ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
опыты и эксперименты
«Графическая подготовка: от детских рисунков к архитектурным проектам»
Актуальность заключается в оказании помощи учащимся при выборе профессии.
Цель: обучение графической грамоте и элементам графической культуры.
Задачи: -развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности обучающихся; - повышение мотивации к обучению, формирование готовности к творческой деятельности; - стимулирование исследовательской активности школьников; - индивидуальный подход к интересам и возможностям учащихся; - создание условий для осознанного выбора будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Графическая подготовка: от детских рисунков к архитектурным проектам» | 64.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Графическая подготовка: от детских рисунков к архитектурным проектам»
Актуальность заключается в оказании помощи учащимся при выборе профессии.
Цель: обучение графической грамоте и элементам графической культуры.
Задачи: - развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности обучающихся; - повышение мотивации к обучению, формирование готовности к творческой деятельности; - стимулирование исследовательской активности школьников; - индивидуальный подход к интересам и возможностям учащихся; - создание условий для осознанного выбора будущей профессии.
Ожидаемый результат: создание целостной системы предпрофильной подготовки учащихся в школе.
Изменяются приоритеты и требования к личностным качествам выпускников учебных заведений. В число особо приоритетных включаются такие качества, как инновационный стиль мышления, готовность к творчеству, к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности, осознанность необходимости профессиональной подготовки. Учебная дисциплина «Черчение» является дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений и освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин. Это позволит познакомить учащихся с основами производства, ориентировать их на выбор профессий связанных с техникой, это особенно актуально в современном мире, когда необходимо развивать производство, строительство и востребованную профессию дизайн. В настоящее время становится очевидным, что рынок вакансий профессии экономиста или юриста практически исчерпан. Возрастает престиж инженерных, строительных, архитектурных специальностей. Возвращается понимание того, что не зная основ графики, не умея чертить, стать хорошим конструктором, дизайнером, архитектором, инженером невозможно.
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, черчение и технология - учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.
Для успешного развития творческих способностей учащихся нужно: - развивать способности и склонности, интересы каждого учащегося с учетом их возможностей; - овладевать приемами осознанного решения различных творческих задач; - направлять и активизировать творческие способности учащихся через практическую деятельность.
Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Так, техническое творчество нельзя представить в отрыве от дизайна, от проектирования и т.д. Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения (и в черчении, и в технологии, и в изобразительном искусстве), прежде всего чертежи, поэтому в курсе черчения заложены огромные потенциальные возможности для формирования творческих качеств личности.
Творческую графическую деятельность учащихся я использую при изучении всех разделов курса черчения, т.к. она обеспечивает применение всех знаний и тем самым завершает процесс их усвоения.
Одним из направлений формирования творческих способностей учащихся на уроках черчения является решение творческих задач. Можно утверждать с педагогической точки зрения, что это деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуальные значимые ценности, раскрываются и развиваются способности личности. Творческими задачами являются задачи с вариативными результатами решения, алгоритм которого неизвестен школьнику.
Творческие задачи по черчению можно разделить на два категории: развивающие готовность учащихся к выполнению работ с графическим содержанием. Использую на ранних этапах обучения.
Ко второй относятся задачи с элементами проектной деятельности: доконструирование, переконструирование, создание по аналогии, по техническому заданию.
Какие же это задачи, которые использую в своей практике? Практически все предполагаемые задачи с неполными данными. Это задачи: 1.По техническому рисунку с недостающими линиями. 2.По чертежу с недостающими на нем линиями. 3.«Круглой» детали» по элементам сечения, входящим в состав разреза и положению секущей плоскости. 4.«Круглой детали» по элементам ее внешнего и внутреннего контура и положения оси. 5.По видам и габаритам других изображений. 6.По виду с последующим добавлением элементов и габаритам другого вида. 7.По разрезу и габаритам видов. 8.По сечению и габаритам главного вида . 9.По описанию. 10.На развертки. 11.«Найди и исправь ошибку». 12.Занимательные и т.д.
Также использую ряд различных творческих заданий: 1.выполнение национальных орнаментов с использованием чертежных линий при помощи чертежных инструментов . 2.использование сопряжений (плавных переходов одной линии в другую) в выполнении узоров, изделий и т.д. 3.составление детали из отдельных элементов; 4.изменение формы детали путем добавления элементов; 5.изменение формы детали путем удаления частей деталей; 6.изменение формы детали путем изменения количества осей симметрии; 7.перекомбинирование частей детали (преобразование) и др.
Задачи более высокого уровня - это задачи с элементами проектной деятельности, где наряду с графической ставится техническая или иная цель. Проектирование-это сложный творческий процесс, который используют в своей повседневной деятельности и конструкторы, и архитекторы, и дизайнеры и т.д.
Рассматривая задачи по черчению с элементами проектной деятельности, важно подчеркнуть, что речь идет преимущественно о графических элементах.
Перечисленные виды учебной работы активизируют обучение черчению, поскольку они наиболее тесно связаны с использованием графических изображений. Кроме того, они отличаются относительной простотой в сравнении с конструированием по схеме или по собственному замыслу. Для творческой графической деятельности нужно создать такие условия, которые обеспечивали бы максимально возможную эффективность решения задач образования, обеспечить достижение каждым учеником максимально возможного для него в данный период уровня обучения, воспитанности и развития, создать условия для того, чтобы учащиеся не только овладели определенной суммой знаний, но и способами их получения и применения.
Творческая графическая деятельность учащихся требует: -планирования учебных занятий с учетом условий (количества, последовательности) введения в учебный процесс задач с творческим содержанием; -разработки приемов творческой графической деятельности, пригодных для любого вида соответствующей работы; -выбор методов и средств обучения, наиболее подходящих для конкретных видов творческой работы; -выделения оптимального времени на выполнение отдельных видов творческих заданий; -учета индивидуальных особенностей школьников; -создания творческой атмосферы во время уроков, обстановки доброжелательности к учащимся; внимания к каждому творческому предложению школьника.
Обращаясь к методике развития творческой графической деятельности школьников, можно считать, что творческий процесс не есть проявление каких-то подсознательных сил, а является закономерным звеном развития мышления, воображения и деятельности человека. Творчество не только акт озарения и интуиции, но результат знания о способах действия, поэтому правомерно говорить о возможности обучения творчеству, возможности для учащихся постичь его технологию, наконец, о возможности управлять им. Для разработки соответствующей методики необходимо знакомство с механизмами детского творчества и особенностями графической деятельности, сопровождающей его, с характерными затруднениями и ошибками школьников.
Курс «Черчение» также сориентирован на формирование пространственного мышления у школьников. Развитие пространственного мышления способствует умению создавать, сохранять в памяти образы предметов и изображений, оперировать имеющимися образами, преобразовывать их, фиксировать пространственные образы, реализовывать технические и конструкторские идеи различными графическими способами. Специфика образного мышления заключается в установлении соответствия между предметом и его изображением, между образом предмета и его изображением, между образом предмета и предметом, а так же умением осуществлять мыслительные операции с перечисленными объектами и отображать их графическим языком.
Изучая многие предметы в школе, учащиеся в основном имеют дело с изображением плоских фигур. Многие ученики к 8, 9 классу плохо ориентируются в понятиях - плоские и пространственные фигуры, так как в основном в процессе обучения им приходится работать на плоскости, строя, на геометрии или на уроках труда простейшие фигуры, схемы, таблицы. Нередко при ответах на вопросы старшеклассники не могут отличить такие понятия, как треугольник и конус, круг и цилиндр. Это говорит о том, что в школе мало отводится внимания развитию пространственного мышления учащихся. Например, в процессе овладения математикой учащиеся имеют дело в основном с изображением отдельных геометрических форм, проекциями тел на плоскость, но способы их получения не раскрываются, что затрудняет переход к пониманию законов проецирования.
Основной задачей черчения в школе, я считаю, является развитие пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, необходимо научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображение, читать и выполнять чертежи деталей, читать несложные сборочные и строительные чертежи.
На протяжении всего курса черчения учащиеся решают задачи на преобразование формы трёхмерных объектов, именно это позволяет развить пространственное мышление.
Особенно этому способствует изучение таких тем как:
- Анализ геометрической формы предмета.
- Развертки поверхностей геометрической тел.
- Чтение чертежей деталей.
- Разрезы и сечения.
- Вырезы на аксонометрических проекциях.
- Чтение сборочных чертежей .
- Строительные чертежи и др.
Большое значение имеет решение творческих задач, например, с преобразованием формы предмета, изменением его положения в пространстве. Задачи с элементами конструирования позволяют применять полученные навыки на практике, учиться творчески, мыслить.
Самое главное, что должны понять учащиеся при изучении курса черчения, это то, чтобы овладеть техникой и творчески участвовать в ее развитии, стать квалифицированным рабочим, мастером, инженером, надо уметь точно и ясно излагать мысли с помощью чертежа и по его плоским фигурам, знакам и цифрам представлять пространственный объект.
Черчение имеет огромное значение в развитии творческого мышления учащихся, работая в 3-х - мерном пространстве учащиеся начинают мыслить по-другому, объёмно, у них меняется представление о мире, это позволяет развивать творческие способности.
Технически грамотный человек лучше ориентируется в современном мире, мире новейших технологий.
Известно, что графические знания и умения формируются у учащихся в процессе изучения нескольких учебных предметов: «Черчение», «Математика», «Физика», «Трудовое обучение». Но при этом не обеспечиваются необходимые межпредметные связи, т.к. фактически не определен объем графической подготовки, на который следовало бы ориентироваться всем, кто к ней причастен в школе.
Ведется одно занятие в неделю. Курс обучения состоит из 4-х этапов: 1-4; 5-8; 9; 10,11 класс
Черчение | ||||||
1-4 класс Общеграфическая подготовка (пропедевтическй курс) | 5-8 класс Черчение | 9 класс Начертательная геометрия и проекционное черчение, дизайн(предпрофильная подготовка) | 10-11 класс Техническое черчение с элементами инженерной и компьютерной графики. |
Занятия в 1-4 классах ведётся пропедевтическим курсом по развитию графической грамоты.
Целью графического образования школьников является:
• Приобщение к графической культуре, изучение графического языка как средства общения, передачи и сохранения информации в области науки и техники;
• Освоение правил, способов и приемов чтения и выполнения чертежей различного назначения;
• Развитие логического и пространственного мышления;
• Развитие способностей к анализу формы предмета;
• Развитие творческого мышления школьников и формирование элементарных умений в области конструирования.
Занятия построены на изучении объемных и плоских геометрических фигур. Желание и стремление ребенка передать мысль с помощью изображения проявляется очень рано. И если последовательно, сообразуясь с возрастом,
дать ребенку информацию о том, что окружающий нас мир состоит из пяти геометрических форм: призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара, что в основе их лежат плоские геометрические фигуры: многоугольники и круг, что изобразить их можно с помощью линий: прямых и кривых, то возникает потребность научиться изображать окружающие нас предметы.
Уроки строятся таким образом, что на них происходит как бы «порождение» формы самим учеником при выполнении разнообразных практических работ, а затем следует «узнавание» этой формы в окружающих предметах.
Основа построения занятий предполагает комплексное изучение объемных и плоских геометрических фигур, так как это активизирует пространственное воображение школьников и используется во многих видах деятельности (конструктивной, изобразительной, графической). Чтобы успешно учиться, важно видеть объекты во всем многообразии их свойств и отношений, находить между ними черты сходства и различия, уметь действовать с ними в уме, представляя все особенности измерения фигур при тех или иных преобразованиях. Поэтому и содержание предлагаемых заданий прежде всего опирается на образную интуицию, моделирование различных геометрических объектов, динамизм пространственного восприятия, свойственный детям.
Дети младшего школьного возраста стремятся к познанию, легко идут на контакт, не стеснены условностями и не боятся ошибиться. Потому первые пропедевтические сведения о способах получения и передачи информации они получают в начальных классах. Это станет базой для дальнейшего обучения графической грамоте.
Работа с младшими школьниками строится в игровой форме при изложении теоретической части и обязательно выполнение практических заданий фронтально и индивидуально по карточкам заданиям.
При этом есть возможность дифференцированного подхода к учащимся, есть возможность индивидуальной работы и общения с ребенком, возможность понимания и взаимопонимания.
Ребенок чувствует себя комфортно и уверенно, работает с желанием. Детская фантазия богата и нужно дать возможность реализовать ее и направить.
Элективный курс по черчению 5-8 класс, 9 класс, 10-11 класс.
Известно, что без чертежей не может обходиться ни одно производство. Чертежи входят в паспорта машин и механизмов, в технические документы, инструкции, справочники и др. Языком техники- черчением теперь должен владеть не только инженер, но и каждый работник, какую бы специальность он не имел.
Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной легкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обуславливают их расширенное использование. Учитывая широкую тенденцию развития, общее среднее образование должно предусмотреть формирование знаний о методах графического предъявления и восприятия информации, что обеспечит условия и возможность ориентации в обществе.
Изучение графического языка является необходимым, поскольку он общепризнан в качестве международного языка общения. Знание его может стать одной из преимущественных характеристик для получения работы, а также продолжения образования в ВУЗах и техникумах.
В этих условиях курс «Черчение» приобретает особо важное значение. Предлагаемый курс делится на дисциплины «Начертательная геометрия» 9кл; «Инженерная графика с элементами компьютерной графики» 10-11кл.
Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности, предпрофильная подготовка.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах: - формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения аксонометрических проекций; - научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки, деталей различного назначения; - развивать пространственное представление, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей; - научить самостоятельно пользоваться учебными материалами; - формировать умения применять графические знания в новых ситуациях; - овладения компьютерными технологиями для получения графических изображений.
Начертательная геометрия является тем разделом геометрии, в котором изучаются методы изображения пространственных фигур на чертеже. Важное прикладное значение этой дисциплины состоит в том, что она учит грамотно владеть выразительным техническим языком-языком чертежа, создавать чертежи и свободно читать их. Изучение начертательной геометрии способствует развитию пространственного воображения и навыков правильного логического мышления. Совершенствуя нашу способность- по плоскому изображению мысленно создавать представление о форме предмета.
Программа разделена на два уровня изучения в 9 классе.
I уровень - предусматривает первоначальные сведения изучения предмета «Черчение» и дисциплины «Начертательная геометрия» рассчитан на 17 часов.
II уровень- продолжение изучения дисциплины «Начертательная геометрия и проекционное черчение, дизайна (предпрофильная подготовка)» если учащиеся пожелают и дальше посещать этот курс рассчитан на 17 часов.
Изучение черчения в 10-м и 11-м классах «Техническое черчение с элементами инженерной и компьютерной графики », сейчас это стало возможным при переходе на профильное обучение, за счёт часов отведённых на элективные курсы.
Это позволит познакомить учащихся с основами производства, ориентировать их на выбор профессий связанных с техникой, это особенно актуально в современном мире, когда необходимо развивать производство, строительство и востребованную профессию дизайн.
В университетах, студенты начинают изучать черчение в 18-20 лет, когда же безнадёжно поздно развивать пространственное мышление и воображение, они не могут представить то, что, играючи делают 12-летние дети. Черчение, единственный школьный предмет, который может до 12, максимум до 14 лет развить у человека пространственное восприятие окружающего мира, только тогда возможно раскрыть в себе инженерный талант. И совсем не понятно, почему именно сейчас, когда необходимо возрождать производство, когда стране нужны грамотные рабочие, талантливые инженеры, черчение в школе практически отменили.
В ходе изучения черчения школьники получают теоретические знания и практические навыки основ начертательной геометрии и проекционного черчения, принципы различных геометрических построений, знакомятся с вопросами техники черчения, технического рисования и использования чертежных инструментов и принадлежностей.
Изучение методов графического построения изображений пространственных фигур на плоскости составляет раздел из курса черчения «Начертательная геометрия и проекционное черчение».
Проекционное черчение является прикладной частью начертательной геометрии - науки, изучающей методы изображения предметов на плоскости. В проекционном черчении изучаются практические приемы изображения простейших геометрических тел и их сочетаний, а также различных предметов и деталей. Проекционное черчение имеет особенно важное значение для развития пространственного представления, без которого невозможно сознательно читать чертежи и тем более выполнять их. Проекционное черчение является основой для дальнейшего изучения основ проектной графики и дизайн проектирования.
Выполнение дизайнерских проектов базируется на проекционном черчении, рассматривающем построение основных проекций объемного предмета и его дополнительных видов. Практически каждая идея дизайнера начинается с композиционного решения, состоящего из комплекса геометрических тел, будь то уголок садового участка или эскиз костюма. Следовательно, при составлении чертежа и чтении его необходимо уметь находить эти составляющие геометрические формы.
Одним из главных условий для будущих дизайнеров является то, что при выполнении эскизов и чертежей необходимо опираться на основные принципы проекционного черчения. Исследуемый объект необходимо изображать в трех ортогональных плоскостях: фронтальной, горизонтальной
и профильной. Пространственное расположение отображаемых элементов должно соответствовать один другому на всех проекциях. Если начертательная геометрия рассматривает и исследует теорию графических построений, то проекционное черчение занимается приложением теории к конкретным практическим задачам, встречающимся при выполнении технических чертежей и конструировании изделий.
Проверка знаний осуществляется путем текущего контроля, выполнения практических заданий. Основной задачей проверки знаний школьников является выявление уровня усвоения программного материала по учебной дисциплине «Черчение». В ходе проведения текущего контроля осуществляется проверка усвоенных теоретических знаний и практических навыков. В результате проведения текущего, промежуточного и итогового контроля, которые проходят в форме контрольных вопросов, тестовых заданий и выполнения практических и графических работ, определяется степень овладения теоретическими знаниями и умениями применять их на практике в соответствии с программными требованиями. Для выполнения графических работ избегая копирования чертежей и для развития творческих способностей учащихся, программой предусмотрены индивидуальные варианты выполнения работ.
При изучении раздела «Основы начертательной геометрии и проекционное черчение» широко используются наглядные пособия, динамические таблицы и модели. Постоянно проводится корректировка и уточнение дидактических материалов, средств наглядности в связи с развитием новых технологий, что, конечно же, влияет на качество развития пространственных представлений учащихся.
Проекционное черчение представляет собой одну из составных частей теоретической основы предмета черчения и вместе с тем является наиболее обобщённым учением о графическом методе построения объемных изображений на плоскости.
В настоящее время становится очевидным, что рынок вакансий профессии экономиста или юриста практически исчерпан. Возрастает престиж инженерных, строительных, архитектурных специальностей. Возвращается понимание того, что не зная основ графики, не умея чертить, стать хорошим конструктором, дизайнером, архитектором, инженером невозможно.
Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников, способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни в обществе, построенным на системе рыночных отношений, им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая отчасти трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию.
Большое значение графический язык приобретает в рамках национальной доктрины образования Российской Федерации, стратегические цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки выпускников.
Завершается изучение курса разделом «Творческое задание и проекты». Контроль ЗУН осуществляется в индивидуальной форме. Школьнику предлагается выполнить одно из творческих заданий по выбору. При выполнении задания акцент ставится на создании обучающей деятельностно-творческой среды, в которой знания, умения и навыки рассматриваются не только как цель, но и как средство развития творческого потенциала личности.
Предлагаю вашему вниманию проекты учащихся 9 класса «Черчение с элементами компьютерной графики с использованием образовательной системы трехмерного проектирования Sweet Home 3D. Тема проекта «Художественно-конструкторский поиск, моделирование и дизайн интерьера.»
Проектная деятельность на уроках черчения.
Каждая техническая идея, прежде чем воплотиться в реальный объект, проходит графический этап. Курс черчения в школе направлен на: формирование графической культуры учащихся; содействие активному развитию пространственных представлений и пространственного воображения, логического и технического мышления, познавательных и творческих способностей школьников; обеспечение умения школьниками читать и выполнять различную чертёжно-графическую документацию;формирование личности учащегося, развивая характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
Суть метода проектов на уроках черчения – стимулирование интереса ребят к предмету, к овладению базовым уровнем знаний.
Выполнение проекта на уроках черчения - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, оформленным практическим результатом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени.
Данные упражнения дают возможности в приобретении практических навыков по организации форм и гармоничных сочетаний цвета, выработка художественного вкуса и графического мастерства, развитие образного и пространственного мышления, а так же фантазии и воображения, необходимых дизайнеру.
Образовательная система России функционирует и развивается в условиях общеполитических, экономических и социальных изменений в стране. Появляются реальные возможности общими усилиями всех российских педагогов сделать общеобразовательную школу значимой и престижной для детей и родителей, полезной для государства и общества. Многие школы внедряют новые модели обучения, ведут большую поисковую и экспериментальную работу. В связи с этим происходит существенная перестройка учебных планов и программ, вводятся новые предметы и
обучающие технологии, соответствующие современным образовательным стандартам.
Изменения, происходящие в обществе, влияют также на графическую подготовку школьников, что вызывает необходимость переосмысления целей, задач, содержание, а также форм и методов обучения черчению.
Уровень графической подготовки школьников можно повысить с введением пропедевтической, предпрофильной и профильной подготовки, а также разработав авторские программы по черчению.
Необходимо особое внимание здесь уделять проблеме совершенствования учебно-воспитательного процесса и его рациональной организации. Вся работа учителя здесь направлена на оптимизацию учебно-воспитательного процесса посредством использования и внедрения в практику новаторских идей и методов обучения, современных учебных технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных.
При исследовании проблем первокурсников было выявлено, что студенты имеют наибольшие сложности в изучении курса «Инженерная графика». Введение черчения в 5 классах позволяет приобщить школьников к правильным и рациональным приемам работы чертежными инструментами, овладению геометрическими основами чертежной техники, открывает им реальные возможности для развития творческой деятельности в процессе графической подготовки.
С целью непрерывности обучения и подготовки учащихся к учебе в ВУЗах для общеобразовательных 1-11 классов, в которую включены разделы «Общеграфическая подготовка», «Основы инженерной графики» и «Инженерная графика с элементами компьютерной графики». Программа была реализована с 2005 года. В своей работе я преследует несколько целей: - сформировать личность, которая любит и умеет учиться; - сформировать компетентность выпускника в области черчения необходимую для их дальнейшей успешной учебы; - заинтересовать предметом и включить его в сферу интересов ребенка для реализации его способностей в полной мере, с учетом выбора будущей профессии. Для этого ставятся следующие задачи: - ученик должен овладеть всеми приемами мыслительной деятельности, поиска и добывания новых знаний, их систематизации, организации учебного труда; - увеличить долю самостоятельного поиска знаний через проектную деятельность, творческие задания, эксперименты; - оснастить кабинет черчения всем необходимым оборудованием, а также использование информационных технологий.
Одной из ключевых задач учителя является «Как помочь добиться успеха тем, кому учеба дается тяжелее?», т.е. добиться того, чтобы каждый ученик мог проявить свои знания и умения и имел не одну возможность добиться успеха. Для этого на уроках осуществляется дифференцированный подход в обучении учащихся с учетом их индивидуальных физиологических и
психических особенностей с использованием разработанных комплектов карточек-заданий.
Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся вводятся в структуру урока разнообразные средства наглядности: плакаты; таблицы; наглядные пособия; модели деталей и геометрических тел; карточки-задания.
На уроках необходимо применять проектные технологии, что позволяет научить детей приобретать знания самостоятельно, а также использовать уже приобретенные знания для поиска новых практических задач.
Творческим проектом по черчению стала работа девятиклассников по теме «Чтение строительных чертежей». Они разрабатывают чертежи «Интерьера», в котором хотели бы жить в будущем, самостоятельно разрабатывают фасады, планы и разрезы его, и на заключительном этапе идет защита проекта перед классом. Роль учителя черчения в работе над подобными проектами сводится к консультациям, где я помогаю отобрать нужный материал, определить четкую структуру проекта, и проверить правильность начертания изображений.
Современный урок не имеет права на существование без современных технологий преподавания. В высших учебных заведениях изучается «Инженерная графика» на компьютерах в программах «Auto CAD» и «Компас», поэтому были введены в 9-х классах темы «Черчение с элементами дизайна и использованием компьютерной графики» .
Ежегодно я включаюсь в активную работу по предпрофильной подготовке учащихся в 9 классах. Ребята с удовольствием посещают предметно-ориентированный курс по черчению с изучением тем «Сопряжение», «Машиностроительное черчение», «Дизайн» .
Обучение и воспитание представляет единый целостный процесс, наиболее характерной чертой, которого является использование различных форм интеграции учебной и внеурочной деятельности.
Факультативные и кружковые занятия способствуют более полному выявлению личности ученика, удовлетворению его запросов и имеют большое значение в развитии творческих способностей детей. Цель такой работы - развитие и совершенствование графической подготовки, а также расширение общего политехнического кругозора учеников. Факультативные и кружковые курсы по черчению проводятся по принципу добровольности и они всегда востребованы у учащихся.
В 2017 году я разработала рабочую программу факультативного курса «Занимательное черчение» для учащихся 5-х классов, утверждена на методическом совете школы. Протокол №1 от28.08.2017г.
Содержание курса раскрывает основные понятия, относящиеся к области изучения форм и геометрических способов формообразования предметов, обеспечивает развитие логического мышления и создает положительные мотивации к изучению курса черчения, активизирует познавательный интерес школьников.
Особое внимание уделяется формированию умений анализировать геометрическую форму предмета, выявлять характерные признаки, обеспечивающие узнавание формы геометрических тел и моделей деталей. Учитель учит школьников видеть в каждом предмете его геометрическую суть, а если предмет сложный, то уметь вычленять геометрическую форму каждого элемента.
Только при соблюдении этих условий у учащихся в процессе обучения будет успешно развиваться способность анализировать и синтезировать виденное.
Изучение материала курса сочетается с выполнением практических работ. - решение геометрических головоломок; - геометрический тренинг; - выполнение оригами; - построение симметрических фигур; - изготовление трафарета для бордюров; - изображение орнаментов.
Развитие новой техники сопровождается интенсификацией инженерно-технического труда, требуется выполнения значительного количества всевозможной конструкторской документации. Одним из условий успешного овладения и подготовки таких специалистов является умение правильно отображать техническую мысль на чертеже, эскизе, схеме, поэтому на факультативных занятиях осуществляется подготовка учащихся к поступлению не только в ВУЗы, но и в учреждения НПО, т.к. курс черчения в школе – это основная часть политехнического образования школьников. Учебно-воспитательные задачи курса, которые ставятся перед ребятами, способствуют трудовой, политехнической и профессиональной подготовки школьников, формируют основы графической грамотности, умения составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться в процессе трудовой деятельности.
Профессиональный уровень слесарей, монтажников, токарей, наладчиков всегда связан с их умением работать по чертежам, поэтому повышение квалификации их целиком зависит от того, насколько успешно освоят учащиеся курс «Инженерной графики», который должен помочь молодежи в освоении выбранной профессии.
Ребята, посещающие данный курс: - закрепляют знания о правилах построения изображений на чертежах; - получают навыки выполнения эскизов деталей машин; - изучают условности, применяемые на чертежах; - приобретают опыт составления конструкторской документации - приобретают опыт чтения сборочных чертежей и составляющих их деталей (деталирование); - знакомятся с разъемными и неразъемными соединениями; - знакомятся со стандартами, определяющими параметры материалов, деталей и их элементов.
Школьный графический компонент образования должен обеспечивать:
- Формирование у учащихся основ графической грамоты и навыков графической деятельности;
- Осуществление связи обучения с техникой, производством, технологией, знакомство учащихся с устройством деталей машин и механизмов;
- Подготовка учащихся к конструкторско – технологической и творческой деятельности, различным видам моделирования;
- Развитие пространственных представлений учащихся, их наблюдательности, глазомера, измерительных навыков
- Формирование художественного вкуса и элементов общей культуры
Из вариативной части учебного плана в 10- 11 классах выделено по 1 часу на изучения предмета «Техническое черчение с элементами инженерной и компьютерной графики» для поддержки информационно-технологического профиля , физико-математического профиля.
Инженерная графика и машиностроительное черчение – фундамент политехнического образования. Данный курс является пропедевтическим для учащихся, решившим продолжить свое обучение в высших учебных заведениях, т.к. наибольшее затруднение они испытывают по предмету «Инженерная графика». На занятиях ребятам поставлена задача изучения пространственных форм, используя метод «начертания», с помощью которого строятся различные изображения. На их основе выполняются чертежи как сложнейших машин и механизмов, так и простых деталей и моделей. Без знания начертательной геометрии невозможны ни создание, ни понимание чертежей инструментов и деталей машин, выкроек одежды, создание бытовой техники. Чем сильнее развито пространственное представление у инженера, ученого, учителя, студента или художника, тем эффективнее его труд.
Хочу сказать, что меня как учителя беспокоит систематическое сокращение учебного времени на изучение предмета черчения и необоснованное отношение к нему как к малозначимому.
С развитием научно-технического прогресса, убыстрением смены предметной среды, социальными изменениями в обществе всё большее значение приобретает дизайн. Сочетание технического и эстетического начал в его основе позволило осуществить стремление к соединению рационального и эстетически совершенного в проектировании предметного окружения человека, что в свою очередь формирует материальную и художественную культуру.
Роль дизайна в жизни общества такова, что следует говорить о необходимости преподавания не только высших и профессионально-технических учебных заведениях, но и в общеобразовательных школах. Обучение включает художественное и техническое творчество, являющиеся эффективным средством воспитания, целенаправленным процессом образования учащихся.
Именно со школьной скамьи начинается освоение и постижение художественной и эстетической сущности окружающего мира. Там же происходит эстетическая и трудовая подготовка подрастающего поколения. Учащиеся осваивают изобразительное искусство, изучают способы организации преобразования среды, используют компьютер, знакомятся с методами художественного конструирования и другими.
Дизайн отличается так же интегрированностью, межпредметными связями, т. к. учебная и творческая деятельность по предмету основана на различных
знаниях и навыках. Можно выявить связи с физикой, математикой, историей, биологией, русским языком, технологией, черчением, изобразительным искусством, мировой художественной культурой. Перечисленное выше способствует целостному восприятию окружающего мира, расширению познавательного интереса учащихся.
В настоящее время общеобразовательная школа получила возможность варьировать количество предметов и курс учебных дисциплин. В связи с этим дизайн преподается по трем направлениям: как составляющая часть в традиционных дисциплинах (изобразительное искусство, черчение, технология). Учитывая предпрофильную подготовку в 9 классе , в разделе «Строительные чертежи» была включена тема «Дизайн интерьера».
Данная тема предназначена для преподавания в 9 классах образовательных учреждений с углубленным изучением предметной области «Черчение» и направлена на профессиональную ориентацию учащихся.
Раздел направлен на изучение широкого круга графических понятий, видов дизайнерской деятельности, основ проектирования, макетирования, декорирования, историю стилей и т.д., развивая творческие способности, необходимые в любой профессиональной деятельности.
При планировании учитывались установленные дидактические принципы: политехническая направленность курса, научность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся, наглядность, доступность, единство и оптимальная сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.
В целях активного участие учеников в процессе усвоение учебного материала формирование творческого мышление и познавательных интересов учащихся запланированы проблемные ситуации. Большое место отводится к самостоятельной работе учащихся; Работа с дополнительной литературы, работа с наглядным и справочным материалами, введение игровых и занимательных элементов графической работы творческого характера.
Совершенствование графических навыков способствует насыщение уроков графическими упражнениями: тренировочными, творческими. Оптимально использовать время на уроке за счет отказа от всех видов перечерчивания условий задач готовых чертежей и отдельных изображений, вместо этого вводится выполнение заданий на построение, реконструкцию, преобразование, моделирования.
Введение элементов дизайна развивает творческое мышление учащихся, закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях. Творческая сторона уроков дает возможность учащихся внести в
изделие что - то свое, отличное от других, способствует расширению представлений об изделии, дает толчок на проявление выдумки, инициативу, внести изменения в основные детали, технологию или конструкцию изделия, творчески применять свои знания. Простейшими способами ручной работы полезно решение задач, связанных с реконструкцией изображений.
В основе этих уроков лежит развитие творчески мыслящей личности, позволяющее: - установлению тесной связи между предметами изобразительного искусства, труда, черчения; - обучению на оптимальном уровне сложности; - поэтапному рассмотрению учебного материала на различных уровнях познания; - проведению контроля за качеством усвоения учебного материала и уровнем сформированности ЗУН учащихся; -достижению комплексности (единство обучающих, развивающих и воспитательных задач)
Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение художественной жизни общества закрепляется практической работой на уроках черчения.
Во время поиска решений задач с элементами дизайна дети остро чувствуют связь предметов ИЗО и черчения. Ведь все окружающее нас: архитектура, предметы декоративно-прикладного искусства, предметы быта, утварь, одежда и.т.п. является плодом человеческих фантазий, воображения, мыслей.
Самостоятельная работа учащихся на уроках побуждает детей к активному поиску нетрадиционных решений, будит творческую мысль, воспитывает прекрасное, желание творить красивое - это сложные психологические качества личности.
Успех работы зависит от организации учебной, самостоятельной деятельности учащихся, характеристика практических работ, заданий, умелого руководства учителя, целевой установки каждого этапа урока. В своей практике я использую творческие уроки с элементами дизайна с целью повышения эффективности уроков черчения сочетая различные методы обучения.
Заключение.
Цель и смысл деятельности педагога я вижу в том, чтобы через любовь к предмету и стимулирование интереса ребенка к совместной деятельности, добиться желаемых результатов. Об эффективности моей работы можно судить по результатам годовых контрольных работ. Анализу поступления выпускников по данному направлению:
2017г. | 2018г. | |
Архитектурно-строительный факультет | 7 | 5 |
ФЭТ | 8 | 3 |
Дизайн | 1 | 3 |
Факультет математики и информационных технологий. | 2 | 2 |
Выпускники нашей школы имеют высокий результат обучения черчению в ВУЗах.
В своей педагогической деятельности, применяя принципы личностно – ориентированного обучения, во главу угла ставлю развитие индивидуальности ребенка. Обучение и воспитание совмещаются, взаимопроникают, сливаются воедино, поэтому обучение веду через воспитание и развитие.
Было бы ошибочным полагать, что работа учителя в школе ограничивается лишь одними уроками. Даже самый современный урок должен дополняться системой внеклассных занятий. Знаю и понимаю, что внеклассные занятия способствуют более полному выявлению личности ученика, помогают совершенствовать графическую подготовку учащихся, способствуют развитию пространственных представлений и расширяют общий и политехнический кругозор школьников.
Литература:
1.Гордеенко, Н. А. Черчение. 9 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений / Н. А. Гордеенко, В. В. Степакова. - М. : АСТ, 2013. - 262 с.
2..Павлова, А. А. Методика обучения черчению и графике : Учебно-методическое пособие / А. А. Павлова, С. В. Жуков. - М. : Владос, 2015. - 95 с.
3.Программы дисциплин предметной подготовки по специальности — изобразительное искусство и черчение : для педагогических университетов и институтов. - М. : Флинта, 2016. - 412 с.
4.Ройтман, И. А. Методика преподавания черчения / И. А. Ройтман. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 239 с.
5.Сараева, Г. П. Графика. Начертательная геометрия и черчение: методические указания / Г. П. Сараева. - Томск : Издательство ТГПУ, 2017. - 43 с.
6.Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н. «Черчение в средней школе» Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2015.
7.Ботвинников А. Д., Вышнепольский И. С. «Черчение в средней школе»: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2014.
8.Ботвинников А. Д. «Пути совершенствования методики обучения черчению»: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
9.Василенко Е. А. «Методика обучения черчению». – М.: Просвещение, 2017
10.Вышнепольский И. С. «Преподавание черчения». – М.: Высшая школа, 2016
11.Дембинский С. И., Кузьменко В. И. «Методика преподавания черчения в средней школе». – М.: Просвещение, 2014
12.Розов С. В. «Руководство к преподаванию черчения». – М.: Машиностроение, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...