привить интерес к изучению иностранного языка и организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию, обеспечил активность учащихся на уроке и способствовал развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Новые задачи в обучении немецкому языку предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, содержания и организации материала, Опираясь в своей работе на исследования таких известных ученых, педагогов и психологов, как Бим И.Л., Пассов Е.И., Леонтьев А.Н., Гальскова Н.Д., Рогова, Полат Е.С., которые внесли свой вклад в разработку методов формирования коммуникативных навыков, стараюсь внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе. При подготовке к урокам немецкого языка постоянно пользуюсь статьями и разработками журналов и газет «Иностранные языки в школе», «Германия», «Немецкий язык». Также активно использую готовые мультимедийные приложения к учебникам, обучающие программы и ресурсы сети Интернет: http://bio.1september.ru/urok/ - сайт «Я иду на урок немецкого языка». http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений http://rusolimp.edurm.ru/- Всероссийские олимпиады | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные образовательные технологии и цифровые ресурсы, систематическое использование на уроках развивающего и проблемного обучения, проектных, игровых и здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий, использование разных форм уроков с целью повышения мотивации к изучению предмета и развития коммуникативной компетенции учащихся необходимы каждому современному учителю. Научная новизна данной работы состоит в выявлении наиболее эффективных форм и методов обучения для реализации познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей и способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроке немецкого языка во многом зависит от того, какие средства методы и приемы используются для повышения эффективности процесса обучения. Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, методов и приемов, способствующих развитию коммуникативных способностей учащихся. Обучение немецкому языку в школе на всех ступенях ведется по УМК И.Л. Бим, что способствует соблюдению преемственности учебного материала при переходе учащихся с одной ступени образования на другую. Наиболее важными аспектами учебника, способствующими развитию коммуникативной компетенции у учащихся я считаю следующее: - материал учебного комплекта позволяет шире использовать на уроках вопросы и задания проблемного творческого характера, стимулирующие свободное употребление языка. - сочетание различных форм работы: групповой, парной, фронтальной, дискуссий, игрового обучения – активизирует коммуникативную деятельность учащихся. На современном этапе обучения высокие требования предъявляются к выбору современных образовательных технологий обучения. Одним из эффективных технологий обучения иностранному языку является использование технологии игровых методов. На своих уроках я использую игровые ситуации, направленные на развитие речевых умений. Они создают возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях, максимально приближенных к реальному эмоциональному речевому общению. Ребята очень любят игру. То, что бывает скучно при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. Она создаёт возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях, максимально приближенных к реальному эмоциональному речевому общению. Не случайно на начальном этапе игровая деятельность выдвинута в качестве ведущей. Интересно проводятся грамматические, лексические и фонетические игры на выполнение различных команд, отгадывание предметов.Для закрепления и контроля знаний я опять же использую игру. Это «Bingo- Spiel», «Rate mal!», «Wer ist das?». Активный процесс социализации ребенка, его становление проходит через сюжетно-ролевые игры. Ребенок хочет быть в роли взрослых (продавца, шофера, покупателя и т.д.), он может моделировать социальные отношения между людьми, поэтому так важны игровые приемы, опирающиеся на потребность участвовать в делах взрослых и формирующие стремление к самостоятельной речевой деятельности. На мой взгляд, использование ролевых игр на уроке развивает чувство языка у учащихся, дают возможность проявить свои творческие способности, учебный материал усваивается легко и быстро. Традиционно провожу уроки-игры, например: Урок – игра в 3 классе «Привет, Компи!», «Урок – игра во 2 классе "Мы знаем алфавит». Все больше места в учебном процессе обучения ИЯ занимает проектная технологии обучения. которая позволяет приобрести детям через учебный труд те навыки совместной деятельности, которые затем могут стать необходимыми в дальнейшей жизни. Важно подчеркнуть, что метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу, особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства, эмоции. Вместе с учениками мы выполняем различные типы проектов: - исследовательские – в ходе работы над таким проектом учащиеся проводят исследование по наиболее актуальным для них темам. - учащиеся с интересом готовят творческие проекты – это выпуски стенгазет, поздравления с праздниками, кроссворды, викторины; начиная со 2 класса, в рамках программы учащиеся готовят проекты по заданным темам: это «Мое любимое домашнее животное», «Моя семья», «Наша школа». Работа над проектами может выполняться на уроке, а может выходить за пределы урока как внеурочная деятельность. Длительные проекты- это когда в течение нескольких месяцев учащиеся готовятся, например, к «Празднику алфавита» или постановке спектакля по мотивам немецких народных сказок. Каждый проект - это, во-первых, подготовка, а во-вторых, и это главное, общение. Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию коммуникативного подхода в методике преподавания ИЯ, большую роль играет в опыте моей работы использование информационно-коммуникационных технологий. В своей работе со школьниками я уже несколько лет использую программу EuroTalk Interactive «Учите немецкий».Программа позволяет осуществлять контроль каждого ученика за успеваемостью. Викторины, задания и игры различного уровня сложности покажут, насколько хорошо усвоен материал. При комплексном использовании современных образовательных технологий, различных форм и методов обучения уроки немецкого языка превращаются в такие занятия, где каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации – обмену информацией, способствует развитию речевой инициативы, совершенствует учебные и коммуникативные умения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализируя опыт своей педагогической деятельности по развитию коммуникативных способностей учащихся, могу сказать, что проводимая работа привела к определенным позитивным результатам: - Повышение мотивации к изучению немецкого языка. Об этом можно судить по активности учащихся на уроках, во внеклассных мероприятиях, олимпиадах и творческих конкурсах. Многие учащиеся используют знания по страноведению и культуре, а также истории Германии на уроках по другим предметам. - С большим желанием учащиеся участвуют в дистанционной Интернет- олимпиаде по немецкому языку «Олимпус», и занимают призовые места: Аношкина Дарья- 1 место, Аношкина Анастасия – 2 место (2018 г.). - В 2018 г. учащиеся 4 и 7 классов участвовали в Международном конкурсе «Встреча с Восточной Европой» - В 2018 ученица 10 класса Тетюшкина Елена стала призером, а в 2019 г.- победителем Межрегионального конкурса на лучший перевод. Результативность применения данного опыта проявляется в участии учащихся в муниципальном и республиканском этапах Всероссийской олимпиаде школьников по немецкому языку
Таким образом, развитие коммуникативной компетенции учащихся при условии использования разнообразных формы обучения, с учетом возрастных психологических особенностей, творческой деятельности учителя и учащихся на всех этапах урока, при владении учителем современных технологий обеспечивает реальный результат обучения, развития и воспитания учащихся, их активную речевую деятельность, расширение их общекультурного кругозора, развивает интерес к стране изучаемого языка, стремление к взаимопониманию с народами, говорящими на этом языке, к диалогу культур, стимулирует их социальную активность.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010 N 1897. 2. Бим.И.Л. ,Рыжова Л.И.Немецкий язык. Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы. М.:Просвещение,2010.4с. 3.Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988.89с. 4. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований. — Журнал «Иностранные языки в школе», 1985, № 2. – 2007 г. №5 5. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в среднейшколе. – М., «Просвещение», 1991. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...