Методическая разработка раздела образовательной программы "Сложноподчиненное предложение"
методическая разработка (9 класс)
Методическая разработка раздела образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovsova_attestatsiya_razrabotka.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 г.ПАВЛОВО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Сложноподчиненное предложение»
IX класс
Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы программы В.В. Бабайцева, А,Ю, Купалова, Е.И. Никитина и др. 2010 год
Аттестационная работа
на I категорию
учителя русского языка
Ф.И.О. Овсова Л.Н.
Образование высшее
Педагогический стаж 14лет
г.Павлово, 2013
Содержание
- Пояснительная записка ________________________________стр. 2
- Цели и задачи раздела _________________________________стр. 4
- Психолого-педагогическая характеристика _______________стр. 5
- Ожидаемые результаты освоения программы _____________стр. 6
- Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся ____________стр. 8
- Календарно-тематическое планирование по разделу ________стр. 10
- Система знаний и система деятельности __________________стр. 11
- Разработка урока ______________________________________стр. 15
- Список литературы ____________________________________стр. 37
Пояснительная записка
Как учебная дисциплина, русский язык имеет первостепенное значение, т. к. является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: формирование у учащихся на базе усвоение ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами русского языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающимся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умение и навыки;
- формировать умение анализировать речевые факты, оценивать с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
- формировать умения анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Цели и задачи, определенные авторами данной программы, отвечают требованиям стандарта.
Цель раздела
«Сложноподчиненное предложение»
Систематическое изучение сложноподчиненного предложения как одного из видов сложного предложения.
Задачи раздела
Познавательные:
- дать представление о специфике сложноподчиненных предложений;
- научить использовать сложноподчиненные предложения в собственной речи;
- формировать лингвистическую мотивацию на основе создания проблемных ситуаций.
Развивающие:
- развивать познавательную мотивацию на основе создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление через приемы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- развивать умение творчески подходить к выполнению заданий;
- развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, умение мыслить самостоятельно, анализировать свою деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родному языку, окружающему миру;
- воспитывать личностные качества учащихся: внимание и аккуратность, взаимоуважение и доброжелательность, усидчивость и терпение на пути к результату.
Психолого-педагогическая характеристика
Возраст детей – подростковый – знаменуется бурным психофизическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений.
Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка.
Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком.
Связь памяти с мыслительной деятельностью приобретает самостоятельное значение. Содержание мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязь между явлениями действительности.
Речь у большинства детей развита, содержательна, эмоционально окрашена. Дети умеют давать полный ответ на поставленный вопрос.
В целом в классе много любознательных детей, стремящихся к расширению и углублению знаний; с удовольствием выполняются дополнительные занятия, в том числе и творческого характера.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
По окончании изучения раздела учащиеся овладеют следующими умениями и навыками
- в области научных знаний
- иметь полное представление о сложноподчиненных предложениях;
- знать особенности строения сложноподчиненных предложений;
- познакомить с пунктуационными правилами.
- в области научно-познавательной деятельности:
- аргументировано доказывать принадлежность предложения к сложноподчиненным;
- различать главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, определяя их границы;
- определять значение придаточных по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову;
- заменять сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения синонимичными сложноподчиненными предложениями и выявлять различия в их строении и значении;
- заменять сложные предложения простыми осложненными;
- правильно и уместно употреблять сложноподчиненные предложения в речи.
- в области коммуникативно-информационных умений:
- развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- при работе в группах и парах научатся слушать и понимать друг друга, договариваться, учитывать позицию собеседника, приходить к общему решению;
- смогут грамотно формулировать вопросы и давать полные ответы;
- формулировать собственное мнение и позицию.
- в области регулятивных умений:
- научатся планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- проявлять инициативу и самостоятельность в получении знаний;
- контролировать и оценивать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
- в области способности к творческому решению учебных и практических задач:
- выбирать рациональный способ поставленной задачи;
- применять полученные знания в жизни.
Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
Методы:
- словесный(объяснение, рассказ, беседа),
- частично-поисковый,
- проблемный,
- эвристический,
- наглядный ( демонстрация, наблюдения учащихся),
- видеометод,
- практический;
- создание ситуации занимательности, успеха(метод стимулирования интереса),
- методы контроля и самоконтроля.
Приемы: анализ, синтез, сравнения, классификация.
Формы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, диалоговая форма общения.
Технологии:
- личностно-ориентированное обучение,
- дифференциация ( по уровню сложности, по объему, по степени помощи),
- технология сотрудничества,
- здоровьесберегающие технологии,
- компьютерные.
Все вышеуказанные образовательные технологии, методы; приемы и формы организации деятельности обучающихся
- помогают активизировать внимание учащихся;
- повышают эффективность труда учащихся;
- создают обстановку сотрудничества, взаимо помощи, заинтересованности в результате своей работы,ответствености за качество труда;
- оказывают влияние на формирование общечеловеческих качеств и профессиональных(работоспособность, коммуникабельность)
- служат формированию таких личностных качеств, как творческий подход к решению задач, доброта, духовность, ответственность.
Календарно-тематическое
планирование по разделу.
№ урока | Тема | Количество часов |
Урок 1 | Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. | 1 |
Урок 2-3 | Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | 2 |
Урок 4 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 1 |
Урок 5 | Виды придаточных предложений | 1 |
Урок 6 | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные. | 1 |
Урок 7-8 | Придаточные определительные. | 2 |
Урок 9 | Придаточные дополнительные. | 1 |
Урок 10-11 | Придаточные обстоятельственные. | 2 |
Урок 12 | Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение» | 1 |
Урок 13 | Контрольная работа | 1 |
Система знаний и система деятельности.
№ п/п | Тема урока | Система знаний | Система деятельности |
1 | Строение сложноподчинен-ных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинен-ных предложениях. | Углубить знание о сложноподчиненном предложении как одного из видов сложного предложения; дается понятие о строении и средствах связи сложноподчиненного предложения. | Формируются навыки видеть сложноподчиненные предложения в тексте, сопоставлять с другими видами сложных предложений; совершенствуются умения работать с научным текстом, пользоваться справочной литературой; развитие умения анализировать, обогащение синтаксического строя речи учащихся при употреблении сложноподчиненных предложений, делающих высказывания более точными и выразительными |
2-3 | Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | Объясняются особенности присоединения придаточных предложений к главному; показывается роль указательных слов в подчинении предложений | Формируются умения различать главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, находить указательные слова в предложении, служащие для связи частей; составлять сложноподчиненные предложения по схемам. |
4 | Сложноподчинен-ные предложения с несколькими придаточными. | Познакомить со сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными с однородным, неоднородным и последовательным подчинением частей, с правилами пунктуации. | Формируются умения определять тип связи придаточных частей (однородная, неоднородная, последовательная) в сложноподчиненном предложении, пользоваться пунктуационными правилами расстановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. |
5 | Виды придаточных предложений | Дается понятие об основных видах придаточных предложений по строению и значению. | Формируется умение разграничивать виды придаточных предложений по строению и значению. |
6 | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные. | Объяснить особенности строения и значения придаточных подлежащных и придаточных сказуемных. | Формируется умение конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными подлежащными и сказуемными |
7-8 | Придаточные определительные. | Объяснить особенности строения и значения придаточных определительных. | Формируется умение составлять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, разграничивать их смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение; упражняться в расстановке знаков препинания. |
9 | Придаточные дополнительные. | Объяснить особенности строения и значения придаточных дополнительных. | Формируется умение составлять сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными, определять смысловые отношения придаточных дополнительных, упражняться в расстановке знаков препинания. |
10-11 | Придаточные обстоятельствен-ные. | Объяснить особенности строения и значения придаточных обстоятельственных. | Формируется умение составлять сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, определять вид придаточных обстоятельственных предложений и упражняться в расстановке знаков препинания. |
12 | Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение» | Обобщить и систематизировать изученное по теме «Сложноподчиненное предложение» | Закрепление норм употребления сложноподчиненных предложений, обогащение синтаксического строя детской речи. Выполняются синтаксический и пунктуационный разборы как систематизация теоретических сведений о сложноподчиненном предложении. Закрепляются все пунктуационные правила раздела. |
13 | Контрольная работа | Применение теоретических сведений на практике, умение мыслить самостоятельно, осуществлять свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять рефлексию-самоконтроль, самоанализ. |
Разработка урока
Тема «Сложноподчиненное предложение с придаточными дополнительными»
Предмет Русский язык
Класс IX
Раздел образовательной программы «Сложноподчиненное предложение»
Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы программы В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова и др.
Учебник Учебный комплекс по русскому языку 5-9 классы. Авторы Л.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова и др
Тип урока: закрепление и обобщение изученного.
Учитель: Овсова Л.Н.
Заявленная категория I
г. Павлово, 2013
Ценности педагогической деятельности, положенные в основу урока:
- работоспособность;
- трудолюбие;
- творческий поиск;
- ответственность;
- любовь к родине и родной природе.
Обоснование актуальности проектирования.
В основе проектирования лежат требования, соблюдение которых позволяет повысить коэффициент полезной деятельности учащегося, а следовательно и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют на оптимальную структуру урока и позволяют упорядочить урок, повысить его эффективность.
Выбранную тему - «Сложноподчиненное предложение с придаточными дополнительными» - считаю актуальной в силу того, что тип сложноподчиненных предложений имеет яркую стилистическую отнесенность (книжную), но наиболее часто в разговорной речи мы пользуемся сложноподчиненными предложениями с придаточными дополнительными. Кроме того придаточное дополнительное — одно из средств передачи косвенной речи. У учащихся вызывает затруднение синтаксический анализ данного типа предложений, поскольку существуют языковые явления, осложняющие работу: наличие дополнительных смысловых оттенков, которые довольно часто получает придаточная часть сложноподчиненного предложения, и необходимость различать омонимичные союзы и союзные слова, присоединяющие придаточные разных видов.
При классификации сложноподчиненных предложений учитывается изоморфизм системы языка – наличие общих свойств у единиц языка разного уровня. Тип придаточного предложения определяем по соотношению с членами предложения, что значительно облегчает усвоение классификации сложноподчиненных предложений и высвобождает время для упражнений по синонимике, способствующих развитию речи учащихся, ее обогащению.
Место урока в данной теме.
Данный урок является девятым в системе уроков по теме «Сложноподчиненное предложение» (всего тринадцать часов). Он является занятием, на котором планируется закрепление имеющихся знаний учащегося о сложноподчиненном предложении с придаточным дополнительным (закрепляются пунктуационные навыки, формируется умение составлять сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными, определять смысловые отношения придаточных дополнительных).
На следующих уроках планируется контроль знаний учащихся по изученной теме.
Триединая цель урока.
Образовательный аспект: учащиеся должны закрепить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Сложноподчиненные предложения», использование сложноподчиненных предложений с придаточными дополнительными в качестве средства передачи косвенной речи.
Развивающий аспект: закрепление знаний учащегося о сложноподчиненном предложении с придаточным дополнительным; развитие умения составлять сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными, определять смысловые отношения придаточных дополнительных; закрепление пунктуационных навыков; развитие навыков монологической речи.
Воспитательный аспект: формирование эмоционально ценностного отношение к окружающему миру и опыта поведения, соответствующего принятым эстетическим нормам; развитие нравственных чувств и выработка нравственных привычек; воспитание личностных качеств учащегося, таких как внимание и аккуратность; побуждение учащегося к активной творческой деятельности; развитие коммуникативных навыков учащихся; создание творческой обстановки.
Средства урока:
- слово учителя;
- интерактивная доска;
- аудитория;
- учебник;
- карточки для индивидуальных заданий;
- тетради учащихся;
- тетради-«памятки» с опорными схемами и алгоритмами.
- раздаточный материал ( тексты для комплексного анализа и самостоятельных работ),
- презентации,
- лист контроля.
Методы.
- Методы организации учебно-познавательной деятельности:
а) по источнику передачи и восприятию информаций: словесные, практические;
б) по степени самостоятельности мышления: частично-поисковые, эвристические;
- Методы стимулирования интереса: создание ситуации занимательности, успеха.
- Методы контроля и самоконтроля:
а) устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос);
б) методы письменного контроля и самоконтроля
в) практического контроля и самоконтроля
Формы обучения.
- Индивидуальная.
- Групповая.
- Фронтальная.
- Работа в парах.
Психолого-педагогическое обоснование форм и методов обучения.
Все вышеуказанные формы и методы:
а) помогают активизировать внимание учащихся;
б) повышают эффективность труда учащихся;
в) создают обстановку сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованности в результате своей работы, ответственности за качество труда;
г) оказывают влияние на формирование общечеловеческих качеств (любовь к природе, миролюбие) и общепрофессиональных качеств (работоспособность, коммуникабельность);
д) служат формированию таких личностных качеств, как творческий подход к решению задач, доброта, духовность, ответственность.
План урока с хронометражем.
- Подготовительный этап: организационный момент. Постановка цели урока. (2 мин.)
- Вводно-мотивационный этап: актуализация цели учащихся. (10 мин.)
- Операционно-познавательный этап: повторение и обобщение изученного (20 мин.)
- Контрольно-оценочный этап: подведение итогов урока. (5 мин.)
- Определение домашнего задания и инструктаж по нему. (3 мин.)
Проект урока.
Этапы урока | Содержание урока | Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя | Ожидаемый результат со стороны учеников |
Подготовительный этап | 1. Организационный момент: А) приветствие. Б) проверка готовности детей к уроку. 2. Конкретизация задач урока. 3. Ознакомление с «Листом знаний» (приложение №1), в который на протяжении всего урока учащиеся будут вносить баллы за выполненные задания | Создание благоприятного психологического климата на уроке, настрой детей на урок и сосредоточение их внимания. Знакомство с целью урока, планом работы и условиями заполнения «Листа знаний». | Дети настраиваются на урок. Учащиеся осознают цель урока, настраиваются на работу, определяют перспективу работы до конца урока, готовятся внимательно слушать. |
Вводно-мотивационный этап | Даётся задание повторить темы: «Виды сложноподчинённого предложения» и «Сложноподчинённое предложение с придаточным дополнительным» | Учитель поясняет задание, указывает темы, чтобы дети повторили ранее изученный материал. | Учащиеся работают с памяткой, учебником, интерактивной доской, вспоминают типы придаточных сложноподчинённых предложений. |
Актуализация знаний, умений и навыков | 1. Индивидуальные задания | Организация индивидуально-дифференцированной работы учащихся | Учащиеся с высокой степенью подготовки получают карточки для самостоятельной работы, выполняют работу согласно заданию (приложение №2). |
2. Фронтальная работа: графический диктант | Развитие абстрактного мышления учащихся, умения видеть структуру предложения. Активизация зрительно- слухового восприятия. | Учащиеся второй группы слушают предложения, читаемые учителем, записывают в тетрадь схемы предложений (приложение №3). | |
Проверка работы учащихся (схемы предложений проецируются на доску) | Развитие навыков взаимопроверки. | Учащиеся меняются с соседом по парте тетрадями, проверяют записанные схемы, сверяясь с доской; выставляют баллы в «Лист знаний» | |
Закрепление изученного материала | Комплексный анализ текста (приложение №4) | Отработка навыков выразительного чтения, комплексного анализа текста. Воспитание нравственных качеств, норм поведения. | Ученики выразительно читают текст, определяют тему и основную мысль текста, находят художественные приёмы, которые использует автор для раскрытия основной мысли высказывания; формулируют основную мысль текста и записывают её в виде СПП с придаточным дополнительным. |
Работа по группам ( класс делится на три группы по уровню развития) | Организация дифференцированной работы учащихся | Учащиеся выполняют работу согласно заданию: 1 группа- преобразует предложение с прямой речью в СПП с придаточным дополнительным, составляет схему предложения и выполняет его пунктуационный анализ. 2 группа- выписывает из второго абзаца СПП с придаточным дополнительным, выполняет его полный синтаксический разбор. 3 группа- находит в 3-5 абзацах СПП с придаточным дополнительным, выписывает их, объясняет постановку знаков препинания, составляет схемы. | |
Проверка работы учащихся в группах, исправление допущенных ошибок. | Развитие навыков самоконтроля, произвольного внимания. | Ученики зачитывают предложения, составленные самостоятельно или выписанные из текста, объясняют постановку знаков препинания. Исправляют ошибки, допущенные одноклассниками. Выставляют баллы в «Лист знаний» | |
Контрольно-оценочный этап | Самостоятельная работа: даётся тест для проверки усвоения материала (приложение №5). Учитель просит назвать признаки СПП с придаточным изъяснительным. | Проверка усвоения материала, умение формулировать вывод об изученном. | Учащиеся самостоятельно выполняют задание теста; проверяют ответы, спроецированные на доску, подсчитывают баллы и вносят их в «Лист знаний». Формулируют вывод об изученном по теме. |
Подведение итогов, самооценка. Учитель благодарит за работу на уроке, отмечает активность учащихся, выставляет и аргументирует оценку каждого ученика. | Создание доброжелательного настроя на последующие уроки. Формирование адекватной самооценки учащихся. | Учащиеся считают баллы, заработанные за урок и внесённые в «Лист знаний», переводят их в систему «оценка». | |
Домашнее задание | Определение домашнего задания: из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» выписать СПП с придаточным дополнительным. Инструктаж по его выполнению | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, задают учителю вопросы по его выполнению. Подают дневники для выставления оценок. |
Приложение №1
ЛИСТ ЗНАНИЙ ученика ______ класса
(Ф.И.)____________________________________________
Вид работы | Максимальное количество баллов | Баллы, полученные на уроке |
Индивидуальное задание/ графический диктант | 10 | |
Анализ текста | 5 | |
Работа в группе | 5 | |
Тест | 6 | |
Итого: | 26 |
Перевод баллов в оценку:
От 26 до 24 баллов – «5»
От 23 до 19 баллов – «4»
От 18 до 13 баллов - «3»
Менее 13 баллов - «2»
Приложение №2
Карточка №1 Задание: в предложенном предложении расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, обозначьте придаточное изъяснительное и средства связи частей сложного предложения, составьте схему. Но на веки вечные запомнил я как нежно гладили руки твои как они гладили мои волосы и шею и грудь когда я в полусознании лежал в постели. |
Карточка №2 Задание: в предложенном предложении расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, обозначьте придаточное изъяснительное и средства связи частей сложного предложения, составьте схему. Перед вечером когда уже стало ясно что неприятель везде бежит Кутузов вышел из Красного и поехал в Доброе куда была переведена главная квартира. |
Карточка №3 Задание: в предложенном предложении расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, обозначьте придаточное изъяснительное и средства связи частей сложного предложения, составьте схему. Я посмотрел на клен и увидел как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист вздрогнул на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам чуть шелестя и качаясь. |
Карточка №4 Задание: в предложенном предложении расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, обозначьте придаточное изъяснительное и средства связи частей сложного предложения, составьте схему. Почему-то мне хочется чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире. |
Карточка №5 Задание: в предложенном предложении расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, обозначьте придаточное изъяснительное и средства связи частей сложного предложения, составьте схему. В свой предсмертный час по свидетельству слуги Щепкина Михаил Семёнович просил чтобы ему рассказали о Н.В.Гоголе с которым он ближе всего ощущал своё духовное родство. |
Приложение №3
Предложения для графического диктанта:
- Мы едем охотиться туда, где много водится зайцев.
- В самое утро того дня, когда с ним сделался удар, он начал было письмо ко мне на французском языке.
- Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы.
- Когда вы приедете, напишите мне.
- Он долго смотрел в ту сторону, куда ушёл пароход
- Путники увидели море только когда поднялись на вершину горы.
- Когда затих уже топот его лошади, я пошла кругом на террасу.
- Мы давно знали, откуда появились эти слухи.
- У землянки, где помещались связные, на столбе повесили самый настоящий почтовый ящик, содранный с развалин дома.
- Когда я приходил, Олеся встречала меня со своим привычным сдержанным достоинством.
Приложение №4
Голубая ель.
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т.Тесс).
ЗАДАНИЯ:
1. Определите тему и основную мысль.(1 балл)
2. Сформулируйте и запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным. (1 балл)
3. Какие художественные приемы использует автор для раскрытия основной мысли рассказа? Приведите примеры.(2 балла)
4. Работа в группах:
1 группа: найдите в тексте предложение с прямой речью. Преобразуйте его в СПП с придаточным изъяснительным, составьте схему полученного предложения, выполните пунктуационный анализ.
2 группа: из второго абзаца выпишите СПП с придаточным изъяснительным, выполните его полный синтаксический разбор.
3 группа: выпишите из 3-5 абзацев СПП с придаточным изъяснительным. Объясните постановку знаков препинания в них, составьте схемы.
5. Проверьте себя. (слайд)
Приложение №5
I вариант.
I. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не расставлены).
1. В прошлом году как рассказывал мне дед лавиной снесло домик у дороги.
2. По мере того как мальчишки взрослели и привыкали к воде им разрешалось садиться на весла.
3. Ученый должен был узнать много ли сохранилось предметов найденных в кургане.
4. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь мелкий теплый не приносящий прохлады.
II. Укажите предложение, в котором придаточная часть стоит перед главной.
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова.
А. Нет Б. 1 В. 2 Г. 4
IV. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным.
А. Нет Б. 1 В. 2 Г. 3
V. Определите тип третьего предложения.
А. простое Б. сложносочиненное
В. сложноподчиненное Г. сложное бессоюзное
VI. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме [двусоставное], союз [неопределенно-личное]?
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. Нет
II вариант.
I. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не расставлены).
1. Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило да с темным берегом уныло шепталась горная река.
2. Это был первый бал после его приезда из Петербурга однако он присутствовал на нем без удовольствия не стараясь понравиться.
3. Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.
4. Чтобы не заблудиться в лесу собирая грибы я беру с собой компас..
II. Укажите предложение, в котором придаточная часть стоит перед главной.
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное связывается с главным с помощью союза.
А. 1 Б. 3,4 В. 3 Г. 4
IV. Найдите сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным.
А. 1,4 Б. 1,3 В.3,4 Г. 2,3
V. Определите тип второго предложения.
А.простое Б.сложносочиненное
В.сложноподчиненное Г. сложное бессоюзное
VI. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме [двусоставное], союз [односоставное]?
А. 1 Б. Нет В. 3 Г. 4
III вариант.
I. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не расставлены).
1. Так как лето выдалось знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.
2. Чуть брезжило когда нас разбудили
3. В следствие по делу которое вел новый судья были внесены дополнительные данные.
4. Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.
II. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения.
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
III. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
А. 2 Б. 3 В. 1 Г. 4
IV. Найдите предложения, в которых придаточное связано с главным с помощью союзного слова.
А. 1,4 Б. 2,4 В. 1,4 Г. 2,3
V. Определите тип четвёртого предложения.
А. простое Б. сложносочинённое
В. сложноподчинённое Г. сложное бессоюзное
VI. Использование какого союза придает предложению …с моря надвигался шторм, полеты запрещались оттенок разговорной речи?.
А. благодаря тому что Б. потому что
В. когда Г. ввиду того что
IV вариант.
I. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).
1. Лес очень ранимое существо и правила поведения в нём должны быть строгими.
2. Почему-то считается что в лесу не нужны никакие правила поведения.
3. Обласканные дети поспешно вошли в дом чтобы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.
4.Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.
II. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
III. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
А. 2 Б. 4 В. 1 Г. 3
IV. Найдите сложноподчиненное предложение с указательным словом в главной части.
А. 5 Б. 4 В. 6 Г. 3
V. Определите тип первого предложения.
А. простое Б. сложносочинённое
В. сложноподчинённое Г. сложное бессоюзное
VI. Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания: …есть большое стремление к достижению поставленной цели, можно осуществить самые дерзкие мечты.
А. раз Б. коль В. если Г. как
Самоанализ урока.
На уроке в 9 классе по теме «СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ» поставлена следующая цель:
- закрепление и углубление знаний о сложноподчинённом предложении с придаточным дополнительным.
Задачами урока являются:
- формировать умения находить сложноподчинённое предложение с придаточным дополнительным в тексте, расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
- развивать речь учащихся и их коммуникативные навыки, развивать навыки грамотного письма, выразительного чтения и работы с текстом публицистического стиля;
- формировать эмоционально ценностное отношение к окружающему миру и опыт поведения, соответствующий принятым эстетическим нормам; развивать нравственные чувства и способствовать выработке нравственных привычек.
Они взаимосвязаны с предыдущими учебными занятиями по предмету. Цели детьми поняты, приняты и осознаны.
Тип урока: повторение и закрепление изученного.
Урок состоит из шести этапов:
- на I и II этапах учащиеся знакомятся с целями урока и готовятся к работе, повторяют материал по теме.
- на III этапе организуется индивидуально-дифференцированная и фронтальная работа учащихся, что способствует актуализации знаний учащихся. Развивается абстрактное мышление учащихся, умение видеть структуру предложения. Активизируется зрительно- слуховое восприятие.
- основным этапом является IV, на котором знания учащихся проверяется на практике. Организуется дифференцированная работа в группах в зависимости от уровня развития. Задания составлены так, чтобы у детей развивались творческое мышление, зрительное восприятие, монологическая речь, моторная память.
- на V этапе проходит проверка усвоения материала, организуется индивидуальная работа учащихся.
- на VI этапе подводятся итоги работы на уроке, даётся домашнее задание.
На уроке применены различные формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая и работа в парах. Использованы словесно-наглядный, практический, творческий методы. Чередование воздействий на различные анализаторы детей (зрительный и слуховой) используются с целью лучшего восприятия учащимися учебной информации.
Работа по теме будет продолжена на последующих уроках, так как знание признаков сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным необходимы при изучении сложноподчинённых предложений с придаточным обстоятельственным.
Список литературы.
- З.Н.Бугаева. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции.- Ростов н/Д: ООО «Удача», 2008г.
- З.Гольдин.Русский язык. Школьный курс в 150 схемах и таблицах.- М,: АСТ-пресс,1998г.
- И.Б.Голуб Русский язык. Весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М: Эксмо, 2009г.
- Л.В.Давыдова Русский язык и культура речи.- М: Издательство «Экзамен», 2011г.
- Т.И. Ермоленко Русский язык.9 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой.- Волгоград: Учитель, 2007г.
- М.Н.Кожина Стилистика русского языка.- М.: Просвещение, 1993г.
- Т.А.Ладыженская. такие разные диктанты. 5-9 классы. Пособие для учителей.-М.: Издательство «Ювента», 2007г.
- С.И.Львова. настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы.-М.:Эксмо, 2007г.
- http://studysphere.ru/work.php?id=317
- http://www.everyday.com.ua/digilet/rusrules.htm
- http://pravila-ru.uginfo.com.html
Материалы, рекомендуемые ученикам.
- З.Н.Бугаева. занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции.- Ростов н/Д: ООО «Удача», 2008г.
- З.Гольдин.Русский язык. Школьный курс в 150 схемах и таблицах. М,: АСТ-пресс,1998г.
- И.Б.Голуб Русский язык. Весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М: Эксмо, 2009г.
- Л.В.Давыдова Русский язык и культура речи. М: Издательство «Экзамен», 2011г.
- http://studysphere.ru/work.php?id=317
- http://www.everyday.com.ua/digilet/rusrules.htm
- http://pravila-ru.uginfo.com.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"
методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...
Презентация методической разработки раздела образовательной программы по экономике
Презентация методической разработки была представлена мною в качестве одного из этапов квалификационных испытаний...
Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии
Раздел 3 «Царство Растения» включает 16 часов и объединяет 5 тем: Общая характеристика растений (2 часа); Подцарство Низшие растения (2 часа); Подцарство Высшие растения (4 часа); Отдел Голосеменные р...
Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ...
Методическая разработка раздела образовательной программы «Предложение»
Методическая разработка раздела образовательной программы «Предложение»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
“Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строен...
Методическая разработка раздела образовательной программы «Обособленные члены предложения»
Методическая разработка раздела образовательной программы«Обособленные члены предложения»...