Методическая разработка учебной программы по истории
презентация к уроку
Методическая разработка учебной программы по истории "Московская Русь в 14 - 16 веках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Не знать истории – значит всегда быть ребенком» Цицерон
Пояснительная записка Основной целью истории является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах развития, важнейших событиях и крупных деятелях Отечественной истории . Данный раздел учебной программы рассказывает об объединении русских земель вокруг Москвы, освобождении Русского государства от ордынского владычества, правлении Ивана IV Грозного. Также в нем представлены быт и нравы русского народа, культура, роль православной церкви. Отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории России.
Учебно-методический комплекс Создана единая линия учебников по истории России 6-9 класс для первого концентра. Составной частью учебно-методического комплекса по Отечественной истории являются учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителей.
Персоналии - Иван Калита - Дмитрий Донской - Сергий Радонежский - Василий I - Иван III - Иван IV Грозный
Цели раздела Формирование стройной системы знаний , фактов, событий, явлений о Московской Руси XIV - XVI века . Образование, развитие и воспитание личности обучающегося через сравнение, анализ, характеристику, исторических личностей, событий того периода.
З адачи раздела 1 ) Обучающие : - формирование первичных ориентиров для национальной и культурной самоидентификации на основе изучения исторического опыта народов России; - овладение учащимся основными знаниями по истории Московской Руси XIV - XVI веков; - раскрытие практической значимости знаний этого периода. 2) Развивающие : -развитие способностей учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках; -развивать речь через организацию монологического, диалогического и полилогического общения на уроке; -развивать логическое мышление через включение обучающихся в разрешение учебных проблем и ситуаций; -поддержание внимания учащихся через оптимальную смену учебной деятельности. 3) Воспитательные: -воспитание уважения к факторам родной истории; -воспитание патриотической чувств учащихся и их гражданской позиции; -воспитание толерантности мышления и нравственных качеств личности; -умение взаимодействовать друг с другом в ходе самостоятельной работы в группах и парах.
Психолого-педагогическое обоснование восприятия и освоения учебного материала обучающихся в соответствии с возрастными особенностями Подростковый возраст характеризуется бурной активностью, инициативностью, жаждой деятельности. Возрастает познавательная активность и любознательность. Этот период иногда называют «зенит любознательности». В то же время школьные интересы уступают место внеучебным , но и они неустойчивы, легко меняются. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоей основы, которая позволит ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить профессиональный выбор. В этом возрасте у подростков отмечается внутренняя противоречивость в развитии внимания. Объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание подростков становиться более избирательным, зависящим от направленности их интересов. В подростковом возрасте происходит развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. В процессе усложнения обучения и развития интеллектуальных способностей подростки начинают трансформировать учебный материал. Механическая память ухудшается, а логическая приобретает характер организованной и регулируемой. Активно развиваются творческие способности подростка и формируются индивидуальный стиль деятельности. Стремясь понять сущность явлений подростки задают много вопросов Все это требует от педагога деликатности, вдумчивости и пристального внимания.
Психолого-педагогическое обоснование восприятия и освоения учебного материала обучающихся в соответствии с возрастными особенностями Развитие логического мышления подростка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи. Полезно использовать опорные конспекты, различные алгоритмы, выполнение заданий не только репродуктивного, но и поискового характера. Логические приемы умственных действий: сравнивание, обобщение, анализ, классификация, аналогия, систематизация могут с успехом применяться на уроках истории в 6 классе . Главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру. Другой особенностью мышления подростков является их способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и противоречия в суждениях. Благодаря этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интереса к разнообразным проблемам. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, происходит становление мировоззрения, что связано с интеллектуальным развитием .
Ожидаемые результаты освоения раздела программы Обучающиеся будут знать: Основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Взаимоотношения Москвы и Золотой Орды. Хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Роль православной церкви в становлении российской государственности. Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в. Причины Ливонской войны, сущность и последствия опричнины.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы Обладать общеучебными умениями: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность(постановка цели, получение, оценка результата) -осуществлять самостоятельный поиск информации; -выполнять познавательные и практические задания на уроках. Уметь систематизировать информацию по отдельным темам; - определять сущностные характеристики исторических деятелей Дмитрия Донского, Ивана III , Ивана IV . -поиск нужной информации по заданной теме; перевод информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из текста в карту) -объяснение изученного материала на конкретных примерах; -сравнивать данные разных источников, определять общее и различное; -определение собственного отношения к изученным событиям; -уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России в XIV - XVI веках.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы Личностные результаты изучения истории: -воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви, уважения к Отечеству; -осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края; -усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; -понимание культурного многообразия мира, толерантное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы Метапредметные результаты изучения истории: -способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; -владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями(установление причинно-следственных и родовидовых связей); -использование современных источников информации(Интернет-ресурсов, электронных носителей); -способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах(сообщения, эссе, презентация); -готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе; -владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы Предметные результаты изучения истории: -формирование уважительного отношения к истории Отечества, развития стремления у обучающихся внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством; -овладение целостным представлением об историческом пути народов России; -формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий; -развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого; -создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Образовательные технологии Сотрудничества Информационные Здоровьесберегающие Проблемного обучения Дифференцированного обучения
о М б Е у Т ч О е Д н Ы и я репродуктивный проблемно-поисковый эвристический логико-алгоритмический
Формы работы Фронтальная Парная Групповая Индивидуальная совместная работа – полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. ученик-ученик, один говорит, другой слушает и наоборот. решение проблемных ситуаций через группу. Распределение обязанностей в группе способствует складыванию дружеской атмосферы. ученик-книга, ученик-тетрадь, консультация учителя во время выполнения самостоятельной работы.
Система знаний и система деятельности 1) Система знаний : Общенаучные знания: научные знания из исторических источников, хронология, научные тексты(адаптированные) 1-ый уровень – запоминание знаний 2- ой уровень – применение знаний 3-й уровень – применение знаний в знакомой ситуации 4-й уровень – применение знаний в новой ситуации Перевод учащихся с первого уровня до четвертого происходит постепенно. После объяснения приходит понимание, а потом формируются умения. Усвоение основных обязательных знаний оговорено программой. Фундаментальные знания по предмету: выявление исторических закономерностей, причинно-следственных связей, анализа, синтеза исторических событий.
Система знаний и система деятельности 2) Система деятельности . На основе сопоставительного анализа, предложенного учителем учащихся учатся классифицировать, сравнивать, делать выводы и обобщения Иногда сами выбирают способ изучения нового материала, самостоятельно читая теоретический материал, разрабатывают новые проекты. В систему познавательной деятельности входят : а ) Общеучебная , б ) Интеллектуальная, в ) Информационная, г ) Рефлексивная, д ) Личностная, е)Преобразующая, ж) Самоорганизующая
КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРВИЧНЫЙ ТЕКУЩИЙ ИТОГОВЫЙ ТЕМАТИЧЕС- КИЙ
Календарно-тематическое планирование раздела № п/п Тема урока Кол-во часов № § Цели, задачи 1 Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества 1 17 Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, иметь представление о политической системе Руси в 14 веке, определять причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения Руси. Знать о рациональной политике московских князей. 2 Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва 1 18 Иметь представление о военно-политическом состоянии Руси накануне Куликовской битвы. Знать дату и ход сражения на Куликовом поле. Уметь раскрывать историческое значение Куликовской битвы и роль Дмитрия Донского в истории русского народа. 3 Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века 1 19 Иметь преставление о внутренней и внешней политике Василия 1. Знать два принципа престолонаследия. Знать причины распада Золотой Орды , причины сближения Литвы и Польши, дату и ход Грюнвальдской битвы, ее значение. 4 Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества 1 20 Знать событийную канву последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, иметь представление о том, что ликвидация ордынской зависимости в 1480 году явилась результатом длительных исторических процессов. Уметь анализировать причины и выделять значение образования единого Русского государства. 5 Московское государство в конце XV – начале XVI века 1 21 Иметь представление о внутренней и внешней политике Василия 3.иметь представление о системе управления единым государством, о возвышении великокняжеской власти. Знать о взаимосвязанных процессах в политической, экономической и социальной сферах. Знать о начале формирования крепостной зависимости, о категориях русских крестьян. 6 Церковь и государство в конце XV – начале XVI века 1 22 Иметь представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать монастырскую жизнь. Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва –третий Рим».
№ п/п Тема урока Кол-во часов №§ Цели, задачи 7 Реформы Избранной рады 1 23 Иметь представление о реформах Избранной рады, направленных на централизацию страны и согласование интересов государства с интересами населения. Уметь анализировать Судебник Ивана Грозного 1550года. Знать значение первого Земского собора. Знать причины и значение складывания в России сословно-представительной монархии. 8 Внешняя политика Ивана IV 1 24 Иметь представление об основных направлениях внешней политики Ивана Грозного, о складывании многонациональной основы Российского государства. Знать основные даты, характер , ход и результаты Ливонской войны, причины и значение присоединения Казанского , астраханского и Сибирского ханств. 9 Опричнина 1 25 Знать причины, характер, основные этапы , результаты и последствия опричнины. 10 Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках 1 26 Знать о значении образования единого государства как фактора формирования национальной русской культуры. Уметь определять уровень развития культуры в 14-16 веках. Знать достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы. Знать дату начала книгопечатанья и значение этого события. 11 Архитектура и живопись в XIV – XVI веках 1 27 Иметь представление о развитии русской художественной культуры и каменного зодчества, формировании национальной живописной школы. Знать о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи. 12 Быт и нравы XV – XVI веков 1 28
Методическая разработка урока по теме «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ»
Цель урока: рассмотреть основные направления внутренней политики раннего этапа правления Ивана IV и процесс складывания сословно-представительной монархии. Задачи: - обучающие: продолжить работу по изучению признаков централизованного государства, познакомить обучающихся с реформами Избранной рады, их сутью и характером, проследить их влияние на дальнейшую централизацию Московского государства; - развивающие : формировать умения проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, систематизировать историческую информацию; - воспитательные : формировать понимание неоднозначности исторических событий и деятельности исторических личностей, нетерпимость к жестокости и деспотизму. Тип урока - изучение нового материала. Формы работы учащихся – фронтальная работа по вопросам учителя, анализ текстового материала . Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска (монитор), мультимедийный проектор.
Основные понятия и термины Дворяне Земский собор Приказы Избранная Рада Централизованное государство
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА № п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 1 Организационный момент Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников. Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу. 2 2 Актуализация знаний, мотивация, целеполагание Просит перечислить признаки централизованного государства, сложившиеся в годы правления Ивана III и Василия III. Ставит целью знакомство с реформами, изменениями в системе государственного управления и оценку начала правления Ивана IV. Вспоминают и воспроизводят результаты правления Ивана III и Василия III, признаки централизованного государства в России начала XVI века. 8 3 Изучение нового материала Рассказ о боярском правлении, детских годах Ивана IV, реформах Елены Глинской. Работают в тетради, конспектируют даты событий, термины. Работают с текстом учебника, составляют кластер. Делают выводы о характере боярского правления, значении реформ Е. Глинской, значении принятия титула царя Иваном IV, сути и характере реформ Избранной рады. 25 4 Подведение итогов (рефлексия) Предлагает назвать реформы начального этапа правления Ивана IV, даты их проведения, назвать имена самых известных деятелей Избранной рады, сделать выводы о роли реформ в дальнейшей централизации власти в стране Перечисляют, что узнали нового, делают выводы. 7 5 Домашнее задание §23, ответить на вопросы, выучить термины, подготовить сообщения по иллюстрациям учебника. Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. 3
Результаты урока Учащиеся знают: 1) Правление Елены Глинской 2)Боярское правление и его причины 3)Венчание на царство. Первый «царь всея Руси» 4)Состав и деятельность Избранной Рады. Реформы и их значение Учащиеся умеют: 1) работать с историческим источником 2) находить в тексте необходимую информацию 3) воспринимать учебный материал на эмоциональном уровне
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-27490-1485529226.jpg)
Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс
Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-182618-1358527217.jpg)
Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"
Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-683639-1444384141.jpg)
Методическая разработка рабочей программы по "История Тувы" для 9-х классов.
Предлагаемый план по истории Тувы для 9 класса составлен на основе программы основного общего образования по истории. Изучение истории Тувы в основной школе направлено на достижение следующих целей: ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-399335-1489907036.jpg)
Методическая разработка учебного занятия по истории по теме "Феодальная раздробленность Руси"
Методическая разработка предназначена для изучения темы "Феодальная раздробленность Руси студентами первого курса. Тип занятия - изучение нового материала. Для закрепления изученного материла разработ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-979998-1512044115.jpg)
Методическая разработка учебного занятия по истории " Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси"
Согласно ФГОС нового поколения одной из главных целей профессионального обучения является формирование у студентов общих компетенций. Под обучением, основанном на компетенциях, понима...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/17/picture-1118389-1550431081.jpg)
Методическая разработка учебной программы по разделу спортивные игры «Баскетбол» (9 класс)
Методическая разработка учебной программыпо разделу спортивные игры «Баскетбол» (9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-27490-1485529226.jpg)
Презентация методической разработки раздела программы по истории Росси
Материал содержит разработку раздела общеобразовательной программы по истории России на тему "Россия на рубеже XVI-XVIIвв."...