Тема самообразования «Развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей учащихся »
методическая разработка
Введение:
основы теории и методики координационных способностей, развитие координационных способностей в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.
общеразвивающие упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.docx | 55.81 КБ |
Предварительный просмотр:
%
Тема самообразования
«Развитие двигательных
(координационных и кондиционных)
способностей учащихся »
Учитель физической культуры Атешев Ю.З.
г. Лагань, 2014
Введение:
основы теории и методики координационных способностей, развитие координационных способностей в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.
общеразвивающие упражнения.
Циклические упражнения:
а) ходьба
б) бег
в) лазанье по гимнастической стенке
г) лазанье по гимнастической скамейке
д) перелезание, подлезание циклические упражнения:
а) прыжки в длину с места и разбега
б) опорные прыжки
в) другие прыжки
г) упражнения в равновесии
д) спортивно-игровые упражнения, эстафеты омбинированные упражнения и эстафеты, дуговая тренировка.
подвижные игры.
элементы единоборств и спортивные игры.
:сты координационных способностей.
Литература:
- Бондаревский Е. Я. « Чтобы росла двигательная активность: Упражнения в равновесии в школьной программе». ( Физическая культура в школе №5 1979 г.).
- Лях В. И. «Циклические упражнения в развитии координационных способностей младших школьников». ( Физическая культура в школе №9 1990 г.).
- Лях В. И. «Развивая координационные способности» 1-4 классы.Упражнения с
малыми мячами. ( Физическая культура в школе №10 1991 г.).
5. Минаев Б. Н.,Шиян Б. М. «Основы методики физического воспитания школьников.
В комплексной программе физического воспитания школьников большое внимание уделено развитию координационных способностей и ловкости. Большое значение имеют такие качества как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко диффенцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость понятия «координация» и «ловкость» включают также меткость, чувство.ритма, сопсобность произвольно
расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях и др.
Один из наиболее крупных ученых в области физического воспитания школьников Сатиров Г. Н. отмечал: «Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своми движениями...», т.е. нельзя сформировать интегральную способность ( или умнеие) управлять своими движениями.
В методике развития координации движений у детей школьного возраста важно систематическое и последовательное обучение разнообразным двигательным действиям и образование на этой основе всё более сложных форм координации движений. Для этого используются общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками , обручами ),упражнения на снарядах, упражнения акробатики , лёгкой атлетики , всевозможные разновидности ходьбы , бега, прыжков, метаний на дальность и точность, освоение техники плавания , элементы борьбы , эстафеты, подвижные и спортивные игры.
При прохождении материала по лёгкой атлетике применяются упражнения по выработке чувства пространства ( прыжки и метания с различных дистанций ), чувства времени ( бег и прыжки в заданном темпе, пробегание коротких отрезков со скоростью 30 - 90 % от максимальной с определением времени бега самим учеником ), дифференцирования мышечных усилий ( чередование прыжков в длину с места в полную силу с прыжками вполсилы, броски и метания различных в цель ).
При прохождении материала по гимнастике мною используются упражнения для развития равновесия, ритма, вестибулярной устойчивости.
В процессе развития координации у школьников целесообразно я использую упражнения, рекомендованные для развития скоростно - силовых качеств. Например, упражнения в чередовании бега с максимальной скоростью на короткие отрезки с бегом со скоростью 30 -90 % от максимальной, в чередовании пробегания равных отрезков по прямой с изменениями направления движения, скорости бега.
Упражнения, направленные на совершенствование координации движений рук, ног, рук и ног, целесообразно включаются мною в правую и левую сторону, правой и левой рукой , правой и левой ногой.
Координационные способности позволяют человеку строить двигательные акты , преобразовывать выработанные формы действий и переключаться от одних к другим в соответствии с требованиями меняющихся условий.
Всякое новое движение, всякий технический элемент строится на основе старых координационных связей, из знакомых человеку двигателбных элементов. Поэтому способность быстро и точно выполнять новые движения во многом зависит от того, какой запас координационных связей уже имеется у человека.
Отсюда задача создания этого запаса различных двигательных действий с самого возраста. Исследования показали, что координационные способности, как и другие физические качества, в определенЙиЪозрастные периоды более
лувствительны, легче и эффективнее поддаются тренировке. Сенситивным ( 1аиболее чувствительным ) периодом для лучшего развития координационных ;пособностей у школьников является период приблизительно 7-12 лет.
Поэтому основные задачи координационно-двигательного совершенствования !,етей целесообразнее всего решаются в первые шесть лет обучения в школе. Агорой сенситивный период для циклических видов спортивной деятельности [риходится на возраст с 14 до 15 лет, на седьмые- восьмые классы. 1спользование данных о сенситивных периодах позволяют мне именно в казанное время сосредоточить внимание на создании базы развития оординационных способностей у школьников. Так как координационные пособности зависят от двигательной подготовленности учащихся, количества [ сложности освоенных навыков, а также эффективности протекания [сихологических процессов, обуславливающих эффективность управления вижениями, то, чем больше количество,разнообразия и сложность освоенных (авыков, тем быстрее и эффективнее приспосабливаются школьники к еожиданным условиям, решают новые двигательные задачи, тем адекватнее >еагируют они на применение ситуации. Быстрота и точность решения вигателъных задач, в свою очередь, наращивают двигательный баланс чеников.
- содержании учащихся 1-4 классов в довольно большом объёме я ввожу пражнения с малыми мячами. Они так же, как и упражнения с большими (ячами, являются отличным средством развития и совершенствования оордиационных способностей младших школьников. Упражнения с малыми ячами-броски и ловля, Метание в цель и на дальность-имеют важное рикладное значения. Овладения учащихся начальных классов рациональной хникой метания малых мячей положительно сказывается в будущем при v воении метания гранаты.
I то же время, несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, метание я ляется сложном в координационном отношении двигательным д ействиям.Метание малых мячей, пожалуй, в большой мере, чем какие-либо другие упражнения, развивает глазомер, мышечное чувство, ряд других функций, составляющих суть координационных способности.
Для развития и совершенствования координационных способностей используются подвижные игры и эстафеты с малыми мячами ( «Метко в цель», «Быстро и точно», «снайперы», «гонка мячей», «попади в мяч»),
В развитии координационных способностей младших школьников особое место пр инадлежит подвижным играм.
При систематическом использовании они положительно воздействуют не только на способность управлять движениями, но и на всю психо-моторную сферу ребёнка: умение быстро реагировать, предвидеть, быстро находить,принимать и осуществлять решения.
Ряд подвижных игр, как и простые эстафеты применяю на уроках физической ь льтуры без специального обучения соответствующим движениям ( например, богу, прыжкам ). Однако большинство подвижных игр и эстафет ( прежде всего с мячами ) использую лишь после того, когда необходимые двигательные
действия достаточно хорошо освоены. Иначе преждевременное включение их может повлечь за собой формирование неправильных навыков и умений ( координаций) в бросках,ловля и ведение мяча, что отрицательно скажется в дальнейшем при освоении техники соответствующих приёмов спортивных игр. Координацию движений можно успешно развивать на протяжении своей учёбы в школе.
Эффект тренировки не одинаков: наибольший-в 7-11 лет, средний - с 14 до 16 -17 лет, наименьший - в 12 - 14 лет.
В целях контроля за физической подготовленностью во всех классах два раза в год (осенью и весной) провожу проверку уровня развития основных двигательных качеств с помощью следующих контрольных испытаний: 1) бег на 30 м. с высокого старта - для контроля за быстротой движения; 2) прыжок в длину с места - для оценки скоростно-силовых качеств; 3) бег в течение 6 минут - для выявления выносливости; 4) подтягивание в висе ( мал. ), подтягивание в висе лёжа или сгибания и разгибания рук в упоре лёжа ( дев.) - с целью определения силовых возможностей; 5) челночный бег 3 на 10 м. или 4 на 9 м. ( быстрота реакции, координаций движений )
Общеразвивающие упражнения: ( на месте, без предмета ).
- И. п. - стойка ноги врозь. 1-наклон вправо, дугами книзу левую руку согнуть спереди, правую сзади. 2- и. п., руки в стороны - вниз, ладонями назад. 3- наклон влево, дугами к низу правую руку согнуть спереди, левую руку сзади. 4 - и.п., руки в стороны -вниз, ладонями назад. 5 - 8 - то же, что на счет 1 - 4.
- И.п. - стойка ноги врозь. Один - с поворотом налево полуприсед на правой, наклон к левой (взяться руками за голень ). 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону.
- И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты у туловища под прямым углом, пальцы собраны в кулак. 1 - 4 - перемещать на каждый счет колени из стороны в сторону, постепенно приседая, одновременно ударяя кулаками по бёдрам. Голова наклоняется в ту же сторону, куда смещаются колени.5 - 8 - движение выполняется в обратном порядке.
- И.п. - сед на полу, руки на пояс. 1 - 4 - четыре « шага » вперёд на ягодицах, поочередно сгибая и разгибая ноги. 5 - 8 - то же, что на счет 1 - 4, но продвигаясь назад.
- И.п. - сед на полу, опора руками сзади. 1 - скольжением согнуть ноги в коленях. 2 - развести ноги в стороны. 3 - скольжением согнуть ноги в коленях. 4 - скольжением выпрямить ноги вперёд, и.п.
- И.п. - сед ноги врозь. 1 - 2 - два наклона к правой ноге. 3 - 4 - два наклона к левой ноге. 5 - 7 - три наклона вперёд. 8 - и.п. При выполнении наклонов ноги в коленях не сгибать.
- И.п. - сед на полу, опора руками сзади. 1 - сед углом. 2-6 выполнить ногами движения велосипедиста. 7 - положение счета 1.8- и.п.
- И.п,- стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 - мах согнутой правой вперёд скрестно перед левой, локтём левой руки коснуться колена правой. 2 - и.п. 3 - мах правой вперёд скрестно перед левой, левой рукой коснуться правого носка.
4 - и.п. 5 - 8 то же, что на счет 1 - 4, но с другой ноги. При выполнении махов, ноги прямые.
- Прыжки. И.п. - руки согнуты в локтях под прямым углом, пальцы собраны в кулак. 1 - 2 - два прыжка на левой, правая скрестно перед левой ( правое плечо вперёд ). 3 -^ - то же на другой ноге ( правое плечо вперед ). 5 - прыжок на левой, правая скрестно перед левой ( левое плечо вперед ). 6 - прыжок на правой, левая скрестно перед правой ( правое плечо вперед), 7 - 8 - то же, что на счет 5-6. Прыжки выполнить легко и изящно. Голову слегка наклонять к вынесенному вперед плечу.
а) Ходьба, её разновидности.
- Ритмическая ходьба с хлопком в ладони перед собой на «1 - ый » и « 3 - ий » шаг.
- Ходьба на носках, руки на голове, кисти одна на другой ладонями вниз.
- Шаг левой вперед, руки к плечам, пальцы собраны в кулак. Шаг правой перед, руки вниз.
- Ходьба с движениями рук вверх и хлопками. 1 - шаг левой вперед, правая рука вверх. 2 - шаг правой вперед, левая рука вверх. 3 - 4 - два шага вперёд и два хлопка в ладони над головой.5 - шаг левой вперёд, правая рука вниз. 6 - шаг правой вперед, левая вниз. 7 - 8 - два шага вперёд и два хлопка по бёдрам.
- Ходьба со скрестным движением прямыми руками перед собой.
б) ходьба скрестным шагом. 1 - шаг левой вперёд, скрестно перед правой. Резким движением правая рука сгибается к плечу, левая назад - книзу, пальцы собраны в кулак, небольшой поворот туловища в право. 2 - шаг скрестно перед левой, смена положения рук.
3 - 4 - то же, что на счет 1-2.
- Ходьба с высоким подниманием бедра. 1 - шаг левой вперёд, правую ногу согнуть вперёд. 2 - шаг правой вперёд, левую согнуть вперёд. 3 - 4 - то же, что на счет 1-2.
- Ходьба на пятках.
- Ходьба в полуприседе.
- Ходьба в различном темпе, с замедлениями и ускорениями.
- Ходьба с высоким подниманием бедра.
- Ходьба с коротким, средним и длинным шагом.
- Ходьба по разметкам (расстояние 30 - 60 см.)
- Ходьба с изменениями направления и скорости движения.
б) Бег и его разновидности.
- Бег с высоким подниманием бедра.
- Бег.с захлестыванием голени назад.
- Семенящий.
- Прыжки с ноги на ногу.
- Прыжки на одной.
- Приставными шагами вправо, влево.
- Спиной вперёд.
- Челночный бег.
- С изменением скорости и направления.
- Рывками.
- С ускорением.
- Эстафетный бег по кругу.
- Встречный.
- С переноской предметов.
- Бег через мячи.
- Барьеры h - 15 - 25 см.;
- Бег в чередовании с различными прыжками
- Правая (левая) скрестно впереди или сзади.
- многоскоки (прыжками).
- Скачками ( прыжки на одной ноге, без подтягивания и с подтягиванем толчковой ноги).
- На прямых ногах - за счет разгибания только стопы.
- Бег коротким, средним и длинным шагом.
- Бег на носках.
- Бег в чередовании с ходьбой до 150 м.
- Бег с преодолением препятствий - мячей, скакалок, скамеек.
- Бег с прыжками через условные обозначенные « рвы », расположенные друг от друга на расстоянии 4-5 шагов.
- Бег на месте в медленном ( 100- 120 шагов ), среднем ( 140- 150 шагов ) и быстром темпе ( 170 - 180 шагов в мин. ).
- Бег из различных исходных положений: упор лёжа, упор присев, сед.
в) Лазанье по гимнастической (лестнице ) стенке.
- Произвольное лазанье вверх и вниз до определенной высоты.
- Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочерёдно обеими ногами, с поочередным перехватованием руками за следующую рейку.
- Лазанье вверх, наступая на одну рейку одной, а на другую другой ногой.
- Лазанье вверх и вниз одноимённым способом, перехватить правой рукой за следующую рейку, перехватить левой рукой через одну рейку и поставить левую ногу через одну рейку.
- Лазанье вверх и вниз разноименным способом: перехватить правой рукой за следующую рейку и поставить левую ногу на правую рейку, перехватить левой рукой через одну рейку и поставить правую ногу через одну рейку.
- То же, что упражнения 4 - 5, но ноги ставить на каждую рейку или через 1 - 2 рейки.
- Произвольное лазанье вправо и влево.
- Лазанье произвольным способом по диагонали снизу - вверх и сверху - вниз.
- Лазанье по диагонали приставными шагами.
г) Лазанье по гимнастической скамейке.
- Лазанье по скамейке, стоящей на полу, на четвереньках вперед и назад, захватывая руками края скамейки.
- Лазанье по скамейке, установленной под углом 10-15 градусов, на гетвереньках вперед и назад, захватывая руками края скамейки.
) То же, что упражнение 2, но при одноименном движении рук и ног.
- То же, что упражнение 2, но при разноименном движении рук и ног.
- Подтягивание лежа на животе на скамейке, стоящей на полу, установленной под углом 10-15 градусов.
- Лазанье по скамейке, установленной под углом 30 градусов, на четверенька' ч вперёд и назад , захватывая руками края скамейки.
- Различные виды лазанья по скамейке ,стоящей на полу или под углом ,с различным положением ног : с согнутыми на носках ,на всей ступне ,с прямыми ногами.
- Лазанье на скамейке с переходом на гимнастическую стенку и слезание по ней.
- То же ,упр.8, но в обратной последовательности.
- Перелазание через скамейку ,стоящую на полу.
- Перелазание произвольным способом через две скамейки ,стоящие параллельно на полу на расстоянии 30 - 50 см.
- Перелазание произвольным способом через наклонно установленную скамейку.
- То же ,что упр. 12 ,но с поочередным переносом ног.
- Перелазание через наклонно установленную скамейку «перевалом».
- Перелазание через скамейку с прыжком в упор на руки и перенесением ног (3-4 классы).
- Перелазание через скамейку с опорой руками и ногами.
д) Подлезание.
- Подлезание под гимнастическим бревном , козлом , конём.
- Подлезание под расставленными барьерами h - 30 до 50 см.
- Подлезание под низко расположенной горизонтальной доской , на которой расставлены кегли или деревянные кубики.
е) Прыжковые упражнения.
- Прыжок с места.
- Прыжок с места толчком одной ногой.
- Тройной прыжок.
- Многоскоки.
- Перепрыгивания через скамейку на правой , левой ногой.
- Перепрыгивание на двух ногах через скамейку.
- Перепрыгивание правым, левым боком.
- Перепрыгивание спиной.
- Прыжки по нумерованным полоскам.
- Прыжки в длину с разбега.
- Прыжки в высоту с разбега.
- Прыжки через гимнастическую палку.
ж) Опорные прыжки.
- Прыжок « ноги врозь » через козла в длину, ширину h от 100 до 120 см.
- Прыжок через коня в длину « ноги врозь ».
- Прыжки с высоты на упругую опору с последующим быстрым отталкиванием от неё.
з) Спортивно - игровые упражнения, эстафеты.
- Линейные эстафеты.
- Встречные эстафеты.
- Эстафета с преодолением различных препятствий.
- Эстафета с ведением мяча.
- Эстафета с метаниями малого мяча.
- Катание баскетбольного мяча рукой для младших возрастов.
- Ведение мяча гимнастической палкой для младших возрастов.
- Эстафета с подбрасыванием мяча над веревочкой для младших возрастов.
- Вместо бега скачки на одной ноге, на другой - обратно.
- Галоп левым боком вперёд, а обратно - правым.
- С подлизанием под верёвку вперёд, а обратно - перепрыгивать.
- Со скалкой.
- С ведением мяча ногами и обводкой флажков.
- Круговые эстафеты.
« Весёлые старты ».
- Гонка мячей в шеренгах.
- « Посадка овощей ».
- Конкурс волейболистов.
- Конкурс метателей.
- Встречная эстафета с ведением мяча.
- « Переправа » (в обручах).
- Переноска пострадавшего.
- Комбинированная эстафета:
а) прыжки через скакалку ( дев.).
б) то же (мальчишки).
в) ведение теннисного мяча клюшкой, палкой.
г) прыжки в мешках.
д) ведение мяча баскетб.
е) бег с картошкой в ложке ( теннис, мячом ).
ж) галопом вдвоём, взявшись за руки спиной.
з) бег вдвоём через скакалку.
к) прыжки на 2 - х ногах.
л) « тачка » (один передвигается на руках, а другой держит его за ноги .На обратном пути участники меняются ролями ).
Круговая тренировка:
- станция - выпрыгивание вверх из положения упорприсев с разведением ног вперед - назад;
- станция - поднимание ног в угол и опускание из положения сидя в упоре сзади;
- станция - упор лежа из положнеия упор присев;
- станция - прыжки со скаклкой ( 120 - 180 раз );
- станция - сгибание и разгибание рук в упоре - 3- 4 на 7-9 раз;
- станция - и.п. - лежа на спине, ноги вместе, руки вытянуты. Быстрым и одновременным движением « сложиться », коснувшись ладонями ступней ног, вернуться в и.п.
Смена через 1 мин.
Подвижные игры.
Для 1-2 классов игры имитайионные, сюжетного характера, с перебежками, передачей и ловлей мяча: « Совушка », « Класс, смирно! », « Светофор », « Капитаны », « Конники - спортсмены », « Октябрята », « Гуси - лебеди », «
Горел^и », « Волк во рву », « Классы », « Кто дальше бросит », « Метко в цель », « Пустое место », « День и ночь », « Рыбаки и рыбки », « Зайцы в огроде », « Парашютисты », « Мяч среднему ».
В 3 - 4 классах у детей совершенствуются координационные возможности.
Рост показателей силы, быстроты,ловкости и выносливости, более совершенное управление своим телом и лучшая адаптация организма к физическим нагрузкам делают доступными для детей этого возраста игры довольно сложного содержания.
« Товарищ командир », « Точный поворот », « Капитаны » - игры с перестроениями.
Игры с элементами бега: « Караси и щука », « Заяц без логова », « Линейная эстафета », « Шишки, жёлуди, орехи ».
Игры с прыжками : « Удочка », «Прыжки по полоскам ».Игры с метаниеми, передачей и ловкости мяча : « Гонка мячей по кругу », « Подвижная цель », «Попади в мяч », « Охотники и утки », « Салки с мячом ».
Для учащихся 4 классов игры с элементами бега: « Бег за флажками », « Перебежка с выручкой », « Круговая эстафета ».
Игры с прыжками: « Удочка командная », « Прыжок за прыжком ».
Для учащихся 5 классов рекомендуются игры с элементами бега: « Ловля парами », « Салки на одной ноге », « Скакуны », « Перебежки с выручкой », « Борьба за флажки », « Наступление »; игры с прыжками: « Скакуны », « Веревочка под ногами », « Удочка командная ».
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: « Русская лапта », « Г орд за городом ».
Игры с элементами сопротивления в парах и командах: « Перетягивание в парах », « Тяни на булавы », « Борьба в квадратах », « Кто сильнее ? », и другие. Для учащихся 6 классов: « Мяч капитану », « Пионербол », « Мяч ловцу », « Борьба за мяч » ( с элементами баскетбола).
Игры с элементами волейбола, футбола, игры с прыжками, с элементами сопротивления.
Для учащихся 7 классов игры с элнементами баскетбола и ручного мяча типа гонок и передач мяча разными способами в командах, игры типа эстафет и борьба за мяч между игроками разных команд: « Рывок за мячом », « Борьба за мяч ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»
Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...
Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"
Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...
Урок - игра.Тема урока: «Развитие двигательных способностей учащихся».
Цель: развитие двигательных способностей: силы, гибкости, ловкости, прыгучести.Задачи: 1. Закрепить прыжок в длину с места...
Презентация к теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"
Презентация к теме самообразования...
Тема самообразования «Развитие творческих способностей учащихся через внедрение метода проектов на уроках штукатурно-малярного дела»
Метод проектов, один из приоритетных методов, который я использую на своих уроках....
Тема по самообразованию: Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни.
laquo;Физическое воспитание - составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физическ...
План работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....