Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
рабочая программа

Кузнецова Ирина Магерамовна

Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная программа в области

музыкального искусства

 «Народные инструменты»

«Духовые и ударные инструменты»

 

 

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО.02.ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

 

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

УП.02.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(Зарубежная, отечественная)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_lit_5_klass.docx40.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Десногорская детская музыкальная школа»

Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная программа в области

музыкального искусства

 «Народные инструменты»

«Духовые и ударные инструменты»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО.02.ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

УП.02.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(Зарубежная, отечественная)

2012г.

ОДОБРЕНА:

УТВЕРЖДЕНА:

Педагогическим советом

Директором

МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»

МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»

№31 от 30.08.2012г.

И.Ш. Акопян

№36 от 29.08.2013г.

31.08.2012г.

№41 от 29.08.2014г.

МП

№46 от 27.08.2015г.

Программа учебного предмета Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет.

        Организация-разработчик:

МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ».

        Разработчики:

Преподаватели МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»:

Кузнецова Ирина Магерамовна.

Назмуллина Наталья Михайловна.

         

 МП

                                                        

СОДЕРЖАНИЕ.

1.ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1.ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. Область применения программы.

Программа учебного предмета Музыкальная литература (зарубежная,отечественная)  является  частью дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе  «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет.

Программа учебного предмета Музыкальная литература (зарубежная,отечественная) может быть использована в реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства  «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»  в детских школах искусств, образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

  1. Место предмета в структуре дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства:

 Теория и история музыки.

  1. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

-творческие биографии зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

-в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

-основные исторические периоды развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

-особенности национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

-профессиональные музыкальные терминологии;

-основы эстетических взглядов, художественного вкуса.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

. -исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

-сформировать основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;  

-определять  на  слух фрагменты  того или иного изученного музыкального произведения;

-воспринимать музыкальные произведения,

 -выражать свое понимание и свое   отношение,

- обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

-максимальной учебной нагрузки обучающегося 346,5 часов, в том числе:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки 181,5 часа;

-самостоятельной работы обучающегося 165.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. Объем учебного предмета и виды учебной работы: срок обучения – 5 лет (с 1 по 5 класс).

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

346,5

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

181,5

в том числе:

практические занятия

161,5

контрольные уроки

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

165

в том числе:

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

0,5

  1. Тематический план и содержание учебного предмета.

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Основы  музыкального искусства.

Содержание учебного материала

33

- Вводный урок. Музыка в нашей жизни;

- Содержание музыкальных произведений.

- Выразительные средства музыки: мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, регистр, тембр, фактура.

- Симфонический, народный и духовой оркестры.

- Музыкальные жанр:  песня, марш, народные танцы, европейские танцы, фольклор.

- Музыкальная форма: фраза, предложение, период. Вариационная форма. Форма Рондо. Куплетная форма. 2х частная форма. 3х частная форма. Сюита.

- Сонатно-симфонический цикл (общие сведения).

- Программно-изобразительная музыка.

- Музыка в драматическом театре (к спектаклю). Балет. Опера.

Практические занятия

29

Контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающихся.

33

Тема 2.

Музыкальная литература зарубежных стран.

Содержание учебного материала

33

  1. Европейская музыка от древнейших времён до 17 века.
  2. Музыкальная жизнь Австрии 18 века. Венские классики.

 3. Жизненный творческий путь композиторов зарубежных стран:

- Й.Гайдн.  Клавирное творчество.

- В.А.Моцарт. Симфония соль-минор, «Свадьба Фигаро», Соната Ля-мажор и другие клавирные сочинения.

- Л.Бетховен.  «Патетическая соната», «Эгмонт», Симфония до-минор,  классический сонатно-симфонический цикл.

4.  Эпоха Романтизма:

- Ф.Шуберт. Песни, фортепианные сочинения, «Неоконченная» симфония, вокальные циклы.

 - Ф.Шопен. Мазурки и полонезы.  Прелюдии, этюды, вальсы, ноктюрны.

5.Творческий и жизненный путь И.С. Баха (клавирное и органное творчество), Инвенции, Хорошо темперированный клавир, Сюиты.

Практические занятия

29

Контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающихся.

33

Тема 3.

Музыкальная литература русских композиторов.

Содержание учебного материала

66

1.Русская церковная музыка, жанры и формы.

2. Русская музыкальная культура первой половины 19 века.

3.Жизненный творческий путь русских композиторов:

- М.И.Глинка. Романсы, «Иван Сусанин», Симфонические сочинения.

-А.С.Даргомыжский. Романсы. «Русалка».

4. Русская музыкальная культура второй половины  19 века.

Могучая Кучка. Жизненный творческий путь композиторов:

- Мусоргский М.П.: Песни.  «Борис Годунов», «Картинки с выставки».

 - А.П.Бородин: «Романсы», «Князь Игорь».

 - Н.А.Римский – Корсаков: «Снегурочка», «Шахерезада», «Романсы».

5. Жизненный творческий путь П.И. Чайковского: первая симфония «Зимние грезы», «Евгений Онегин».

Практические занятия

58

Контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающихся.

66

Тема 4.

Отечественная музыкальная литература XX века.

Содержание учебного материала

49,5

1.Русская музыкальная культура конца 19 – начала 20-х веков.

- Обзор творческого наследия А.К. Лядова, А.К.Глазунова, С.И.Танеева, С.В.Рахманинова, А.Н.Скрябина.

2. Отечественная музыкальная культура 20-30 – х годов XX века:

С.С.Прокофьев: «Александр Невский», Симфония №7, «Золушка», «Ромео и Джульетта».

 - Д.Д. Шостакович: Симфония №7, «Казнь Степана Разина».

- Творческий путь А.И. Хачатуряна.

- Творческий путь Г.В. Свиридова.

- Творчество А.Г. Шнитке.

Практические занятия

45,5

Контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающихся.

33

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы предмета требует:

- учебные аудитории для групповых занятий (2,0.кв.м).

Оборудование учебного кабинета:

- пианино, парты, стулья, доска. 

- наличие учебных пособий, методической, нотной литературы, фоно  и аудиотеки, дидактического материала, библиотечного   фонда.

Технические средства:

- метроном, музыкальный центр, телевизор.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

  1. Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века». .Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005.
  2. Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002.
  3. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004.
  4. Лагутин А. И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М.: «Престо», 2006.
  5. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения.
  6. Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса ДМШ. М.: «Музыка», 1985.

7.Смирнова Э.С.   «Русская  музыкальная литература».   Учебник для ДМШ (третий год обучения). М.: «Музыка».

 Интернет-ресурсы:

1.Нотный архив Бориса Тараканова: http://notes.tarakanov.net/;

2.Нотный архив «Нотомания»: http://www.notomania.ru/;

3.Нотный архив: http://partita.ru/.

Учебные пособия:

  1. Калинина Г.Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса. Тесты по зарубежной музыке. Тесты по русской музыке.
  2. Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. Тесты по отечественной музыке.
  3. Островская Я.Е., Фролова Л. А., Цес Н.Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран 5 класс (2 год обучения). «Композитор» С-Пб, 2012.
  4. Панова Н.В. Музыкальная литература зарубежных стран (рабочая тетрадь для 5 кл.). М., «Престо», 2009.
  5. Панова Н.В. Русская музыкальная литература (рабочая тетрадь для 6-7 кл.). I часть. М., «Престо», 2009; II часть. М., «Престо», 2010.

Хрестоматии:

  1. Хрестоматия   по   музыкальной   литературе   для   4   класса   ДМШ. Составители Владимиров В.Н., Лагутин А.М.: «Музыка», 1970.
  2. Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 классов ДМШ. Составители. Смирнова Э.С., Самонов А.М.: «Музыка», 1968.
  3. Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода для 7 класса ДМШ. Составитель Самонов А.М.: «Музыка», 1993.

Методическая литература:

  1. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982.
  2. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005.
  3. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001.
  4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб. статей, вып.3. М.: «Музыка», 199.

Дополнительные источники:

  1. Всеобщая история музыки /авт.-сост. А.Минакова, С. Минаков - М.: Эксмо, 2009.
  2. Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества: вып.1    -    Роланд    Вернон.    А.Вивальди,    И.С.Бах,    В.А.Моцарт, Л.Бетховен.
  3. вып.2    -    Роланд    Вернон.    Ф.Шопен,    Дж. Верди,    Дж. Гершвин, И.Стравинский; вып.3 - Николай Осипов. М.Глинка, П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков. Изд-во «Поматур».

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся  знает: В результате освоения предмета обучающийся  знает: 

-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

-творческие биографии зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

-в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

-основные исторические периоды развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

-особенности национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

-профессиональные музыкальные терминологии;

-основы эстетических взглядов, художественного вкуса.

 В результате освоения предмета обучающийся умеет:

-исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

-сформировать основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;  

-определять  на  слух фрагменты  того или иного изученного музыкального произведения;

-воспринимать музыкальные произведения,

 -выражать свое понимание и свое   отношение,

- обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

Контрольные уроки.

Приложение  №1

 ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

 ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ) .

1 класс

I вариант

1. Письменная работа по теме «выразительные средства музыки».

2. Состав симфонического, народного и духового оркестров.

II вариант

1. Письменная работа по теме «Жанры музыки».

  1. Песня.
  2. Марш.
  3. Танец.

III вариант

1. Письменная работа по теме «Музыкальная форма».

  1. Вариационная.
  2. Рондо.
  3. 2х и 3х частная.

2. Письменная работа по теме «Сюита».

IV вариант

1. Рефераты на темы: Опера и Балет.

2. Викторина-тест по пройденному за год материалу.

2 класс

I вариант

1. Устный опрос по творчеству Й.Гайдна.

2. Сонатно-симфонический цикл.

3. Музыкальная викторина из произведений Й.Гайдна.

II вариант

1. Устный опрос по творчеству В.А.Моцарта.

2. Музыкальная викторина из произведений В.А.Моцарта.

III вариант

1. Устный опрос по творчеству Л.Бетховена.

2. Музыкальная викторина из произведений Л.Бетховена.

3. Полифония в творчестве И.С.Баха.

4. Музыкальная викторина из произведений И.С.Баха.

IV вариант

1. Романтизм в творчестве Ф.Шуберта.

2.Музыкальная викторина из произведений Ф.Шуберта.

3.Викторина-тест по творчеству пройденных зарубежных композиторов.

3 класс

I вариант

1. Устный опрос по композиторам-песенникам.

2.М.И.Глинка, биография.

3.Музыкальная викторина из отрывков оперы «Иван Сусанин».

II вариант

1. Устный опрос по биографии А.С.Даргомыжского.

2. Музыкальная викторина из пройденных произведений М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского.

III вариант

1. Развитие музыкальной культуры во второй половине 19века.

 2. Композиторы «Могучей кучки».

IV вариант

1. Биография А.П.Бородина.

2. Музыкальная викторина из отрывков опер «Князь Игорь» и «Борис Годунов».

V вариант

1. Биография М.П.Мусоргского.

2. Музыкальная викторина из отрывков опер «Князь Игорь» и «Борис Годунов».

4 класс

I вариант

1. Биография Н.А. Римского-Корсакова.

2. Музыкальная викторина из отрывков оперы «Снегурочку» и симфонической сюиты «Шахерезада».

II вариант

1. Устный опрос по творчеству П.И.Чайковского.

2. Итоговая викторина-тест по творчеству русских композиторов 19 века.

III вариант

1. Музыкальная викторина из пройденных произведений П.И.Чайковского.

2. Отечественная музыка 20-40х годов 20века.

5 класс

I вариант

1. Устный опрос по творчеству С.С.Прокофьеву.

2. Подготовка докладов по русской  или зарубежной музыки по выбору.

II вариант

1. Устный опрос по творчеству Д.Д.Шостаковича.

2. Подготовка докладов по советской  музыке (А.И.Хачатурян)

III вариант

1. Музыкальная викторина из пройденных произведений С.С.Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.

IV вариант

1. Музыкальная викторина «Угадай мелодию» из произведений зарубежных, русских и советских композиторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПО.01.УП.01 «Хор» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Настоящая образовательная программа учебного предмета «Хор» разработана для дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Да...

ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Данная программа разра...

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ

В данной программе  предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого   исполнительства.Основн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному предмету

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкаль...

Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"

Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программыв области "Музыкальное искусство" ДПОП  "Музыкальный фольклор"...