Программа "Основы здоровья"
рабочая программа
Программа воспитательной работы "Основы здоровья" (Здоровье человека: физическая, социальная составляющая здоровья)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_zdorovya.docx | 40.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом № __ от «__» 2019 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ
(Здоровье человека: физическая, социальная составляющая здоровья)
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями )
(редакция 2019 года)
Группа:1,2,3
Объем – 34 часа
Воспитатель: Абдурахманова Г.А.
.
г. Нефтеюганск-2019
№ | Название раздела | Стр. |
I | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Краткая психолого-педагогическая характеристика воспитанников | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 3 |
1.3 | Нормативное обоснование программы | 4 |
1.4 | Условия реализации программы | 4 |
II | Общая характеристика воспитательной программы | 4 |
2.1. | Содержание программы | 4 |
2.2. | Основные виды деятельности, используемые в работе | 4 |
2.3. | Использование различных типов взаимодействия воспитателя и воспитанника для формирования БУД | 5 |
2.4. | Основные требования к результатам реализации программы | 6 |
2.3.1. | Личностные результаты освоения программы | |
2.3.2. | Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы | |
III | Планирование программы | |
3.1 | Тематическое планирование программы «Основы здоровья» | |
IV | Материально – технические условия реализации программы | |
4.1 | Материально-техническое обеспечение программы | |
4.2 | Учебно-методический комплекс |
I. Пояснительная записка
1.1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников
В интернате КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» проживает 23 воспитанника, из них – 17 мальчиков и 6 девочек.
У всех детей различные отклонения в развитии: сложная адаптация, эмоциональная неустойчивость, нарушения правил поведения, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, отсутствие навыков самообслуживания, слабые знания об окружающем мире, в т.ч. о составляющих здоровья.
Учитывая разный возраст воспитанников интерната программа подразумевает проведение занятий по подгруппам
Дети в возрасте от 9 до 13 лет (I группа) | Дети в возрасте от 13 до 16 лет (II группа) | Дети в возрасте от 16 до 21 лет (III группа) |
Ленара Л. Данил П. Алексей Н. Александр П. Евгений М. | Ислам А. Люция А. Вячеслав П. Александр А. Данил В. Максим П. Николай М. Эдуард И. | Александр Ч. Иван М. Елена П. Виктор Г. Ирина Г. Радмир Н. Владислав Ш. Айгуль И. |
1.2. Цель и задачи программы
Программа работы воспитателя направлена на реализацию цели и задач образовательной программы школы-интерната на 2019-2020 учебный год.
Тема: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.
Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы учащихся.
Цель программы: Программа воспитательных занятий направлена на достижение воспитанниками личностных результатов (усвоение и умелое использование информации о факторах, влияющих на здоровье).
Личностные результаты обеспечивают овладение воспитанниками комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач в формировании здорового образа жизни.
Изучив психолого-педагогические характеристики воспитанников были определены следующие задачи:
-Способствовать формированию представлений о здоровье человека, физических и социальных составляющих здоровья.
-Формировать представления о полезных привычках, способствующих сохранению здоровья. Учить следовать им в повседневной жизни.
-Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации
1.3. Нормативное обеспечение программы
Программа составлена на основании Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
1.4. Условия реализации программы
Программа реализуется в течение 1 года, включает в себя 34 воспитательных занятия направленных на достижение цели и решение поставленных задач. Продолжительность одного занятия 40 минут, занятия проводятся 1 раз в неделю. Так же программа реализуется за счет режимных моментов в интернате, практических занятий, мероприятий.
Эффективное усвоение воспитанниками материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.
II. Общая характеристика воспитательной программы
2.1. Содержание программы по направлению «Основы здоровья»
В программу включены три раздела:
1. Здоровье человека (8 часов). Раздел включает в себя информацию о ценности и неповторимости жизни и здоровья человека; о составляющих здоровья, о факторах влияющих на здоровье человека.
2. Физическая составляющая здоровья (13 часов). Раздел знакомит с информацией о составе продуктов питания; о двигательной активности и принципа закаливания; о том как сохранить зрение и слух; об осанке и плоскостопии, о гигиене полости рта; о значении воздуха и поддержании чистоты жилья;
3. Социальная составляющая здоровья (13 часов). Раздел формирует знания о традициях сохранения здоровья в семье; о полезны и вредных привычках; о здоровьесберегающих правилах пользования гаджетами; о социальных болезнях (туберкулез, Спид); об охране здоровья детей, о правилах поведения при ЧС.
2.2. Основные виды деятельности используемые в процессе работы
Вид деятельности | Формы работы |
Двигательная | Физические упражнения. Физминутки и динамические паузы. Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная). Народные подвижные игры (игры народов Севера) |
Игровая | Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные. Театрализованные игры: ролевые диалоги на основе текста. Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований |
Продуктивная | Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь); лепка (глина, пластилин, пластика); аппликация(бумага, ткань, природные материалы)по замыслу, на заданную тему. Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности. |
Коммуникативная | Свободное общение на разные темы. Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», |
Трудовая | Хозяйственно-бытовой труд (дежурства в комнате, столовой). Ручной труд (поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):изготовление атрибутов для игры. |
Познавательно-исследовательская | Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением. Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет. |
Музыкально-художественная | Разнообразная интегративная деятельность: музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др. |
Чтение (восприятие) художественной литературы | Восприятие литературных произведений с последующими: свободным общением на тему литературного произведения, решением проблемных ситуаций, дидактическими играми по литературному произведению. |
2.3. Использование различных типов взаимодействия воспитателя и воспитанника для формирования БУД
Форма сотрудничества | Основные составляющие сотрудничества | Формируемый вид |
Совместная деятельность | Совместная постановка целей работы. Совместное определение способов выполнения работы. Перестраивание собственной деятельности с учетом изменяющихся условий работы. Понимание и учет позиции других участников выполнения работы. | Личностные Регулятивные |
Разновозрастное сотрудничество | Работа с позиции воспитателя по отношению к другому. Опробирование с последующим анализом и обобщением средств и способов воспитательной действий. | Коммуникативные |
Проектная деятельность (как форма сотрудничества) | Распределение обязанностей. Оценка ответа товарища. Следование правилам работы в группе. Переход с позиции обучаемого на обучающего себя. Выработка индивидуальных стилей сотрудничества | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные |
Дискуссия | Формирование собственной точки зрения. Координация точек зрения окружающих с последующей формулировкой вывода. Формулировка собственного мнения с соответствующим оформлением в устной или письменной речи. Ведение мысленного диалога с авторами научных текстов (в ситуации письменной дискуссии) с последующим получением сведений о взглядах на проблемы. | Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные |
Рефлексия | Постановка новой задачи как задачи с недостающими данными. Анализ наличия способов и средств выполнения задачи. Оценка своей готовности к решению проблемы. Самостоятельный поиск недостающей информации. Самостоятельное изобретение недостающего способа действия. | Все виды |
2.4. Основные требования к результатам реализации программы
2.4.1. Личностные результаты освоения программы
Программа определяет два уровня освоения программы: достаточный и минимальный (Таблица 2).
Воспитанник освоивший программу на достаточном уровне имеет представление о правилах здорового образа жизни, в том числе о физических и социальных составляющих здоровья. Соблюдает правила здорового образа жизни в быту.
Воспитанник освоивший программу на минимальном уровне имеет представление о элементарных правилах соблюдения здоровья, соблюдает эти правила под контролем взрослого.
Таблица 2
Уровни освоения программы
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы |
- имеет представление о ценности здоровья и факторах влияющих на него; - может назвать полезные и вредные привычки, влияющие на здоровье; -самостоятельно соблюдает правила здорового образа жизни в быту: гигиенические процедуры, режим дня, правильное питание, режим двигательной активности, правила обращения с гаджетами, отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики и т.д.) | - имеет представление о правилах здорового образа жизни; - может назвать физические и социальные составляющие здоровья с направляющей помощью взрослого; -соблюдает правила здорового образа жизни в быту с контролирующей помощью взрослого. |
2.4.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Оценка достижения планируемых результатов программы определяется путем педагогического наблюдения за поведением воспитанников и демонстрируемыми ими знаниями по разделам программы. Уровни достижения планируемых результатов программы можно определить следующие:
Достаточный уровень – Более 70% наблюдаемых параметров положительны.
Минимальный уровень – 69% и менее положительных наблюдаемых параметров.
III. Планирование программы
3.1. Тематическое планирование программы «Основы здоровья»
Раздел | Тема | Организация воспитательного процесса | ||
Воспитательное занятие | Режимные моменты | Мероприятие | ||
Здоровье человека (8 часов) | Здоровье – источник жизни | + | ||
Факторы здоровья | + | |||
Гигиена – основа здоровья | + | + | ||
Болезни «грязных рук» | + | + | ||
Инфекционные болезни и их профилактика | + | |||
Физкультура и здоровье | + | |||
Разучивание комплекса утренней гимнастики | + | |||
Подвижные игры на воздухе (игры народов Севера) | + | + | ||
Физическая составляющая здоровья (13 часов) | Питание и здоровье. Особенности питания в Северном регионе. | + | + | |
Вода – это жизнь | + | |||
Движение и здоровье. Принципы закаливания | + | + | ||
Папа, мама, я – спортивная семья | + | |||
Как сохранить зрение | + | |||
Разучивание комплекса упражнений для глаз | + | |||
Как сохранить слух | + | |||
Игра «Угадай звук» | + | |||
Что такое правильная осанка? | + | |||
Разучивание упражнений для профилактики плоскостопия. | + | |||
Гигиена полости рта | + | + | ||
Микроклимат и здоровье | + | |||
Как поддерживать чистый воздух в жилом помещении | + | |||
Социальная составляющая здоровья (13 часов) | Традиции сохранения здоровья в семье. | + | ||
Вредные привычки – разрушители здоровья | + | |||
Сюжетно-ролевая игра «Телефон доверия» (как правильно отказаться если тебе предлагают алкоголь, сигарету, наркотик) | + | |||
Правила пользования телевизором, компьютером и мобильным телефоном | + | |||
Игра «Да или нет» (Правила пользования гаджетами) | + | |||
Социально значимые болезни (туберкулёз, Спид) | + | |||
Охрана здоровья детей | + | |||
Помощь людям с особыми потребностями (слепыми, с ДЦП и т.д.) | + | |||
Как сохранить здоровье в ситуации ЧС (пожар, наводнение и т.д.) | + | |||
Безопасность дорожного движения | + | |||
Сюжетно-ролевая игра «Перекресток» | + | |||
Правила поведения на природе | + | |||
Конкурс рисунков «Твоё здоровье в твоих руках» | + |
IV. Материально – технические условия реализации программы
4.1. Материально-техническое обеспечение программы
Направление работы | Материально-техническое обеспечение программы |
Здоровье человека | Ноутбук, проектор, интерактивная доска, принтер. Канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши цветные, маркеры, бумага А1, бумага А4, пластилин, клей и т.д., |
Физическая составляющая здоровья | |
Социальная составляющая здоровья |
4.2. Учебно-методический комплекс
Специальными условиями для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья являются использование специальных учебных пособий и дидактических материалов.
- Елена Евтушенко. Нравственное воспитание умственно отсталых детей с помощью театра. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 144 с.
- Людмила Васильева-Гангнус, Азбука вежливости, М.:НИГМА, 2014. – 184 с.
- Шалаева Г.П. Новые правила поведения для воспитанных детей – М.:АСТ, 2015 – 160
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся!...
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Раздаточный материал к интегрированному уроку "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание) 6 класс
Раздаётся каждому ученику на уроке...