6.1
учебно-методический материал

Голяйкина Елена Николаевна

1. Обобщение опыта

2. Перечень программ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 7 «РОСИНКА» г. АНИВА»        

Программа

на основе метода замещающего онтогенеза

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

Подготовительная группа

МБДОУ № 7 «Росинка» г.Анива

Авторы:

учитель-логопед: Голяйкина Е.Н.,

педагог-психолог: Маслова К.В.

2017г.

Программа  «Вместе весело шагать»

Проблема.  В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатальной энцефалопатии –  перинатального поражения центральной нервной системы. Перинатальные поражения ЦНС объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Самыми характерными признаками детей с таким поражением являются изменения в поведении ребенка, как речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, различные виды невротических реакций, эмоциональная неустойчивость, сложности в общении. Потом возникают трудности обучения в школе (чтение, письмо, счет).  Нарушения речи в наше время у детей встречаются очень часто. Они неправильно произносят отдельные звуки, с трудом строят фразу. Следствием этого является низкий уровень развития психических процессов. Наряду с речевыми нарушениями также часто встречаются нарушения координации движений. У детей появляется двигательное беспокойство и отдельные мышечные подергивания. Таким детям плохо даются спортивные игры, они испытывают затруднения при выполнении даже мелких движений (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, использование ножниц, проведение прямой линии, изображение геометрических фигур). Такие дети плохо различают право и лево, могут иметь повышенный тонус. Развитие ребенка должно происходить в правильной последовательности: рождение, лежание на спине, поднятие головы и охватывание пространства глазами, повороты на бока и живот, ползание по-пластунски, поднятие рук и упор, сидение, ползание на четвереньках, стояние с помощью рук и без, ходьба с помощью взрослого и без. Если ребенок не осваивает эти важные этапы физического развития, будут пропущены важные этапы развития мозга. Если развитие ребенка на этих этапах происходило с искажением, пространственные связи были им освоены не в полной мере, то восприятие пространства будет искажено. Далее возникает целый ряд феноменов. Если искажается двигательная сфера – искажается речевое развитие, а это приводит к недостаточному развитию психических процессов. Таким образом возникает целый ряд проблем, когда из одного следует другое. В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка и предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам.

Актуальность данной программы состоит в том, что он направлен на коррекцию упущенных этапов сенсомоторного развития, которое активизирует, восстанавливает и простраивает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения. Упражнения направлены на оптимизацию тонуса мышц, снижение возбудимости, расширение объема зрительного восприятия, преодоление зажимов, стабилизация тонуса, на развитие координации движений, мелкой и общей моторики, на формирование речевых  функций, улучшение общего состояния ребенка.

Программа составлена на основе программы «Нейропсихологическое сопровождение развития детей по методу замещающего онтогенеза» В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова.

Новизна и практическая значимость программы выражаются в том, что его реализация способствует созданию единой системы специалистов в ДОУ, на основе новых форм взаимодействия.

Целью программы является коррекция этапов сенсомоторного, речевого и психического развития.

Задачи:

  1. Пройти этапы двигательного развития с самого начала.
  2. Развить речевую активность.
  3. Повысить уровень развития психических процессов.
  4. Подготовить детей к обучению в школе.

Участники программы: дети подготовительной группы (6-7 лет), педагог-психолог, учитель- логопед, инструктор по физической культуре.

Срок реализации: сентябрь 2017 г. - май 2018 г.

Этапы реализации:

1 этап – организационный (сентябрь – октябрь 2017г)

Цель: создание условий и подбор средств для реализации программы.

2 этап – основной (ноябрь 2017г – апрель 2018г)

Цель: реализация программы.

3 этап – аналитический (май 2018г)

Цель: анализ деятельности, определение эффективности реализации программы посредствам проведения диагностик.

Форма: подгрупповая

Методы и приемы:

  • метод замещающего онтогенеза;
  • телесно-ориентированный метод;
  • двигательный метод;
  • релаксация.

Прогнозируемый результат: восполнение упущенных этапов сенсомоторного развития, развитие речи, развитие психических процессов.

        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Цели и задачи

Содержание

1

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Фараон», «Лодочка», «Качалочка», »«Лягушка», «Слоник», «Что звучало?», «Верх-низ», «Хлопки», «Замри-отомри», «Мы топали», «Зайчик», «Бежит собака», «Волшебная шкатулка», «Упражнение с мячом»,

«Релаксация».

2

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Лягушка и слоненок», «Фараон», «Ванька-встанька», «Бревнышки», «Птенчик», «Что звучало», «Вверху-внизу», «Давай-ка похлопаем», «Веселый танец», «Кошечка», «Бинокль», «Бежит человечек», «Волшебный мешочек», «Упражнение с мячом», «Релаксация».

3

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Окошко», «Зарядка»,  «Скручивание»,

«Здравствуй, пол!», «Ползем на спине», «Ползем на животе»,«Что звучало?», «Вверху-внизу», «Хлопай со мной», «Пальчики-мальчики», «Коза рогатая», «Пальчики поссорились, помирились», «Пальчиковый бассейн», «Упражнения с мячом», «Релаксация».

4

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Чистим зубки», «Блинчик», «Что звучало», «Струночка», «Ползем на спине», «Ползем на животе», «Вверх-вниз», «Повтори», «Силачи», «Мишка косолапый», «Ворота», «Геометрические фигуры», «Упражнения с мячом», «Релаксация».

5

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Блинчик со сметаной», «Чашечка», «Звезда», «Ползем по-пластунски», «Что звучало?», «Спереди-сзади», «Бабочка и оса», «Силачи», «Встали мальчики на пальчики», «Улитка», «Геометрические фигуры», «Упражнение с мячом», «Релаксация».

6

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Лошадка», «Качели», «Дотянись», «Кобра», «Локти-колени», «Что звучало?», «Впереди-позади», «Воробышек», «Ну, а вместе – кулачок», «Кошка», «Улитка в раковине», «Геометрические фигуры», «Упражнения с мячом», «Релаксация».

7

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

««Вдох-выдох», Грибок», «Стучим в ворота», «Лягушка», «Мышкин хвостик», «Четвереньки», «Что звучало», «Впереди-сзади», «Дождь и солнышко», «В гости», «Лодочка», «Птички летят», «Геометрические фигуры», «Упражнения с мячом», «Релаксация».

8

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Индюшата», «Котята», «Мышкин хвостик», «Четвереньки», «Что звучало», «Право-лево», «В лесу», «Пальцы», «Стульчик», «Веер», «Геометрические фигуры», «Упражнения с мячом», «Релаксация».

9

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Маляр», «Забор», «Мышкин хвостик», «Четвереньки», «Поезд», «Право-лево», «Совушка», «Бутончик», «Птичка пьет водичку», «Деревья», «Пуговки-бантики», «Упражнения с мячом», «Релаксация».

10

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Гармошка», «Часики», «Руки лодочкой», «Четвереньки»,  «Самолет», «Право-лево», «Препятствия», «Воображаемые препятствия», «Воробышки», «Крыша», «Пчела», «Пуговки-бантики», Упражнения с мячом», «Релаксация».

11

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Орешки», «Месим тесто», «Флажки», «Четвереньки», «Лай собаки», «Право-лево», «Тучки», «Колечки», «Гнездо», «Рыбка», «Пуговки-бантики», «Упражнения с мячом», «Релаксация».

12

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Вкусное варенье», «Киска сердится», «Локоток»,  «Четвереньки», «Три медведя», «Право-лево», «Тучки», «Колечки», «Мост», «Птичка», «Пуговки-бантики», «Упражнения с мячом», «Релаксация».

13

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Пирожок», «Погладим кошку», «Локоток»,  «Четвереньки», «Угадай звук», «Выполни команды», «Гусеница и жучок», «Веселая старушка», «Корни», «Черепаха», «Пуговки-бантики», «Упражнения с мячом», «Релаксация».

14

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Лопатка», «Иголочка», «Локотки»,  «Четвереньки», «Угадай звук», «Выполни команды», «Кошка и котенок», «Собрать горошины», «Лиса и заяц», «Бабочка», «Пуговки-бантики», «Упражнения с мячом», «Релаксация».

15

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Лопатка-иголочка», «Покрутись», «Кошка-собака», «Перед сном», «Угадай звук», «Репка», «Найди игрушку», Кошка и мышка», «собрать горошины», «Флюгер», «Флажок», «Пуговки-бантики», «Упражнения с мячом», «Релаксация».

16

Развивать пространственные представления; чувства ритма, фонематический слух; артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать координацию движений; повышать речевую активность; развивать зрительное  восприятие, внимание, память; оптимизировать и стабилизировать тонус;  создавать благоприятный эмоциональный фон.

«Вдох-выдох», «Лягушка-хоботок», «Лопатка-иголочка», «Качели», «Лошадка», «Пистолет», «Сова», «Четвереньки»,  «Угадай звук», «Что? Где?», «Кто это?», «Бабушкин кисель», «Птички клюют», «Веселые маляры», «Пуговки-бантики», «Упражнения с мячом», «Релаксация».

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1

  1. ПРИВЕТСТВИЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»  (Психолог)

  1. САМОМАССАЖ ГОЛОВЫ (поглаживание головы от висков к макушке - 10 раз; легкое  постукивание пальцами по всей голове -10 раз).

и        САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН (растираем уши ладонями - 10 раз; разминаем уши по краю снизу вверх и обратно - 5 раз). (Логопед)

  1. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (Логопед)

Вдох—выдох

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены, ребёнок не должен шевелить ногами.

Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох — выдох».

Во время команды взрослого «вдох» ребёнок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), затем во время команды взрослого «выдох» ребёнок делает выдох через нос.

Выполнить 5 раз.

  1. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (Логопед)

Лёжа. С помощью взрослого. Рот закрыт.

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, рот закрыт. Руки лежат вдоль туловища, ладони прижаты к полу, пальцы рук не шевелятся. Ноги выпрямлены и не перекрещены.

Нужно научить ребёнка следить глазами за яркой точкой на конце ручки, не двигая при этом головой.

Взрослый берёт ручку, располагает её яркий конец напротив переносицы ребёнка и плавно перемещает ручку над глазами ребёнка вправо и обратно к середине; влево и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине; к переносице и от переносицы.

Глаза ребёнка следят за яркой точкой на конце ручки, при этом голова не двигается. Необходимо на 1-2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ, у переносицы), ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Ручка располагается на расстоянии вытянутой руки ребёнка.

Выполнить 5 – 6 раз.

C:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image7.jpegC:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image8.jpegC:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image9.jpeg

  1. РАСТЯЖКИ (Инструктор по физической культуре)

«Фараон-1»

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, глаза смотрят в потолок, рот закрыт. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены и не шевелятся.

По команде взрослого «раз» ребёнок поднимает голову, не поднимая плеч. По команде взрослого «два» ребёнок опускает голову на пол и расслабляется.

Выполнить 6 раз.

  1. УПРАЖНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА (Инструктор по физической культуре)

«Лодочка»

И. п. Ребёнок лежит на животе. Руки вытянуты вперёд, параллельно друг другу. Ноги прямые.

Ребёнок приподнимает прямые руки и ноги, прогибается и качается на животе вперёд — назад.

Выполнить 5-6 раз.

Если у ребёнка самостоятельно не получается выполнить упражнение, взрослый поддерживает ноги ребёнка под коленями (чуть выше сгиба), а руки под сгибом локтей, и помогает ребёнку в освоении этого движения.

По команде взрослого «раз» ребёнок поднимает только прямые руки, держит их поднятыми 3 – 5 секунд и опускает (ноги не поднимает).

По команде взрослого «два» ребёнок поднимает прямые ноги, держит их поднятыми 3 – 5 секунд и опускает (руки не поднимает).

По команде взрослого «три» ребёнок поднимает прямые ноги и руки, держит их поднятыми 3 – 5 секунд, затем качается.

«Качалочка»

И. п. Ребёнок садится на пол, сгибает ноги в коленях. Обхватывает колени руками: правая рука – правое колено, левая рука – левое колено. Ребенок наклоняет голову и старается прижаться лбом к коленям.

Ребенок должен качаться на спине, откатываясь назад и ложась на спину. Затем он возвращается в исходное положение и фиксирует его. Если ребенок не может качаться, взрослый помогает ему, поддерживая  его одной рукой под затылком.

Выполнить 10 раз.

  1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ  (Логопед)

Артикуляционная гимнастика: 

  • «Лягушка» Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет.  Повторить 5 – 10 раз.
  • «Слоник» Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать их в таком положении под счет. Повторить 5 – 10 раз.

«Что звучало?»

Взрослый предлагает ребенку послушать, как звучат погремушка и барабан, и сравнить, что звучит тише, а что громче.

  1. ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ (Логопед)
  • Интенсивное растирание рук (до появления ощущения сильного тепла). 
  • «Кулачок - ладошка»
  • «Мы топали»

Каждым пальчиком руки по очереди ударять по столу (полу или коленям), как по клавишам пианино. Сопровождать движения пальцев ритмичным послоговым проговариванием скороговорки. Выполнять упражнение сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками вместе.

Повторить 3 – 5 раз.

  • «Зайчик»

Согнуть руки в локтях и поднять их вверх. Указательный и средний пальцы прямые. Согнуть и соединить вместе большой палец, мизинец и безымянный. Выполнить упражнение сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками вместе.

  1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (Психолог)

«Верх – низ»

Ребенок вместе с взрослым отыскивает и называет части тела, которые находятся вверху, выше талии (голова, плечи, руки).

Ребенок вместе с взрослым отыскивает и называет части тела, которые находятся внизу, ниже талии (ноги, стопы).

  1. ИГРЫ. РИТМЫ (Психолог)

«Хлопки»

Взрослый предлагает двигаться ребенку по хлопку, по хлопку взрослого ребенок может бегать, прыгать по комнате. Как только раздастся еще один хлопок, ребенку нужно замереть и ждать следующего хлопка. По окончании игры необходимо объяснить ребенку, что когда взрослый досчитает до 10, ребенок должен тихо  подойти и сесть   на коврик.

«Замри – отомри»

Взрослый предлагает двигаться ребенку по комнате под ритмичную музыку. По команде взрослого «замри» ребенок должен остановиться на месте и замереть в той позе, в которой его застала команда. По команде «отомри» ребенок снова начинает двигаться по комнате. Игра повторяется несколько раз.

  1. ИГРЫ С МЯЧОМ (Инструктор по физической культуре)

Взрослый и ребенок или ребенок и ребенок садятся на пол напротив друг – друга, расставив ноги. Взрослый и ребенок катают мяч друг другу. Необходимо учить ребенка следить глазами за мячом.

  1. РЕЛАКСАЦИЯ (Психолог)

ЗАНЯТИЕ 2

  1. ПРИВЕТСТВИЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» (Психолог)

  1. САМОМАССАЖ ГОЛОВЫ (поглаживание головы от висков к макушке  10 раз; легкое  постукивание пальцами по всей голове 10 раз).

и        САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН (растираем уши ладонями 10 раз; разминаем уши по краю снизу вверх и обратно 5 раз). (Логопед)

  1. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ(Логопед)

Вдох— надуть живот, выдох – втянуть живот

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены, ребёнок не должен шевелить ногами.

Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох - выдох».

  • Во время команды взрослого «вдох» ребёнок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), затем во время команды взрослого «выдох» ребёнок делает выдох через нос.
  • Во время команды взрослого «выдох» ребёнок делает  выдох через широко открытый рот (шумно), одновременно  с выдохом втягивает живот.

Живот надувается плавно, одновременно с вдохом. Живот втягивается плавно, одновременно с выдохом.

Выполнить 5 раз.

  1. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ(Логопед)

Лёжа. С помощью взрослого. Рот открыт, язык лежит на нижней губе.

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, рот открыт. Язык лежит на нижней губе. Руки лежат вдоль туловища, ладони прижаты к полу, пальцы рук не шевелятся. Ноги выпрямлены и не перекрещены.

Нужно научить ребёнка следить глазами за яркой точкой на конце ручки, не двигая при этом головой.

Взрослый берёт ручку, располагает её яркий конец напротив переносицы ребёнка и плавно перемещает ручку над глазами ребёнка вправо и обратно к середине; влево и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине; к переносице и от переносицы.

Глаза ребёнка следят за яркой точкой на конце ручки, при этом голова не двигается. Необходимо на 1-2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ, у переносицы), ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Ручка располагается на расстоянии вытянутой руки ребёнка.

C:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image7.jpegC:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image8.jpegC:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image9.jpeg

  1. РАСТЯЖКИ (Инструктор по физической культуре)

«Фараон-2»

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, глаза смотрят в потолок, рот закрыт. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены и не шевелятся.

По команде взрослого «раз» ребёнок поднимает голову.

По команде взрослого «два» ребёнок поворачивает голову направо, при этом он держит голову на весу и не отпускает ее на пол.

По команде взрослого «три» ребёнок поворачивает голову налево, при этом он держит голову на весу и не отпускает ее на пол.

По команде взрослого «четыре» ребёнок поворачивает голову прямо и кладет ее на пол.

Выполнить 3 – 5 раз.

«Ванька-встанька»

 И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, глаза смотрят в потолок, рот закрыт. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены и не шевелятся.

По команде взрослого «раз» ребёнок вытягивает руки вверх так, чтобы пальцы смотрели в потолок, и садиться без помощи рук, вытянув руки перед собой.

По команде взрослого «два» ребёнок без помощи рук, не опираясь на них  возвращается в исходное положение (ложится на спину).

Выполнить 10 раз.

УПРАЖНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА (Инструктор по физической культуре)

«Короткое бревнышко»

И. п. Ребёнок лежит на полу. Руки вытянуты вдоль туловища, пальцы прижаты  друг к другу, ладони прижаты к бедрам. Ноги прямые.

Ребёнок должен медленно прокатиться от одной стены комнаты до противоположной и обратно. Когда ребенок катится вправо, прямая левая нога заходит на прямую правую ногу.  Когда ребенок катится влево, прямая правая  нога заходит на прямую левую ногу, руки не должны отрываться от тела.  

Выполнить 5-6 раз.

«Длинное  бревнышко»

И. п. Ребёнок лежит на полу. Руки вытянуты над головой, ладони сложены лодочкой, пальцы не переплетены, голова находится между руками. Ноги прямые.

Ребёнок должен медленно прокатиться от одной стены комнаты до противоположной и обратно. Когда ребенок катится вправо, прямая левая нога заходит на прямую правую ногу.  Когда ребенок катится влево, прямая правая  нога заходит на прямую левую ногу.

Выполнить 5-6 раз.

  1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (Логопед)

Артикуляционная гимнастика: 

  • «Лягушка» Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет.  Повторить 5 – 10 раз.
  • «Слоник» Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать их в таком положении под счет. Повторить 5 – 10 раз.
  • «Лягушка» - «Слоник» Под счет взрослого на «раз-два» ребенок выполняет упражнение. Повторить 5 – 10 раз.
  • «Птенчик» Улыбнуться, рот широко открыть и удерживать в таком положении под счет до 10. Повторить 5 – 10 раз.

«Что звучало?»

Взрослый кладет перед ребенком несколько звучащих игрушек. Например, бубен, дудочку, губную гармошку, колокольчик, погремушку,  металлофон и т.п.

Взрослый называет игрушку и предлагает  ребенку послушать и запомнить звучание каждой. Ребенок отворачивается, не смотрит на игрушки и старается определить на слух (оп звуку), что звучало.

  1. ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ (Логопед)
  • Интенсивное растирание рук (до появления ощущения сильного тепла). 
  • «Кулачок - ладошка»
  • «Бинокль»

Ребенок соединяет все пальцы рук с большим пальцем в кольцо (движение выполняют обе руки одновременно) – это бинокль. Подносит бинокль к глазам и смотрит в него.

  • «Человек бежит»

Ребенок перебирает указательным и безымянным пальчиками по столу. Выполняет упражнение сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками вместе. Взрослый помогает ребенку, придавая его пальчикам нужное положение.

  1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (Психолог)

«Вверху – внизу»

  • Взрослый обсуждает с ребенком, что находится в комнате вверху. Ребенок рассказывает, что он видит вверху (потолок, люстра).
  • Взрослый обсуждает с ребенком, что находится в комнате внизу. Ребенок рассказывает, что он видит внизу (пол, ковер).
  1. ИГРЫ. РИТМЫ (Психолог)

«Давай-ка похлопаем»

Взрослый включает ритмичную музыку, (берет руки ребенка в свои, если у ребенка не получается) и похлопывает ими в такт музыки. Это упражнение позволит ребенку почувствовать ритм.

«Веселый танец»

Взрослый предлагает ребенку потанцевать под ритм стихотворения и обучает его танцевальным движениям: переступать с ноги на ногу, хлопая в ладоши (перед собой, над головой, под коленями поочередно поднимаемых вверх ног). Затем взрослый читает текст, ребенок танцует, выполняя разученные движения.

        Ой. Ду-ду, ду-ду, ду-ду!

        Сидит ворон на дубу.

        Он играет во трубу

        Во серебряную.

  1.  ИГРЫ С МЯЧОМ (Инструктор по физической культуре)

Ребенок берет мяч и катит его по линии (край ковра, протянутая по полу нитка, веревка) сначала одной рукой, затем другой и двумя руками вместе. Учить ребенка следить глазами за мячом.

  1. РЕЛАКСАЦИЯ (Психолог)

ЗАНЯТИЕ 3

  1. ПРИВЕТСТВИЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» (Психолог)
  2. САМОМАССАЖ ГОЛОВЫ (поглаживание головы от висков к макушке  10 раз; легкое  постукивание пальцами по всей голове 10 раз).

и        САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН (растираем уши ладонями 10 раз; разминаем уши по краю снизу вверх и обратно 5 раз). (Логопед)

  1. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ(Логопед)

На вдохе подъем руки

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены, ребёнок не должен шевелить ногами.

Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох — выдох».

  • Во время команды взрослого «вдох» ребёнок (одновременно с вдохом) поднимает прямую правую руку так, чтобы пальцы смотрели в потолок (перпендикулярно телу). Во время команды взрослого «выдох» ребёнок (одновременно с выдохом) опускает руку, возвращая ее в исходное положение.

Выполнить 5 раз.

  • Во время команды взрослого «вдох» ребёнок (одновременно с вдохом) поднимает прямую левую руку так, чтобы пальцы смотрели в потолок (перпендикулярно телу). Во время команды взрослого «выдох» ребёнок (одновременно с выдохом) опускает руку, возвращая ее в исходное положение.

Выполнить 5 раз.

На вдохе подъем ноги

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены.

  • Во время команды взрослого «вдох» ребёнок (одновременно с вдохом) поднимает прямую правую ногу.  Во время команды взрослого «выдох» ребёнок (одновременно с выдохом) опускает ногу.

Выполнить 5 раз.

  • Во время команды взрослого «вдох» ребёнок (одновременно с вдохом) поднимает прямую левую ногу.   Во время команды взрослого «выдох» ребёнок (одновременно с выдохом) опускает ногу.

Выполнить 5 раз.

  1. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ(Логопед)

Лёжа. С помощью взрослого. Рот открыт, язык двигается за глазами.

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, рот открыт. Язык лежит на нижней губе. Руки лежат вдоль туловища, ладони прижаты к полу, пальцы рук не шевелятся. Ноги выпрямлены и не перекрещены.

Нужно научить ребёнка следить глазами за яркой точкой на конце ручки, не двигая при этом головой.

Взрослый берёт ручку, располагает её яркий конец напротив переносицы ребёнка и плавно перемещает ручку над глазами ребёнка вправо и обратно к середине; влево и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине; к переносице и от переносицы.

Глаза ребёнка следят за яркой точкой на конце ручки, при этом голова не двигается. Необходимо на 1-2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ, у переносицы), ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Ручка располагается на расстоянии вытянутой руки ребёнка.

        Во время выполнения упражнений рот у ребенка открыт, язык поворачивается в ту же сторону, что и глаза (глаза поворачиваются за кончиком ручки вправо, и язык  - вправо; глаза поворачиваются за кончиком ручки влево, и язык  - влево; глаза поворачиваются  вверх, и язык  - вверх; глаза поворачиваются  вниз, и язык  - вниз;  глаза сходятся к переносице, и язык  убирается в рот).

C:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image7.jpegC:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image8.jpegC:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image9.jpeg

  1. РАСТЯЖКИ (Инструктор по физической культуре)

«Скручивание»

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки разведены в стороны, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены.

По команде взрослого «раз» ребёнок поднимает прямые ноги.

По команде взрослого «два» ребёнок опускает прямые ноги на пол справа от себя.

По команде взрослого «три» ребёнок возвращает прямые ноги на середину.

По команде взрослого «четыре» ребёнок опускает прямые ноги на пол слева от себя.

По команде взрослого «пять» ребёнок возвращает прямые ноги на середину.

По команде взрослого «шесть» ребёнок возвращается в исходное положение (кладет прямые ноги на пол).

Выполнить 5 – 6 раз.

«Здравствуй, пол!»

 И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены.

Под счет  взрослого «раз, два, три, четыре, пять» ребёнок медленно поднимает прямые ноги и закидывает их за голову по обеим сторонам от головы, стараясь дотянуться пальцами ног до пола. Как только ребенок коснется пола, он произносит: «Здравствуй, пол!». затем ребенок медленно возвращается в исходное положение.

Выполнить 5 – 6 раз.

УПРАЖНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА (Инструктор по физической культуре)

«Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами одновременно»

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голову можно приподнять.  Руки лежат на животе, не перекрещиваются, не двигаются. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу.  

Ребёнок ползет. Отталкиваясь одновременно двумя ногами до полного разгибания ног.

Выполнить 5-6 раз.

«Ползание на животе. Отталкивание двумя руками одновременно, ноги неподвижны»

И. п. Ребёнок лежит на полу, на животе. Голову можно приподнять. Глаза смотрят вперед. Обе  руки  согнуты в локтях, пальцы прижаты друг к другу, смотрят вперед, ладони прижаты к полу. Ноги прямые, не перекрещены.

Ребёнок медленно ползет вперед только при помощи рук, подтягиваясь к обеим рукам сразу, ногами не помогает, грудь от пола не отрывает.

Выполнить 5-6 раз.

  1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (Логопед)

Артикуляционная гимнастика: 

  • «Лягушка» Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет.  Повторить 5 – 10 раз.
  • «Слоник» Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать их в таком положении под счет. Повторить 5 – 10 раз.
  • «Лягушка» - «Слоник» Под счет взрослого на «раз-два» ребенок выполняет упражнение. Повторить 5 – 10 раз.
  • «Окошко» Улыбнуться, рот широко открыть, удерживать 1 – 2 секунды. Высунуть язык, тянуть его  вперед и удерживать 1 – 2 секунды.

Тянуть язык к носу и удерживать 1 – 2 секунды (рот широко открыт), тянуть язык к подбородку и удерживать 1 – 2 секунды (рот широко открыт).

Повторить 5 – 10 раз.

«Что звучало?»

Взрослый предлагает ребенку прислушаться, узнать и назвать, какие звуки раздаются за дверью в детском саду или в доме (например, стук крышки закипевшего чайника, скрип двери, звонок, тиканье часов, голоса детей, смех, плач, шаги, и т.д.)

ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ (Логопед)

  • Интенсивное растирание рук (до появления ощущения сильного тепла). 
  • «Кулачок - ладошка»
  • «Пальчик – мальчик»

Ребенок сжимает пальцы в кулак. По очереди выпрямляет пальцы , раскрывая ладонь. Выполняет упражнение сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками вместе.

Повторить 3 – 5 раз.

«Коза рогатая»

        Ребенок выпрямляет указательный палец и мизинец, сгибает безымянный, средний и большой. Выполнять упражнение сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками вместе.

«Пальчики поссорились, помирились»

        Ребенок вытягивает руки перед собой, не опуская их на стол, сгибает в локтях, ладони рук «смотрят друг на друга», пальцы прижаты к друг другу. Выполнять упражнение на счет «раз-два». По команде «раз» выбросить пальцы рук веером вперед – пальчики поссорились. Руки остаются согнутыми в локтях, пальцы напряжены и расставлены. По команде «два»  соединить и расслабить пальцы – пальчики помирились.

         Выполнять упражнение сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками вместе.

  1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (Психолог)

«Вверху – внизу»

  • Взрослый предлагает ребенку посмотреть на улицу вверх и сказать, что находится над ним. Ребенок рассказывает, что он видит вверху (солнце, небо, облака).
  • Взрослый предлагает ребенку посмотреть на улицу вниз и сказать, что находится под ним. Ребенок рассказывает, что он видит внизу (дорогу, траву, землю).
  1. ИГРЫ. РИТМЫ (Психолог)

«Хлопай со мной»

Взрослый отбивает ритм, ребенок должен отбивать ритм вместе со взрослым. Хлопать можно в ладоши, по коленкам,  по столу. Затем ребенок должен повторить ритм самостоятельно по памяти. Игру можно проводить с любым звучащим предметом – барабаном, погремушкой, ложками, металлофоном и т.п.

  1. ИГРЫ С МЯЧОМ (Инструктор по физической культуре)

Дети бросают мяч друг другу из рук в руки. Нужно учить детей следить глазами за мячом.

  1. РЕЛАКСАЦИЯ (Психолог)

ЗАНЯТИЕ 4

  1. ПРИВЕТСТВИЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» (Психолог)
  2. САМОМАССАЖ ГОЛОВЫ (поглаживание головы от висков к макушке  10 раз; легкое  постукивание пальцами по всей голове 10 раз).

и        САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН (растираем уши ладонями 10 раз; разминаем уши по краю снизу вверх и обратно 5 раз). (Логопед)

  1. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ(Логопед)

На вдохе подъем руки и ноги

Одноименные рука и нога

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены.

Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох — выдох».

  • Во время команды взрослого «вдох» ребёнок (одновременно с вдохом) поднимает прямую правую руку  и прямую правую ногу . Во время команды взрослого «выдох» ребёнок (одновременно с выдохом) опускает руку и ногу.

Выполнить 5 раз.

  • Во время команды взрослого «вдох» ребёнок (одновременно с вдохом) поднимает прямую левую руку  и прямую левую ногу. Во время команды взрослого «выдох» ребёнок (одновременно с выдохом) опускает руку и ногу.

Выполнить 5 раз.

Разноименные  рука и нога

  • Во время команды взрослого «вдох» ребёнок (одновременно с вдохом) поднимает прямую правую руку  и прямую левую ногу. Во время команды взрослого «выдох» ребёнок (одновременно с выдохом) опускает руку и ногу.

Выполнить 5 раз.

  • Во время команды взрослого «вдох» ребёнок (одновременно с вдохом) поднимает прямую левую руку  и прямую правую ногу. Во время команды взрослого «выдох» ребёнок (одновременно с выдохом) опускает руку и ногу.

Выполнить 5 раз.

  1. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ(Логопед)

Лёжа. С помощью взрослого. Рот открыт, язык двигается в противоположную от  глаз сторону.

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, рот открыт. Язык лежит на нижней губе. Руки лежат вдоль туловища, ладони прижаты к полу, пальцы рук не шевелятся. Ноги выпрямлены и не перекрещены.

Нужно научить ребёнка следить глазами за яркой точкой на конце ручки, не двигая при этом головой.

Взрослый берёт ручку, располагает её яркий конец напротив переносицы ребёнка и плавно перемещает ручку над глазами ребёнка вправо и обратно к середине; влево и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине; к переносице и от переносицы.

Глаза ребёнка следят за яркой точкой на конце ручки, при этом голова не двигается. Необходимо на 1-2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ, у переносицы), ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Ручка располагается на расстоянии вытянутой руки ребёнка.

        Во время выполнения упражнений рот у ребенка открыт, язык поворачивается в противоположную от глаз сторону, что и глаза (глаза поворачиваются за кончиком ручки вправо,  язык  - влево; глаза поворачиваются за кончиком ручки влево,  язык  - вправо; глаза поворачиваются  вверх,  язык  - вниз; глаза поворачиваются  вниз,  язык  - вверх;  глаза сходятся к переносице,  язык  сильно высовывается).

C:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image7.jpegC:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image8.jpegC:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image9.jpeg

  1. РАСТЯЖКИ (Инструктор по физической культуре)

«Струночка» (линейные растяжки)

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки лежат на полу над головой. Ноги прямые, не перекрещены.

1. Один взрослый берет ребенка за руки, другой взрослый – за ноги. Они одновременно, очень медленно начинают растягивать руки и ноги ребенка в противоположные стороны параллельно полу.

Взрослые заканчивают растягивать руки и ноги ребенка также одновременно, постепенно возвращая руки и ноги ребенка в исходное положение. Руки и ноги ребенка расслабляются.

Растяжение (напряжение рук и ног) и расслабление в исходном положении должны занимать равные промежутки времени.

Выполнить 3 раза.

2. Один взрослый берет ребенка за правую руку, другой взрослый – за правую ногу.  Они одновременно, очень медленно начинают растягивать руку и ногу ребенка параллельно полу.

Взрослые заканчивают растягивать руку и ногу ребенка также одновременно, постепенно возвращая руку и ногу ребенка в исходное положение. Руки и ноги ребенка расслабляются.

Выполнить 3 раза.

3. Аналогично растянуть левую руку и левую ногу.

Выполнить 3 раза.

4. Ребенок выполняет упражнение самостоятельно, растягивая руки и ноги без помощи взрослого. Ребенок тянется:

- двумя руками, ноги расслабленны (выполнить 3 раза);

- двумя ногами, руки расслабленны (выполнить 3 раза);

- правой рукой и правой ногой, левая рука и левая нога расслаблены (выполнить 3 раза);

- левой рукой и левой ногой, правая рука и правая нога расслаблены (выполнить 3 раза).

Если  с ребенком занимается один взрослый и нет возможности подключить к этому упражнению другого взрослого, то сначала взрослый растягивает руки ребенка, а потом ноги.

УПРАЖНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА (Инструктор по физической культуре)

«Ползание на спине. Отталкивание ногами попеременно»

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голову можно приподнять.  Руки лежат на животе, не перекрещиваются, не двигаются. Одна нога согнута в колене, и ее стопа стоит на полу, вторая выпрямлена и лежит на полу.  

Ребёнок медленно ползет, отталкиваясь ногами попеременно – то одной ногой, то другой до полного разгибания ноги; вторая нога не сгибается, пока первая не распрямиться до конца.

«Ползание на животе. Руки двигаются попеременно, ноги неподвижны»

И. п. Ребёнок лежит на полу, на животе. Голову можно приподнять. Глаза смотрят вперед. Одна  рука вытянута вперед, пальцы прижаты друг к другу, смотрят «вперед». Вторая рука  согнута в локте, лежит около груди. Ноги прямые, не перекрещены.

Ребёнок медленно ползет вперед, подтягиваясь попеременно то к одно, то к другой  руке,  ногами не помогает, грудь от пола не отрывает.

  1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (Логопед)

Артикуляционная гимнастика: 

  • «Лягушка» Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет.  Повторить 5 – 10 раз.
  • «Слоник» Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать их в таком положении под счет. Повторить 5 – 10 раз.
  • «Лягушка» - «Слоник» Под счет взрослого на «раз-два» ребенок выполняет упражнение. Повторить 5 – 10 раз.
  • «Чистим зубки» Улыбнуться, рот широко открыть. Поставить широкий кончик языка за нижние зубки и поглаживать их с внутренней стороны, выполняя движения влево-вправо. Повторить движение для верхних зубов.

Повторить 5 – 10 раз.

«Что звучало?»

Взрослый предлагает ребенку прислушаться, узнать и назвать, какие звуки раздаются за дверью и на улице (например, шуршание шин машины, пение птичек, стук, скрип и т.д.)

ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ (Логопед)

  • Интенсивное растирание рук (до появления ощущения сильного тепла). 
  • «Кулачок - ладошка»
  • «Силачи»

Ребенок кладет руки на стол ладонями вниз.

  1. Поднимать и опускать по очереди все пальцы сначала на одной руке, потом на другой.

Повторить 3 – 5 раз.

  1. Поднимать и опускать все пальцы на обеих руках сразу, сначала от большого пальца к мизинцу, потом от мизинца к большому пальцу.

Повторить 3 – 5 раз.

  1. Поднимать и опускать все пальцы одновременно на двух руках. На правой руке, начиная с большого пальца, а на левой руке, начиная с мизинца.

Повторить 3 – 5 раз.

  1. Поднимать и опускать все пальцы одновременно на двух руках. На правой руке, начиная  с мизинца, а на левой руке, начиная с большого пальца.

Повторить 3 – 5 раз.

«Мишка косолапый»

        Все пальцы, кроме среднего, поставить на стол. Средний палец согнуть и приподнять вверх – «голова медведя». Переступать поочередно большим и указательным пальцами, затем безымянным и мизинцем (имитировать походку медведя). Выполнять упражнение сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками вместе.

  1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (Психолог)

«Вверх – вниз»

Взрослый показывает, а ребенок повторяет движения за ним, при этом все действия взрослый и ребенок проговаривают вслух. Например: «рука – вверх», «две руки – вниз», «одна рука – вверх, другая – вниз».

  1. ИГРЫ. РИТМЫ (Психолог)

«Повтори»

Взрослый отбивает ритм, ребенок внимательно слушает, а затем повторяет услышанный ритм. Ритмы для игры могут быть такими:

        I – II                                 I – I – I

        II – I                                 II – II – II

        I – III                                II – I – II  

        III – I                         I – II – I

        II – III                        II – III – II  

        III – II                        III – II – III  

  1. ИГРЫ С МЯЧОМ (Инструктор по физической культуре)

Дети бросают мяч друг другу, ударяя об пол. Нужно учить детей следить глазами за мячом.

  1. РЕЛАКСАЦИЯ (Психолог)

ЗАНЯТИЕ 5

  1. ПРИВЕТСТВИЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» (Психолог)
  2. САМОМАССАЖ ГОЛОВЫ (поглаживание головы от висков к макушке  10 раз; легкое  постукивание пальцами по всей голове 10 раз).

и        САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН (растираем уши ладонями 10 раз; разминаем уши по краю снизу вверх и обратно 5 раз). (Логопед)

  1. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ(Логопед)

На вдохе подъем руки

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены, ребёнок не должен шевелить ногами.

Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох — выдох».

  • Во время команды взрослого «вдох» ребёнок делает вдох через нос, рот закрыт. Далее во время команды взрослого «выдох» ребенок делает выдох через широко открытый рот (шумно) и одновременно с выдохом поднимает прямую правую руку так, чтобы пальцы смотрели в потолок (перпендикулярно телу). Далее во время команды взрослого «вдох» ребёнок делает вдох через нос (рот закрыт) и одновременно с выдохом опускает руку,  и т.д..

Выполнить 5 раз.

  • Тоже самое упражнение выполнить левой рукой.

Выполнить 5 раз.

На вдохе подъем ноги

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены.

Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох — выдох».

  • Во время команды взрослого «вдох» ребёнок делает вдох через нос, рот закрыт. Далее во время команды взрослого «выдох» ребенок делает выдох через широко открытый рот (шумно) и одновременно с выдохом поднимает прямую правую ногу. Далее во время команды взрослого «вдох» ребёнок делает вдох через нос (рот закрыт) и одновременно с выдохом опускает ногу,  и т.д..

Выполнить 5 раз.

  • Тоже самое упражнение выполнить левой ногой.

Выполнить 5 раз.

  1. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ(Логопед)

Восьмерки. Лёжа. С помощью взрослого. Рот закрыт.

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, рот закрыт. Руки лежат вдоль туловища, ладони прижаты к полу, пальцы рук не шевелятся. Ноги выпрямлены и не перекрещены.

Рука располагается на расстоянии вытянутой руки ребёнка.

  1. Взрослый берет ручку и рисует горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) над глазами ребенка, начиная с середины (над переносицей). Глаза ребенка следят за яркой точкой на конце ручки, голова при этом не двигается.
  2. Взрослый рисует вертикальную восьмерку над глазами ребенка, начиная с середины (над переносицей). Глаза ребенка следят за яркой точкой на конце ручки, при этом голова не двигается. Центр восьмерок находится над переносицей.

C:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image7.jpegC:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image8.jpegC:\Users\B2D1~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image9.jpeg

Выполнить 5 раз.

  1. РАСТЯЖКИ (Инструктор по физической культуре)

«Звезда» (диагональные растяжки)

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки лежат на полу над головой. Ноги прямые, не перекрещены.

1. Один взрослый берет ребенка за  правую руку, другой взрослый – за левую ногу. Они одновременно, очень медленно начинают растягивать руку и ногу ребенка параллельно полу.

Взрослые заканчивают растягивать руку и ногу ребенка также одновременно, постепенно возвращая их  в исходное положение. При этом у  ребенка расслабляются рука и нога.

Растяжение (напряжение рук и ног) и расслабление в исходном положении должны занимать равные промежутки времени.

Выполнить 3 раза.

2. Аналогично растянуть левую руку и правую ногу.

Выполнить 3 раза.

3. Ребенок выполняет упражнение самостоятельно, растягивая руки и ноги без помощи взрослого. Ребенок тянется:

- одной правой рукой, левая рука и  ноги расслабленны (выполнить 3 раза);

- одной левой рукой, правая рука и ноги  расслабленны (выполнить 3 раза);

- одной правой ногой, левая нога и руки расслаблены (выполнить 3 раза);

- одной левой ногой, правая нога и руки расслаблены (выполнить 3 раза);

Если  с ребенком занимается один взрослый и нет возможности подключить к этому упражнению другого взрослого, то сначала взрослый растягивает руки ребенка, а потом ноги.

УПРАЖНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА (Инструктор по физической культуре)

«Ползание по-пластунски. Одноименные рука и нога»

И. п. Ребёнок лежит на полу, на животе. Голову можно приподнять. Глаза смотрят вперед. Правая  рука вытянута вперед, пальцы прижаты друг к другу, смотрят «вперед». Левая  рука  согнута в локте, лежит около груди. Правая нога согнута в колене, левая нога прямая.

        1. Ребенок вытягивает правую руку вперед, сгибает правую ногу в колене (принимает исходное положение) и отталкивается от правой руки и правой ноги.

2. Ребенок вытягивает левую руку вперед, сгибает левую ногу в колене и отталкивается от левой руки и левой ноги и т.д.

«Ползание по-пластунски. Разноименные рука и нога»

И. п. Ребёнок лежит на полу, на животе. Голову можно приподнять. Глаза смотрят вперед. Правая  рука вытянута вперед, пальцы прижаты друг к другу, смотрят «вперед». Левая  рука  согнута в локте, лежит около груди. Левая нога согнута в колене, правая нога прямая.

1. Ребенок вытягивает правую руку вперед, сгибает левую ногу в колене (принимает исходное положение) и отталкивается от правой руки и левой ноги.

2. Ребенок вытягивает левую руку вперед, сгибает правую ногу в колене и отталкивается от левой руки и левой ноги и т.д.

  1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (Логопед)

Артикуляционная гимнастика: 

  • «Лягушка» Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет.  Повторить 5 – 10 раз.
  • «Слоник» Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать их в таком положении под счет. Повторить 5 – 10 раз.
  • «Лягушка» - «Слоник» Под счет взрослого на «раз-два» ребенок выполняет упражнение. Повторить 5 – 10 раз.
  • «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 5 – 10 раз.
  • «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать под счет до 5. Повторить 5 – 10 раз.

«Что звучало?»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть разные предметы и послушать, как они звучат (например, как шумит бумага, как шуршит пакет, как звенят ключи и т.п.). Затем взрослый предлагает ребенку отгадать, что звучало? Ребенок не смотрит на предметы и старается определить на слух (по звуку), что звучало.

ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ (Логопед)

  • Интенсивное растирание рук (до появления ощущения сильного тепла). 
  • «Кулачок - ладошка»
  • «Силачи»

И.п. Ребенок кладет руки на стол ладонями вверх.

1. Поднимать  и  опускать по очереди все пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторить 3 – 5 раз.

2. Поднимать  и  опускать по очереди все пальцы одновременно на двух руках, сначала от большого пальца к мизинцу, затем от мизинца к большому. Повторить 3 – 5 раз.

3. Поднимать  и  опускать по очереди все пальцы одновременно на двух руках. На правой руке, начиная с  большого пальца, а на левой руке, начиная с  мизинца. Повторить 3 – 5 раз.

4. Поднимать  и  опускать по очереди все пальцы одновременно на двух руках. На правой руке, начиная с  мизинца, а на левой руке, начиная с  большого пальца. Повторить 3 – 5 раз.

  • «Встали мальчики на пальчики»

Ребенок кладет руки на стол ладонями вниз, затем одновременно пальцами обеих рук переступает со стуком по столу: большой палец и указательный, указательный палец и средний, средний палец и безымянный, безымянный палец и мизинец.

  • «Улитка»

Ребенок кладет руку на стол ладонью вниз, затем поднимает указательный и средний пальцы, расставляет их – «улитка с усиками». Выполняет упражнение сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками вместе.  

  1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (Психолог)

«Спереди – сзади»

  1. Ребенок вместе со взрослым называют части тела, которые находятся спереди (лицо, живот, колени). Взрослый подсказывает ребенку.
  2. Ребенок вместе со взрослым называет части тела, которые находятся сзади (спина, поясница). Взрослый подсказывает ребенку.
  3. Ребенок вместе со взрослым проговаривает и показывает

Это лицо. Оно – спереди.

Это грудь. Она – спереди.

Это живот. Он – спереди.

Это нос. Он – спереди.

Это рот. Он – спереди.

Это спина. Она – сзади.

Это поясница. Она – сзади.

Это лопатки. Они – сзади.

  1. ИГРЫ. РИТМЫ (Психолог)

«Бабочка и оса»

Ребенок бегает по комнате, изображая то бабочку, то осу. По команде взрослого «бабочка» ребенок вытягивает руки в стороны и машет ими, как крыльями, делая большие размашистые движения. По команде взрослого «оса» ребенок сгибает руки в локтях, прижимает предплечья к туловищу и быстро машет «маленькими крылышками», ведь у осы они не такие большие,  как у бабочки. Игра повторяется несколько раз.    

  1. ИГРЫ С МЯЧОМ (Инструктор по физической культуре)

Ребенок подбрасывает мяч двумя руками вверх и ловит. Нужно учить детей следить глазами за мячом.

  1. РЕЛАКСАЦИЯ (Психолог)


Предварительный просмотр: