Программа "Сплав по реке Сосьва"
учебно-методический материал

Осович Алексей Юрьевич

Река Сосьва одна из наиболее крупных рек Северного Урала. Ширина реки 60-80 м., глубина 0,7 – 3 метра, скорость течения 0,4 – 0,5 м\с, берега крутые, обрывистые, на пути , в верховье реки встречаются скалы – останцы массив  Стрелецкий Камень, высота более 80 метров. Ниже по реке километрах в 20-ти так - же есть интересная скала Три Брата, а перед ними скала Ворота. Три брата обрываются отвесной стеной в воду. Встречаются не сложные препятствия в виде небольших порогов и перекатов. В скалах встречаются пещеры, гроты, во многие из них можно зайти на катамаранах. Длинный перекат в районе ж\д станции Уралзолото, здесь река вплотную подходит к железнодорожной насыпи. Длина переката порядка 2 км. Много боковых проток и рек - р.Шегультан, р.Калья, р.Вагран, каждая из которых имеет свою историю или легенду.

Такой вид спорта особенно увлекает подростков, которым необходимо  себя применить в силовых видах деятельности

История туристского - оздоровительного лагеря-сплава «Сосьва» начинается с июля 2003 -2005гг., когда были проведены первые сплавы по реке Сосьва (Северный Урал). Маршрут технически не сложный, степенной. Маршрут начинается выше по течению реки на 20 км., на реке Шегультан (левый приток реки Сосьва). В верхней части река более интересна, в техническом плане, да и берега реки более живописны. Часто встречаются скалы очень причудливых форм, высотой около 80 метров. Сплав проводился в июне месяце, т. к. водный режим реки в это время наиболее благоприятен, высокий уровень воды, высокая скорость течения делают поход более динамичным. За ходовой день участники лагеря, без особых усилий, преодолевают от 10 до 15 км. Высокая скорость движения позволят более часто устраивать днёвки в наиболее интересных местах. Наличие по берегам довольно больших полян позволяет без проблем, проводить соревнования по футболу, организовывать другие подвижные игры: волейбол, регби и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл прогамма750.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного образования  

«Дом детского творчества «Новое поколение»

Профильная программа по летнему отдыху «Сплав по реке Сосьва»                                          

F:\DSCN0217.JPG

пгт. Приобье

Октябрьский район

Ханты-Мансийский автономный  округ - Югра

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Полное название программы

 Профильная программа по летнему отдыху «Сплав по реке Сосьва»                                          

Автор программы

Алексей Юрьевич  Осович, педагог дополнительного образования, руководитель клубного объединения «Сталкер»

Направление

Туристско-краеведческое

Место проведения

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного образования  «Дом детского творчества «Новое поколение»

Руководитель учреждения

Барашкова Вера Алексеевна, директор МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение»

Адрес учреждения

пгт. Приобье, ул. Строителей, д.28 А, блок 2

Телефон, факс, электронный адрес

8(34678) 33-504; ddtpriob@mail.ru

Цель программы

Создание оптимальных условий для самореализации подростков, формирования характера и развития нравственных качеств, через коллективную творческую деятельность в условиях автономного существования туристского коллектива.

Задачи программы

  • заинтересовать детей занятиями спортивным туризмом;
  • обучить навыкам выживания в природных условиях и  опыту спасательных работ на воде;
  • дать навыки ориентирования в сложных природных условиях,
  • познакомить детей с местными достопримечательностями родного края.

Форма проведения

передвижной водный лагерь

Количество смен

Одна смена (10 дней)

Сроки проведения

2016  г.

Общее количество участников за смену

11  участников

Условия размещения участников

Проживание в туристических палатках типа «Ангара», «Джанход»

Сведения о географии участников

Воспитанники клубного объединения «Сталкер», учащиеся Октябрьского района.

Условия участия в программе

Заявка от образовательного учреждения на участие в смене, заявление от родителей, медицинская страховка, полис, паспорт или свидетельство о рождении, прививка от клещевого энцефалита.

Краткое содержание программы

Программа включает в себя прохождение маршрута 80 км. по рекам Шегультан и Сосьва. Предусматривается проведение соревнований по технике водного и горного туризма. Маршрут программы: пгт. Приобье - г.Ивдель - автомобильный мост на трассе г.Ивдель – г.Североуральск. Виды и средства передвижения: водный,  катамараны.


Пояснительная записка

Приближается лето! Радостная пора для детей и время тревог и забот для их родителей. Каким образом организовать полноценный отдых своему ребенку во время каникул? Причем желательно недорого, интересно, полезно и познавательно под надежным, надлежащим присмотром. Озабочены и педагоги. Каким образом, максимально полезно используя свободное от школьных занятий время организовать активный отдых детей. В этой ситуации лучше всех себя чувствуют педагоги учреждений дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, так как основной формой организации летнего отдыха детей для подобных образовательных учреждений являются стационарные или передвижные полевые лагеря различной направленности. В чем же преимущества полевых лагерей перед стационарными лагерями отдыха?

Во-первых, путевка в такой лагерь родителям обходится в 2-3 раза дешевле, так как в полевом лагере не требуется дополнительных затрат на обслуживание всей инфраструктуры, содержание зданий и тому подобное. К тому же, штат полевого лагеря значительно меньше, практически отсутствует обслуживающий персонал. Конечно, на первом этапе организации лагеря требуются определённые капиталовложения, приобретение снаряжения, оборудования, но ведь оно, при бережном отношении будет работать не один сезон. 

Во-вторых, за время пребывания в таком лагере дети становятся гораздо самостоятельнее и ответственнее, приобретают массу полезных знаний, умений и навыков. Это и элементарные навыки самообслуживания, и начальные туристические знания отрицать полезность которых бессмысленно. В лагере дети самостоятельно готовят себе пищу, стирают и убирают за собой, учатся разжигать костер, устанавливать палатку, ориентироваться в лесу. Только в полевом лагере ребенок может почувствовать себя взрослым и вполне способным жить самостоятельно. 

В-третьих, в детях развиваются такие качества, как самостоятельность с одной стороны и чувство коллективизма с другой. Это весьма необходимо детям - проявить свои способности и помочь при этом друзьям. Здесь и самоутверждение, и определение своей жизненной позиции. В лагере, учась делать все самостоятельно, и не только для себя, но и для всей группы подросток взрослеет, избавляется от многих ложных представлений. Этот список преимуществ можно продолжать еще долго. Однако стоит отметить и трудности, с которыми педагоги сталкиваются при проведении подобных лагерей и на которые следует обратить пристальное внимание в подготовительный период, это:

  • Тщательный подбор кадрового обеспечения лагеря;
  • Тщательный подбор детей-участников;
  • Ремонт и подгонка снаряжения;
  • Тщательное предварительное программирование деятельности детей в лагере.
  • Подготовительная работа с кадровым составом лагеря
  • Выбор маршрута;
  • Подготовка картографического материала.

Большая часть этих задач приходится на подготовительный период,  от их решения зависит успех всего лагеря в целом.

Река Сосьва одна из наиболее крупных рек Северного Урала. Ширина реки 60-80 м., глубина 0,7 – 3 метра, скорость течения 0,4 – 0,5 м\с, берега крутые, обрывистые, на пути , в верховье реки встречаются скалы – останцы массив  Стрелецкий Камень, высота более 80 метров. Ниже по реке километрах в 20-ти так - же есть интересная скала Три Брата, а перед ними скала Ворота. Три брата обрываются отвесной стеной в воду. Встречаются не сложные препятствия в виде небольших порогов и перекатов. В скалах встречаются пещеры, гроты, во многие из них можно зайти на катамаранах. Длинный перекат в районе ж\д станции Уралзолото, здесь река вплотную подходит к железнодорожной насыпи. Длина переката порядка 2 км. Много боковых проток и рек - р.Шегультан, р.Калья, р.Вагран, каждая из которых имеет свою историю или легенду.

Такой вид спорта особенно увлекает подростков, которым необходимо  себя применить в силовых видах деятельности

История туристского - оздоровительного лагеря-сплава «Сосьва» начинается с июля 2003 -2005гг., когда были проведены первые сплавы по реке Сосьва (Северный Урал). Маршрут технически не сложный, степенной. Маршрут начинается выше по течению реки на 20 км., на реке Шегультан (левый приток реки Сосьва). В верхней части река более интересна, в техническом плане, да и берега реки более живописны. Часто встречаются скалы очень причудливых форм, высотой около 80 метров. Сплав проводился в июне месяце, т. к. водный режим реки в это время наиболее благоприятен, высокий уровень воды, высокая скорость течения делают поход более динамичным. За ходовой день участники лагеря, без особых усилий, преодолевают от 10 до 15 км. Высокая скорость движения позволят более часто устраивать днёвки в наиболее интересных местах. Наличие по берегам довольно больших полян позволяет без проблем, проводить соревнования по футболу, организовывать другие подвижные игры: волейбол, регби и др.

Удобная транспортная схема, поездом от ст. Приобья до ст. Ивдель I, оттуда автобусом 45 км., до моста через р. Шегультан (автодорога Ивдель - Североуральск). Окончание маршрута, в зависимости от выбранного варианта, на любой ж.д станции между ст. Сама и ст. Серов, т. к. после пересечения ж. д. Серов - Приобье, в районе Самы, река течёт вдоль этой ветки, удаляясь от неё на расстояние от 1 до 7 - 8 км. До Самы населённых пунктов по берегам нет, но в случае возникновения внештатных, экстремальных ситуаций, сеть дорог, подходящих к реке и позволяет добраться до ближайшего населённого пункта в течении 2-3 часов (расстояние 10 - 15 км.). Перед началом лагеря необходимо зарегистрироваться в Ивдельском поисково-спасательном отряде. 

Участвуя в реализации программы, дети обретут качества: смелость, умение находить правильное решение в экстремальных ситуациях, делать выбор между плохим и хорошим, уметь находить общий язык в коллективе, быть выдержанным, внимательным и заботливым друг к другу.

Субъекты реализации Программы

  1. Управление здравоохранения.
  2. Управление  образования.
  3. Управление по физкультуре и туризму.
  4. Отдел по работе с молодежью.

Фокус-группы детей, на которые направлена Программа

Данная программа направлена на всех без исключения детей от 12 до 16 лет включительно.

Данный возрастной период выбран не случайно.

Во-первых, это возраст, при котором расставание с родителями на достаточно большой срок проходит для детей с устойчивой психикой сравнительно безболезненно, и дети могут в быту быть достаточно самостоятельными.

Во-вторых, бытовые сложности, свойственные полевым лагерям и отсутствие привычной, удобной домашней обстановки дети воспринимают как романтическое приключение, и это не вызывает для них как в психологическом, так и в физическом плане особых трудностей.

В-третьих, согласно нормам и правилам, принятым в сфере самодеятельного туризма, возраст участников водных походов должен составлять не менее 12 лет.

Цель программы:

Создание оптимальных условий для самореализации подростков, формирования характера и развития нравственных качеств, через коллективную творческую деятельность в условиях автономного существования туристского коллектива.

Задачи:

  1. Организация интересного и познавательного досуга;
  2. реализация творческого, физического и духовного потенциалов подростка;
  3. реализация лидерского потенциала;
  4. формирование нравственных качеств, необходимых для комфортного существования личности в коллективе;
  5. приобретение подростками элементарных знаний, умений и навыков в сфере самодеятельного туризма;
  6. привитие навыков экологического воспитания и природоохранительной деятельности;
  7. воспитание в подростках чувства патриотизма и любви к Родине;
  8. привитие норм самообслуживания и общественно-полезного труда;
  9. реклама здорового образа жизни, активной жизненной позиции;
  10. укрепление здоровья, привитие навыков личной гигиены.

Прогнозируемый результат:

После пребывания в летнем полевом лагере подросток должен приобрести следующие полезные качества:

  • знать правила поведения в коллективе, позволяющие каждому достичь самореализации, не ущемляя прав другого;
  • применять элементарные формы самоконтроля;
  • уметь сотрудничать с взрослыми, основываясь на правилах партнерства и взаимного уважения;
  • адекватно реагировать на проживание в неблагоприятных погодных условиях;
  • знать интеллектуальные и подвижные игры для организации свободного времени в подростковой среде;

Овладеть системой следующих знаний и умений в сфере трудовой деятельности и организации туристского быта:

  • уметь поставить палатку, правильно организовать бивак;
  • развести костер, приготовить пищу в полевых условиях с соблюдением правил безопасности и природоохранных норм;
  • обращаться с топором, пилой с соблюдением необходимых правил безопасности;
  • полностью обслуживать себя в условиях лагеря, похода.
  • знать правила поведения на природе;
  • грамотно устранять последствия своего пребывания в лесу, на воде; Приобрести следующие элементарные знания, умения и навыки в сфере самодеятельного и спортивного туризма:
  • знать возможные экстремальные ситуации, причины их возникновения, способы их преодоления;
  • приобрести элементарные навыки в сфере водного туризма;
  • уметь правильно и безопасно применять туристское снаряжение;
  • устраивать простейшие укрытия;
  • оказывать простейшую само и взаимопомощь при наиболее распространенных травмах и заболеваниях;
  • знать основные приемы ориентирования на местности;
  • туристские узлы, основные приемы организации страховки и самостраховки;
  • преодолевать природные препятствия различными способами;

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Основные принципы деятельности передвижного палаточного  лагеря «Сосьва 2014»

1- Принцип партнерства между подростком и педагогом.

«Педагог, инструктор, игротехник такой же равноправный партнер, как и твои товарищи. Ты вправе выйти с любой позитивной инициативой, вправе предложить свое решение ситуации и если оно окажется более приемлемым, к тебе обязательно прислушаются. Ты всегда можешь обратиться к нему за советом как к более старшему и опытному товарищу, поделится своими проблемами, трудностями».

Партнерство достигается:

  • участием подростков в советах лагеря;
  • выполнением участниками лагеря стоящих инициатив подростков.

2- Принцип самореализации.

«Тебе нравится заниматься этим? Попробуй, и у тебя обязательно получится. А если не получится, не беда, попробуй, что ни будь другое.

Тебе нужна моя помощь? Конечно, я помогу тебе. А может, попробуем так? Нет? Тогда вот так».

Самореализация может быть достигнута с помощью:

  • Создания ситуации успеха в выбранном виде деятельности;
  • Поддержки и поощрения подростка;
  • Осознания значимости выбранного вида деятельности;
  • Учета возрастных и психологических особенностей подростка

3- Принцип самостоятельности, свободы выбора.

«Ты вправе сам выбирать тот вид деятельности, который тебе больше всего нравится. Никто не вправе заставить тебя заниматься тем, что тебе не нравится, если это не касается общественно полезного труда».

  • Самостоятельное принятие решений касающихся выбора той или иной деятельности;
  • Самообслуживание в быту;
  • Творческая инициатива.

4- Принцип саморазвития.

«У тебя получилось? Это здорово! А если чуть-чуть усложнить? А если пройти чуть дальше? Тебе нравится? Вот видишь»

5- Принцип безопасности

  • тщательно продуманная система мер, направленная на предотвращение ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью участников лагеря.

Ролевая игра «Три капитана»

Основной сюжет игры:

Флотилия, состоящая из кораблей двух типов (К-4, К-6,), должна пройти маршрут от исходного до целевого пункта,  и преодолеть встречающиеся на пути препятствия.

Во главе армады кораблей стоит флагманский корабль (один из К-6), а во главе всей флотилии стоит Адмирал (начальник лагеря) и его экипаж.

Вся флотилия разбивается на три экипажа. Во главе каждого экипажа стоит капитан. На протяжении смены капитан может меняться в результате бунта. В этом случае, капитану присылается черная метка.). У каждого в экипаже своя должность, смена должностей происходит каждые три дня (чтобы каждый участник мог попробовать себя в различных ипостасях). Список должностей: Штурман, кок, впередсмотрящий, хранитель бортового журнала, шкипер, хранитель огня, судовой врач и т. д.

Во флотилии своя атрибутика, общая  для всех экипажей – флаг, гимн, девиз. Кроме того, каждый экипаж, входящий в состав флотилии вправе выбрать себе название, девиз и флаг.

Ежевечерне, после ходового дня и обустройства быта поводятся конкурсно-развлекательные программы в рамках игры. В каждой из таких программ экипажи зарабатывают призовые баллы – ПИАСТРЫ. Также, пиастры, зарабатываются и на протяжении всего маршрута в результате ежедневного соревнования «длинная гонка». Кроме этого пиастры можно получить в результате флагманского обхода лагеря, лучшего приготовления ужина (обеда, завтрака).  В конце лагеря сумма собранных каждым экипажем пиастров подсчитывается, победители награждаются.

На больших остановках (дневках), проводятся большие мероприятия, требующие более тщательной подготовки. Такие как «Морской волк» (конкурс капитанов), Мисс «Сосьва – 2014», «большой бунт» (день самоуправления), «экватор» (праздник середины лагеря), и спортивные турниры (футбол, волейбол, гребной слалом, лёгкая атлетика и шахматно-шашечно-нардно-карточный турнир).

Основными формами работы в данном лагере являются:

  • игровое взаимодействие между детьми и детьми, между детьми и взрослыми;
  • проведение различных спортивных соревнований;
  • проведение туристических соревнований;
  • проведение «Мастер классов» обучающей познавательной направленности;
  • проведение различных конкурсных программ как силами педагогов, так и силами самих детей.

Пять основных периодов программы:

Подготовительный период;

Организационный период;

Основной период;

Итоговый период;

Заключительный период.

Подготовительный период.

Задачи:

  • Как можно эффективнее использовать время до начала лагерной смены для подготовки полноценного отдыха детей в соответствии с программой лагеря.

Выделен в самостоятельный период не случайно. Данный лагерь требует большой предварительной работы, которая должна начаться задолго до начала смены.

  • Проведение предварительных плановых мероприятий по комплектованию участников;
  • Подборка кадрового обеспечения лагеря, и предварительная работа с ним;
  • Подготовка необходимой документации (составление сметы, проектов приказов, списков детей и т. д.);
  • Ремонт и подгонка общего снаряжения (тенты, палатки, котловое и костровое оборудование);
  • Комплектование специального туристического снаряжения;
  • Комплектование аптечки, хоз. снаряжения, спорт, инвентаря;
  • Разработка и распечатка необходимой информации по тематике смены (личный дневник участника лагеря, бортовые журналы, законы, карты местности и т.д.);
  • Комплектование участников, сбор документов, заявлений от родителей;
  • Предварительная работа с родителями.

Подбор кадрового обеспечения лагеря

Дружный, сплоченный коллектив педагогов, специалистов и единомышленников - половина успеха лагерной смены. Не следует забывать, что в лагерях с круглосуточным пребыванием детей этим людям приходится проводить друг с другом очень много времени и поэтому согласие и взаимопонимание является обязательным условием при подборе кадров в полевой лагерь. Кроме того, редко кто задумывается, а тем более оценивает ту огромную работу и затраты физических и моральных сил, постоянное напряжение в котором находятся работники полевого лагеря, руководители групп. Ведь на их плечах лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье детей. Поэтому руководитель не должен отправлять работника в лагерь только силой приказа, его согласие должно быть добровольным и осознанным.

Подготовительная работа с кадровым составом лагеря

Кроме того, в подготовительный период со штатными работниками лагеря должно быть организовано проведение семинара и учебных сборов, на которых должны быть рассмотрены и отработанны следующие вопросы:

1. Район и место проведения лагеря (история освоения и развития, этнография, природа, рельеф, гидрология, особенности климата).

2. Основы безопасности при проведении водных походов. Отработка приёмов оказания первой медицинской помощи при проведении поисково-спасательных работ.

3. Так как данный район в плане заражения клещевым энцефалитом является неблагополучным, всем участникам лагеря необходимо заблаговременно пройти вакцинацию. Каждый работник должен чётко знать правила профилактики клещевого энцефалита, уметь чётко действовать в случае укуса клеща.

4. Все работники лагеря должны освоить минимум туристских навыков (установка палатки, укладка рюкзака, разжигание костра, уметь работать с картой и компасом).

Обеспечение безопасности детей при проведении лагеря — главная задача каждого работника лагеря.

Подбор детей-участников

Как часто, пустив на самотек подбор детей в полевой лагерь, педагоги затем хватаются за голову. Что бы избежать этого, надо к этому вопросу подходить очень серьезно, работая с каждым ребенком индивидуально.

Прежде всего, его решение идти в этот лагерь должно быть самостоятельным и добровольным. К сожалению, некоторые родители практически насильно посылают детей в лагерь как в некое исправительное учреждение, там, по их мнению, ребенок станет самостоятельнее и трудолюбивее. Что ж, иногда бывает и так, но очень часто педагогам приходится у подобных детей преодолевать внутреннее предубеждение против всего, что здесь делают, так как он сюда попал против своей воли.

Предварительная работа с родителями - залог успеха. Перед началом смены необходимо провести родительское собрание, где родители могли бы познакомиться с персоналом лагеря и задать интересующие их вопросы.

Набор детей в лагерь надо начинать, как можно раньше, поэтому сроки проведения, стоимость путёвки должны быть определенны хотя бы к середине апреля.

Предварительное программирование деятельности детей в лагере

И, наконец, решающую роль для успешного проведения того или иного лагеря играет грамотно составленная программа, учитывающая возрастные, социальные и психологические особенности детей.

В данном случае мы предлагаем программу для подростков младшего и среднего звена, имеющих первоначальную туристскую подготовку.

Задача работников лагеря помочь детям наиболее полно раскрыть свои способности, дать детям максимум свободы, свободы выбора, свободы действия. Практически всегда в лагере есть дети, занимающиеся туризмом, бывавшие раньше в лагерях и походах, они и должны стать основным костяком, ядром, детского коллектива. Организаторы лагеря, опираясь на их помощь должны влиять на остальной коллектив, направлять их энергию в нужное русло. Практикуются в лагере и дни полного самоуправления «Большой бунт», когда жизнью лагеря руководят «дублёры» руководителей (более старшие, более опытные, пользующиеся авторитетом, члены детского коллектива). Никаких экстремальных ситуаций в такие дни не возникает. Участники лагеря в такие дни становятся более собранными, более ответственными.

Проведение туристского лагеря в форме похода-сплава имеет ряд существенных преимуществ:

  • наличие необходимого основного и специального туристического снаряжения:
  • наличие кадрового обеспечения, опытного инструкторско-преподавательского состава;
  • многолетний опыт в проведении выездных и стационарных полевых лагерей самой различной направленности;

Кроме того, водный туристский лагерь это возможность:

  • собрать в естественных условиях группу людей, объединенных одним видом деятельности;
  • дать детям пожить самостоятельно, без опеки родителей, развить чувство коллективизма, навыки самообслуживания в быту;
  • привить любовь к природе, воспитать у подростков чувство патриотизма;

Для участия в летнем полевом туристском лагере привлекаются все желающие школьники младшего и среднего звена 10-15 лет.

Поход-сплав I категории сложности Шегультан-Сосьва (Свердловская область)

Подготовка картографического материала;

Для водных походов, наличие картографического материала  - необходимость. Подробная карта реки, должна быть  у каждого экипажа – это непреложный закон водных походов. В связи с этим, в подготовительный период на плечи начальника лагеря  ложится задача по изготовлению карт и их ламинированию,  так как исходя из опыта, как бы ты аккуратно не обращался с картой, к концу похода она становится практически нечитаемой.

Прогнозируемый результат:

  • Полностью закончить всю предварительную подготовительную работу до начала лагеря.

Организационный период

Задачи:

  • создание условий для индивидуальной адаптации подростка к условиям лагеря;
  • знакомство подростков друг с другом;
  • закладывание основ коллектива;
  • знакомство с. традициями, законами лагеря;
  • знакомство со структурой лагеря, его службами и пр;
  • введение в сюжет игры;
  • формирование заинтересованности в ходе игры;
  • распределение обязанностей в командах
  • знакомство с планом работы смены.

Организационный период является, пожалуй, самым сложным в жизнедеятельности лагеря и требует от педагогов особого напряжения. Здесь идет «притирка» характеров, проявляются лидеры, возможны конфликтные ситуации.

На этом этапе подростки знакомятся с новыми для них правилами и законами коллективной деятельности. Для многих неожиданностью становятся сложности туристского быта. То, что дома казалось красивой романтикой, на деле оборачивается неожиданными трудностями. И здесь от педагогов - инструкторов требуется особый такт, понимание и психологическая грамотность.

Кроме того, именно в этот период идет введение подростков в сюжет ролевой игры, происходит их знакомство с правилами и основными законами игры «Три капитана».

Организация быта в условиях водного лагеря:

В этот период основная нагрузка по приготовлению пищи, устройству бивуака, ложится, как правило, на работников лагеря. А непосредственно на маршруте всеми этими вопросами занимаются дежурные экипажи во главе со своими инструкторами. Дежурный инструктор занимается решением всех вопросов жизнеобеспечения лагеря, особенно во время отсутствия начальника лагеря. Практика показала, что начальника лагеря при составлении графика дежурств лучше вообще освободить от этого т. к. ему часто необходимо отлучатся для решения вопросов обеспечения лагеря. Дежурство начинать лучше всего утром; после завтрака происходит сдача дежурства, передача кострового хозяйства, кухонной посуды и инвентаря, чистоты и порядка на территории лагеря. Распределение обязанностей внутри дежурного экипажа, решается самими экипажами. По прибытии на место стоянки весь лагерь помогает дежурным заготавливать дрова для кухни. Дрова для кухни и вечернего костра должны быть разделены, иначе утром для приготовления завтрака их придётся заготавливать снова.

Дрова и «растопка» для приготовления завтрака должны быть заготовлены (напилены, наколоты) с вечера, чтобы стук топора не будил весь лагерь по утрам.

Посуда общего и личного пользования моется дежурными. Так проще организовывать мытьё горячей водой, есть с кого спросить за грязную посуду, остатки пищи не будут разбросаны на всей территории лагеря.

Неплохо иметь перечень кухонного инвентаря, согласно которому он и будет передаваться следующим дежурным, что исключает утерю мелких предметов (ножей, ложек и т. д.). После сдачи дежурства производиться оценка работы дежурного экипажа, по 5-ти балльной системе каждым экипажем. В конце смены, при подведении итогов, лучшие экипажи поощряются.

Здоровое соперничество помогает, дети стараются проявить себя, лучше раскрываются, но нельзя, что бы это Соперничество переросло во враждебность, это сразу перечеркнёт всю работу педагогов.

При необходимости дежурный экипаж обеспечивает охрану лагеря (ночлег вблизи населённых пунктов, на вокзале во время дороги туда и обратно).

Введение в ролевую игру:

Именно в организационный период происходит введение подростков в игру «Три капитана», которая требует четкой скоординированной работы всех педагогов смены. Участники игры знакомятся с правилами, системой игры. Здесь происходит формирование коллектива экипажей (три отряда), формирование основных внутриотрядных структур, проходит выбор капитана и т. д. За столь короткий срок дети должны научиться ориентироваться в игре, понять ее основные законы и правила.

Основной период - задачи:

  • создание условий для реализации проекта смены;
  • закрепление навыков общения;
  • реклама здорового образа жизни;
  • реализация лидерского потенциала;
  • реализация творческого, физического и духовного потенциалов;
  • активное участие подростков в ходе игры;

Режим участников по дням

Дни смены

Деятельность экипажей

1 день

Дорога к месту начала сплава. Знакомство детей друг с другом. Формирование экипажей.  

2 день

Разбивка полевого лагеря. Подготовка к сплаву (сбор катамаранов и пр.). Торжественное открытие смены. Введение в игру «Три капитана»

3 день

1-й ходовой день (10 км.). Знакомство с основными законами и правилами водного похода. Введение в игру «Длинная гонка»

4 день

2-й ходовой день. (10 км.)  Посиделки у костра. (Разучивание гимна смены, подбор атрибутики для экипажей)

5 день

3-й ходовой день. (10 км.) «Большой бунт» (День самоуправления). Вечернее мероприятие.

6 день

Дневка. Первая половина дня: организация туристской бани, мыльно-рыльно-постирочные процедуры. 2-я половина дня: спортивные соревнования между экипажами.

7 день

4-й ходовой день. (15 км.) Различные мероприятия, посвященные празднику «Экватора»

8 день

5-й ходовой день. (10 км.) Радиальный выход к скале Стрелебский камень.

9 день

6-й ходовой день. (15 км) «Ралли выживания». Организация туристской бани.

10 день

7-й Последний ходовой день (10 км.) Разбор и просушка катамаранов. Торжественное закрытие лагерной смены. Обратная дорога. Анкетирование детей.  

Организация движения на водном маршруте

Сплав проходит на судах четырех типов:

Катамараны  три К-4, лодка Лодка Хантер 300 ЛТ пвх (экипаж 2 чел). На каждом судне один штатный сотрудник лагеря. Начальник лагеря и медик идут в составе экипажа лодки, так как он является наиболее мобильным из всех судов, скорость движения выше, на нем легче контролировать движения всех экипажей, быстрее можно прийти на помощь тому или иному плавсредству.

Суда должны идти в пределах прямой видимости. Командиры экипажей должны точно знать место следующей стоянки, контрольное время, для этого все экипажи должны быть обеспеченны картами, описанием маршрута, часами.

Каждый экипаж должен иметь минимальный рем. набор для мелкого ремонта своих судов (клей, нитки, иглы, заплаты, наждачную бумагу, ацетон или бензин для обезжиривания).

Во время движения по маршруту проводятся соревнования «длинная гонка». Для этого на карте обозначается место финиша, обычно это место с ярко выраженными ориентирами (впадение притоков, характерные скалы, население пункты). Старт назначается на определённое время, за час до  общего старта кто-то из руководителей на лодке выходит на маршрут и принимает остальные суда на финише, фиксируя время прохождения дистанции. Когда экипажи наберутся опыта, условия соревнований  усложняются. Во время этих соревнований у экипажей есть прекрасная возможность показать свое умение ориентироваться и управлять судами.

Во время дневок, которых в течении сплава планируется не менее трех возможно организация различных подвижных игр, проведение  радиальных выходов к пещерам. Проводятся занятия по скалолазанию, спелеологии, горному туризму.

На берегу можно построить туристическую баню, которая приводит в восторг не только детей, но взрослых, впервые побывавших в ней. Баня устраивается не менее 2-х раз в течение похода, также баню можно организовать  в деревнях, договариваясь с местными жителями.

Прогнозируемый результат

  • активное участие подростков в ходе игры;
  • формирование дружных сплоченных коллективов участников;
  • формирование устойчивой комфортной психологической обстановки подростковых коллективах;
  • самореализация подростков в различных сферах жизни лагеря;
  • реализация лидерского потенциала;
  • освоение основных туристических навыков и умений;
  • приобретение полезных знаний умений и навыков в сфере самодеятельного и спортивного туризма;
  • моральное удовлетворение;
  • эмоциональный подъем;
  • психологический комфорт;
  • общее оздоровление.

Итоговый период- задачи

  • организация анализа работы с детьми (что больше понравилось, не понравилось, пожелания, предложения) по итогам смены;
  • педагогический анализ смены;
  • дать возможность участникам реализовать и продемонстрировать приобретенные знания, умения и навыки;
  • подведение итогов смены, награждение победителей;

На этот период смены приходится проведение итоговых мероприятий, позволяющих участникам продемонстрировать и реализовать приобретенные за смену знания, умения и навыки в преодолении различных туристских этапов и этапов, входящих в курс основы безопасности жизнеобеспечения.

Система мотиваций и поощрений

Устойчивая мотивация на протяжении всей лагерной смены это залог успеха. Поддерживать ее можно с помощью следующих педагогических приемов и форм работы:

  • Поддерживание в подростах духа здорового соперничества;
  • Каждый день отряд выдвигает своего кандидата на звание «Герой дня», его выборы проходят при помощи тайного голосования комиссии состоящей как из самих подростков, так и взрослых;
  • Каждый день в лагере, все события и герои  всесторонне освещаются хранителями бортовых журналов в каждом экипаже;
  • В конце смены подводятся итоги конкурса продолжающегося в течение всей смены на звания в номинациях: лучший повар, лучший капитан, лучший спортсмен лагеря и т. д.

Аналитическая работа

  • проведение анкетирования в начале и в конце смены;
  • ежедневный «Забор мнений»;
  • проведение ежевечерних планерок у костра с участием подростков и подробным освещением событий дня;
  • выпуск ежедневных газет;
  • ежевечерние планерки педколлектива.

Механизмы реализации задач

Для успешного и качественного проведения лагеря, прежде всего, необходимо:

  • Тщательная подготовительная работа;
  • Подбор квалифицированных кадров;
  • Материально - техническое обеспечение лагеря. Приобретение туристского снаряжения и инвентаря, приобретение навигатора, лодки, приобретение видео и фото аппаратуры;
  • Финансирование согласно сметам лагеря;
  • Набор детей;
  • Взаимодействие с организациями и специалистами различного профиля, привлечение СМИ;
  • организация качественного и безопасного проведения лагеря;
  • проведение анализа выполнения поставленных задач.
  • Намечается организация проведения семинаров, публикация материалов о мероприятиях в средствах массовой информации, обобщения опыта работы в летних оздоровительных лагерях, создание видео клипов, фотовыстовок;

Оборудование смены

Участники лагеря полностью обеспечиваются групповым снаряжением, а  также личным снаряжением (рюкзак, коврик, спальник) позволяющий длительное время комфортно пребывать в полевых условиях.

Примерный перечень личного и группового снаряжения:

№ №

п/п

Групповое

личное

Наименование

количество штук

Наименование

количество штук

Палатки капроновые

4

Спальный мешок

1

Тент костровой

1

Рюкзак

1

Набор котлов

1

Коврик туристский

1

Тросик

2

Головной убор

1

Таз пластмассовый

2

Теплая куртка и ветровка

1

Кухонная утварь

1

Футболки

3

Системы страховочные

6

Нательное белье

1 компл.

8.

Веревка основная -40 м

3

Спортивный костюм

1

9.

Веревка 6 мм.

2

Носки х/б

3 пар.

10.

Жумары альпинистские

3

Носки шерстяные

1 пар.

11.

Тормозные устройства альпин.

3

Спортивная обувь

1 пар.

12.

Карабин альпинистский

20

Тапки или сланцы

1 пар.

13.

Плёнка полиэтиленовая

3х5м

Туалетные принадлежн.

1 компл.

14.

Пила цепная

2

Накидка от дождя

1

15.

Ножовка

1

Средство от комаров

1 тюбик

16.

Гвозди

1пач

КЛМН

1 набор

17.

Верёвка пропиленовая

3 мотка

Полотенце

1

18.

Топор

3

Фонарик

1

Примерный перечень специального снаряжения:

№ п/п

Наименования

Кол-во

Катамаран К-6

1

Катамаран К-4

2

Лодка Хантер

1

Жилет спасательный

16

Весла

14

Ремнабор

3

Лягушка (воздушный насос)

4

Фотокамера

2

Видеокамера

1

Навигатор

1

Батарейки алкалиновые

12

Распорядок дня активной части маршрута.

Подъем дежурных

7.00

Подъем участников

7.30

Завтрак

8.00

Движение по маршруту

10.00-12.00

Обед

12.00-14.00

Движение по маршруту

14.00-17.00

Ужин

18.00

Сонник

21-00

Свободное время, конкурсы

19.30-22.00

Отбой

22.00

Режим дня может изменяться в зависимости от условий стоянок, погоды.

Во время днёвок время подъёма и отбоя сдвигается на один час. Время движения по маршруту заполняется соревнованиями, занятиями, экскурсиями.

Время подъёма штата лагеря на 20 минут раньше общего подъёма.

Штатное расписание оздоровительного туристского лагеря

№ п/п

Наименование должности

Количество ставок

Начальник лагеря

1 ставка

Организатор по культурно - досуговой работе

1 ставка

Педагог – организатор по спортивной работе

 0.5 ставка

Медработник

0.5 ставка

ИТОГО:

3 ставки

Смета

№\п

Наименование

Количество

Цена

Сумма

1

Лодка Хантер 320 ЛК пвх

1

20000

20000

2

RedFox: Палатка Mountain Fox

1шт

12000

12000

3

Рюкзак "Конжак-120"

6 шт

3500

21000

4

Рюкзак "Конжак-100"

6 шт

3000

18000

71000

5

Хозяйственные  расходы

500

6

Призовой фонд

2 000

7

Плёнка полиэтиленовая

15м

50

750

3250

8

Перекись водорода 3% 25 мл

3

20

60

9

Дротаверин №20

3 уп

15

45

10

Фестал

2

32

64

11

Лейкопластырь бактерицидный 2,5/7,2

70

6

420

12

Бинт эластичный трубчатый №1,3,6

10 шт

15

150

13

Гексавит №50

5 уп

19

95

14

Ревит №100

5 уп

17

85

15

Гель «Комарекс-интенсив» 42 мл

10

50

500

16

Раствор бриллиантовой зелени 1% - 10,5

3

7

21

17

Цитрамон П

3

5

15

18

Парацетомол 0,2 №10

5

4

20

19

Бинт марлевый стерильный 5х10

30

9

270

20

Бинт марлевый н/стерильный 5х10

30

12

360

21

Аммиак 10% 40мл

3

14

42

2147

22

Командировочные расходы

3 чел х 10 дней

300

9000

23

Питание детей

11 чел х 10 дней

299

32890

41890

24

Ж/Д билеты Приобье-Ивдель 344Е

11

898-00

9878

25

Ж/Д билеты Денежкино (Сама) - Приобье

11

984-00

10824

26

Автобус билеты Ивдель - Черёмухово

11

250

2750

23452

Итого:141739

Приложение

Памятка для педагогического состава лагеря

  • Утверждать позитивное начало детей;

  • Говорить на понятном для детей языке;
  • Постепенно поднимать планку для духовного восхождения подростка;
  • Не давить, не оказывать насилия, а деликатно корректировать действия и духовные устремления детей;
  • Учиться слушать детей и отталкиваться от того исходного, позитивного, что уже в нем есть;
  • Необходимо лишь указывать направление возможного духовного движения, с тем, чтобы тропы духовного восхождения ученик прокладывал сам;
  • Чередовать трудное и легкое, подбадривая в ситуации неудачи и радуясь вместе с учеником его успехи;
  • Всячески поощрять благородные порывы, движения детей к идеалу, к красоте и гармонии, к истине;
  • Быть чутким, стремиться улавливать настроение и настрой ученика, стремиться и добиваться духовного резонанса;
  • Не допускать вульгарности и грубости;
  • Не язвить, не допускать насмешливого тона в общении с детьми;
  • Уметь прощать ошибки и промахи;
  • Не сюсюкать, не опускаться до панибратства, но и не очень возноситься над детьми;

ТРАДИЦИИ ЛАГЕРЯ:

  • Лагерь - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют зависят, прежде всего, от тебя.
  • Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй себя ждать и беспокоиться напрасно.
  • Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее.
  • Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
  • Критикуешь - предлагай, предлагая - делай!

КОСТЕР - это зеркало души! Законы у костра:

  • Говорят вполголоса, если хочешь выступать – не выкрикивай с места, а подними руку;
  • Внимательно слушать, дать договорить до конца каждому, не перебивать;
  • Критиковать, не с целью унизить и оскорбить, а помочь и посоветовать;
  • На костре говорят то, что думают;
  • Не плюй в костёр – это табу;
  • Никогда не вставай между костром и другим человеком, найди свободное место;
  • Костер – анализируем, подводим итоги дня, делимся впечатлениями.

ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ:

  • Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям!
  • Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
  • Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям.
  • Закон любви: любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
  • Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
  • Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство.
  • Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен, и, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
  • Закон смелости: вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
  • Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Реки. Части реки. Речная система

Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....

Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...

Реки. Части реки. Речная система

Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Тема: «Реки. Питание и режим рек. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады». 6 класс

Географии основыЗаставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словомНашу яркую планету…И.И. Ландо...

Тема проекта «Текут реки…» (Экология водной экосистемы Западного Подмосковья. Москва- река и река Вяземка)

Исследовательский проект «Текут реки…» - это результат командной работы учащихся 9 класса, которые не равнодушны к проблемам своего поселка, в частности  к экологическому состо...

"Заповедник Малая Сосьва"

Презентация про ООПТ ХМАО-Югры "Малая Сосьва"...