Проект "Экологическая тропа"
проект

Нонна Борисовна Маркова

Цель и задачи экологической тропы. Устройство экотропы, экомаршрут,  конспект экскурсии, к приказу конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_prikazu_po_konferentsii.docx18.86 КБ
Файл ekotropa_ekskursiya.docx323.82 КБ
Файл ekomarshrut.docx821.81 КБ
Файл ekotropa.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

к приказу КОУ «Нефтеюганская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья»

от «____» _________2018 №___

План

подготовки и проведения о конференции педагогических работников «наше светлое завтра…»

        Цель: обсуждение важнейших вопросов содержания образовательного процесса в условиях модернизации образования, основных направлений методической работы педагогического коллектива.

Задачи:

-        повышение уровня квалификации и обмен опытом между педагогическими работниками;

-         подведение итогов методической работы за 2017-2018 учебный год;

  • выработка практических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса;
  • утверждение учебно-методических комплексов по предметам учебного плана на 2018-2019 учебный год.

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1 Подготовительные мероприятия

1.1

Заседание временной рабочей группы: планирование, распределение функций, определение ключевых вопросов к обсуждению на конференции

До 06.05.2018

Н.А. Шапошникова

Н.В. Коновалова

И.Н. Моржанаева

З.А.Тимербаева

Н.А. Зубрилина

Е.В. Архипова

Г.А. Султанова

Н.Б. Маркова

Т.Г. Фирсова

Т.А. Ямщикова,

Т.В. Александрова

1.2.

Семинар «Современные тренды непрерывного профессионального образования педагогов»

До 08.05.2018

(учителя)

До 12.05.2018 (воспитатели)

Н.А. Шапошникова

1.3.

 Фотосессия

21.05.2018 14:30

Руководители МО,

Звягин М.И.

1.3

Работа в методических объединениях:

1.3.1.

Обсуждение содержания выступлений, определение ответственных, подготовка презентаций

До 20.05.2018

Руководители

методических

объединений:

З.А.Тимербаева

Е.В. Архипова

Н.А. Зубрилина

С.В.Звягина

Т.Г. Фирсова

Г.А. Султанова

1.3.2.

Подготовка предложений по планированию методической работы на  2018-2019 учебный год

15.05.2018

1.3.3.

Диагностика профессиональных затруднений педагогов, психологического климата в коллективе, образовательной среды ОО

До

18.05.2018

Н.В. Коновалова

Н.А. Шапошникова

Т.А. Ямщикова

И.Н. Моржанаева

Т.В. Александрова

В.Р. Бакирова

З.А. Тимербаева

1.4.

Оформление выставки достижений педагогических работников

До  21.05.2018

Определяются внутри методических объединений

1.6.

Подготовка буклета «Книга педагогических достижений за 2017-2018 учебный год»

До 22.05.2018

Определяются внутри методических объединений

1.7.

Подготовка помещения, установка аппаратуры, организация питьевого режима

До 19.05.2017

М.И. Звягин,

А.А. Христофорова

  1. Проведение Конференции

23.05.2018, 13:30-16:00, методический кабинет

Базовая площадка конференции

2.1.

Организационная процедура (цель, задачи, регламент)

13:30-13:40

Н.А. Шапошникова

2.2.

Опыт применения новых коррекционно-развивающих технологий в 2017-2018 учебном году (видеосообщения от каждого методического объединения)

13:40- 14:10

(до 5 минут)

Докладчик определяются внутри методических объединений

2.2.1.

Естественнонаучная лаборатория «НаУраша»

З.А.Тимербаева

2.2.2.

«Рисунки на песке»

Г.А. Султанова

2.2.3

Студия ИКТ (видеоролики)

А.В. Правдин

2.2.4.

«Шахматная школа»

А.О. Джанхуватова

2.2.5.

«Экологическая тропа»

Н.Б. Маркова

2.2.6.

«Волшебный сундучок»

2.3.

Результаты изучения профессиональных затруднений педагогических работников ОО

14:10-14:20

И.Н. Моржанаева

Результаты изучения психологического климата в коллективе

14:20-14:30

Т.В. Александрова

Результаты обследования образовательной среды ОО

14:30-14:40

Т.А. Ямщикова

2.4.

Персонифицированная педагогическая мастерская

(педагоги работают на созданием Персональных программ повышения квалификации педагогических работников)

2.4.1

Составление Персональных программ повышения квалификации педагогических работников

14:40- 15:10

Руководители методических объединений

2.4.2

Презентация Персональных программ повышения квалификации

15:10-15:30

По 1 проекту от методического объединения

2.4.3

Распределение программ по кластерам, формирование рабочих групп

15:30-15:40

Н.В. Коновалова

2.4.4.

Рефлексивная пауза.

15:40-15:50

В.Р. Бакирова

2.4.5.

Интервью

15:50-16:00

Е.А. Новоселова

2.5.

Пленарное заседание, принятие решения конференции

16:00-16:15

Н.А. Шапошникова



Предварительный просмотр:

Экскурсия «Экологическая тропа»

Подготовила: Маркова Н.Б.

Само название "учебная тропа природы" можно понимать как "мы изучаем природу" и как "природа нас учит". Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, "каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный "природоведческий ликбез", т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников- научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача троп, - способствовать воспитанию экологической культуры поведения человекам, как части общей культуры взаимоотношений людей  друг с другом и отношения человека к природе

“ Югра” в переводе означает “ люди на воде”, старое название “ ханты” - остяк (“ясах”) означает “люди с Оби”, а “манси” называли “вогулами”, что означало “дикие”.

Когда ханты говорят “если моей сказке продолжаться” - это означает “если я буду жив”. Сказка этого красивого сурового края уходит своими корнями в далекое прошлое.   В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.

Я хочу вам рассказать, что означает национальное платье. Платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют “Цвет тайги”. Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.

Мех на платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.

Все платье говорит о щедрости и богатстве нашего края. Свою одежду и предметы быта ханты и манси щедро украшали орнаментом.

 Неофициальным символом России является береза, а у народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

Сказания народов ханты и манси «Вурна хатл – Вороний день

Вурна хатл – Вороний день. В далекие времена прилет вороны у местного населения был связан с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, кричат, как бы пробуждая природу. Говорят, давным-давно ворона белой была. И жила она с людьми, в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не, что живность кормить - самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Не долго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам не поверили: улетала птица белая, а вернулась - черная. А когда узнали, что наелась она падали, то выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей. Так повествует хантыйская легенда, древняя, как сам народ, сложивший ее. В хантыйских и мансийских преданиях вороны считаются покровительницами женщин и детей. Мокрый цап (опилки и стружки из мягкой древесины, которые насыпали в детскую люльку) обычно складывались в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эту кучку преющего цапа и грела свои озябшие лапки. А когда улетает ворона в теплые края, то на прощание пролетает над селением и приговаривает: «Пусть больше появляется на свет мальчиков, пусть больше появляется на свет девочек. Когда я вернусь сюда весной, будет где мне лапки свои погреть». Изначально праздновался в день прилета ворон. Позднее он стал отмечаться 7 апреля, на Благовещенье. Старые люди говорят, что ворона - хорошая птица, она радуется рождению детей.

“У северных народов есть исторические корни, а значит и будет будущее!”, даже несмотря на то, что культура и традиционный образ жизни образ ханты и манси подверглись сильнейшим деформациям.

http://www.finnougoria.ru/upload/iblock/5be/vycsyvka.JPG

«Заячьи прыжки».

Подвижная игра Ход игры: Игра проводится в любое время года: летом – на песке, зимой – на мягком снегу. Играют дети и подростки. Дистанция для прыжков произвольная и определяется перед прыжками по договоренности между участвующими. Игра способствует развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости. Описание. Перед игрой определяют дистанцию, в начале которой проводится стартовая линия, а в конце – линия финиша, или любой предмет, до которого надо допрыгнуть. Все участники становятся у стартовой линии, принимают исходное положение – стоя, ноги врозь. По команде все участники начинают выполнять «заячьи прыжки», стараясь как можно быстрее без ошибок преодолеть всю дистанцию. Кто сделает это первым, тот становится победителем. Сами же «заячьи прыжки» выполняются так: от линии старта игрок отталкивается двумя ногами и приземляется на одну (любую) ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземляется опять на две ноги и так далее. Если участник нарушает чередование положения ног во время исполнения «заячьих прыжков» – он выбывает из игры.

«Медведь».

 Подвижная игра. Ход игры:

«Медведь» – ребенок сидит в «берлоге». Он спит. Дети подходят к нему и говорят слова:

 Медведушка – бабушка,

Медведушка – бабушка,

Твою чернику собираем,

Твою бруснику выбираем.

Хорошую ягоду себе берем, Плохую выбрасываем.

Медведь «просыпается» и бежит за детьми. «Олени». Подвижная игра. Играющие договариваются о грани

«Стой, олень! (Сувт, кэр)».

 Подвижная игра. Ход игры: Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги олень»» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игру заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей. Правила игры: разбегаться можно только по сигналу «Беги олень!». Осаленные отходят в условное место. Салить надо осторожно.



Предварительный просмотр:

Картосхема C:\Users\Наталья\Desktop\Экотропа\DSC00332.JPGC:\Users\Наталья\Desktop\Экотропа\DSC00326.JPGC:\Users\Наталья\Desktop\Экотропа\DSC00329.JPGC:\Users\Наталья\Desktop\Экотропа\DSC00334.JPGC:\Users\Наталья\Desktop\Экотропа\DSC00335.JPGC:\Users\Наталья\Desktop\Экотропа\DSC00323.JPGC:\Users\Наталья\Desktop\Экотропа\DSC00330.JPGC:\Users\Наталья\Desktop\Экотропа\DSC00333.JPG

C:\Users\Наталья\Desktop\Экотропа\DSC00331.JPG

 

Социально-ориентированное наглядное пособие

На каждой остановке экологической тропы дается морфологическая, систематическая и экологическая характеристики природного объекта, ведутся фенологические наблюдения.
Кроме того, учащиеся рассказывают найденные легенды, сказания о растениях, читают стихи, загадывают загадки, знакомят с ролью растений в природе и жизни человека.

Собранный материал по экологической тропе можно использовать не только на уроках окружающего мира, но и других: литературного чтения, ОБЖ, ИЗО, а также на внеклассных мероприятиях.

За каждым растением учащиеся ведут тщательные фенологические наблюдения (фенология – наука, изучающая сезонные явления природы). Измеряют глубину снежного покрова, наблюдают за особенностями ствола, коры деревьев, особенностями почек, описывают общее экологическое состояние объекта, выявленные признаки учащиеся записывают в специальный лист наблюдения. Учатся делать выводы о причинно-следственнных связях природных явлений, получая, таким образом, навыки исследовательской работы и проектной деятельности.

Экологическая тропа работает в течение всего учебного года.

Показатели эффективности действия экологической тропы:

1. Изучая биологию редких растений, учащиеся незаметно осваивают нужные биологические понятия, расширяют область познания.
2. Развивается познавательная и творческая активность учащихся. Ребята стали интересоваться историческими, литературными фактами, например, какие легенды и предания связаны с данными растениями, народные приметы и сказания, а также изучили массу сведений о том, как можно использовать растения в виде лекарственного сырья. Учащиеся самостоятельно создают проекты: «Растения в легендах и преданиях», «Здоровье без лекарств», «Народные приметы о растениях».
3. Решаются вопросы трудового воспитания через организацию акций по уборке и очистке пришкольной территории.
4. Ежегодное проведение на базе положительного опыта тропы школьных, районных, областных семинаров.
5. Уроки общения с природой доставляют учащимся эмоциональное удовлетворение, способствуя тем самым заложению основ духовно-нравственного воспитания.
6. Благоустраивается пришкольная территория, формируются новые объекты тропы силами и средствами учащихся, родителей, местными властями.
7. Формируются основы экологической грамотности и культуры  школьников.



Предварительный просмотр:

Цели и задачи экологических троп.

Само название "учебная тропа природы" можно понимать как "мы изучаем природу" и как "природа нас учит". Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, "каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный "природоведческий ликбез", т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников- научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача троп, - способствовать воспитанию экологической культуры поведения человекам, как части общей культуры взаимоотношений людей .друг с другом и отношения человека к природе

Оборудование экологической тропы.

Оно начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления крупномасштабной картосхемы. Целесообразно провести обследование местности радиусом 50 м от полотна тропы, чтобы выявить и картировать интересные экскурсионные объекты или наметить места для их последующего создания.

После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с консультантами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с конкретными условиями, выявляет места установки информационных досок, экологических знаков и указателей, оборудования обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха. Опыт показывает, что для детей все обозначения па рабочей картосхеме лучше проводить нумерацией. На том месте, где расположен экскурсионный объект, на карту наносят точку, пишут порядковую цифру и обводят кружочком. Для удобства работы экскурсоводов цифровые обозначения лучше проводить цветными фломастерами. Так, например, все натуральные объекты обозначают зеленым цветом, антропогенные красным, информационные - черным. На оборотной стороне карты д.пог пояснение к цифровым обозначениям.

E-08.jpg

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологическое воспитание сегодня – одна из важнейших задач общества и образования. Во многих регионах России принят Закон «Об экологическом образовании», новые ФГОС начального образования также включают в себя программу экологического образования и воспитания школьников. Все это предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и является основой для поиска и разработки эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные экологические знания и умения в начальной школе послужат базой или фундаментом дальнейшей экологической и культурологической грамотности.

Система непрерывного экологического образования направлена на формирование экологической грамотности учащихся не только на уроках окружающего мира и краеведения в начальной школе, но и во внеурочной деятельности, совместно с учителями предметниками (биологии, экологии, химии), родителями, с привлечением учреждений дополнительного образования (кружки, секции и т.д.). К сожалению, в настоящее время учебные заведения испытывают острую нехватку социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию и просвещению

На каждой остановке экологической тропы дается морфологическая, систематическая и экологическая характеристики природного объекта, ведутся фенологические наблюдения.
Кроме того, учащиеся рассказывают найденные легенды, сказания о растениях, читают стихи, загадывают загадки, знакомят с ролью растений в природе и жизни человека.

Собранный материал по экологической тропе можно использовать не только на уроках окружающего мира, но и других: литературного чтения, ОБЖ, ИЗО, а также на внеклассных мероприятиях.

За каждым растением учащиеся ведут тщательные фенологические наблюдения (фенология – наука, изучающая сезонные явления природы). Измеряют глубину снежного покрова, наблюдают за особенностями ствола, коры деревьев, особенностями почек, описывают общее экологическое состояние объекта, выявленные признаки учащиеся записывают в специальный лист наблюдения. Учатся делать выводы о причинно-следственнных связях природных явлений, получая, таким образом, навыки исследовательской работы и проектной деятельности.

Экологическая тропа работает в течение всего учебного года.

Показатели эффективности действия экологической тропы:

1. Изучая биологию редких растений, учащиеся незаметно осваивают нужные биологические понятия, расширяют область познания.
2. Развивается познавательная и творческая активность учащихся. Ребята стали интересоваться историческими, литературными фактами, например, какие легенды и предания связаны с данными растениями, народные приметы и сказания, а также изучили массу сведений о том, как можно использовать растения в виде лекарственного сырья. Учащиеся самостоятельно создают проекты: «Растения в легендах и преданиях», «Здоровье без лекарств», «Народные приметы о растениях».
3. Решаются вопросы трудового воспитания через организацию акций по уборке и очистке пришкольной территории.
4. Ежегодное проведение на базе положительного опыта тропы школьных, районных, областных семинаров.
5. Уроки общения с природой доставляют учащимся эмоциональное удовлетворение, способствуя тем самым заложению основ духовно-нравственного воспитания.
6. Благоустраивается пришкольная территория, формируются новые объекты тропы силами и средствами учащихся, родителей, местными властями.
7. Формируются основы экологической грамотности и культуры младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа. Экскурсия по Железноводску. Путеводитель.

Данная работа группы учащихся 7 класса предназначена для выступления на конкурсе работ "Наша родина-наш дом" Для того чтобы представить эту работу на конкурс, девочки проделали огромную работу: собра...

Ежиные тропы

Карточки-тренажеры для изученичия разветвляющихся алгоритмов...

Экологическая тропа "Не преврати свой дом в мусорную свалку!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Проведение занятия способствует воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом...

ИП "Тропы"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза....