Рабочая программа по внеурочной оздоровительной деятельности для 1 класса "Непоседы"
рабочая программа по физкультуре
Программа содержит национальный региональный компонент, направлена на укрепление здоровья, развитие физических качеств, воспитание коммуникативных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_zdorovya_1_klass.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________________ Е.А.Гришкевич приказ № 01-02/282-1 От 31 августа 2017 года. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной оздоровительной деятельности
Кружок «Непоседы»
для 1-го класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель:
Учитель Лень Изабелла Фаритовна
Высшая квалификационная категория
2017 – 2018 учебный год
П. Ленинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной оздоровительной деятельности «Непоседы» для 1 класса разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2010г с учетом регионального компонента.
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Одним из основных направлений политики образования в Республике Саха (Якутия) является оздоровление и укрепление здоровья детей.
Занятия физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. На занятиях решаются задачи по улучшению и исправлению осанки; оказывается профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка. Подвижные игры содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.
Цели, на достижение которых направлено освоение физической культуры в начальной школе:
- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)
В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
- развитие координационных способностей;
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
- развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
Кроме того, занятия являются средством формирования у обучающихся универсальных способностей. Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности.
Основными разделами содержания программного материала по внеурочному курсу «Час здоровья» для 1 класса являются:
Основы знаний: об истории, роли и значении национальной физической культуры, о совершенствовании физической подготовленности и укреплении здоровья посредством национальных физических упражнений, народных игр, видов спорта и развлечений, о технике безопасности при их выполнении.
Двигательные действия и навыки: овладение национальными физическими упражнениями и элементами национальных видов спорта, организация и проведение народных подвижных игр и развлечений для укрепления здоровья, развития физических качеств, повышения функциональных возможностей организма и формирования умений по организации самостоятельных занятий.
Эти разделы взаимосвязаны и по своему содержанию (национально-региональный компонент) и направленности (элементы легкой атлетики, подвижных игр, гимнастики) отражают преемственность в освоении учебного материала базовой части программы физического воспитания по годам обучения и поэтапное формирование у школьников интереса к самостоятельным занятиям с использованием национальных физических упражнений, игр и состязаний.
Универсальные учебные действия.
Личностные:
- ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков.
Регулятивные:
- уметь понимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей.
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные:
- научить ориентироваться в пространстве;
- развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Основы знаний об истории, роли и значении национальной физической культуры, о совершенствовании физической подготовленности физической культуре | В процессе урока |
2 | Подвижные игры | 13 |
3 | Якутские национальные прыжки | 7 |
4 | Единоборства | 4 |
5 | Нетрадиционные игры и состязания прикладного характера | 6 |
6 | Эстафеты | 4 |
ИТОГО: | 34 |
Содержание программы
Якутские национальные прыжки
Национальные прыжки являются прекрасным средством физического развития, выработки координации, способности к ориентации в пространстве и развития таких качеств, как выносливость, ловкость и сила.
Якутские национальные прыжки для младших школьников вводятся в виде подвижных игр, в их число входят прыжки через скакалку, через набивные мячи, несколько безостановочных прыжков на одной, на двух ногах, с ноги на ногу, игра «прыжки с кочки на кочку», эстафеты с применением различных прыжков, «лошадиный галоп», танцевальные прыжки и т.п.
Прыжки "кылыы" (скачки на одной ноге) очень сходны с манерой движения и прыжками журавля, стерха. На начальном этапе это два безостановочных прыжка и на третий – приземление.
Прыжки «ыстанга» (попеременные прыжки с ноги на ногу) напоминают широкий шаг скачущего оленя (в современной спортивной литературе это упражнение называется «прыжок в шаге»).
Прыжки «куобах» (в переводе на русский язык – «заячий прыжок») выполняется отталкиванием двумя ногами одновременно.
«Прыжки через нарты» - прыжки через 4-6 предметов высотой 10-15 см.
Виды единоборств
Хапсагай – это национальная борьба, состязание в ловкости, быстроте, силе и выносливости.
Перетягивание палки.
«Метание аркана» - броски обруча на стойку или на шест высотой 20-50 см с расстояния 1,5-3 м.
Нетрадиционные игры и состязания прикладного характера
- Игра «Прыжки по клетке» (кириэс тэбии) – играющие прыгают по клетке на одной ноге, затем считают, сколько кругов сделает каждый участник.
- Игра «Перетягивание пальцами» (кулуустээьии) – два участника становятся друг против друга на прочерченной линии, сцепившись пальцами, перетягивая соперника на свою сторону.
- Игра «Волк и жеребята» (боро уонна кулуннар) – все стоят друг за другом, «паровозиком». Стоящий впереди, оберегает «стадо». Остальные, не выпуская рук, прячутся за ним.
Игры, используемые для эстафеты
- «Прыжки по кочкам» – каждый игрок должен пройти площадку, перешагивая с кочки на кочку.
- «Водопой» (ойбонтон уулааьын) – участник должен поднять предмет (берестяную посуду) с пола захватив ртом.
- «Петушиный бой» (ботууктэьии) – игроки от каждой команды поочередно подходят и становятся друг против друга. Руки складывают крест на крест на уровне груди. Прыгая на одной ноге, толкают друг друга, стараясь заставить соперника потерять равновесие и стать на обе ноги.
- «Групповое перетягивание палки» – одна группа против другой садятся на пол гуськом. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг о друга ступнями ног, остальные в каждой группе берут друг друга за талию, сцепляются пальцами.
Кроме этого в содержание программы входят имитационные упражнения для разминки, дыхательные упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы якутских и северных танцев.
Упражнения для разминки
- Упражнения в ходьбе: «Муравей» (кымырдагас), «Крестики» (кириэс), «Листочки» (сэбирдэх), «Прямая дорога» (коно суол), «Стерх» (кыталык) и др.
- Беговые упражнения: «Бег оленя» (таба), «Галоп» (атара), «Пурга» (буурга), «Волны» (долгун).
- Прыжковые упражнения: «Бег вприпрыжку» (дьиэрэнкэй), «Прыжки вприсядку» (чохчоохой 1-й и 2-й вариант), «Шахматы» (саахмат). Прыжки через гимнастическую палку с места на двух ногах; прыжки через палку двумя ногами, стоя слева от палки или справа, делая хлопки в ладоши.
- Упражнения для мелкой моторики: «Доярушка» (ыанньыксыт), «Лучи солнца» (сардана), «Искры» (кыым), «Птичка» (чыычаах), «Листопад» (сэбирдэх туhуутэ) и др.
- Упражнения для мышц шеи: «Сова» (мэкчиргэ), «Солнышко» (кунчээн), «Гусь» (хаас).
- Упражнения для мышц плечевого пояса и рук: «Незнайка» (Билбэтчэй), «Колесо» (колуоhэ), «Радость» (уоруу), «Украшение дерева» (салама), «Узоры» (оуор) и др.
- Упражнения для мышц туловища: «Лиса» (саhыл), «Олень» (таба), «Сардана» (сардаана), «Чорон» (чороон) и др.
- Упражнения для мышц ног: «Птенчик» (чыычаах огото), «Качели» (хачиил), «Травка» (от), «Ножницы» (кыптыый) и др.
Упражнения для партерной гимнастики
«Охотничья собака» (булчут ыт), «Кувыркание» (куолэhийии), «Снег-снежок» (хаар), «Пила» (эрбии), «Ежик» (дьюос), «Ураса» (ураhа), «Горностай» (кырынаас) и др.
Дыхательные упражнения
«Свеча» (чумэчи), «Разжигание огня» (уоту куодьутуу), «Дыхание собаки» (ыт тыыныыта), «Кукушка» (кэгэ), «Пузырь» (хабах).
Танцевальные элементы
Элементы многих национальных спортивных игр, их оригинальные движения получили своеобразное пластически-танцевальное воплощение и вошли в якутский народный танец. В танцевальном варианте исполнения спортивных элементов большое внимание уделяется координации, темпоритму, техничности и отточенности движений.
- «Кылыынкай» (подскоки на одной ноге с продвижением назад, на другой – с продвижением вперед), «Котyy» (прыжки вперед и назад на одной и той же ноге), «Дьиэрэнкэй» (подскоки), «Дорооболоhуу» (шаги с подскоком), «Подскоки с подбиванием ноги», «Дьиэрэнкэй с броском ноги вперед».
- Движения танца «Узоры».
- Якутские поклоны.
Танцевальные движения выполняются с музыкальным сопровождением.
Планируемые результаты
К концу 1-го класса учащиеся должны знать:
Об истории, роли и особенностях национальной физической культуры
О национальных видах спорта
О роли и особенностях народных игр
Названия якутских прыжков, игр
О физических качествах и общих правилах их тестирования;
Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержание достойного внешнего вида;
О технике безопасности при выполнении национальных физических упражнений, при занятиях народными играми, а также участии в эстафетах.
О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
Составлять и правильно выполнять комплексы национальных физических упражнений;
Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий национальными играми;
Совершать якутские национальные прыжки;
Метать обруч на стойку или на шест высотой 20-50 см с расстояния 1,5-3 м.;
Ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритмы движения;
Осуществлять простейшие единоборства "Петушиный бой", "Перетягивание палки", "Выталкивание из круга";
В подвижных играх: уметь играть в национальных подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями;
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики с использованием национальных физических упражнений, закаливающие процедуры, применять знакомые якутские национальные подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из национальных видов спорта (по упрощенным правилам).
Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать и уметь" спортивно-оздоровительное направление
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью» разработана на основе Федерального государственного образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СИЛЬНЫЙ, ЛОВКИЙ, СМЕЛЫЙ» (ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ)
Программа по внеурочной деятельности «Сильный, ловкий, смелый» для 5 классов разработана в соответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6-х классов по спортивно-оздоровительному направлению "Сильный, ловкий, смелый" (Пионербол)
Программа курса «Пионербол» для детей 11-12 лет рассчитана на один год, 68 часов, при 2-х разовых занятиях в неделю по 45 мин. Включает в себя теоретическую и практическую часть....
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – исследователи» 5 класс
Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – и...
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края
Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА»
Предназначена для обучающихся 5 класса...