статья
статья (10 класс)

статья по проф стандарту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лукьянова Л.С., учитель математики

ГБОУ СОШ №315

города Павловск Пушкинского района

Проектирование и анализ урока математики

в условиях реализации ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе. В профессиональном стандарте педагога, который сегодня широко обсуждается практиками, в списке обобщённых трудовых функций в педагогической деятельности учителей определено действие построения образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы. Важно разобраться, определено ли содержание функции по проектированию процесса обучения математики, а также выявить, насколько готов учитель реализовать положения системно-деятельностного подхода ФГОС общего образования в процессе проектирования урока.

      Традиционно в должностные обязанности учителя входит умение планировать урок и реализовывать этот план, анализировать эффективность урока.

     Сегодня в профессиональном стандарте педагога определена обобщённая трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Определено, что для этого учитель должен владеть трудовыми действиями. Это разработка и реализация программ учебных дисциплин, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации, планирование и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. Учитель должен владеть методикой проектирования рабочей программы по математике, технологической карты изучения учебной темы, урока.

       Сам термин проектирование не является традиционным для педагогов. Наряду с новыми методическими понятиями конструирование и сценирование урока он пришел на смену привычному нам планированию. Проектирование – процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Дидактическое проектирование – это мысленное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.

      Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока математики, реализующего требования ФГОС:

- осуществление целеполагания не как обозначение ориентиров в собственной обучающей деятельности, а как определение результатов образования ребенка;

- переход от определения (планирования) последовательности своей собственной деятельности к продумыванию совместной деятельности учителя и ученика;

- смена собственной позиции обучающего-информирующего на позицию создающего условия (образовательную среду) для учения.

      Технологическая карта урока рассматривается методистами как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. В дидактическом контексте она представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата.

      Технологичное описание целей современного урока математики - это описание в первую очередь планируемых результатов учеников, потому что измерять и оценивать в конце урока учитель должен действия учеников, и на основании их результатов проводится рефлексия по поводу эффективности педагогической деятельности, решённых педагогических задач.

       После описания целей учителю легко осознать, что он будет оценивать на уроке и с помощью каких заданий. Это можно оформить в виде таблицы и назвать оценочным листом, таблицей требований к образовательным результатам. В ней обязательно должна быть графа, где можно дать возможность ученику провести самооценку своих результатов.

        Следующим шагом в проектировании урока будет формулирование педагогических задач — действий учителя. Все задачи в любой педагогической ситуации являются задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в организации их развивающей деятельности. По сути, учитель должен определить условия того, как ситуацию «незнания» перевести в ситуацию «знания».

        Когда определены задачи учителя, появляется возможность отобрать способы и средства для их решения. Главное - выделить базовую технологию обучения, так как в её логике и будет выстраиваться процесс обучения на уроке математики, определяться последовательность действий учителя и учеников. Можно ориентироваться на классификацию современных технологий построения учебного процесса на проблемной, деятельностной, смысловой, альтернативной, ситуативной, диалоговой основах.

       После определения целей, педагогических задач и технологий наступает важный этап разработки технологической карты сценария урока математики.

        Алгоритм проектирования технологической карты сценария урока математики определяет последовательность действий педагога в этом процессе. Формулирование темы урока в соответствии с тематическим планом. Формулирование образовательных результатов деятельности учеников. Формулирование педагогических задач учителя по достижению учениками планируемых результатов. Определение базовой технологии и сопутствующих технологий для достижения планируемых результатов урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....