Результаты освоения воспитанниками социально-реабилитационных программ
материал
В рамках психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса в 2019 - 2020 г. проводилось: социометрическое исследование по изучению социального статуса каждого несовершеннолетнего 4 группы – 17 несовершеннолетних
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezultaty_osvoeniya_vospitannikami_sotsialno-reabilitatsionnyh_programm.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты освоения воспитанниками
социально-реабилитационных программ
В рамках психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса в 2019 - 2020 г. проводилось: социометрическое исследование по изучению социального статуса каждого несовершеннолетнего 4 группы – 17 несовершеннолетних;
определение ведущего мотива - 17 несовершеннолетних;
диагностика уровня тревожности - 17 несовершеннолетних;
диагностика уровня самооценки - 18 несовершеннолетних;
диагностика способности к обучению- 17 несовершеннолетних;
изучение уровня интеллектуального развития - 17 несовершеннолетних;
диагностика личностной агрессивности и конфликтности- 17 несовершеннолетних;
Социометрическое исследование проводилось по методике Дж. Морено, в итоге был определен социальный статус каждого несовершеннолетнего: лидер, принимаемый, узкий круг общения (итоги диагностики смотреть ниже в таблице и гистограмме).
Определение социального статуса по Морено
несовершеннолетних группы №4
Этапы диагностики | Кол - во несовершеннолетних | Лидеров | Принимаемых | Узкий круг общения | Изолированные | ||||
К-во | % | К-во | % | К-во | % | К-во | % | ||
Начало | 18 | 2 | 11% | 12 | 67 % | 2 | 11% | 1 | 6 % |
Через три месяца | 17 | 4 | 24% | 9 | 53% | 4 | 24% | 0 | 0% |
Ведущие мотивы в учебной деятельности выявлялись по методике Карповой, были определены следующие мотивы: эмоциональные, познавательные, коммуникативные, внешние, мотив достижения, саморазвития, позиция школьника.
Для успешного обучения несовершеннолетних важны мотивы достижения успеха, саморазвития, познавательный, и коммуникативный. А анализ итогов диагностики мотивации показал, что 67 % несовершеннолетних имеют внешний мотив, т.е. мотив поощрения или наказания, 78% позиция школьника, а познавательные и саморазвития – 33%, мотива достижения у несовершеннолетних нет. Эти показатели были на начальном этапе пребывания несовершеннолетних в СРЦН. А после трех месяцев данные изменились (ниже смотреть гистограмму и таблицу).
Очевидно, что после трех месяцев приоритетными стали мотивы достижения, саморазвития и познавательные.
Изучение
учебной мотивации по методике Карповой,
несовершеннолетних группы №4
ЭЭтапы диагностики | Кол - во несовершеннолетних | Ведущие мотивы | |||||||||||||
эмоциональные | познавательные | коммуникативные | Внешние (поощрения, наказания) | достижения | саморазвития | Позиция школьника | |||||||||
К-во | % | К-во | % | К-во | % | К-во | % | К-во | % | К-во | % | К-во | % | ||
Начало | 18 | 0 | 0 | 6 | 33 | 2 | 11 | 12 | 67 | 0 | 0 | 6 | 33 | 14 | 78 |
Ч/з 3 месяца | 17 | 0 | 0 | 11 | 65 | 1 | 6 | 9 | 53 | 11 | 65 | 13 | 76 | 15 | 88 |
Для прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности использовался модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» С.Н.Костроминой.
Методика требует от несовершеннолетнего высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность несовершеннолетнего к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков. Анализ итогов диагностики показал, что 65 % несовершеннолетних малоуспешны в любой деятельности, а через три месяца после коррекционных занятий 6% (Смотреть таблицу и гистограмму).
Итоги диагностики способности к обучению
(Методика интеллектуальной лабильности в модификации С.Н.Костроминой)
несовершеннолетних группы №4
Этапы диагностики | Кол - во несовершен-нолетних | высокая лабильность, хорошая способность к обучению | средняя лабильность | низкая обучаемость | малоуспешен в любой деятельности | |||||||
К-во | % | К-во | % | К-во | % | К-во | % | |||||
На начало | 17 | 2 | 11 | 0 | 0 | 4 | 22 | 11 | 65 | |||
Через три месяца | 17 | 6 | 35 | 5 | 29 | 5 | 29 | 1 | 6 |
Итоги диагностики способности к обучению
(Методика интеллектуальной лабильности в модификации С.Н.Костроминой)
несовершеннолетних группы №4
Для оценки уровня iq, коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления использовался тест Равена. Данный тест может дать оценку iq тестируемым независимо от уровня образования, социального сословия и рода деятельности.
Итоги диагностики уровня умственных способностей
(Прогрессивные матрицы Равена)
несовершеннолетних группы №4
Этапы диагностики | Уровень интеллекта | |||||||
Обследовано | высокий | средний | Ниже среднего | |||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |||
На начало | 17 | 4 | 24 | 9 | 53 | 4 | 24 | |
Через три месяца | 17 | 4 | 24 | 11 | 65 | 2 | 12 |
Итоги диагностики уровня умственных способностей
(Прогрессивные матрицы Равена)
несовершеннолетних группы №4
Уровень тревожности изучался по методике Филлипса. В результате были выявлены следующие уровни тревожности: норма, повышенная, высокая.
На первом этапе у 24 % несовершеннолетних нормальный уровень тревожности, что является необходимым для адаптации и продуктивной деятельности.
У 53 % несовершеннолетних повышенная тревожность. Данный уровень тревожности часто бывает, связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой школьной жизни.
У 24 % несовершеннолетних высокая тревожность. Обычно носит «разлитой», генерализованный характер, т.е. если важнейшие потребности подростка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.
После коррекционных занятий, ситуация изменилась (смотреть таблицу и гистограмму ниже). На нормальном уровне тревожность – 53%. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих несовершеннолетних, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является не напряженным, не негативно окрашенным и не фрустрирующим.
Изучение
школьной тревожности по методике Филлипса
несовершеннолетних группы №4
Этапы диагностики | Критерии тревожности | |||||||
Обследовано | Норма | Повышенная | Высокая | |||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |||
На начало | 17 | 4 | 24 | 9 | 53 | 4 | 24 | |
Через три месяца | 17 | 9 | 53 | 8 | 47 | 0 | 0 |
Уровень самооценки изучался по методике Г.Н.Казанцевой. В результате были выявлены следующие уровни самооценки: высокая, средняя, низкая
У 44 % несовершеннолетних высокий уровень самооценки, что является необходимым для адаптации и продуктивной деятельности. Несовершеннолетние правильно реагирует на замечания других, редко сомневается в своих действиях, они, как правило, не отягощены комплексом неполноценности.
У 33% несовершеннолетних средний уровень самооценки - это свидетельствует о том, что несовершеннолетние редко страдает от комплекса неполноценности, и лишь время от времени стараются подладиться под мнение других.
У 22 % несовершеннолетних низкий уровень самооценки – это сигнализирует о том, что несовершеннолетние болезненно переносят критические замечания в свой адрес, стараются считаться всегда с мнением других, часто страдает от комплекса неполноценности.
Изучение общей самооценки опросник Г.Н. Казанцевой
несовершеннолетних группы №4
Этапы диагностики | Кол - во несовершен-нолетних | Уровни самооценки | |||||||
высокая | средняя | низкая | |||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||||
На начало | 18 | 8 | 44 | 6 | 33 | 4 | 22 | ||
Через три месяца | 18 | 11 | 61 | 7 | 39 | 0 | 0 |
Изучение общей самооценки опросник Г.Н. Казанцевой
несовершеннолетних группы №4
Уровни позитивной агрессивности, негативной агрессивности,
обобщенный показатель конфликтности был определен по методике личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев).
Конфликтность личности определяется действием таких психологических факторов, как особенность темперамента, уровень агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также рядом социальных факторов – условиями жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры. Таким образом, конфликтность – это комплексный показатель, который связан с личностными предпосылками. Личные ситуативные предпосылки таковы:
• чувство неопределенности, неуверенности;
• утомление;
• неустойчивость настроения;
• повышенная возбудимость;
• состояние внушаемости.
Позитивная агрессивность, это такое поведение, которое помогает человеку добиться желаемой цели, но при этом наносит не значительный дискомфорт другим. К позитивной агрессивности относятся такие качества как: напористость, наступательность, неуступчивость. Эти качества помогают обладателю в достижении цели, но не во всех ситуациях они необходимы.
Негативная агрессивность, это такое поведение человека, которое вызывает психологический дискомфорт у людей (обижает их). К негативной агрессивности относятся такие качества, как: мстительность, нетерпимость к мнению другим.
Анализ итогов диагностики показал, что на начальном этапе многие несовершеннолетние достаточно конфликтные личности (у 35% высокий уровень конфликтности и у 53 % средний уровень). У них преобладает как негативная агрессивность, так и позитивная. Данные этих показателей находятся практически на одном уровне, поэтому можно сделать вывод, что их поведение направлено как на создание психологически не приятных ситуаций для окружающих их людей, так и на достижение желаемой цели, но не наносит значительный дискомфорт другим (смотреть таблицы и гистограммы ниже)
Итоги диагностики
личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев)
несовершеннолетних группы №4
Позитивная агрессивность
Этапы диагностики | Кол - во несовершен-нолетних | Позитивная агрессивность | ||||||
высокая | средняя | низкая | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||
На начало | 17 | 0 | 0 | 8 | 47 | 9 | 53 | |
Через три месяца | 17 | 0 | 0 | 13 | 76 | 4 | 24 |
Негативная агрессивность
Этапы диагностики | Кол - во несовершен-нолетних | Негативная агрессивность | |||||||
высокая | средняя | низкая | |||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||||
На начало | 17 | 2 | 12 | 13 | 76 | 2 | 12 | ||
Через три месяца | 17 | 0 | 0 | 15 | 88 | 2 | 12 |
Конфликтность
Этапы диагностики | Кол - во несовершен-нолетних | Конфликтность | ||||||
высокая | средняя | низкая | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||
На начало | 17 | 6 | 35 | 9 | 53 | 2 | 12 | |
Через три месяца | 17 | 0 | 0 | 11 | 65 | 6 | 35 |
По итогам диагностики были проведены индивидуальные консультации с педагогами и несовершеннолетними: даны общие рекомендации по формированию ведущих мотивов учебной деятельности, по профессиональному самоопределению, повышению социального статуса несовершеннолетних, преодолению тревожности, повышению самооценки. Учится быть сдержаннее, быть менее обидчивыми, подозрительными, эти качества помогут несовершеннолетним улучшить отношение к себе и расположить коллектив сверстников. На индивидуальных консультациях подростки узнавали не только об итогах диагностики, но и были затронуты вопросы возрастного характера. Индивидуальная работа с несовершеннолетними позволяет глубже заглянуть в свой внутренний мир. Результаты такой работы видны в том, что дети идут к психологу за советом
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у несовершеннолетних. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов
Одной из основных задач реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...
Аттестация 2024. 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся
Подверждающие справки...
Аттестация - 2018 г. 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся
Справки- подтверждения...
1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся
1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ, качество знаний учащихся по итогам внутришкольного контроля (справка от завуча)....
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 N 662. Результаты внешней экспертизы достижений
Результаты независимой экспертизы (МОЦОКО) в группах Клюевой И.Д. за 2013-2018 уч. годы...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по результатам промежуточной аттестации
Положительная динамика освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся
Результаты освоения обучающимися образовательных программ, динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся....