Профессиональный стандарт педагога
статья

Этот материал можно использовать для доклада на педагогических советах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnyy_standart_pedagoga.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный стандарт педагога

Современная педагогика переживает «всеобщую стандартизацию»: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с сентября 2014 года охватил все классы начальной школы, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) распространился на 6 класс, а в пилотных школах на 7 классы, совсем скоро вступят в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего  общего образования (ФГОС СОО) и профессиональный стандарт педагога.

Стандарты предъявляют новые требования к педагогам и учащимся, меняют акценты в системе взаимоотношений «ученик-учитель-общество-государство», вводят новые понятия. Задача каждого педагога - все эти «теоретические» положения превратить в современные уроки русского языка, математики, истории, изобразительного искусства, музыки. Для многих учебных дисциплин стандарты стали «новшествами», но учителя изобразительного искусства в силу специфики своего предмета и ранее работали в соответствии с теми требованиями, которые появились в новых стандартах. Урок изобразительного искусства никогда не существовал без деятельностного и личностного подхода. Рисунок, аппликация, макет и прочие результаты деятельности ученика на уроке изобразительного искусства – это всегда результат проектной деятельности.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога. Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса. Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения. Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы государственно-общественного управления. С этой целью предполагается создать независимую общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт педагога – 2013», наделив ее необходимыми правами и полномочиями.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

 Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в

меняющемся мире.

 Стандарт – инструмент повышения качества образования и

выхода отечественного образования на международный уровень.  

 Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

 Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения

образования.

 Стандарт – основа для формирования трудового договора,

фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя

новыми компетенциями:

 Работа с одаренными учащимися.

 Работа в условиях реализации программ инклюзивного

образования.

 Преподавание русского языка учащимся, для которых он не

является родным.

 Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

 Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и

социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в

поведении.

Требования к профессиональному стандарту педагога

Стандарт должен:

 Соответствовать структуре профессиональной деятельности

педагога.

 Не превращаться в инструмент жесткой регламентации

деятельности педагога.

 Избавить педагога от выполнения несвойственных функций,

отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.

 Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

 Соответствовать международным нормам и регламентам.

 Соотноситься с требованиями профильных министерств и

ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление

пенсий и т.п.  

Характеристика стандарта

 Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в

котором определяются основные требования к его квалификации.

 Профессиональный стандарт педагога является уровневым,

учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях,

начальной, основной и старшей школе.

 Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его

профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.

В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся

мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими

компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих

перед ним проблем.

 Стандарт выдвигает требования к личностным качествам

учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как:  

готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их

склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных

возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога"

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.    При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС

Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...

Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога

Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....