Адаптация 5 класс
методическая разработка (5 класс)
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
У пятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_5_klass_beseda_s_roditelyami.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация пятиклассников ».
(беседа для родителей)
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
У пятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школьной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода — помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Каковы же задачи адаптационного периода в пятых классах?
— адаптация к «разноголосице» требований учителей;
— введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);
— принятие новой позиции — ученик второй ступени школы.
Логика развития адаптационного периода в 5 классе
Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной деятельности. А поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то целесообразно предоставить ребятам возможность все нормы и правила поведения на новом этапе школьной жизни выработать самим.
Первый этап адаптационного периода пятиклассников (который длится не более недели) посвящен знакомству ребят друг с другом или изучению друг друга (если состав класса не менялся). Они делятся информацией о том, что больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как чувствуют себя в школе.
На втором этапе адаптационного периода ребятам предоставляется возможность взаимодействия в больших и малых группах, состав которых меняется, и выработки правил, облегчающих действие сообща. Некоторым классам удается разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллектуального, творческого, трудового и пр. Среди общих правил появилось, например, такое: «Надо работать, сообща выслушивая друг друга и сверяя версии» или «Быть благодарным». Важно, чтобы все правила конструировались в позитивной форме (без «не») и были обсуждены их необходимость и значимость. Таким образом одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходит принятие созданных правил. Еще одной важной содержательной частью данного этапа является создание портрета настоящего школьника: качества и свойства его личности формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу.
Третий этап адаптационного периода пятиклассников связан с осознанием появления нового сообщества — класс. Работа организуется таким образом, чтобы каждый пятиклассник внес в общее представление о классе свое индивидуальное видение. После этого действия в классах очень быстро и легко распределяются все общественные поручения.
Рекомендации родителям пятиклассников.
Уважаемые родители!
В ваших руках сделать период адаптации своего ребенка к школе менее болезненным.
Вот несколько рекомендаций:
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.
3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.
5. Принимайте участие в жизни класса и школы.
6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.
7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.
8. Если ребенок просит о помощи в подготовки домашнего задания, не отказывайте ему в помощи. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.
9. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.
10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.
11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…».
Памятка для родителей
Известный педагог Симон Соловейчик разработал правила, которые могут помочь родителям готовить ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, в обществе, к взрослой жизни. Нужно обсудить правила с ребенком, повесить в рабочий уголок, далее обсуждать с учеником получается или нет их выполнять.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть в месте.
- Играй честно, не подводи товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
- Будь внимательным везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плач. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся.
- Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
11. ПОМНИ! ТЫ НЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ! ТЫ НЕ ХУЖЕ ВСЕХ!
Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса
- Повышайте самооценку учащихся, особенно “Пренебрегаемых” и “Изолированных”. Для этого следует создавать ситуацию “успеха”: хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что-либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности подростка, сравнивать только с собственными результатами (ребенка).
- Привлекайте всех детей к организации и участию в классных мероприятиях.
- Оказывайте поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
- Помогайте влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и нивелируя отрицательные.
- Если необходимо дать негативную оценку какой-то деятельности, то обсуждайте проблему ребенка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение.
- Не сравнивайте результаты одного с результатами других, а только с его собственными.
- Создавайте условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
- Помните: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.
- Пригласите родителей к психологу на консультацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".
Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...