обобщение опыта работы учителя музыки Елефтериади О.Г.
материал
«Принципы художественной дидактики
в системе модернизации развивающего музыкального образования в свете новых ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshcheniya_opyta_raboty_uchitelya_muzyki_elefteriadi_o.g.docx | 33.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы учителя музыки
МБОУ «СОШ №1 с. Октябрьское» Пригородный район
Республики Северная Осетия – Алания
Елефтериади Ольги Георгиевны
«Принципы художественной дидактики
в системе модернизации развивающего музыкального образования в свете новых ФГОС»
В знанье – величие и краса,
Знанье дороже, чем клад жемчужин:
Время любой уничтожит клад,
Мудрый и знающий вечно нужен.
Ас-Самарканди
Массовое музыкальное образование получило свое развитие еще в дореволюционной России в лицеях, гимназиях, институтах, где преподавание музыки велось также на профессиональной основе, и только в муниципальных и церковных школах для малоимущих, для простого народа на уроках музыки разучивались молитвы и простейшие песенки. Постепенно, благодаря усилиям просветителей, энтузиастов, меценатов, внимание к общему музыкальному образованию повышалось, сложились и теоретические взгляды на преподавание музыки в школе как искусства. Сложилась и историческая предопределенность построения и преподавания уроков музыки на принципах обшей дидактики, механически вошедшего в систему общеобразовательной школы на доминирующей концепции воспитания.
Но в настоящее время, в системе модернизации развивающего музыкального образования, строить концепцию преподавания урока музыки только на этих принципах – это значит вернуться к старым познаниям эстетического освоения мира.
Как известно, дидактические принципы – это система теоретических обобщений, призванных организовать содержание и формы обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось наиболее плодотворно. И в этом смысле музыкальная педагогика не может без них обойтись, так как принципы могут и должны сыграть свою роль в преподавании музыки как искусства, «упорядочить» учебно-воспитательный процесс. Следует также сказать об известной иерархии принципов по степени их всеобщности для музыкального обучения-воспитания. Такие принципы, например, как «наглядности» и «доступности» особой пользы в организации урока не принесут, «сыграют» другие: более «масштабные» по своему всеобщему значению принципы. К таким мы относим «принцип развивающего обучения», «принцип научности», «принцип систематического и последовательного обучения». Потому, что они действительно могут помочь художественной дидактике на самом «верхнем», методологическом уровне – на уровне теории познания, воспитания мышления.
Если взять за основу слова Фридриха Энгельса: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе», то можно вывести принципы музыкальной дидактики… « Исходя из единства» мира, законов развития мышления, самого искусства, общности духовной культуры человечества (единства научной и художественной картины мира), в основе которых будут: целостность, образность, ассоциативность, импровизационность, интонационность, художественность.
И, пожалуй, принципы целостности и образности, по мнению ученой Л.В. Горюновой, являются свойствами мышления человека, универсальной природной особенностью психики ребенка и должны управлять художественно-педагогическим процессом.
Интанационная теория Б.В. Асафьева, теория двойственности музыкальной формы В.В. Медушевского, труды по философии и психологии искусства Л.С. Выготского, А.Н. Сохора, С.Х. Раппопорта, М.С, Кагана, уникальная система К.С. Станиславского, новые концепции преподавания искусства Д.Б. Кабалевского (музыка), Б.М. Неменского (изобразительное искусство) и педагогический опыт учителей-практиков внесли своеобразный, интересный способ организации и реализации прогрессивных идей, принципов художественной дидактики в современную систему развивающего музыкального образования на региональном уровне преподавания музыки в школе.
Елефтериади Ольга Георгиевна работает в МБОУ «СОШ №1 с. Октябрьское» 32 года. Не секрет, что среди учителей, учащихся и родителей часто бытовало мнение, будто музыка – предмет второстепенный, в некотором роде развлекательный, где дети могут отдохнуть. Мало кто задумывался, что урок музыки, помимо воспитания музыкального вкуса и развития музыкальных способностей, может решать огромные по своему значению, сложнейшие задачи – формирование мировоззрения человека, его убеждений, взглядов.
На педагогических советах и родительских собраниях учитель Елефтериади О.Г. много рассказывает о воспитательной роли музыки философских заключениях, выводах выдающихся ученых, музыкантов и педагогов. Еще в Древней Греции музыке отводилась роль учителя, воспитывающего душу человека: считалось, что с помощью определенной музыки в человеке можно воспитать мудрость и мужество, воздействовать на человека, побуждать в нем доброе.
Нет на земле живого существа
Столь жесткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота.
( В. Шекспир «Венецианский купец»)
Не только композитор Г. Гендель говорил: «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше», но и отношение к своему предмету Елефтериади О.Г. заметно изменила атмосферу в школе в лучшую сторону. И педагоги, и учащиеся стали воспринимать урок музыки как один из значимых предметов в деле воспитания подрастающего поколения.
Уроки музыки, проводимые Ольгой Георгиевной, проходят на одном дыхании, очень эмоциональные и живые. Дети на занятиях активны, заинтересованы программным материалом, так как кроме фактических и методических знаний учитель обладает богатыми артистическими способностями, выразительной и доступной для учащихся речью, с учетом разных возрастных групп. Способы и характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения нашли отражение в принципе интереса и увлеченности, стимулирующего положительное отношение к обучению.
Композитор и педагог Д.Б. Кабалевский выделяет проблему интереса, увлеченности, как одну из фундаментальных проблем музыкальной педагогики, характеризующей дух, атмосферу урока музыки. Реализация принципа интереса и увлеченности связана с развитием у школьников положительного эмоционально-эстетического отношения к музыке, к процессу усвоения знаний, к различным видам музыкальной учебной, исполнительской деятельности. А эффективная реализация принципа, обеспечивается музыкальным материалом. Ольга Георгиевна опирается на критерии отбора произведений – художественность и увлекательность, соответствие их психическим, возрастным особенностям школьников.
Учитывая особенности региональной культуры, интересы школьников Ольга Георгиевна предлагает разнохарактерный песенный материал и для прослушивания, который дает возможность развивать специальные исполнительские навыки и, в то же время обладает яркой образностью и привлекательностью.
Каждый урок продумывается до мелочей. Учитель ищет и находит много дополнительной информации к каждому уроку. Дети во время урока узнают много интересного не только о музыке и музыкантах, но и об исторических, географических сведениях и, даже о моде того времени, о котором идет речь. Все это является результатом хорошей профессиональной и методической подготовки учителя, а так же самообразовательной работы.
Поскольку концепция федеральной программы «Музыка» под руководством академика АПН СССР, доктора искусствоведения Дмитрия Кабалевского обращена, прежде всего, к русским школам РФ, то в национальных регионах России необходимо было внести в программу изменения с учетом национальных традиций, культуры народа. Ольга Георгиевна серьезно занимается изучением вопросов музыкальной культуры осетинского народа – жанровыми особенностями народной песни, традиционного музыкального инструментария, биографическими справками и портретными очерками основоположников и современных профессиональных композиторов Осетии, сочинения композиторов и записи музыки. Весь музыкальный материал систематизирован и широко используется на уроках.
Примером являет урок музыки в 6 классе на тему «Музыка Моцарта – светлая радость всего человечества», в процессе которого вместе с детьми попадаешь в удивительно сказочный, прекрасный мир музыки Моцарта, где она способна преобразить душу человека. В сказках, баснях и рассказах музыка часто играет главную роль. Вот и в рассказе К. Паустовского «Старый повар», музыка Моцарта смогла сотворить чудо. Она помогла, умирающему старому повару, очистить свою совесть и увидеть то, о чем он мечтал перед смертью. Или, как музыка Моцарта способна совершать чудеса и в наше время. Об этом констатируют некоторые факты, например:
- Монахи из монастыря Бриттани обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами еще и, слушая музыку Моцарта, дают больше молока.
- В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.
- Музыка Моцарта оказывает, несомненно, положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующие для математики и шахматных комбинаций.
- Музыка – лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.
Особенностью музыки Моцарта, как и всех выдающихся композиторов мира, является широта жизненного содержания. Его музыка разная – трагическая, шутливая, драматическая, лирическая. Но при этом мы всегда узнаем ее по особой чистоте, ясности, прозрачности. Сила музыки Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде – от настроения ночного праздника до настроения глубокой человеческой скорби. Урок был проведен в соответствии с темой 3 четверти 6 класса «В чем сила музыки».
Ольга Георгиевна постаралась обстоятельно и углубленно рассматривать, более системно, связь музыки с жизнью, связь музыки с другими видами искусства, изучаемыми с первого класса.
Происходит это взаимодействие искусств, благодаря применению на уроке учителем ведущего принципа целостности, единства воспитания, образования и развития школьников в музыкальном обучении. Содержание урока определилось духовным богатством музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Освоение этого духовного богатства в процессе восприятия музыки, произведений литературы и живописи обуславливает развитие отношения к искусству, воспитание идейных, нравственных, патриотических и эстетических качеств личности школьника.
Огромное значение на уроках музыки Елефтериади О.Г. уделяет патриотическому воспитанию школьников. Ребята очень любят слушать и петь песни о войне. Тема войны очень близка Ольге Георгиевне и всегда удается, наверное, еще и потому, что ее отец, который добровольцем ушел воевать в семнадцать лет, много рассказывал о войне.
Тематические мероприятия ко Дню защитника Отечества и Дню Победы всегда проходят на очень высоком эмоциональном подъеме, и учащиеся с огромным удовольствием поют песни военных лет, об армии. Причем, делают это не толь под фонограмму, что стало очень популярно в наше время, но и в «живую». Ольга Георгиевна сама хорошо играет на гитаре.
Организаторские способности и активность Ольги Георгиевны позволяют ей всегда быть в центре внимания учеников и своих коллег. Ни одно мероприятие в школе не обходится без ее участия, потому что музыка украшает все сценарии и литературно-музыкальные композиции. Преподаватели школы обращаются к ней за помощью, так как у нее всегда много интересных идей и в любое внеклассное мероприятие она вносит что-то свое, будь то классный час или неделя «Русского языка», «Математики», конкурс инсценированной песни и т.д. У Ольги Георгиевны всегда есть музыкальные заготовки ко всем календарным праздникам и мероприятиям школы. И, когда бы ты к ней ни обратились ее коллеги, она всегда подскажет, какие произведения лучше подойдут в том или ином случае. Так, например, иногда нужно сочинить мелодию к стихам известной в Осетии Альбины Зайцевой. Мероприятия районного и республиканского значения проходили в районной библиотеке, районной станции юных натуралистов (СЮН) и в «Литературной гостиной» Г. Владикавказа, где Ольга Георгиевна принимала активное участие со своими учениками. О последнем выступлении писали в газете «Терские ведомости».
Результаты музыкального обучения Ольга Георгиевна рассматривает в качестве объективного показателя музыкального развития учащихся с учетом исходного их уровня развития. Принцип прочности и действенности результатов музыкального обучения основаны и проявляются по:
- степени эмоционального отношения интереса и любви к музыкальным занятиям, что проявляется в эмоциональном восприятии произведений искусства как во время их слушания, так и во время исполнения;
- мере усвоения музыкальных знаний и сформированности умений и в осознанном отношении учащихся к произведениям искусства и в способности эстетически их оценивать;
- уровню сформированности исполнительских вокально-хоровых навыков, в неразрывной связи с первыми двумя и деятельно-практическим отношением к музыке.
От родителей часто можно услышать, что их дети дома распевают ту или иную песню и, наверное, поэтому хоровой коллектив «Звездочки Осетии» за последние годы неоднократно занимал призовые места в районных и республиканских конкурсах хоровых коллективов (Приложение № 5).
Следует отметить, что учитель Елефтериади О.Г. строго соблюдает две формы хорового пения в своей педагогической практике, между которыми имеются существенные различия:
- хоровое пение как обязательная для всех школьников, важная часть классных занятий музыкой;
- хоровое пение как необязательная форма детской и юношеской музыкальной самодеятельности как один из видов детского музыкального творчества, развивающийся во внеклассных занятиях хора в школе.
Постепенное оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому направлено стремление Ольги Георгиевны и как учителя музыки и как руководителя хорового кружка. Также она уделяет много времен для занятий с одаренными детьми Результат этих занятий многочисленное участие ее подопечных в различных конкурсах и мероприятиях как районного, так и республиканского значения, где они постоянно становятся победителями. В районном фестивале детского творчества «Мы зажигаем звезды» в рамках конкурса «Золотая осень», номинация «Вокал» в октябре 2015 года «Трио» учащихся 1 класса заняло 1 место, а уч-ся 5 класса Дьяконова Фатима – 3 место. В этом же конкурсе в октябре 2017 года также призовые места заняли:1 место – Тедеева Изаура уч-ся 7 класса и 3 место - Кокоева Камила уч-ся 3 класса. Также постоянно принимают участие учащиеся в конкурсе «Звонкие голоса». В апреле 2016 года Дьяконова Фатима (5 класс) удостоена диплома 2 степени, а в мае 2018 года победителями стали: Кочиева Милана (2 класс) и Кокоева Камила (3 класс), занявшие 3 место. Солисты хора всегда награждаются грамотами, как лучшие. Благодарственное письма получила учащаяся 7 класса Тедеева Изаура за активное участие в республиканском конкурсе военно-патриотической песни «Эхо войны» 2017 года. Ольга Георгиевна и сама неоднократно награждалась грамотами и благодарственными письма за подготовку учащихся плодотворный труд в деле воспитания подрастающего поколения.
Так как в школьный хор принимаются все дети, желающие дополнительно заниматься музыкой, то даже отчаянный «гудошник», если у него есть желание заниматься, к концу занятий в первой ступени свободно интонирует, пусть и в небольшом диапазоне (кварта, квинта). Любой ребенок, не имеющий физических дефектов слуха или голоса, может научиться правильно интонировать. А в хоре способности к интонированию развиваются гораздо быстрее, чем на других музыкальных занятиях. Этому способствует несколько обстоятельств:
во-первых, ребенок не ощущает, что внимание педагога направлено именно на него (а часто ребенок поет неверно не потому, что не слышит, а потому, что скован, робеет),
во-вторых, дети, поющие верно, «настраивают» на свой «камертон» стоящих рядом с ними.
Успех чистого интонирования хорового коллектива «Звездочки Осетии» еще во многом зависит от использования учителем хорового сольфеджио, как на уроках музыки, так и в работе с хором. Вокально-хоровая работа учителя – это комплекс приемов и упражнений относительной сольмизации (ручные знаки, ритмические упражнения, упражнения по воспитанию ладового слуха), который вобрал в себя все лучшее из музыкальной педагогики прошлого и настоящего (З. Кодаи, К. Орф, Д. Кабалевский и др.).
Сделать работу хора общественным явлением в школе – дело нелегкое, и для решения подобной задачи нужны объединенные усилия руководителя коллектива, участников хора, администрации школы – всех, от кого зависит успешная деятельность коллектива: родителей, общественности, учителей и учащихся и даже технического персонала.
Нужно отметить следующее, что своей зажигательной натурой учитель Елефтериади О.Г. может увлечь детей так, что они сами, без участия администрации, с удовольствием «бегут» на занятия хора. Хоровой коллектив «Звездочки Осетии» - это гордость нашей школы!
За последние года «Звездочки Осетии» приняли участие в ежегодном, ставшим традиционным, районном фестивале хоровой музыки, который проводится по положению Министерства образования и науки РСО-Алания отделом культуры Пригородного района на базе Октябрьской музыкальной школы (ДМШ), и неоднократно удостаивался Похвальных грамот и призов.
Стали победителя ежегодного районного конкурса школьных хоровых коллективов: март 2015 года – 2 место и апрель 2019 года -2 место.
Елефтериади О.Г., владеет современными инновационными технологиями, потому что сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Ольга Георгиевна хорошо владеет способами умственной деятельности педагога, что и определяет ЗУН учащихся, хранящиеся в их памяти эмоциональные, знаковые образы и их связи как база и средства для мышления. Профессионально владея умениями и навыками планирования и организации музыкальным образованием школьников, Елефтериади О.Г.:
- четко осознает учебные задачи и цели;
- рационально и оптимально выбирает пути их достижения;
- определяет последовательность продолжительность этапов своей деятельности и учащихся;
- выстраивает модель урока, алгоритм деятельности;
- планирует самостоятельную работу учащихся на уроке и дома;
- составляет поурочные и календарно-тематические планы работы;
-рабочее место учителя в кабинете музыки всегда в режиме благоприятных гигиенических условий;
-учебные средства находятся в состоянии готовности к учебному процессу, удобно для учителя размещены и в определенном порядке.
Мышление учащихся и развитие их музыкальных способностей вырабатывается в процессе коммуникативного общения, слушания и восприятия различной музыкальной информации, посредством управления их вниманием, наблюдением и запоминаем. В результате учащиеся Ольги Георгиевны умеют:
-выделять главное в полученной информации, обобщить и проанализировать ее;
-сформировать выводы и свои умозаключения;
-применить знания в практической деятельности (вокальной, пластической, при написании доклада о композиторе, сочинения по произведению, сделать рисунки по песне, инсценировать музыку и т.д.)
Учитель музыки Елефтериади Ольга Георгиевна активно участвует в работе РМО и августовских педагогических чтениях, где выступает с докладами и сообщениями.
Так, например, доклад на тему: «Современные педагогические технологии на уроках музыки» был прочитан на августовских педагогических чтениях в 2016 году, а в 2018 году доклад на тему «Работа с одаренными детьми».
Для учителей музыки района и республики учитель регулярно проводят открытые уроки. В феврале 2019 года проводился урок в 4 классе на тему «Ах, карнавал! Удивительный мир!».Урок проходил необычно, учащиеся вошли в класс в маскарадных костюмах.
Ольга Георгиевна в школе незаменимый помощник классных руководителей, которые постоянно обращаются к ней за помощью в проведении классных часов. Так, например, интеграция музыки, русского языка и литературы легла в основу ее разработки классного часа «Что движет солнца и светила», который был проведен совместно с учителем русского языка и литературы.
И это не весь перечень мероприятий, который ежегодно проводится в школе Ольгой Георгиевной – это все календарные праздники: «День Учителя», «Осенний бал», «Новогодние представления», «День защитника отечества», «Женский день», «День Победы» и т.д.
Ею накоплен и систематизирован поурочный и дополнительный материал к урокам о музыкантах и композиторах, которым она охотно делится со своими коллегами не только района, но и республики, во время прохождения курсов повышения квалификации при Республиканском институте повышения квалификации работников образования (СО РИПКРО).
Слушателям курсов была предложена лекция о «Принципы художественной дидактики в системе модернизации развивающего музыкального образования в свете ФГОС, Проектная деятельность учителя музыки в учебно-воспитательном процессе ОО». Лекция носит познавательный и прикладной характер, с целью последующего использования данного материала в практической работе учителя.
В кабинете музыки у Ольги Георгиевны имеется все необходимое для успешной работы: фортепиано, компьютер, музыкальный центр, фонохрестоматии и хрестоматии, диски с региональной программы по музыке, портреты композиторов, репродукции картин русских, зарубежных и осетинских художников, большая нотная библиотека и книги о музыке, музыкантах, композиторах, которая постоянно пополняется средствами самого учителя. Она постоянно пользуется интернет сайтами, пополняя сой уровень развития и учеников.
Ольга Георгиевна – учитель высшей категории, которая была ей присвоена впервые в 2004 году, но она не останавливается на достигнутом и находится в творческом поиске, у нее всегда есть новые разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий. В марте 2019 году она приняла участие в международном конференции «Аспекты образования и воспитания», которая проходила на базе ГБОУ г. Москвы «Школа №113».
В этом учебном году Ольга Георгиевна приняла участие в районном конкурсе «Многогранность» среди работников образования Пригородного района и стала абсолютным победителем в номинации «Вокал», получив Гран-При.
Опыт работы обобщен
старшим преподавателем кафедры
Ви ДО СОРИПКРО, к. п.наук, доц;
Заслуженным учителем РСО-Алания,
Почетным работником образования РФ,
Обладателем президентского гранта
«Лучшие учителя России» Ф.Н. Цораевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка (обобщение опыта работы учителя в период 2007-2011уч.г.)
Обобщение опыта работы учителя в период с 2007 - 2011уч.г....
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Презентация "Обобщение опыта работы учителя"
Представляю презентацию по теме "Обобщение опыта работы учителя", который поможет структуризировать свой опыт работы по теме самообразования....
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
Обобщение опыта работы учителя музыки Висич Елены Николаевны
В статье обобщение опыта работы данный материал освящает многолетний опыт работы учителя музыки Висич Е. Н. и отражены разнообразные подходы в преподавании уроков музыки. Применение ...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...
Обобщение опыта работы учителя музыки
В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом в...
- Мне нравится (2)