Модульно-компетентностный подход к формированию профессиональных компетенций выпускника
статья

Поздеева Наталья Владимировна

Тема модульно-компетентностного подхода в образовании, пожалуй, является самой распространенной  и актуальной, так как наше поле деятельности – выпускники профессионального училища, обеспечивающие функционирование любого социума и общества в целом. Необходимость перехода к компетентностной парадигме обусловлена требованиями современного рынка труда. Ведущим понятием компетентностного подхода становится «модуль» при этом итоговая компетентность представляется их совокупностью,  каждый модуль формируется как специфический аспект будущей профессиональной деятельности.  В профессиональном образовании происходит трансформация компетентностного подхода в модульно-компетентностный. Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда, осуществляется комплексное освоение  знаний и умений в рамках формирования конкретной компетенции. Для его реализации необходим педагог новой формации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поздеева Наталья Владимировна

ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж», г. Надым

Модульно-компетентностный подход к формированию профессиональных компетенций выпускника

Тема модульно-компетентностного подхода в образовании, пожалуй, является самой распространенной  и актуальной, так как наше поле деятельности – выпускники профессионального училища, обеспечивающие функционирование любого социума и общества в целом. Необходимость перехода к компетентностной парадигме обусловлена требованиями современного рынка труда. Ведущим понятием компетентностного подхода становится «модуль» при этом итоговая компетентность представляется их совокупностью,  каждый модуль формируется как специфический аспект будущей профессиональной деятельности.  В профессиональном образовании происходит трансформация компетентностного подхода в модульно-компетентностный. Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда, осуществляется комплексное освоение  знаний и умений в рамках формирования конкретной компетенции. Для его реализации необходим педагог новой формации.

Уверена, что в наше время  главный ресурс становления компетентностного подхода в обучении  – это, прежде всего   педагог-наставник, мастер производственного обучения - вклад которого в будущее страны значительно больше, чем всех органов управления и методических служб вместе взятых.  Осваивая компетентностную модель образования,  он должен  не просто применять  новую технологию, он должен переосмыслить цели и ценности своей деятельности, освоить новые позиции: тьютера, партнера, эксперта, организатора самостоятельной работы. Новые  технологии тоже не заставляют себя ждать. Поэтому я постоянно нахожусь в поле повышения профессионального уровня. Безусловно, очень важно, чтобы идеей реализации  компетентностного подхода прониклись в первую очередь педагоги, ибо нельзя требовать от  обучающегося  освоить те компетенции, которыми не владеет сам педагог. Ведь умениям учиться, конструктивно общаться, работать в группе, вести исследовательскую работу по-старинке не научишь, необходимо,  прежде всего, самому кардинально изменить свое профессиональное сознание.

Моя основная работа как мастера производственного обучения заключается в развитии профессиональных компетенций. Цель моей деятельности: от проектирования содержания образования к проектированию результатов образования и системы организации учебного процесса. И результат - высокий уровень качества образования. В моей работе эта цепочка выстраивается через: ориентации на потребности рынка труда, гибкость структуры образовательной программы, обеспечение прозрачности результатов для всех участников образовательного процесса, внедрение новых образовательных технологий, интерактивные формы проведения занятий, приближение текущего контроля успеваемости и аттестации к условиям их будущей профессиональной подготовки. Нельзя учить не воспитывая, поэтому в работе делаю акцент на развитие воспитательных компетенций.

Таким образом, в результате мой выпускник обладает общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность: понимать сущность и значимость своей профессии, организовывать собственную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, нести ответственность за результаты своей работы, осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, работать в команде.

Это результаты детально спланированной работы, движения по заданному вектору. Что является отличительной чертой модульно-компетентностного подхода. Требования сегодняшнего дня диктуют нам кардинальные изменения, мы должны идти в ногу со временем. Время – это то прошлое, что идет в будущее, и оно зависит от нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение конкурентоспособности на рынке труда выпускников по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» через формирование профессиональных компетенций.

Обеспечение конкурентоспособности на рынке труда выпускников по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» через формирование профессиональных компетенций....

Опыт внедрения оценки общих и профессиональных компетенций выпускников ПУ №2

Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику...

Статья: «Формирование профессиональных компетенций выпускников через использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)»

Образовательные средства ИКТ - разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимоде...

Формирование профессиональных компетенций как основной фактор конкурентоспособности выпускников СПО

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку выпускников к значимой для общества профессиональной деятельности, в которой наиболее полно должны раскрываться их профессиональные компетен...

Доклад "Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя"

В докладе рассматриваются понятия компетенций и компетентности учителя, особенности их формирования, критерии определения компетенций и компетентности, основные пути развития компетентности педагога....

Роль математики в формировании профессиональных компетенции будущих выпускников по специальности «Сварщик (Ручной и частично механизированной сварки(наплавки)»

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в СПО является включение студента в исследовательскую и проектную деятельность. Основная задача исследовательской и проектной де...