Работа с одаренными детьми
учебно-методический материал
Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми .
Психолого-педагогическую диагностику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный маршрут учащегося | 2.09 МБ |
Психолого-педагогическая диагностика | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модернизация российского образования формирование универсальных способностей личности новые социальных потребности и ценности. индивидуализация образовательного процесса обучение по индивидуальным образовательным маршрутам
целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Образовательные потребности Индивидуальные способности и возможности учащегося Возможности материально-технической базы учреждения Индивидуальный образовательный маршрут Профессионализм педагога
Индивидуальный образовательный маршрут помогает одаренному ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Линейная – принцип построения - от простого к сложному. позволяет реализовать систематичность и последовательность
Концентрическая - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны).
Логарифмическая спираль - наиболее продуктивный тип структуры один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно содержание постепенно усложняется и расширяется Возможна исследовательская деятельность обучающихся, направленная на развитие одаренности.
Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий. определение содержания учебно-тематического плана. Оценка возможности интеграции с другими специалистами и родителями, коррекция ИОМ. Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей Определение цели и постановка задач Определение времени на освоение базовой и специальной программы. Разработка учебно-тематического плана
Этап диагностики уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей и уровень интереса. вводное и промежуточное анкетирование для выяснения интересов учащихся (5-6 классы). уроки биологии, биологического краеведения занятия объединения «Исследователи природы» Выявляется устойчивая заинтересованность детей
исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута. в процессе обучения и выбора направления будущей профессиональной деятельности приоритеты ребёнка могут поменяться. ИОМ осуществляется параллельно с получением базового образования или занятиями в профильных группах
Занятия в классе - образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Групповые занятия - д ля группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля. Самостоятельное изучение Практика
«ЗА» «против»
Спасибо за внимание! Удачи всем в работе!
Предварительный просмотр:
Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики
обучающегося
1. Общие сведения об обучающемся:
● фамилия, имя, отчество, возраст;
● место обучения, осваиваемая профессия, специальность;
● состояние здоровья;
● состав семьи, социальное положение семьи, родители, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников.
Методы: изучение документов; беседа с педагогами, родителями, учащимися; наблюдение.
2. Направленность личности обучающегося
Направленность личности – это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя несколько иерархически связанных форм:
● интересы учащегося вне учебного заведения (посещение театров, музеев, выставок, спортивных секций и т. д.);
● ценностные ориентации (духовное удовлетворение, материальное благополучие, социальные контакты, собственная индивидуальность, престиж, достижения, саморазвитие, обучение и образование, профессиональная жизнь, семья, увлечения, общественная жизнь);
● независимость, самостоятельность и активность в достижении своих целей (локус контроля);
● профессиональная направленность: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), отношение родителей к избранной учащимся профессии; склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения, профессиональный тип личности;
● самооценка, уровень притязаний.
Методы: беседа, тестирование (методика диагностики направленности личности, степени удовлетворенности основных потребностей, исследования самооценки личности, уровня притязаний, мотивации профессиональной деятельности и др.).
3. Индивидуальный опыт обучающегося
Индивидуальный опыт – это совокупность знаний, умений, навыков учащегося, накопленных в процессе обучения.
Могут быть представлены следующие сведения:
● уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков;
● успеваемость по различным предметам;
● отношение к учебе (дисциплинированность, отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий).
Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.
4. Характеристика психических процессов обучающегося
Психические процессы – это совокупность процессов внимания, памяти, мышления, воображения, участвующих в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков и умений, других личностных качеств.
Могут быть представлены сведения о развитости следующих познавательных процессов:
● внимание (свойства: объем, распределяемость, переключаемость, избирательность, устойчивость, сосредоточенность (концентрация));
● память (преобладающий вид: образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; механическая, смысловая; характеристики продуктивности: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения информации, лабильность, помехоустойчивость);
● мышление (особенности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация; преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, словеснологическое; репродуктивное, продуктивное; особенности: аналитичность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, гибкость, подвижность, активность);
● воля (выраженность и генерализованность волевых качеств личности: сила, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание, решительность, настойчивость);
● эмоции (преобладающий фон настроения, эмоциональная сдержанность, тревожность (ситуативная, личностная) и т. д.);
● воображение (яркость представлений, пространственные представления).
Методы: эксперимент, наблюдение, тестирование (методики исследования свойств внимания, свойств и видов памяти, особенностей мышления, волевых качеств личности и др.).
5. Характеристика индивидуально-психологических особенностей обучающегося
Индивидуально-психологические особенности – это личностные свойства, отличающие одного индивида от других.
Индивидуально-психологические особенности проявляются в темпераменте, характере и способностях обучающегося:
● темперамент (экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность; уравновешенность, сила нервной системы; тревожность), сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов);
● характер (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие), акцентуации характера;
● способности (интеллектуальные, творческие).
Методы: наблюдение, тестирование (методика исследования экстраверсии-интроверсии и нейротизма, типов темперамента, диагностики темпераманта Я. Стреляу, определение психологической характеристики темперамента, акцентуаций характера, ситуативной и личностной тревожности и др.).
6. Обучающийся в структуре межличностных отношений
Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. В данном пункте следует рассмотреть следующие составляющие:
● особенности восприятия группы (индивидуалистический, коллективистический, прагматический тип направленности);
● ориентация на задачу, на взаимоотношения в группе, на себя;
● особенности поведения в конфликтных ситуациях;
● положение обучающегося в группе, его социометрический статус;
● способность к эмпатии;
● уровень агрессивности;
● коммуникативные и организаторские склонности;
● характер взаимоотношений с окружающими: с родителями, преподавателями, друзьями;
● участие в общественной жизни коллектива: отношение к общественным поручениям, качество их выполнения, активность и самостоятельность обучающегося в коллективной деятельности.
Методы: беседа, наблюдение, тестирование (методика исследования
стратегий поведения в конфликтной ситуации, диагностики межличностных отношений Т. Лири, уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, исследование агрессивности личности, методика Рене Жиля и др.).
7. Общие выводы и рекомендации по работе с обучающимся
В данном пункте необходимо отразить следующие вопросы:
● какие особенности личности обучающегося можно охарактеризовать как сильные, а какие требуют коррекционного воздействия;
● насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащегося выбранной профессиональной деятельности;
● какие свойства личности учащегося способствуют построению положительных межличностных отношений в группе, развитию каких свойств
личности следует воспрепятствовать;
● на какие сильные стороны личности обучающегося следует опираться при организации учебной деятельности, какие стороны его личности затрудняют процесс обучения;
● какие характеристики познавательных процессов требуют развивающего воздействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...