Стратегии смыслового чтения как условие повышения математической грамотности обучающихся
методическая разработка
Мастер-класс по стратегиям смыслового чтения на региональном семинаре для учителей математического и естественнонаучного цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_provedeniya_master-klassa.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12
Г.о. Подольск Московской
Мастер-класс
Тема: «Стратегии смыслового чтения как условие повышения математической грамотности обучающихся
Выполнил: Альянова Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Г.о. Подольск
2018 год
Цель мастер – класса: на основе выводов участников мастер – класса сформировать мнение о значимости смыслового чтения для повышения математической грамотности обучающихся.
Задачи мастер-класса:
- показать необходимость использования в работе с обучающимися системно-деятельностного подхода;
- познакомить с педагогическим опытом применения новых приёмов для развития математической грамотности обучающихся;
- способствовать повышению мастерства учителя по овладению стратегиями обучения смысловому чтению;
- содействовать профессиональному общению.
Модель мастер-класса представляет следующие компоненты:
- теоретико-аналитический;
- описательно-методический;
- деятельностно-практический.
План проведения
- Вступительное слово.
Использование приёмов концентрации внимания и создания доброжелательной рабочей атмосферы.
- Приём «Семь прилагательных».
«В нашей ___________школе собрались _____________ педагоги, чтобы ____________ и ____________ поработать на _____________семинаре на тему «Творческая образовательная среда школы как условие развития обучающихся». Надеюсь, что в результате участники семинара останутся _________________, а ведущий ________________.
- Приём «Алгоритм 1-2-3-4».
- Приём «3 комментария».
- Теоретическая часть (приложение1 – презентация выступления).
Краткие тезисы:
- В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
- Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.
- Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание.Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
- Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны пройти все три фазы:
- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
2.5. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
- Описательно-методическая часть.
- Каждая группа получает свой фрагмент текста и смысловую стратегию, при помощи которой участники будут работать над содержанием текста.
- Группа знакомится с практикой стратегии.
- Каждый участник индивидуально знакомится с текстом и заполняет графическую форму стратегии.
- Группа создаёт общий продукт – единую форму стратегии.
- Каждая группа презентует результаты таким образом представляя графическую форму стратегии, чтобы остальным участникам был понятен предлагаемый текст. Для этого используется стратегия «3 вопроса»:
- что узнали?
- что заинтересовало?
- что запомнилось?
Или:
- что увидели?
- что удивило?
- что поняли?
- Практическая часть.
- Ознакомление со стратегией «ПОПС-формула»:
предлагаемый фрагмент текста иописание предлагаемой стратегии для работы над содержанием текста – приложение 2.
- Ознакомление со стратегией «Ромашка вопросов»:
предлагаемый фрагмент текста и описание предлагаемой стратегии для работы над содержанием текста – приложение 3.
- Ознакомление со стратегией «Кластер»:
предлагаемый фрагмент текста и описание предлагаемой стратегии для работы над содержанием текста – приложение 4.
- Ознакомление со стратегией «Пирамида фактов»:
предлагаемый фрагмент текста и описание предлагаемой стратегии для работы над содержанием текста – приложение 5.
- Ознакомление со стратегией «3-2-1», «Синквейн»:
предлагаемый фрагмент текста и описание предлагаемой стратегии для работы над содержанием текста – приложение 6.
- Ознакомление со стратегиями «Глоссарий», «Чтение вслух(попеременное чтение», «Кубик Блума»:
примерный список слов (набор) –приложение 7;
текст, разбитый на абзацы – приложение 8;
описание стратегий – приложение 9.
- Рефлексивная часть.
- Описание опыта использования стратегий, разрабатываемых школьным методическим объединением учителей математики, физики и информатики.
- Использование приёма рефлексии «Клумба»:
индивидуальное размещение названий стратегий по трём разделам: «интересно», «полезно», «буду применять» –приложение 10 (используемые материалы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...
Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»
Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся Задачи:...
Стратегии смыслового чтения в урочной и внеурочной деятельности обучающихся
Стратегии смыслового чтения на уроках английского языка...
Программа повышения математической грамотности обучающихся
В программе отражаются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях повышения математической грамотности обучающихся....
Образовательный педагогический проект «Формирование математической грамотности обучающихся 5-6 классов на основе использования возможностей смыслового чтения в процессе обучения математике»
Цель проекта:Повышение качества математического образования обучающихся 5 – 6 классов с учётом современных требований через единую систему формирования математической и читательской грамотности ...
Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В докладе представлены приёмы формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....
Применение практико-ориентированных заданий на уроках математики как средство повышения математической грамотности обучающихся (Усольцева М.Н.)
Применение практико-ориентированных заданий на уроках математики как средство повышения математической грамотности обучающихся (Усольцева М.Н.)...