рабочая программа по метапредмету
рабочая программа
Разработанный метакурс конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metakurs_programma.docx | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
«Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета». (Ю.В. Громыко)
Актуальность разработки данного метакурса и внедрения его в образовательный процесс - социальная необходимость. Учащиеся должны обладать «надпредметными» умениями в применении полученных знаний и сформированных способов умственных действий. Метакурс «Таблица» разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ №1897 от 17.12.2010 года). Разработанный метакурс конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Данная программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника в соответствии с требованиями, предъявляемыми Стандартом ("портрет выпускника основной школы").
В системе внеурочной деятельности метакурс «Таблица» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Задача обучения детей способам работы с таблицами определяется важностью таблиц в системе обучения. Табличная форма является необходимой средой, которую учащиеся способны воспринимать при условии целенаправленной работы по исследованию способов группировки данных от простейших к сложным и многоуровневым.
Содержание, которое присваивается при помощи таблицы, не дано в некоторой натуральной вещной форме, его надо еще уметь интеллектуально «узреть», «увидеть». К сожалению, способность интеллектуально видеть, понимать содержание, стоящее за таблицей, и оформлять её содержание не рождается вместе с человеком и не появляется в нем естественным образом. Этому надо учиться. Все эти обстоятельства послужили причиной для разработки нового образовательного метакурса «Таблица».
Целиком способность ученика "читать" таблицу зависит от уровня развития у него навыков сравнения, обобщения, группировки и классификации по сериям, а также возможности ориентироваться в пространстве, мыслить абстрактно и структурно. Метакурс «Таблица» позволяет отрабатывать логические приемы обработки информации; искать, рассматривать, моделировать и анализировать формы сгруппированных данных;
в ходе постепенно усложняющейся практической работы со структурированными данными ученик приобретает возможность ориентироваться в сложной многоуровневой табличной системе. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует систематизации деятельности учащегося, применении на практике полученных способов действия, что будет способствовать успешной реализации в жизни.
Цель изучения метакурса «Таблица»:
формирование у школьников умения работать с поставленными задачами и информацией, способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
2. Общая характеристика метакурса
Метакурс «Таблица» обеспечивает организационно-методические условия для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.
Кроме того, метакурс «Таблица» способствует преемственности и усвоению особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.
Метапредметный подход при изучении курса обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Анализ имеющихся ресурсов обучения показал, что большим потенциалом для формирования различных универсальных учебных действий обладает такой вид деятельности как составление таблицы. В соответствии с новыми требованиями по развитию у учащихся навыков смыслового чтения курс позволяет освоить различные способы работы с текстом и любой информацией, научить выделять главное в тексте и в любой деятельности и систематизировать необходимую информацию в табличную форму. В ходе составления таблицы создается специальная ситуация, в которой эффективно формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. При изучении метакурса учащиеся смогут овладеть необходимыми навыками работы с информацией, овладеть навыками смыслового чтения.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Уставом и учебным планом общеобразовательного учреждения предусмотрено изучение метакурса «Таблица» в 5-7 классах школы-интерната №22 по 1 часу в неделю в течение 7 недель в каждом классе, что будет соответствовать занятости педагога 1 час в неделю в течение 35 учебных недель.
1час*7 недель*5 классов=35 часов.
Часы программы полностью реализованы в календарно-тематическом планировании и отражены в учебно-календарном плане.
4. Требования к уровню подготовки учащихся
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
5. Содержание курса
- Введение. Что такое «таблица»? Классификация таблиц.
Иллюстративные, графические, смешанные, цифровые, текстовые таблицы.Алфавитные и неалфавитные знаки (математика – знаки действий, физика – знаки зарядов, русский – алфавит).
- Строим таблицы. Типы таблиц: таблицы типа «объекты-свойства», «объекты-объекты». Табличные логические информационные модели
- Сводная таблица. «Линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики, определяют наиболее важные критерии сравнения.
- Концептуальная таблица.
Сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
- Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
Составление вопросов, требующие простого, односложного
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Содержание урока | Кол-во часов |
1 | Введение. Что такое таблица? | Таблица. Понятие о таблице. Различение типов таблиц: | 1 |
2 | Строим таблицы | Табличная модель. Табличные информационные модели. Работа с текстом, преобразование текста в таблицу | 2 |
3 | Сводная таблица | Систематизация информации. Линии сравнения. Определение столбцов и строк. Работа с текстом | 2 |
4 | Концептуальная таблица | Сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Работа с текстом | 2 |
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов | Составление простых и сложных вопросов в табличной форме. Работа с текстом | 2 | |
Таблица-синтез | Графическая организация материала, подбор ключевых, опорных слов или фраз в тексте | 2 | |
Таблица – З-Х-У | Таблица «Знаю - хочу узнать — узнал» графическая организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу. | 2 | |
Итого: | 13 ч |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя:
Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2004.
Смирнова Е. С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5—7 классы/Е. С. Смирнова. — М.: УЦ «Перспектива», 2004.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с
Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя /А. В. Хуторской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс, согласно ФГОС (метапредметы: "Проблема" ,"Знак", "Задача")
Программа разработана на основе ФГОС ООО с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована н...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...