Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Десногорская детская музыкальная школа»
Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
музыкального искусства
«Народные инструменты»
«Духовые и ударные инструменты»
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
ПО.02.ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
УП.01.СОЛЬФЕДЖИО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solf_5_let.docx | 35.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Десногорская детская музыкальная школа»
Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
музыкального искусства
«Народные инструменты»
«Духовые и ударные инструменты»
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
ПО.02.ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
УП.01.СОЛЬФЕДЖИО
2012г.
ОДОБРЕНА: | УТВЕРЖДЕНА: |
Педагогическим советом | Директором |
МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» | МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» |
№31 от 30.08.2012г. | И.Ш. Акопян |
№36 от 29.08.2013г. | 31.08.2012г. |
№41 от 29.08.2014г. | МП |
№46 от 27.08.2015г. |
Примерная программа учебного предмета Сольфеджио разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет.
Организация-разработчик:
МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ».
Разработчики:
Преподаватели МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»:
Кузнецова Ирина Магерамовна.
Назмуллина Наталья Михайловна.
МП
СОДЕРЖАНИЕ.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Область применения программы.
Программа учебного предмета Сольфеджио является частью дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет.
Программа учебного предмета Сольфеджио может быть использована в реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» в детских школах искусств, образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
- Место предмета в структуре дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства:
Теория и история музыки.
- Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- основы музыкальной грамоты;
- первичные теоретические знания;
- профессиональную музыкальную терминологию, основные элементы музыкального языка;
- принципы строения музыкальной ткани и др.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- применить полученные теоретические знания, уметь сольфеджировать одноголосные и 2х-голосные музыкальные примеры;
- записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа;
-уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки, строить их;
- подобрать мелодию, несложный аккомпанемент, транспонировать музыкальный материал.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 412,5 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 247,5 часа;
самостоятельной работы обучающегося 165.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Объем учебного предмета и виды учебной работы: срок обучения – 5 лет.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 412,5 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 247,5 |
в том числе: | |
практические занятия | 217,5 |
контрольные уроки. | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 165 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (сольфеджио) | 1 |
- Тематический план и содержание учебного предмета:
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Основы музыкальной грамоты. | Содержание учебного материала | 49 |
Знакомство с клавиатурой и регистрами. Нотный стан. Скрипичный ключ (Басовый ключ) Понятие Лад. Мажорный и минорный лады. Понятие гамма. Гамма До мажор. 7нот - 7ступеней. Понятие Тоника. Понятие Тон и Полутон. Строение мажорной гаммы. Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) порядок записи и чередования ключевых знаков. Понятие тональность. Понятие устойч. неустойч. ступений, опевание. | ||
Практические занятия | 43 | |
Контрольные работы | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 33 | |
Тема 2. Теория. | Содержание учебного материала | 51,5 |
Три вида минора. Параллельные тональности. Интервалы: построение в тональностях, от звуков, обращение (полная таблица тонов и полутонов в интервалах). Трезвучия: общая характеристика, строение, трезвучия главных ступеней T S D, обращение. Секстаккорд и квартсекстаккорд. Гармонические обороты: Автентический; плагальный; Гармонические обороты: полный(TSDT) Тритоны, характерные интервалы, Септаккорды, Доминант септаккорд построение в тональности, построение от звука с разрешением в мажоре и миноре. Вводные септаккорды. Буквенные обозначения звуков и тональностей. Кварта-квинтовый круг тональностей. | ||
Практические занятия | 45,5 | |
Контрольные работы | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 33 | |
Тема 3. Вокально-интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа. | Содержание учебного материала | 49 |
Формирование основных певческих навыков и умений; Пение мажорного и минорного трезвучий с обращением от звука; Пение аккордов, интервалов со скачками, в ломаном виде, с различными ритмическими рисунками. | ||
Практические занятия | 43 | |
Контрольные работы | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 33 | |
Тема 4. Воспитание чувства метроритма. | Содержание учебного материала | 49 |
Ощущение равномерности пульсирующих долей; Солфеджирование упражнений в размере 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8 Сложные пунктирные и синкопированные ритмы. Сложные размеры: 3/2, 6/4, 5/4. | ||
Практические занятия | 43 | |
Контрольные работы | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 33 | |
Тема 5. Слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 49 |
Звуки и ступени, аккорды и интервалы. Подготовка к музыкальному диктанту. Музыкальный диктант (правила записи). | ||
Практические занятия | 43 | |
Контрольные работы | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 33 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы предмета требует:
- учебные аудитории для групповых занятий (2,0.кв.м).
Оборудование учебного кабинета:
- пианино, парты, стулья, доску.
- наличие учебных пособий, методической, нотной литературы, фоно и аудиотеки, дидактического материала.
Технические средства:
- метроном, музыкальный центр.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
1.Андреева М. От примы до октавы.Ч.1.-М., 1996.
2. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 кл. ДМШ.- С-Пб.,1994.
3. Барабошкина А. Сольфеджио 1 класс ДМШ.-М,2002.
4. Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальный диктант 1-4 кл. ДМШ.-М.,1979 .
5. Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс ДМШ .-М., 1981 .
6. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 кл. ДМШ.-М.,1986 .
7. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь.1-7 классы.-М., 2003 .
8. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Одноголосие.-М.,1996.
9. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ.-М., 1991 .
10. Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких .Учебно – игровое пособие.-М.,2010.
11. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём». Сольфеджио 2 кл. ДМШ. Учебн. пособие.-С-Пб,1992 .
12. Металлиди Ж. , Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём» Сольфеджио 1кл. ДМШ. Учебн. пособие.-С-Пб,1992 .
13. Музыкальная грамота « в сказках и сказочках» Составитель Т. Зебряк.-М., 2002 .
14. Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002 .
15. Музыкальные занимательные диктанты.4-7 классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002 .
16. Музыкальные занимательные диктанты. Нотное приложение для преподавателей ДМШ и ДШИ.- М.,2002.
17. Середа В.П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы. Учебно – методическое пособие.-М.,2011.
18. Сиротина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ.-М., 2004 .
19. Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 4-5.- Ростов –на- Дону, 2008 .
20. Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 6-7.- Ростов –на- Дону, 2008.
21. Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. Учебное пособие .-Ростов-на-Дону, 2007 .
22. Фролова Ю. Сольфеджио 2кл.-Ростов-на- Дону, 2003.
23. Фролова Ю. Сольфеджио 3кл.-Ростов-на- Дону, 2003.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета обучающийся знает: - основы музыкальной грамоты; - первичные теоретические знания; -профессиональную музыкальную терминологию, основные элементы музыкального языка; - принципы строения музыкальной ткани и др. В результате освоения предмета обучающийся умеет: -применить полученные теоретические знания, уметь сольфеджировать одноголосные и 2х-голосные музыкальные примеры; - записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа; -уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки, строить их; - подобрать мелодию, несложный аккомпанемент, транспонировать музыкальный материал. | Контрольные уроки. Экзамены. |
Приложение № 1
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
(КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ) .
1 класс
I вариант
1.Написать гамму До мажор 1-ой октавы, подписать ступени.
2.Написать гамму До мажор 2-ой октавы, подписать ступени.
3.Построить от (данных) звуков октавы.
4.Превратить (данные) ступени в ноты гаммы До мажор 1-ой и 2-ой октавы.
II вариант
1.Написать ключевые знаки (диезы и бемоли) по порядку.
2.Написать гамму Соль мажор, подписать ступени.
3.Превратить (данные) ступени в ноты гаммы Соль мажор.
III вариант
1.Написать гамму Фа мажор, подписать ступени.
2.Написать опевание устойчевых ступеней нотами в гамме Фа мажор и Соль мажор.
3. Высчитать тона и полутона между (данными) звуками.
4.Написать гамму До мажор в басовом ключе.
IV вариант
1.Написать гамму Ля минор з-х видов.
2.Написать (данные) упражнения (на Соль мажор; Фа мажор; Ля минор) в тетрадь, определить тональность и подписать все ступени.
3.Высчитать тона и полутона между (данными) звуками.
2класс
I вариант
1.Написать гармонические и мелодические гаммы а; е; d; и найти к ним параллельные.
2.Построить (данные) интервалы в тональностях D-h.
II вариант
1.Построить интервальную цепочку.
2.Написать музыкальный диктант(4такта в размере 2/4).
III вариант
1.Построение (данных) интервалов в тональностях D-h; B-g.
2.Чтение с листа (петь и дирижировать мелодию).
IV вариант
1.Построить (данные) интервалы в тональности до 2-х знаков.
2.Построить интервальную цепочку от (данного) звука.
3.Написать музыкальный диктант(4такта в размере 3/4).
3 класс
I вариант
1.Построит T S D с обращениями в (данных) тональностях.
2.Чтение с листа (петь и дирижировать мелодию).
II вариант
1.Построить T S D и их обращения от (данных) звуков.
2.Гармонизовать мелодию главными трезвучиями.
III вариант
1.Построить от (данного) звука Уменьшенное трезвучие и разрешить в мажор и минор.
2.Построить D7 от (данного) звука и разрешить в мажор и минор.
IV вариант
1.Построить T S D с обращениями в тональностях с 3-мя ключевыми знаками.
2.Построить D7 с обращениями от (данных) звуков и разрешить в мажор и минор.
4 класс
I вариант
1.Построить и спеть (данную) гармоническую мажорную гамму.
2.Построить тритоны с разрешением в (данных) тональностях.
II вариант
1.Построить УмVII7;МVII7 в (данных) тональностях с разрешением.
2.Построить и спеть УмVII7;МVII7 от (данного) звука и разрешить в мажор и минор.
III вариант
1.Построить аккордовые цепочки в (данных) тональностях и спеть их.
2.Транспонировать (данную) мелодию в тональность 5#.
IV вариант
1.Построить тритоны в тональности с разрешением.
2.Построить аккордовую цепочку.
3.Использую буквенные обозначения высчитать (данную) тональность по кварто-квинтовому кругу.
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
(ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН).
5 класс
I вариант
1. Гамма As – Dur (↑↓гармоническая).
Ступени: I II II бемоль, I III V VIбемоль, VII I.
2.Построить в с –moll: t 5/3 с обращением.
3. От звука «Ми» спеть D 43 с разрешением в Dur и moll.
4. Всё о D7.
5. Спеть упражнение из сборника Сольфеджио Колмыкова Б. Фридкина Г.
№ 460.
II вариант
1. Гамма h-moll (↑↓мелодическая). Ступени: V VI VI# VII# I↑ V↓ III I.
2.Построить в D – Dur: T5/3 с обращением.
3. От звука «Ре» спеть D 65 с разрешением в Dur и moll.
4. Обращение D7.
5. Спеть упражнение из сборника Сольфеджио Колмыкова Б. Фридкина Г.
№ 424.
III вариант
1. Гамма d – dur (↑мелодическая, ↓гармоническая).
Ступени: III IV IV# V III I VI#↓ VII#↓ I.
2.Построить H - Dur: T5/3 с обращением.
3. От звука «До#» спеть Ум VII7 с разрешением в Dur и moll.
4. Кварто – квинтовый круг.
5. Спеть упражнение из сборника Сольфеджио Колмыкова Б. Фридкина Г.
№ 466.
IV вариант
1. Гамма c – moll (↑↓мелодическая).
Ступени: I↑ VII VI V VI# VII# I.
2.Построить Es - dur: T5/3 с обращением.
3. От звука «Ля» спеть D7 с разрешением в Dur и moll.
4. Хроматическая гамма (Построить в Dur от звука «До»).
5. Спеть упражнение из сборника Сольфеджио Колмыкова Б. Фридкина Г.
№ 501.
V вариант
1. Гамма е – moll (↑мелодическая, ↓натуральная).
Ступени: I IV V III I VII#↓ II I.
2.Построить в Аs - Dur: T5/3 с обращением.
3. От звука «Ми бемоль» спеть D2 с разрешением в Dur и moll.
4. Основные интервалы.
5. Спеть упражнение из сборника Сольфеджио Колмыкова Б. Фридкина Г.
№ 506.
VI вариант
1. Гамма f – moll (↑мелодическая, ↓гармоническая).
Ступени: I II II бемоль, I VII#↓ VI V I.
2.Построить в А - Dur: T5/3 с обращением.
3. От звука «Ре» спеть Ум VII7 с разрешением в Dur и moll.
4. Тритоны.
5. Спеть упражнение из сборника Сольфеджио Колмыкова Б. Фридкина Г.
№ 458.
VII вариант
1. Гамма cis - moll (↑↓гармоническая).
Ступени: III IV IV# V III I VI#↓ VII#↓ I.
2.Построить D es – Dur: T5/3 с обращением.
3. От звука «Ля » спеть D 65 с разрешением в Dur и moll.
4. Родственные тональности. Модуляция и отклонения.
5. Спеть упражнение из сборника Сольфеджио Колмыкова Б. Фридкина Г.
№ 481.
VIII вариант
1. Гамма D - Dur (↑↓гармоническая).
Ступени: I III V IV VI бемоль, V VII V I↑.
2.Построить g - moll: t 5/3 с обращением.
3. От звука «До# » спеть МVII7 с разрешением в Dur и moll.
4. Трезвучия Ум 53 и Ув53 .
5. Спеть упражнение из сборника Сольфеджио Колмыкова Б. Фридкина Г.
№ 512.
IX вариант
1. Гамма E - Dur (↑↓гармоническая).
Ступени: V III II II бемоль, I VI бемоль↓ V VII↓ I.
2.Построить D - Dur: T5/3 с обращением.
3. От звука «Cи » спеть D43 с разрешением в Dur и moll.
4. Лады народной музыки;.
5. Спеть упражнение из сборника Сольфеджио Колмыкова Б. Фридкина Г.
№ 517.
X вариант
1. Гамма H - Dur (↑натуральная, ↓гармоническая).
Ступени: I II II бемоль, I III V VII↑ I↑.
2.Построить d - moll: t 5/3 с обращением.
3. От звука «Cи » спеть D7 с разрешением в Dur и moll.
4. Соотношения тональностей (параллельные, одноименные, энгармонические);.
5. Спеть упражнение из сборника Сольфеджио Колмыкова Б. Фридкина Г.
№ 438.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПО.01.УП.01 «Хор» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Настоящая образовательная программа учебного предмета «Хор» разработана для дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Да...
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Данная программа разра...
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ
В данной программе предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.Основн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному предмету
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкаль...
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструмент
Программа по предмету "Музыкальная литература"...
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программыв области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"...