ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Ефименко  Светлана Ивановна

Доклад  о проблеме повышения уачества школьного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mkou_sosh_no_2.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ефименко С.И., учитель математики, высшая категория

МКОУ СОШ № 2 с. Бешпагир, Грачевского муниципального района

Живя с нынешней системой государства, мы наблюдаем различные тенденции в сфере образования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации. В Концепции развития математического образования отмечено: «Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин». Сказано также, что «математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе».

 Нынешняя образовательная система является поводом для обсуждения у многих людей, но никто не может судить о ней лучше, чем судят о ней непосредственные ее участники, то есть, учителя и ученики.

Безусловно, проблемы в нашей системе образования есть. Одна из многих - это проблема изучения математики и усвоения математических знаний учащимися. Вообще, на фоне большинства предметов математика почти всегда выделяется своей сложностью, необычностью в плане восприятия, масштабностью.

Живя в нынешнем ритме, современный школьник должен успевать очень многое сделать в течение всего дня. Поскольку нагрузки в школе достаточно велики, а успешный ученик старается охватывать не только объем школьной программы, но и информацию сверх нее, уже в раннем возрасте приходится сталкиваться с такими явлениями, как нехватка времени, проблемы с пониманием материала, чрезмерная загруженность, утомляемость. Список факторов и причин, ввиду которых уровень математического образования у нас не может достичь должного уровня, можно продолжать еще дальше. Но как всякая проблема, эта проблема нуждается в поиске и принятии объективных решений.

Говоря об основных составляющих успеха современного ученика, нужно принимать во внимание тот факт, что в наше время быть успешным в учебе не так-то просто. Современный ученик сильно загружен объемом знаний и информации, которую ему дают в школе. Поэтому, немногие из нынешних школьников могут назвать себя успешными, т.к. многие (по разным причинам) с поставленными задачами просто не справляются.

Но речь все же идет об основных составляющих успешной деятельности. Конечно, общая самореализация зависит от ряда факторов:

  1. Цель — это ваши мечты, надежды, желания, стремления. Это то, от чего у вас горят глаза, появляется энергия, радость и смысл в сегодняшнем дне. Мечта от цели отличается лишь тем, что имеет конкретные сроки.
  2. Самое трудное — это начать действовать. Прочесть книгу мало, материал так и останется у вас в памяти в виде теоретических суждения. Нужна практика, нужны действия. Тут, конечно, поможет усердие, которое, в принципе, в школе стараются привить.
  3. Третья составляющая успеха – это, конечно, здоровье и энергия.
  4. Самопознание и самосознание. С самых древних времён самопознание рука об руку шло с внутренним счастьем и великими достижениями в жизни.  "Познай себя, человек!" - эта фраза восходит к античной Греции.  Для полной самореализации тебе нужно понять, кто ты и почему ты сейчас думаешь и чувствуешь себя именно так.
  5. Очередная составляющая - уверенность в самом себе, возможность планировать свои действия и быть уверенным в отличном результате.
  6. Благоприятный социальный статус. Социальная позиция человека в обществе или в коллективе имеет немалое значение.

Целеустремленность, желание и умственные способности – пожалуй, как раз те факторы, которые есть не у каждого, но от которых практически всегда в основном зависит успех.

Факторов и составляющих успешной деятельности ученика можно назвать достаточное количество. Примеряя их ко всему образовательному процессу и к изучению математики (в частности), следует утверждать, что ученик, имеющий все эти признаки, без труда сможет освоить математику. Правда, нельзя не сказать о том, что очень часто проблемы есть даже у самых успешных учащихся. И этих проблем, которые мешают процессу познания, ничуть не меньше, чем составляющих успеха. Вообще, к успеху прийти нелегко, и не только потому, что очень часто будет что-то мешать. Иногда можно применить фразу «нет слова «не могу» - есть слово «не хочу». Но помимо обыкновенного нежелания учиться, которое многие рассматривают, как основную проблему, есть еще множество немаловажных, но скрытых проблем.
         Вообще, нынешняя система образования предусматривает колоссальный объем информации для учащихся. Проще говоря, каждый день у современных школьников бывает не менее 6-7 уроков, в старших классах их число, с учетом факультативов, классных часов и консультаций доходит до 8-9. Лучше всего сложности образования и учебного процесса преодолевают успешные, способные ученики. Но даже для самых успевающих учащихся школьные нагрузки весьма ощутимы. В общих чертах - у учащихся (особенно, у отличников) основной вид деятельности, основное занятие в течение года - учеба, учеба и еще раз учеба. Такое суждение я могу сделать, основываясь на личном опыте.

Сформулируем основные проблемы современного математического образования.
Итак:
        1. Первая, самая главная, на мой взгляд, проблема – это проблема возраста, от которого зависят и умственные способности, и жизненные принципы.
          2. Вторая проблема - банальная незаинтересованность, которую ученики проявляют, осознавая при этом необходимость изучения математики.
         3. Сам статус предмета.  Он достаточно низок в нашей системе образования, хотя и зависит это не от учащихся.

4. Отсутствие навыков практического применения математики.
5. Низкий социальный статус учащегося.

6. Пусть не слишком часто, но иногда качество учебной литературы бывает весьма низким.

Рассмотрев основные проблемы учащихся в изучении математики, стоит остановиться на вопросе их решения. Итак, в соответствии с теми проблемами, которые были указаны, напрашиваются следующие пути решения.
Проблему, связанную с возрастными особенностями, которые влияют на успеваемость, решить достаточно сложно, и, как правило, она разрешится с течением времени, но, в любом случае, от учащихся в данном вопросе зависит очень многое. Самое главное – систематически заниматься предметом, каждый урок обобщая и закрепляя полученные ранее знания. Даже при отсутствии  у учащегося симпатии к математике, он может добиться существенного подъема уровня своих математических знаний, если будет уделять должное время и внимание такому предмету, как математика.
Для того, чтобы справиться с незаинтересованностью учеников в изучении математики, стоит, на мой взгляд, немного пересмотреть традиционные методы преподавания и давать учащимся материал в более оригинальной, но при этом и доступной форме, наглядно показывать практические стороны математических явлений. Кроме того, уровень математических знаний может существенно повысить сосредоточение внимания учеников и учителей на одних только базовых темах. И такой принцип, на мой взгляд, подошел бы как для математических, так и для общеобразовательных классов. Если 100% учащихся в классе будут уверенно знать основы математики, то есть, средний уровень, будет целесообразно начинать подъем на более высокий уровень сложности.

Общий престиж предмета может быть повышен в масштабах значительно больших, чем одно образовательное учреждение. Но даже в рамках одной школы учителя и ученики могут принять посильные меры для того, чтобы математика заняла свое почетное место в списке самых популярных предметов. Это может быть, как проведение внеклассных мероприятий, связанных с математикой, так и рассмотрение на уроках каких-либо дополнительных вопросов, способных привлечь внимание и заставить задуматься.

Навыки практического применения математики у учащихся можно развить с помощью решения заданий, ориентированных на использование математических знаний в жизни.

Если низкий социальный статус учащегося или какие-то проблемы отношений внутри класса мешают ему изучать математику (да и не только математику), классному руководителю стоит провести комплекс мер по улучшению психологического климата в классе.

 Наконец, проблема низкого качества учебной литературы может быть решена с изменением образовательных стандартов, и, хотя такое решение может быть осуществлено только на глобальных уровнях, на уровне класса и школы многое зависит от учителя, в частности, коррекция и изменение преподаваемого материала.

Таким образом, мы видим, что многое в решение проблем математического образования зависит от учителей. Но без стремления детей к изучению математики, без попыток самих учащихся что-то улучшить и подкорректировать в своих умственных ресурсах, ни один учитель не сможет решить поставленные перед ним задачи самостоятельно. Ни в коем случае нельзя уходить от взаимодействия ученика и учителя, ведь только на взаимном сотрудничестве может строиться процесс обучения, и, как следствие, ликвидация всех «шероховатостей» этого процесса.

Только в результате последовательной, неторопливой работы можно добиться желаемого результата.

Ни для кого не секрет, что 80% знаний формируются в начальной и основной школе, 10% - в старшей школе и только 5 % - в ВУЗе. Остальное - практика в самостоятельной жизни. Важно донести это до каждого ученика, чтобы он понял, что нельзя откладывать учение на потом, что лучшее время усвоения - это школьные годы, что каждый учится на своё будущее благополучие.

Список литературы.

  1. Кановская М.Б. Конспект лекций. - М.: издательство «АСТ», Сова, 2012 г. – 160 с.
  2. Колмогоров А.Н. О профессии математика. – М.: Советская наука, 1954. - 32 с.
  3. Крутецкая В.А. Правила успеваемости и режим дня школьника. – М: издательство «Литера», 2003 г. - 50 с.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская и проектная деятельность как средство повышения качества школьного математического образования

Статья в соавторстве с учителем математики МАОУ "Гимназия №1" города Балаково, Яковлевой С.Б....

Повышение качества школьного математического образования посредством внедрения в учебный процесс инновационных технологий

Я работаю в малокомплектной школе, где в одном классе обучаются учащиеся с очень разными способностями. Для того чтобы максимально развивать на уроке каждого ученика, я применяю личностно ориентирован...

Проблемы повышения качества школьного образования: поиски и решения.

Проблемы повышения качества школьного образования:поиски и решения....

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ СРЕД В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются возможности интерактивной геометрической среды GeoGebra, актуальность ее использования в физико-математическом образовании. Акцентируется внимание на таких возможностях среды ...

Формирование функциональной грамотности как метод повышения качества школьного географического образования.

География является одной из основополагающих дисциплин, служащих формированию национальной идентичности человека. Географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей фо...