Программа "Выявление и развитие познавательных способностей обучающихся на уроках иностранного языка"
материал
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyyavleniyu_poznavatelnyh_sposobnostey_na_sayt_2020.doc | 624.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод»
Василий Александрович Сухомлинский.
Актуальность
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.
Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
В то же время в детском возрасте одаренность имеет свою специфику:
1) Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
Дошкольники: усвоение языков, высокий уровень любознательности, яркость фантазии;
Старшие подростки: различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.
Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создает видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости.
3) Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития (т.е. наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д.)
В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одарённый, по другим — как отстающий в психическом развитии.
4. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, расширение возможности для участия обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сроки реализации: 2020 – 2025 гг.
Цель:
- повышение уровня творческой активности и познавательного интереса обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочное время.
- создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития способных и одарённых детей.
Задачи:
- определить уровень творческих и познавательных способностей обучающихся до начала реализации проекта;
- определить формы и методы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения немецкому языку;
- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития познавательных способностей и активности обучающихся.
- создать условия для развития креативности.
- решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;
- формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.
- содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.
- развить творческие навыки в урочной и внеурочной деятельности;
- организовать разнообразную внеурочную деятельность и консультационные занятия по предмету;
1 этап – Подготовительный.
Задачи:
- определить уровень познавательных способностей обучающихся до начала реализации проекта;
- определить формы и методы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения немецкому языку.
- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.
.
2 этап – Основной.
Задачи:
- Создать условия для развития креативности.
- Решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;
- Формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.
3 этап – Итоговый.
Заключительный этап включает в себя рефлексию объективного осознанного выбора школьниками видов деятельности и профессионального самоопределения.
Основные направления реализации программы
- выявление уровней развития творческих и познавательных способностей обучающихся; - использование форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения немецкому языку
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательной деятельности;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, праздниках, конкурсах, смотрах,
- включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, региональные ученические конференции разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
Формирование высокой речевой культуры;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.
Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости;
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей;
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей обучающихся путем собеседования.
II. Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение олимпиад.
3. Использование в практике работы следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- назначение ответственными за проведение мероприятий предметных и метапредметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления).
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- повышение интереса со стороны обучающихся к предмету немецкий язык;
- творческий подход к изучению тем;
- возрастание активности работы как на уроках, так и во внеурочное время среди обучающихся;
- развитие самостоятельности при получении новых знаний обучающимися;
- наличие высокобальных работ на промежуточной аттестации учащихся;
- наличие качественных творческих работ учащихся;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- повышение уровня профессионального самоопределения обучающихся.
Показатели эффективности работы:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов для работы с одарёнными детьми;
- повышение качества образования и воспитания школьников;
- повышение показателей успешности детей на районных, областных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Диагностики:
1) Общий уровень интеллектуальных способностей. Методика ШТУР. Диагностика общего уровня интеллектуальных способностей.
2) Коммуникативные склонности учащихся. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся. Р.В. Овчарова.
3) Творческие способности учащихся (креативность). Методика Г. Дэвиса. Определение творческих способностей учащихся.
4) Языковой интеллект. Методика Х.Зиверта. Психологический тест языковых способностей. Определение коэффициента языкового интеллекта.
5) Социализированность личности. Методика М.И.Рожкова. Методика для изучения социализированности личности учащегося.
6) Воспитанность личности. Диагностика уровня воспитанности обучающихся Н.М. Шиловой
7) Познавательные способности учащихся. Методика самоконтроля Е.И. Рогова.
Опросник для выявления одаренных школьников - Проведение диагностики творческих способностей учащихся по методике психолога А. А. Лосевой /.
Педагогические методики: Метод проектов Л.С. Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская
№ | Мероприятие | Форма | Сроки проведения | Участники |
Урочные и внеурочные | ||||
1 | Диагностика одаренных детей | анкетирование | сентябрь | Уч-ся 2-3 кл |
2 | Организация инд.работы | Составление графика инд.занятий | сентябрь | Уч-ся 2-4 кл |
3 | Индивидуальные занятия | консультация | 1 раз в неделю | Уч-ся 2-4 кл |
4 | Общероссийская онлайн-олимпиада «Мамонтенок» Общероссийская онлайн-олимпиада «Умники России» Общероссийская онлайн-олимпиада «Лисенок» Общероссийская онлайн-олимпиада «Олимпус» | Групповые занятия, выполнение олимпиадных и тренировочных заданий | Информация на сайте, 1 раз в год, конец ноября – начало декабря | Уч-ся 2-4 кл |
5 | Подготовка учащихся к участию в дистанционных онлайн-конкурсах различного уровня «Инфоурок», «Олимпус». | Групповые занятия, выполнение олимпиадных и тренировочных заданий | Уч-ся 2-4 кл | |
6 | Иллюстрация текстов или стихотворений (сказки братье Гримм, Гофмана). | Зарисовки картин наиболее интересных сюжетов сказок, название сюжетов, инсценировки сюжетов | Уч-ся 2-4 кл | |
7 | Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов немецкого языка. | Индивидуальные занятия | В течение года | Уч-ся 2-4 кл |
8 | Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей. Подведение итогов года. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Вручение грамот, ценных призов. | Консультация. Индивидуальная работа | В течение года |
План индивидуальной работы с одаренными детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
В данной работе представлены приемы развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка....
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....
Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках китайского языка.
В статье приводятся примеры использования приемов и методов когнитивной технологии на уроках иностранного языка (на примере китайского)....
Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках китайского языка.
В статье приводятся примеры использования приемов и методов когнитивной технологии на уроках иностранного языка (на примере китайского)....
Рабочая программа"Выявление и развитие творческих и познавательных способностей обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности."
Рабочая программа....
Роль ИКТ в формировании познавательных способностей учащихся на уроках иностранного языка.
Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении английскому языку играет очень важную роль. Они помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индив...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках иностранного языка
Представленный материал описывает способы развития творческих способностей учащихся....