ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья
«Педагогическая технология - системный метод усвоения знаний с учетом всего процесса технических и человеческих ресурсов в их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._tehnologii.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:
БОГАТСТВО, РАЗНООБРАЗИЕ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
Хальхаева Л.В.,
учитель математики СОШ № 19
Педагоги многих поколений человечества решают задачу повышения эффективности образовательного процесса, его оптимизации, т.е. достижения педагогического результата с высоким качеством и минимальными затратами времени и труда. Одним из важных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях является выбор эффективных педагогических технологий.
Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, т.е. педагогическая технология предлагает наиболее рациональные пути обучения. Проектирование педагогической технологии заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность участников педагогического процесса путём выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов.
В педагогической науке пока не сложилось однозначного определения понятия «педагогическая технология». Вот некоторые из них:
«Педагогическая технология - системный метод усвоения знаний с учетом всего процесса технических и человеческих ресурсов в их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
«Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса». (Б.Т.Лихачёв);
«Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В.М.Монахов);
«Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса». (В.П.Беспалько).
«Технология образования связана с возникновением технологического подхода к обучению, теоретической базой которого стала идея программирования обучения; …являются средства обратной связи, обучающие машины, лингафонные кабинеты, тренажеры. Это процесс взаимодействия преподавателей и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели» (М.П.Сибирская).
Многие годы роль педагогической технологии играла методика - научно-обоснованные методы, правила и приемы обучения предмету, достижение определенной цели. В чем же различие методики и технологии?
Ряд авторов видят отличие педагогической технологии от методики в «гарантированном достижении педагогических целей» (Д.В.Левитас, Г.Ю.Ксензова, Л.А.Байкова). В результате обсуждений ученых сделаны следующие выводы: технология отличается от методики прогнозируемой универсальностью, диагностичностью результата при любых условиях. Технология, как правило, составлена из типовых методов и приемов, многократно повторенных при различных условиях и дающих один и тот же результат, что позволяет экономить время педагога для творческой работы с учащимися. Педагогическая технология не применяет методику, а основывается на ней.
Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:
- научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
- деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
системность - логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
управляемость - предполагает возможность целеполагания, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
эффективность - гарантированное достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по трудоемкости;
воспроизводимость - возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими педагогами.
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.
Процессуальная часть представлена совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.
В чём же состоит глубинный смысл педагогической технологии в целом?
Во-первых, педагогическая технология сводит на нет педагогический экспромт в практической деятельности и переводит её на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с последующей реализацией проекта в классе. Это возможно сделать на языке понятий «дидактическая (воспитательная) задача» и «технология обучения (воспитания)».
Во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся поурочных разработок, предназначенных для учителя, педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание деятельности самого учащегося, то есть проектирование учебно-познавательной деятельности ведёт к высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
В-третьих -- процесс целеобразования. Это центральная проблема педагогической технологии в отличие от традиционной педагогики. Она рассматривается в двух аспектах: диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала; развитие личности в целом.
В-четвёртых -- принцип целостности (структурной и содержательной) всего учебно-воспитательного процесса. Принцип целостности -- гармоничность всех элементов педагогической системы.
Современные педагогические технологии
Новая парадигма образования, ставящая развитие личности обучаемого в центр образовательной пирамиды, нацеливает на новые технологии обучения. Под «новыми» педагогическими технологиями, имеется в виду не временной аспект: новые как только что или недавно появившиеся, а новые как отличающиеся от привычных, традиционных.
Традиционные методы обучения в большей степени способствуют усвоению фактологического материала, усвоению воспроизводить знания в знакомой ситуации. Однако современный мир выдвигает вполне определенные требования:
- умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идея, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А.Границкая, И.Унт, В.Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И.Роберт и др.). Последние, с использованием для предъявления информации языков программирования, транслируют ее на машинный язык.
ОСТАНОВИМСЯ НА Применение информационных технологий в обучении
Одним из шагов изменения содержания образования является разработка и создание информационных (компьютерных) технологий. В нашей стране, несмотря на экономические трудности и отсутствие должного финансирования, в системе образования идет активное освоение информационных технологий и активные попытки применить их в учебном и образовательном процессах.
Новые информационные технологии - это педагогические технологии сегодняшнего дня, дающие возможность учащимся по-новому представлять изучаемый материал, систематизировать его. Для учителя - это расширение возможности применения на уроке наглядности (или при локальной сети в кабинете, или при помощи мультимедийного проектора). Новые информационные технологии ведут педагогику к эпохе деятельностно-ценностной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества. Особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.
Информатизация образования, основанная на использовании средств информационных технологий, направлена на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Главной отличительной особенностью этой технологии обучения является применение компьютера в качестве динамично развивающегося средства обучения, что кардинально меняет систему форм и методов преподавания.
Психолого-педагогические аспекты информатизации учебного процесса разнообразны и многоплановы.
1. Мотивационный аспект. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Обучающийся получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используется наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и тупиковые ходы. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задать любые вопросы и предложить любые решения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности компьютера здесь поистине неисчерпаемы.
2. Учет индивидуальных особенностей и активизация учебного процесса. Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальная работа за компьютером создает условия комфортности при выполнении, предусмотренных программой: каждый работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
3. Расширение возможностей предъявления учебной информации. Использование возможностей информационных технологий позволяет не только воссоздавать реальную обстановку деятельности, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Предъявляемая учащимся информация и возможности ее изучения постоянно расширяются благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: мультимедийных технологий, подключающих комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимация и сенсорика) восприятие информации; телекоммуникаций, позволяющих расширить границы того социального окружения, в рамках которого осуществляется познавательное развитие; искусственного интеллекта, поднимающего уровень обучения до сознательного эксперимента и исследования.
4. Изменение форм и методов учебной деятельности. Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавании определенных учебных предметов, объектно-ориентированных программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы и др.), предназначенных для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры, систем искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные обучающие системы), предназначенных для организации процесса самообучения, а также учебного и демонстрационного оборудования позволяет организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Так, текстовый редактор со встроенными словарями синонимов и омонимов, средствами проверки правописания один из мощнейших учебных инструментов - неизбежно влечет изменения в содержании и методах обучения языку и литературе. Изменение устоявшихся традиционных форм и методов учебной деятельности, направленное на совершенствование образовательного процесса, вовлекает в свою сферу как отдельного индивида, так и группу, преподавательский коллектив, что фактически способствует созданию новой педагогики.
5. Контроль за деятельностью учащихся. При работе на компьютере каждый может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо; снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к преподавателю. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Особенность современного педагогического процесса состоит в том, что центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится с преподавателя на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс, а функция преподавателя - поддержать обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большую и разнообразную информацию.
В качестве источников информации в последнее время все большее место в информационном обеспечении человека начинают играть средства глобальной телекоммуникационной сети Интернет. С появлением возможности общения образовательных учреждений через телекоммуникационные сети в системе образования создаются и функционируют серверы учебного назначения, таким образом процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, лицее, колледже или вузе - он становится непрерывным.
Система непрерывного образования - это насущная потребность каждого человека и общества в целом. Поэтому уже в настоящее время развиваются различные формы получения непрерывного образования. Возникает необходимость не только в очном, но и дистанционном образовании, при которой целенаправленное опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется на основе информационных технологий.
Таким образом, в связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях.
В настоящее время весьма важным оказывается понимание того, что развитие человечества существенно зависти от уровня образования, что переход в режим последовательного развития общества предполагает внедрение новых образовательных технологий с расчётом на два-три поколения вперёд. Системы образования, которые медленно меняют и развивают свой уклад, становятся тормозом развития общества.
Для решения современных психолого-педагогических задач, стоящих перед обновляющейся системой образования, необходимо кардинально менять приоритеты целей обучения, на первый план следует выдвигать развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности, что является важным условием их психологической подготовки к труду как умственного, так и физического. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умение его организовать, критически осмыслить и оценить.
Педагогические технологии в настоящее время базируются на теориях психодидактики, психологии, кибернетики, управления и менеджмента и понимаются как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющие форму конкретного ожидаемого результата. Однако любые образовательные технологии - еще не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.
Еще раз следует подчеркнуть, что при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии в образовательном процессе
Научные основы использования педагогических технологий...
Статья о возможностях – реальных и потенциальных - педагогических технологий в образовательном процессе.
В статье я рассматриваю традиционные педагогические технологии во взаимосвязи с современными инновационными решениями, быстро приобретающими популярность и вес во многих ОО....
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.
Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....
Статья "Современные педагогические технологии в образовательном процессе".
В современной педагогической и психологической литературе часто можно встретить различное трактование термина «педагогическая технология»....
Использование игровых педагогических технологий в образовательном процессе
Некоторые рекомендации нетрадиционного подхода к организации учебного процесса...
Педсовет. Доклад «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»
Педсовет. Доклад «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»...