Аналитический отчет о проделанной работе
материал
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КОНОВАЛОВОЙ Н.В.
ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Основной целью работы стало сохранение психического здоровья воспитанников, создание условий, способствующих психоэмоциональному благополучию, обеспечение эффективного развития воспитанников посредством использования перспективных коррекционно – развивающих средств.
В течение года решались следующие психолого-педагогические задачи:
- Содействовать устранению или ослаблению недостатков в познавательной, эмоционально – личностной, поведенческой сфере воспитанников коррекционными средствами воздействия.
- Формировать у педагогов ОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия воспитанников; консультировать по вопросам развития и воспитания воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышение социально – психологической компетентности педагогов.
- Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого – педагогические знания и умения по оптимизации детско – родительских отношений.
В данном отчёте картина деятельности психолога представлена в виде разделов в соответствии с областями психологической работы.
За 2015-2016 учебный год психологом были проведены мероприятия:
Психологическое просвещение
Консультации для родителей: «О работе детского психолога», «Знать и понимать ребенка», «Компьютерная зависимость», «Мотивационная готовность к школе. Общие результаты диагностики к обучению в школе на начало учебного года», «Игровая деятельность детей. Игрушки: польза и вред», «Познавательное развитие. Что должен знать и уметь делать ребенок 7-8 лет», «Основы детской педагогики и психологии», «Модель воспитания и развития ребенка в семье». Были проведены родительские собрания (в начале, середине, конце учебного года), родительские клубы: «Актуальные вопросы воспитания. Вредные привычки», «Школа родителей»: «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе».
Наряду с консультациями, собраниями и клубами в работе с родителями применялось анкетирование: «Изучение уровня удовлетворенности населения качеством образования». Анкетирование оказалось полезным не только своей информативностью, но и рефлексией родителей в процессе заполнения анкет.
Консультации для педагогов: «Знать и понимать ребенка», «Адаптация к школе», «Психоэмоциональное состояние класса», «Кто такие – тревожные дети?», «Познавательное развитие школьника». Практический семинар для педагогов: «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» с целью формирования и развития навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Организационно-методическая работа
С целью профессионального саморазвития и предоставления психолого-педагогической информации в доступной для педагогического коллектива и родителей форме, ежедневно знакомилась с научной литературой, научно-популярной литературой, прошла обучение на курсах повышения квалификации «Подготовка к школе. Начальная школа: от диагностики готовности к оптимизации обучения и развития» в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, Институте практической психологии «Иматон», г. Санкт – Петербург, 32 часа, «Инновационные методы коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в рамках ОУ» в БУ ВО «Сургутский государственный университет», г. Сургут, 72 часа. Принимала участие во многих семинарах, всероссийских вебинарах: «Развитие высших психических функций у школьников с помощью интерактивных игр», «Игровые приемы в проведении промежуточного обследования школьников с ЗПР», «Активация внимания и памяти детей с ОВЗ как базовая предпосылка при формировании чтения и письма», «Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса как необходимое условие реализации ФГОС», «Методическое сопровождение образовательной деятельности в условиях ФГОС в образовательной организации», «Применение развивающих игр как мотивационной основы в работе с детьми с ОНР», «Самостоятельное создание базы настольных интерактивных пособий для работы детского специалиста с использованием Конструктора картинок», «Формирование навыков чтения с помощью интерактивных упражнений у детей с ОВЗ», «Развитие слухового внимания и речевой памяти у детей с ОВЗ с помощью интерактивной развивающей среды». Публиковала свои методические разработки на международных и всероссийских сайтах таких как «ПОРТАЛ ПЕДАГОГА»: «Способы выхода из конфликтных ситуаций с семьей», публикация во всероссийском образовательном издании «Альманах педагога»: «Актуальные вопросы воспитания. Вредные привычки»., была печать в СМИ (публикация в электронном журнале «Образование от «А» до «Я» https://учисьучись.рф/journals). Принимала участие во всероссийском творческом конкурсе для педагогов «Росконкурс.рф»: «Психолого-педагогические аспекты образовательной сферы». Принимала участие в городском методическом объединении педагогов – психологов, результатом которого стала авторская программа: «Программа психологического сопровождения готовности детей с ОВЗ к школьному обучению в рамках современного образования».
Развивающая и коррекционная работа
Реализуя годовые задачи, с целью развития эмоционально - личностной, поведенческой сфер, с обучающимися проводились занятия (групповые) по программе «Развитие эмоциональной сферы». Цель: преодоление детьми состояния тревожности, страха, психического напряжения через управление отрицательными эмоциями.
Дети с удовольствием посещали занятия, слушали небольшие поучительные сказки, рассматривали картины, играли в различные игры, разыгрывали этюды, рисовали эмоции, чувства, настроения, танцевали, выполняли релаксационные упражнения. Так как занятия проводились в непринуждённой атмосфере, дети наблюдали за поведением товарищей, и с лёгкостью откликались на любые задания и предложения психолога. На занятиях царил дух лёгкости, непринуждённости, теплоты и понимания.
С целью развития познавательной сферы проводились индивидуальные коррекционно - развивающие занятия по программе В.Л. Шарохиной «Коррекционно – развивающие занятия с детьми ОВЗ». Цель: развивать психические процессы: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь; координацию движений, мелкую моторику, фантазию, терпение, трудолюбие; быстроту реакций, наблюдательность и саморегуляцию; способствовать развитию эмпатийных проявлений, раскованности, познавательного интереса. С детьми подготовительных классов проводились индивидуальные занятия по О.А. Холодовой «За три месяца до школы». Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, логического, творческого, пространственного мышления, воображения, находчивости, сообразительности, мелкой моторики.
Консультирование
На протяжении года в графике работы педагога-психолога предусматривалось время для оказания индивидуальной консультативной помощи родителям воспитанников ОУ и педагогическому коллективу (консультации родителям: понедельник 16.30 – 18.40; консультации педагогам: вторник, четверг 13.00 - 14.30). Всего проведено 89 индивидуальных консультаций. Из них 49 для родителей и 40 для специалистов.
Причины наиболее частых обращений:
Вопросы воспитания
Соответствие уровня развития возрастным нормативам
Проблемы поведения, в т.ч. агрессивность, тревожность, замкнутость
Адаптация к школе
Ненадлежащее отношение к детям. Ненадлежащее воспитание детей
Результаты диагностики
Диагностика
В период адаптации велось наблюдение за детьми, заполнение адаптационных листов. В результате грамотного подхода и доброжелательного отношения педагогов сроки адаптации не превышали нормы.
Наблюдение за детьми и беседы с учителями позволили выявить некоторые проблемы и особенности поведения в период адаптации. В результате работы с детьми и консультирования родителей удалось выявить причины негативных реакций у детей. Родителям были даны соответствующие проблемам детей рекомендации. Работа психолога с детьми, недавно поступившими в школу будет продолжена.
В начале учебного года (октябрь) с детьми 7-8 лет была проведена диагностика по эмоциональной сфере Л.П. Стрелковой, которая показала, что дети возраста не до конца распознают эмоциональное состояние сказочных героев, людей и даже своё. Испытывают затруднения в выражении эмоций пантомимикой и жестами, затрудняются в узнавании графического изображения эмоций.
В октябре и апреле – мае проводилась диагностика психологической готовности к школьному обучению по Л.А. Ясюковой. В исследование принимали участие 8 воспитанников подготовительного класса, 18 – 1 класса.
Целью диагностики стало выявление уровня развития психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия и речи), а также эмоциональное состояние детей, присутствие волевых качеств (усидчивость, умение понимать и выполнять инструкцию, выполнять задание по образцу, терпение).
Неоднократно проводились беседы с детьми 4 класса о школе. Исходя из полученных ответов можно говорить о среднем уровне школьной зрелости. Дети имеют верное представление о необходимости обучения, об отличии режимных и организационных моментов школы, имеют базовые знания и представления в разных областях, необходимые для обучения в школе. Так как смена деятельности от игровой к учебной для детей дошкольного возраста не может пройти без переживаний, смена окружения и повышение ответственности для детей в любом случае является стрессовой ситуацией, при переходе в школу у детей происходят некоторые сложности в адаптации.
Сложности в обучении прогнозируются у некоторых детей в связи с выявленным низкой скоростью переработки информации и невнимательностью (наличие ММД).
Общая картина результатов диагностики психологической готовности к школьному обучению представлена в таблице:
Уровень психологической готовности к школьному обучению на начало учебного года | Уровень психологической готовности к школьному обучению на конец учебного года | ||||||||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | ||||||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | Кол-во детей | % |
0 | - | 15 | 58 | 11 | 42 | 4 | 15 | 18 | 69 | 4 | 15 |
Следует отметить, что результаты диагностики и успешности дальнейшего обучения во многом могут зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей детей, поэтому средний уровень не является отрицательным результатом диагностики.
В течение года проводилась индивидуальная работа с детьми в виде игр, бесед, проведения тестов по запросу педагогического коллектива и родителей.
На следующий учебный год планируется продолжать проводить занятия по развитию познавательной сферы, эмоционального мира детей, внедрять в работу инновационные формы и методы взаимодействия с родителями и педагогами: релаксационные сеансы для педагогов (с целью благоприятного психологического микроклимата в ОУ), семинар: «Внутренний мир школьника – коррекция педагогического взгляда».
Педагог – психолог Н.В. Коновалова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет о проделанной работе методического объединения
о работе методического объединения...
Отчет о проделанной работе учителя - логопеда
отчет о работе учителя-логопеда за учебный год...
Публичный отчет о проделанной работе за 2011 год.
Публичный отчет о проделанной работе за год....
Отчет о проделанной работе логопеда за 2012 - 2013г
Анализ работы...
Аналитический отчёт о проделанной работе за 2017 - 2018 учебный год учителя осетинского языка МКДОУ №11 города Беслан
Аналитический отчёт о проделанной работе за 2017 - 2018 учебный год учителя осетинского языка МКДОУ №11 города Беслан Родной язык играет важную роль в жизни на...
Аналитический отчёт о проделанной работе
за 2016-2017 учебный год...