Программа выявления и развития творческих способностей
рабочая программа
Программам по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных учащихся, обеспечение их личностной самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание программы | 59.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программам по выявлению и творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральнного государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сроки реализации: 2016-2019 гг.
Этапы работы:
1 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей обучающихся через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: выявление способностей обучающихся.
На этом этапе работы с обучающимися проводится диагностика выявления способностей и мотивации к обучению.
2 этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных учащихся, обеспечение их личностной самореализации.
Задачи:
- создание системы целенаправленного выявления одарённых обучающихся в разных областях науки и творчества;
- организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых учащихся в олимпиадах, проектах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Основные направления реализации программы
- выявление обучающихся с творческим потенциалом;
- разработка форм работы
- внедрение в учебный процесс современных технологий
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит демонстрировать свои достижения на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах;
- включение в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на муниципальные, региональные конференции.
Формы работы с одаренными учащимися.
- групповые занятия с сильными учащимися;
- факультатив;
- кружок;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- индивидуальные консультации
- проектная деятельность.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
-Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
-Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
- Формирование высокой речевой культуры;
- Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых учащихся.
Основные мероприятия по реализации программы
- Диагностика:
- Изучение диагностических методик.
- Создание банка тестов для диагностирования.
- Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей обучающихся путем собеседования.
- Развитие творческих и познавательных способностей:
- Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению олимпиад и конкурсов в ОУ.
- Использование в практике работы с одаренными обучающимися следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
- Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня;
- формирование портфолио;
- формирование системы работы с обучающимися;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных обучающихся;
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
-увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, проектах, конкурсах; повышение показателей успешности учащихся на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах.
-расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся
Диагностики:
- Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой
- Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин)
- Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.
[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]
- Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние
План работы по реализации программы
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Разработка плана работы по выявлению и развитию способностей учащихся на 2016-2019 годы. Составление базы одаренных детей | Сентябрь. Ежегодно |
2 | Подбор диагностик для выявления одаренных детей. Выявление особо одаренных детей, диагностика типа одаренности | В течение года |
3 | Проведение тестирования по определению способностей и склонностей детей | Сентябрь-октябрь |
4 | Диагностика уровня развития познавательных способностей | Ноябрь |
5 | Подбор факультативных, индивидуальных и групповых занятий по предметам | Сентябрь |
6 | Организация работы факультативов | Сентябрь |
7 | Подготовка и участие во всероссийских, региональных, муниципальных олимпиадах, конкурсах | В течение года |
8 | Создание банка нестандартных заданий школьного этапа олимпиад по русскому языку и литературе | Октябрь |
9 | Планирование и подготовка заданий школьного этапа олимпиад по предмету | Сентябрь |
10 | Проведение школьного тура предметных олимпиад, проверка работ, анализ | Сентябрь-ноябрь |
11 | Подготовка к участию в муниципальном туре Всероссийской предметной олимпиады | Ноябрь |
12 | Участие в муниципальном туре предметных олимпиад | Декабрь |
13 | Внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения, развитие творческого и исследовательского мышления учащихся. | В течение года |
14 | Руководство проектной деятельностью учеников. Создание проектов по русскому языку и литературе обучающимися (публикация работ учеников) | В течение года |
15 | Организация учащихся к участию в конкурсах, онлайн-олимпиадах, конференциях, проектных мероприятиях | В течение года |
16 | Стимулирование интереса к работе на платформе Учи.ру, Якласс: дополнительные задания, зачеты | В течение года |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой
Раздел I
Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые
А. Любимые __________________________________________________________
Б. Нелюбимые ________________________________________________________
Раздел II
Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.
Допиши недостающие.
Люблю предмет потому, что:
1. Данный предмет интересен
2. Нравится, как преподает учитель
3. Предмет нужно знать всем
4. Предмет нужен для будущей работы
5. Предмет легко усваивается
6. Предмет заставляет думать
7. Предмет считается выгодным
8. Требует наблюдательности, сообразительности
9. Предмет требует терпения
10. Предмет занимательный
11. Товарищи интересуются этим предметом
12. Интересны отдельные факты
13. Родители считают этот предмет важным
14: Хорошие отношения с учителем
15. Учитель часто хвалит
16. Учитель интересно объясняет
17. Получаю удовольствие при его изучении
18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт
19. Предмет помогает развивать общую культуру
20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире
21. Просто интересно
Не люблю предмет потому что:
1. Данный предмет не интересен
2. Не нравится, как преподает учитель
3. Предмет не нужно знать всем
4. Предмет не нужен для будущей работы
5. Предмет трудно усваивается
6. Предмет не заставляет думать
7. Предмет не считается выгодным
8. Не требует наблюдательности, сообразительности
9. Предмет не требует терпения
10. Предмет не занимательный
11. Товарищи не интересуются этим предметом
12. Интересны только отдельные факты
13. Родители не считают этот предмет важным
14. Плохие отношения с учителем
15. Учитель редко хвалит
16. Учитель неинтересно объясняет
17. Не получаю удовольствия при его изучении
18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт
19. Предмет не способствует развитию общей культуры
20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире
21. Просто неинтересно
Раздел III
Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.
1. Это мой долг.
2. Хочу стать грамотным.
3. Хочу быть полезным гражданином.
4. Не хочу подводить свой класс.
5. Хочу быть умным и эрудированным.
6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.
7. Хочу научиться самостоятельно работать.
8. Все учатся и я тоже.
9. Родители заставляют.
10. Нравится получать хорошие оценки.
11. Чтоб похвалил учитель.
12. Чтобы товарищи со мной дружили.
13. Для расширения умственного кругозора.
14. Классный руководитель заставляет.
15. Хочу учиться.
Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)
Обработка результатов.
Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.
[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние
Анкета
Дата Ф.И. Класс
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нвится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.
Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).
Внешний мотив — 0 баллов.
Игровой мотив — 1 балл.
Получение отметки — 2 балла.
Позиционный мотив — 3 балла.
Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
а) | 2 | 3 | 5 | 5 |
б) | 3 | 3 | 3 | 2 |
в) | 4 | 0 | 3 | 3 |
г) | 4 | 4 | 3 | 3 |
д) | 3 | 1 | 3 | 3 |
е) | 3 | 3 | 0 | 3 |
ж) | 3 | 5 | 0 | 4 |
з) | 0 | 3 | 4 | 0 |
и) | 0 | — | — | 0 |
к) | 5 | — | — | — |
Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации учения.
Таблица 8
Уровни мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
I | 41—48 |
II | 33—40 |
III | 25—32 |
IV | 15—24 |
V | 5—14 |
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации учения;
- — нормальный (средний) уровень мотивации учения;
- — сниженный уровень мотивации учения;
V — низкий уровень мотивации учения.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.
Выявление ведущих мотивов у учащихся 5-х классов
Варианты ответов | Выбранные мотивы по номерам предложений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
а б в г д е ж з и к | О П С С П П П В В У | П П В С И П У П - - | У П П П П В В С - - | У О П П П П С В В - |
Условные обозначения мотивов:
У - учебный мотив; С - социальный мотив; П – позитивный мотив; О – оценочный мотив; И – игровой мотив; В – внешний мотив.
Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Методика изучения мотивации учения подростков
(для учащихся 6-7-го класса)
Анкета
Дата Ф.И. Класс
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) получения хороших отметок;
б) продолжения образования, поступления в институт;
в) поступления на работу;
г) того, чтобы получить хорошую профессию;
д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;
е) солидности.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не было учебников;
в) не воля родителей;
г) мне не хотелось учиться;
д) мне не было интересно;
е) не мысли о будущем;
ж) не долг перед Родиной;
з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) хорошие отметки;
б) приложенные усилия и трудолюбие;
в) мои способности;
г) выполнение домашнего задания;
д) хорошую работу;
е) мои личные качества.
II 4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить высшее образование;
б) мне пока неизвестна;
в) стать отличником;
г) состоит в учебе;
д) получить хорошую профессию;
е) принести пользу моей Родине.
5. Моя цель на уроке...
а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;
б) усвоить материал и понять тему;
в) получить новые знания;
г) сидеть тихо, как мышка;
д) внимательно слушать учителя;
е) получить пятерку.
6. Когда я планирую свою работу, то...
а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;
б) тщательно продумываю все ее аспекты;
в) сначала стараюсь понять ее суть;
г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;
д) обращаюсь за помощью к старшим;
е) сначала отдыха.
Ill 7. Самое интересное на уроке — это...
а) различные игры по изучаемой теме;
б) объяснения учителем нового материала;
в) изучение новой темы;
г) устные задания;
д) классное чтение;
е) общение с друзьями;
ж) стоять у доски, то есть отвечать.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне нравится;
б) он легкий;
в) он мне интересен;
г) я его хорошо понимаю;
д) меня не заставляют;
е) мне не дают списать;
ж) мне надо исправить двойку.
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) они несложные;
б) остается время погулять;
в) они интересные;
г) есть настроение;
д) нет возможности списать;
е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
IV 10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) мысли о будущем;
б) родители и(или) учителя;
в) возможная покупка желаемой вещи;
г) низкие оценки;
д) желание получать знания;
е) желание получать высокие оценки.
11. Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю похвалы;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна высокая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
12. Хорошие отметки — это результат...
а) хороших знаний;
б) моего везения;
в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;
г) помощи друзей;
д) моей упорной работы;
е) помощи родителей.
V 13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения;
б) трудности заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных мной усилий;
д) моего везения;
е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.
14. Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) я уверен, что отвечу хорошо;
е) иногда мне так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
VI 16. Ошибившись при выполнении задания, я...
а) выполняю его повторно;
б) теряюсь;
в) нервничаю;
г) исправляю ошибку;
д) отказываюсь от его выполнения;
е) прошу помощи у товарищей.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) анализирую его повторно;
б) огорчаюсь;
в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;
г) откладываю его на время;
д) обращаюсь к учебнику;
е) списываю у товарища.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) сложные и большие;
б) легко решаемы;
в) письменные;
г) не требуют усилий;
д) только теоретические или только практические;
е) однообразны и их можно выполнять по шаблону.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.
Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.
Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (табл. 10).
Внешний мотив — 0 баллов.
Игровой мотив — 1 балл.
Получение отметки — 2 балла.
Позиционный мотив — 3 балла.
Социальный мотив — 4 балла.
Учебный мотив — 5 баллов.
Таблица 10 Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предложе- | Варианты ответов | Показатели | |||||||
ний и баллы, им | а | б | в | г | д | е | ж | 3 | мотиваций |
соответствующие | |||||||||
1 | 2 | 5 | 4 | 3 | 5 | 0 | - | I | |
2 | 0 | 0 | 0 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | |
3 | 2 | 5 | 2 | 4 | 5 | 3 | - | - | |
4 | 3 | 0 | 2 | 5 | 4 | 4 | - | - | II |
5 | 4 | 5 | 5 | 0 | 3 | 2 | - | — | |
6 | 3 | 5 | 5 | 3 | 0 | 1 | - | - | |
7 | 1 | 4 | 3 | 3 | 5 | 1 | 3 | - | III |
8 | 3 | 1 | 3 | 3 | 0 | 0 | 2 | - | |
9 | 3 | 1 | 3 | 3 | 0 | 5 | - | - |
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной табл. 11 можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.
Таблица 11
Оценочная таблица
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
I | 27—29 | 25—29 | 20—23 | 70—81 |
II | 24—26 | 20—24 | 16—19 | 58—69 |
III | 18—23 | 13—19 | 10—15 | 39—57 |
IV | 10—17 | 6—12 | 4—9 | 18—38 |
V | до 9 | до 5 | до 3 | до 17 |
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации учения;
- — нормальный (средний) уровень мотивации учения;
- — сниженный уровень мотивации учения;
V — низкий уровень мотивации учения.
Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл обучения. Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.
Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, то при поэлементном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выборке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотношение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них (табл. 12):
Условные обозначения мотивов:
У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.
Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.
Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации — стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.
Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (предложения 16, 17, 18).
Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV,V,VI), предлагается оценивать с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5 и —5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в —5 баллов.
Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение будут такими: +10; 0; —10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом из содержательных блоков — IV, V, VI) возможные суммы баллов будут таковы: +30; +20; +10; 0; —10; —20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:
+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (показатель VI);
+ 10; 0; —10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;
—20; —30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов.
Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
--- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.
Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:
- количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (определяется процентное соотношение между ними);
- количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);
- количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (определяется процентное соотношение между ними);
- количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);
- количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).
Методика «Направленность на приобретение знаний»
(Е.П. Ильин)
Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Текст опросника
- Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
- После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
- Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да; б) нет.
- Что для тебя учеба:
а) познание нового; б) обременительное занятие.
- Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да; б) нет.
- Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) да; б) нет.
- Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:
а) да; б) нет.
- Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
а) да; б) нет.
- Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) да; б) нет.
- Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о
чем в них идет речь:
а) да; б) нет.
11.Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:
а) учиться; б) болеть.
- Что для тебя важнее — отметки или знания:
а) отметки; б) знания.
Обработка результатов
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Выводы
Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о выраженности мотивации на приобретение знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочное время»
Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся"
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурно...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...
Программа выявления и развития творческих способностей по выполнению проектной деятельности
Материал содержит программу выявления и развития творческих способностей по выполнению проектной деятельности в 9 классе (на примере создания электронных презентаций на заданную тему по биологии....
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению"
Программа по выявлению творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих спос...