Занятие "Матовые комбинации, «спертый» мат" (среднее звено)
план-конспект занятия (11 класс)

Данная разработка занятия включает в себя необходимый теоретический материал, основные типы задач, и все особенности методов их решения. Материал, изложенный в данной работе, соответствует требованиям государственного стандарта и может использоваться учителями и педагогами дополнительного образования , работающими по программам преподавания шахмат. Представлены матовые комбинации, решение комбинаций на «спертый» мат". Тема занятия становится всё более серьёзной целью жизни огромного количества людей, и помогают становлению человека в любой среде деятельности...                                                                                                       

Разнообразие компьютерных программ поможет педагогу сделать занятия более насыщенными, более информативными и наглядными.   

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия « Матовые комбинации, «спертый» мат » Цель: формировать учебную мотивацию; сформировать знания при решении комбинаций на «спертый » мат

Слайд 2

Задачи занятия Притча Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Наша же главная задача – включить всего себя в деятельность, обеспечивающую – использование на практике комбинации"спертый мат", знание определения "спёртого" мата, формирование умений ставить "спёртый" мат (образовательная) – развитие произвольного мышления, интеллектуальной и коммуникативной компетенций, памяти и навыков для решения комбинаций на "спертый" мат (развивающая) – воспитание познавательной активности, потребности в объективной оценке результатов, чувства ответственности, уважения друг другу, взаимопонимания, уверенности в себе ( воспитательная) Задача эта будет выполнима в случае, если усилия всех нас будут направлены в единое русло и из успехов каждого сложится общий успех. Все в наших руках.

Слайд 3

Диагональный мат , мат двумя слонами, мат Ферзем и Слоном с использованием связки, мат Ферзем и Слоном - Поможем спастись нашему королю...

Слайд 4

Помните?! «Величество должны мы уберечь, от всяческих, ему не нужных встреч». (включен фрагмент мультфильма из « Бременских музыкантов») ! Но нельзя переусердствовать в этой защите… Целеполагание

Слайд 5

«Задушенный» король.» Так говорят о спертом мате или этуфэ (от французского слова « etouffe » - задыхаться) Замыкаться в себе... Зачем Столько строить в душе преград? Мой ответ, как и прежде, нем, А в награду - лишь спертый мат

Слайд 6

Первичное закрепление

Слайд 7

Обсуждение коротких партий ""Спёртый" мат в дебюте" 1.«Как бы Вы закончили партию?» П. Керес — Арламовский ( Поляница-Здруй , 1950) 1.e4 c6 2.d4 d5 3. К c3 de 4. К :e4 К d7 5.?? 6. ?? Если в шахматы играю, Обо всём я забываю. Я могу не есть, не спать, А играть, играть, играть... Поиграю в " The Chess files "

Слайд 8

Самоанализ и самоконтроль 1. e4 c5 2. Nf3 Nc6 3. d4 cd4 4. Nd4 e5 5. Nb5Nge7 6. Nd6# 1.e4 c6 2.d4 d5 3. К c3 de 4. К :e4 К d7 5. Ф e2 К gf6?? 6.Кd6×

Слайд 9

« Решение задачи « Спёртый" мат Морфи » «Терпение и труд всё перетрут!»

Слайд 10

« Проверь себя » Позиция возникла в партии Понтелеев-Столяров , 1974.г. Белым угрожает мат, но у них находится красивое спасение. Предлагаю решение: Ход белых 1. ?

Слайд 11

Проверь себя, поставь мат в один ход (компьютерная шахматная программа "Шахматная тактика для начинающих«)

Слайд 12

В какую фигуру должна превратиться белая пешка , чтобы дать чёрным мат в один ход Ход белых: мат в один ход Ход белых: мат в один ход Ход белых: мат в один ход - Мы сможем быстро поставить мат в один ход, хоть он и посложнее….


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема занятия «Функция показательная, её график и свойства»

Цель занятия:

Формировать учебную мотивацию, закрепить знания о показательной функции, ее свойствах и графике.

Задачи:   

Образовательная – использование свойств степеней, знание определения показательной функции, формирование умений строить график функции, определять её свойства, формирование графической культуры учащихся

Развивающая – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, сравнительного восприятия учебного материала, развитие зрительной памяти, развитие математической речи учащихся, потребности к самообразованию, способствование развитию творческой деятельности учащихся.

Воспитательная – воспитание познавательной активности, потребность в объективной оценке результатов, умение работать в группе, чувства ответственности, уважения друг другу, взаимопонимания, уверенности в себе.

Тип занятия: по основной дидактической цели – занятие изучения нового материала;

по основному способу проведения - беседа в сочетании с практической деятельностью учащихся;

по основным этапам учебного процесса – комбинированный (первичное ознакомление с материалом, образование понятий, установление связей и закономерностей, применение полученных знаний на практике).

Средства обучения: компьютер, классная доска, медиапроектор, слайдовая презентация, мм бумага, рабочая тетрадь, чертёжные инструменты.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, диалог, работа с текстом слайда, исследовательская работа.

Методы: наглядный, словесный, графический, эвристический, исследовательский.

Сроки проведения: 2 часа учебного времени

Содержание

Организационный момент--------------------------------------------------2 мин

Мотивационная беседа и актуализация опорных знаний----------10 мин

Целеполагание----------------------------------------------------------------  4мин

Изучение нового материала-----------------------------------------  34 мин

Электронные физминутки для глаз

Назначение иллюстраций

Изучение свойств показательной функции с использованием уже построенных графиков

Схематичное изображение графика функции у=ах

Физминутка

Построение графика функции путем сдвига вдоль оси ординат

Самоконтроль знаний

Алгоритм построения графика функции

Первичное закрепление нового материала-------------------------   25 мин

Оздоровительный момент

Исследовательская работа в группах

Решение задач на закрепление темы

Подведение итогов------------------------------------------------------------3 мин

Домашнее задание------------------------------------------------------------2  мин

                                               Реальные результаты:

Предметные:

 функционально представлять функцию у=ах на наглядном чертеже;

уметь строить графики  функции у=ах при различных значениях а; свободно читать графики, уметь отражать свойства функции на графике.

Личностные:

заниматься с мотивом «мне интересно, я хочу это знать», объективно оценивать результаты. Метапредметные результаты:

иметь навыки работы с различными видами и источниками информации; уметь работать в «группе», ответственно относиться к своим поступкам, уважать мнение товарища, быть  уверенным  в себе.

Регулятивные:

точно определять цель и планирование путей её достижения, уметь принимать правильное решений в проблемной ситуации, справедливо оценивать себя.

Коммуникативные:

высказывать своё мнение, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.
Познавательные:

восприятие поставленной  цели

                                                      Ход занятия

1.Организационный момент

Притча «Всё в наших руках»

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все.  Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Наша же главная задача – включить всего себя в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей, ключевых компетенций, необходимых для успешности в учебе и жизни. Задача эта будет выполнима в случае, если  усилия всех нас будут направлены в единое русло и из успехов каждого из нас сложится общий успех.(слайд №1)

2. Мотивационная беседа и   актуализация опорных знаний : (слайд №2)

  • Слово «функция» происходит от … и означает  в переводе …
  • Более строгое математическое определение функции звучит так: …
  • В определении функции говорится о переменных х и у.
  • Как принято называть переменную х и переменную у? Почему? Какие виды функций вам известны?
  • Зачем же нужно изучать функции?
  • Например? (слайд №3)

Вывод:

Чем большим запасом функций мы располагаем, тем шире и богаче наши возможности математического описания процессов природы и общества.

Актуализация знаний продолжатся работой по карточке 1 с помощью заданий, которые выдаются каждому учащемуся. Задания одни и те же, потому что целью  заданий является не столько контроль знаний, сколько актуализация знаний, необходимых для сознательного восприятия нового содержания. (слайд №4, приложение I)

Работа по карточке продолжается 5-10 минут.

Далее проводится обсуждение выполненных заданий, уточняется понимание учащимися теоретических знаний, необходимых для изучения нового материала:                                                                                   - определение функции;

- способы задания функции;

- область значения функции;

- монотонные и немонотонные функции, промежутки возрастания и убывания функции;

-графики элементарных функций.

3. Изучение нового материала. 

Для обеспечения практической направленности учебного процесса, объявляю  "Вы знаете, недавно мне в руки попала сенсационная секретная информация. Это был репортаж о запуске космического корабля, не вышедший, к сожалению, в эфир. Послушайте запись этого репортажа. Звучит магнитная запись о быстром росте числа колоний живых организмов (бактерий), что поставило под угрозу жизнь экипажа и грозит катастрофой планете.

Ученые установили, что рост числа бактерий происходил по такой зависимости:(слайд№8)

Image12,где t – время размножения, а N – число колоний бактерий.

Подсчитайте, как изменится число колоний бактерий за 2 секунды? (увеличится до… ). За 3 секунды? (увеличится до…)

Т.е. каждому моменту времени соответствует свое определенное число бактерий."

Спрашиваю: "Любите комаров, мух и мошек?

Если им создавать благоприятные условия. Они будут размножаться с головокружительной быстротой.

 Для данных видов зависимостей ученые составили следующую математическую модель: Image17(слайд №5)

Что представляет из себя правая часть формулы? (Степень).

Чему равно основание степени? (Основание равно Image18).

А что такое х? (показатель степени)

Поэтому эту функцию назвали.… Как вы думаете? (Показательной функцией) А почему?

Именно потому, что аргумент находится в показателе степени, она носит название показательной функции.

Попробуйте сформулировать тему занятия. (“Показательная функция”)

Сегодня мы с вами выясним, показательная функция -благо или вред для нас?

Затем читают новое определение в учебнике: Функция вида у=ах, где а>0, а≠1,называется показательной, содержание которого им понятно.

Благодаря проделанной предварительной работе, учащиеся уже не задают вопросов и не просят пояснений по поводу значений переменой а.

Целеполагание осуществляется следующими вопросами. (слайд №6)

Что же о показательной функции мы должны узнать?

На какие вопросы нам хотелось бы получить ответы?

  • Где показательная функция применяется?
  • Узнать определение показательной функции. Почему она так называется?
  • Как выглядит график показательной функции?
  • Какими свойствами обладает показательная функция?
  • Узнать, где применяется показательная функция?
  •  Как используются свойства данной функции?

Далее предлагается разобрать построение неизвестного графика   у=ах, предварительно выяснив, какие значения может принимать а (приложение II слайд №7)

 Всегда ли выполнимо действие возведения в степень на множестве действительных чисел?( поисково-исследовательская работа)

Этот вопрос задается учащимся для того, чтобы они проверили (а не поверили учителю на слово), что не при любом значении а, предложенная зависимость будет являться показательной функцией. Как правило, учащиеся отвечают, что любое число можно возвести в степень, что по сути правильно. Далее идет проверка вариантов значений. Используя определение степени с рациональным показателем, рассматриваем все возможные числа а. (При  а = 0 получаем линейную функцию у = 0 для любого положительного значения х; для а = 1 получаем линейную функцию у = 1.)

Уточним, что на занятии рассматриваются те варианты, которые предлагают учащиеся. Они обязательно предложат все нужные варианты, при рассмотрении которых будет введено понятие показательной функции.

Остается рассмотреть еще два варианта, которые также будут предложены учащимися: а > 1 и а < 1.

В целях экономии времени выдаются шаблоны координатных плоскостей (раздаточный материал ,слайды №8,9,10,11), на которых они строят следующие графики. (Учащиеся строят графики на шаблонах, педагог — на доске.)

Актуальность данной темы заключается в ее применении при изучении тем «Изменение атмосферного давления с изменением высоты» на уроках физики; «Цепные реакции» на уроках химии; «Выбрасывание адреналина в кровь и его разрушение» на уроках биологии; «Рост колоний живых организмов (в частности, бактерий)», а, значит, в практической жизни. (слайд №12)

Назначение иллюстрации. 

Через содержание занятия специально  продумываю воспитание в процессе обучения. Ценностным основанием выбора и трактовки учебного материала на занятии считаю показатели успеха.

Стремлюсь помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на занятии материала.

Спрашиваю:"Хотите стать депутатами?

Вам будет нужна предвыборная компания. Выбираете себе в помощники двух доверенных лиц (слайд №13). Каждый из доверенных лиц в течение следующего дня, привлекает в вашу команду еще по 2 человека.. Что произойдет с  вашей командой, если эту работу продолжить по той же схеме? Если эту работу продолжить, то команда ваша будет очень быстро расти.    (                 ) (приложение III)

"Значит, возрастающая показательная функция -одна из главных принципов успеха . Показатели успеха для каждого человека свои..Для одних- совершить плохой поступок, чтобы пропиариться, для других -бескорыстное служение людям и обществу, мать Тереза тому весьма хороший пример.

А что же  является нашим успехом? Да, ничто не сравнится с качественными знаниями и добрыми делами, даже в нашей излишне «материальной» жизни.

 Два вопроса задавайте себе ежедневно. Что я сделал сегодня, чтобы приблизиться к моей цели?

Как то, что я сегодня сделал приближает меня к моей цели?

Не давайте себе топтаться на месте. Лучше идти медленно, чем стоять на месте. Не так ли?"

Для того, чтобы быстрее проверить и обсудить графики, построенные учащимися, есть готовые чертежи (приложение IV, V)

Затем изучаются свойства показательной функции(мысленный эксперимент) с использованием уже построенных графиков (приложение VI, карточка 2 , карточка 3, слайды №12,13,14).

Каждый график анализируется по следующим вопросам:

  1. Является ли функция монотонной?
  2. Она возрастающая или убывающая?
  3. Обязательно ли строить график, чтобы определить свойства функции?

При рассмотрении каждого графика, учащимся задаются конкретные вопросы для анализа каждого из них, например, формулы графиков № 1 и № 2 имеют равные основания, но первая функция является возрастающей, а вторая -убывающей. Следовательно, учащиеся подводятся к выводу, что возрастание и убывание монотонной показательной функции зависит не только от основания, но и от коэффициента при х. (Основание степени сравнивается с 1, коэффициент при х сравнивается с 0)

Почему так важно знать свойства показательной функции?(мозговой штурм) (слайд №16)

Схематичное изображение графика функции у=ах (работа в парах, слайд №17)

Учитывая учебные и воспитательные возможностей учащихся, при построении графиков делаем вывод: чем больше уровень  знаний по теме, тем ближе мы к цели, к оси у(слайды№14):, к качественным знаниям и наоборот, отрицательные показатели, отдаляют нас от мечты (мысленный эксперимент, слайд№15).

Ценятся на занятии личностно-ориентированная система обучения и "искусство доказывать и догадываться".  Исследуя  построение графиков функции путем сдвига вдоль оси ординат, оси абсцисс, самостоятельно догадываются, доказывают, защищают свои решения(эвристический метод). В течение всего занятия задействован каждый учащийся.

Далее учащимся предлагаются задания на построение графика функции путем сдвига вдоль оси ординат на шаблонах координатной плоскости (карточка 4,слайд №18,19)

Затем проводится с целью воспитания уверенности и внимательности самоконтроль знаний (слайды 20,21)

Учащиеся быстро справляются с предложенными заданиями, и лишь в редких случаях им требуется  консультативная помощь учителя.

Проводится оздоровительный момент под музыку "Цепная реакция".
Говорю:"Он будет связан с развитием вашего воображения. Выполняем следующее упражнение: Закрываем глаза и представляем, что у вас вырос нос как у Буратино. Обмакнем его, как в сказке, в чернила и чертим как можно красивее носом в воздухе график показательной функции, сначала возрастающей, затем убывающей., особенно фиксируем перед глазами точку(0;1), через которую проходят все графики. Запоминаем рисунок."

Далее даются задания описать алгоритм построения графика функции (приложение VII, карточка №5)
Все учащиеся выполняют построение графиков функций в тетрадях.
Проверяется работа учащихся по
слайдам №22,23.

Электронные физминутки для глаз (слайд 24)

С целью развития научной деятельности учащихся проводится исследовательская работа  в группах (приложение VIII, карточка №6, слайды 25, 26)                               

Группа делится на 2 подгруппы, каждая выполняет  своё задание.
Закрепление темы (
слайды №27, 28)

Рефлексия

Оцениваю детей не по процентам качества знаний, олимпиадам, а по способам деятельности, т.е, по умениям, знаниям и  по желанию учиться .

Обсуждаю с детьми в конце занятия не только то, «что мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему.


Итог занятия. 

Подводя итоги занятия, применяем  замечательное свойство показательной функции к нашей жизни: скорость роста пропорциональна значению самой функции.

За основание а- взяли себя, за функцию у- наши действия. От показателей- лени и труда зависит исполнение нашей мечты. Благо, если совершаем мудрые, добрые поступки, бедствие.- если всё время мы идём по убывающей линии? И что станет с нами? Дети делают для себя выводы. .

Вывод. На занятии было введено определение показательной функции и рассмотрены её основные свойства, которые будут необходимы учащимся в дальнейшем при решении уравнений и неравенств, в том числе с параметрами.

Домашнее задание.

Учащиеся  по желанию получают отпечатанный вариант домашнего задания. Домашнее задание дифференцированное, каждый выбирает его по уровню притязаний.

По возможности  - дифференциация домашнего задания по характеру, содержанию и объему для разных групп учащихся: с целью развития творчества у одних, закрепление пройденного материала другими и экономии третьими

                                                   

                                                                  Литература

  1. Алгебра и начала анализа: Задачник, часть 2, для 10-11кл./ под ред. А.Г. Мордковича.- М. Мнемозина, 2002.
  2. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Л.В.Занков "Теория развивающего обучения"– М.: Просвещение, 1970.
  4. Уроки алгебры «Функции: графики и свойства»  7-11классы  «Планета»
  5. Приложение к журналу «Методист», «Мастер-класс».
  6. Поурочные планы «Алгебра и начала анализа. 10 класс» Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина. 2001.
  7. Якиманская И. С. «Развитие пространственного мышления школьников». – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.  Рецензенты: Мухаметшин А. Г., доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и методики начального образования Набережночелнинского института социально - педагогических технологий. Начало формы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Притча Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Наша же главная задача – включить всего себя в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей, ключевых компетенций, необходимых для успешности в учебе и жизни. Задача эта будет выполнима в случае, если усилия всех нас будут направлены в единое русло и из успехов каждого сложится общий успех.

Слайд 3

Найти формулу, соответствующую каждому графику. Результат записать в таблицу.(устная работа 5 минут). 1 2 3 4 1)у = 2х+5; 2)у = cos ( x +3); 3)3 х + у = 4; 4)у=1\х; 5) у = x +3; 6) у = х 3 7 ) у = х 2 Какие из данных функций являются монотонными? Какие из данных функций определены на всей числовой прямой? Какие из данных функций имеют наименьшее или наибольшее значение? График 1 2 3 4 Формула

Слайд 4

Всегда ли выполнимо действие возведение в степень на множестве действительных чисел? Разбор построения неизвестного графика Какие значения может принимать а ? Проверка вариантов значений(использование определения степени с рациональным показателем). При а=0 – линейная функция у=0 При а=1 – линейная функция у=1 При а>1 – ? При а 1 – ? Построить график функций на шаблонах координатных плоскостей

Слайд 5

у х х у -2 -1 0 1 2 3 0,25 0,5 1 2 4 8 у=2 х

Слайд 6

у х х у -3 -2 -1 0 1 2 8 4 2 1 0,5 0,25 х ч з у ш ц и ж  2 1

Слайд 7

х у а  x у а > 1

Слайд 8

х у а  0 < а < 1 у x

Слайд 10

х ч з у ш ц и ж  2 1

Слайд 11

Свойства функции а>1 0<а<1 Область определения функции (- ∞;+∞) (- ∞;+∞) Множество значений функции (0;+∞) (0;+∞) Возрастание, убывание возрастает убывает График функции проходит через точку с координатами (0;1).

Слайд 12

Да , великие математики действительно влюблены в «царицу наук», и согласно песне «превращают свою жизнь в цветы». По закону показательной функции размножалось бы все живое на Земле, если бы для этого имелись благоприятные условия, т.е. не было естественных врагов и было вдоволь пищи. Доказательство тому – распространение в Австралии кроликов, которых там не было раньше. Достаточно было выпустить пару особей, как через некоторое время их потомство стало национальным бедствием. В природе, технике и экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых значение величины меняется в одно и то же число раз, т.е. по закону показательной функции. Эти процессы называются процессами органического роста или органического затухания. Например, рост бактерий в идеальных условиях соответствует процессу органического роста; радиоактивный распад веществ – процессу органического затухания. Законам органического роста подчиняется рост вклада в Сберегательном банке, восстановление гемоглобина в крови у донора или раненого, потерявшего много крови.

Слайд 13

а>1 0<а<1

Слайд 14

у х х у Построение графика у= а х-с - параллельный перенос графика функции у=а х на с единиц вправо, если с>0, и на ∣ с ∣ единиц влево, если с<0.

Слайд 15

у у х х у= а х-с - параллельный перенос графика функции у=а х на с единиц вправо, если с>0, и на ∣ с ∣ единиц влево, если с<0

Слайд 16

а) б) Выберите из предложенных оснований те, которые подойдут для построения графика: Вариант I а) Вариант II б)

Слайд 17

Вариант I Вариант II а) б)

Слайд 18

1.у = 3 x (пунктиром ось Ох) 1. у = 3 x (пунктиром ось Ох и ось Оу) 2.у=3 x + 2 ( переносим ось Ох на 2 единицы вниз) 2. у=3 x-2 (переносим ось Оу на 2 единицы влево) 3. у=3 x-2 – 2 (переносим ось Ох на 2 единицы вверх)

Слайд 19

1. у = 3 x (пунктиром ось Ох и ось Оу) 2. у=3 x-2 (переносим ось Оу на 2 единицы влево) 3. у=3 x-2 – 2 (переносим ось Ох на 2 единицу вверх) 4. у=|3 x-2 - 2| (та часть графика, которая находится ниже оси Ох, зеркально отображается вверх)

Слайд 20

1 группа 2 группа I. Дать определение области значения функции. II. Назвать область значения функций: а) у = 3 x , а) у = 3 x , б) у = -3 x , б) у = -3 x , в) у = (1/5) x , в) у = (1/5) x , г) у = (-1/4) x г) у = (-1/4) д) у = 3 x – 2. д) у = 3 x – 2. III. Дана функция: у = а x ± b. Вывести правило, по которому можно, не выполняя построение графика данной функции, найти область значения функции. Построить графики функций и сделать вывод: Как найти О.З. функции у = а x + b ? у = а x - b. a) у = 3 x , a) у = 3 x , б) у = 3 x + 6, б) у = 3 x - 6, в) у = 3 x + 2, в) у = 3 x - 2, Изменится ли область определения данных функций?

Слайд 21

Если у = а x + b, то Е (у) = (b; +∞ ), Д (у) = ( - ∞;+∞ ) Если у = а x - b, то Е (у) = (-b; +∞ ), Д (у) = ( - ∞;+∞ ; )

Слайд 22

Какое из следующих чисел входит в множество значений функции: у = 2 x + 4, у = 2 x - 4, у = 2 x + 5, у = 2 x + 3, 1) 5; 2) 2; 3) 3; 4) 4

Слайд 23

Так как Е (у)= (4; +∞ ), то верный ответ : 5; Так как Е (у) = (-4; +∞ ), то верный ответ: 2; 3; 4; 5; Так как Е (у)= (5; +∞ ), то верный ответ : ни одно из этих чисел Так как Е (у)= (3; +∞ ), то верный ответ : 4; 5;



Предварительный просмотр:

Жизнь  я сравнила бы с шахматной доской: То день, то ночь...

Добрый день. Я, Машакова К.Б., педагог дополнительного образования МАУ ДО "ЦДТ". Хочу поделиться самоанализом  своих  занятий по шахматам.

Мои дети единогласно называют  занятия шахмат и математики праздником ума.

Ребята имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на занятии активны. Занятия строятся с учетом материалов пособия «Развитие критического мышления» авторов Заир-Бека и Муштавинской и с использованием конструктора приемов педагогической техники, формирующих УУД. Здоровьесбережение учащихся обеспечено созданием ситуации успеха, дифференциацией заданий, использованием групповой формы работы, переключением на различные виды деятельности.                                                

Занятия отличаются более сложной структурой и более сильным развивающим влиянием на личность.

Цель занятий: организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы для выигрыша в партии,  где главное - развитие личности ребенка, формирования его компетенций на основе УУД                                                                                                                            

 А для детей главная цель - играть и выигрывать, и я, сложив, образовательные, развивающие и воспитательные задачи занятия, в одно стихотворение, получила вот что, чем  хочу поделиться с вами.

Как Любитель шахматных ходов,

я горжусь своим занятием

И к шахматам свою любовь

Усердно прививаю детям.

Чтоб знали в шахматах сноровку

И понимали ход конём,

Чтоб прочно закрепили  дети

И ту, и эту рокировку.

Как любящая мать  E:\2018 январь\синяя, зелёная флешка\фотопапки\IMG_4252.JPG

Учу их управлять собой,

Атмосферу благоприятную для них создав,

Занятие, в праздник превратив,

Учу  их действовать “в уме,

Даю возможность проявить себя!

Пускай свой стиль игры улучшат,

Закрепят многие дебюты,

Научатся решать этюды.                                                                                                                                            

В итоге  всё как в жизни:                                                                                                                   Тактика, и Наблюдения долгие, правильный Расчёт,                                                                                     Терпение и вот ...- итог

Поставлен  шах и мат успешно...

 что и является главной целью детей на занятиях  

 Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа: способен конструктивно и критически мыслить; быстро реагировать на вызовы общества; принимать рациональные решения; проявлять точные и быстрые реакции; успешная и лёгкая адаптация в современном социокультурном пространстве. Поэтому на занятиях не только создаю благожелательную творческую  атмосферу, а постоянно обращаюсь к опыту детей как опыту их собственной жизнедеятельности. С помощью технологии развития критического мышления решаем задачи образовательной мотивации, информационной грамотности, социальной компетентности.

 

Принцип непрерывности заключается ,что  результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

На мотивационно - целевом этапе стадия – «вызов» позволила: актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме, проблеме.
Словесные  и  наглядные или демонстрационный метод,
приём "Его Величество должны мы уберечь..", приём "Играй, но без спора", приём "Учись побеждать, уважая партнёра, вызвали  устойчивый интерес к изучаемой теме, побудили  детей к активной работе.

На организационно-исполнительском этапе стадия – «осмысление» позволила получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. Активно использовался проблемный метод обучения и приёмы "Будь вежлив, корректен", "Играй, но без спора", благодаря развитию критического мышления дети учатся  находить выход из сложных, запутанных ситуаций.                                                                                                  На рефлексивном этапе удачная рефлексия, правильно подобранная релаксация «Волшебный цветок добра" помогли  сделать кольцевой композицию занятия на уровне праздничного мероприятия. Размышление помогло сформировать у детей личностное отношение к проблеме, здесь произошло активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Практическая игра невозможна без тренировки, без практики. Быстрый шахматный турнир закалил характер, силу воли. Во время конкурса на фоне других детей каждый ребенок старался сделать как можно больше. Анализируя свои  позиции, делали выводы,  не совершать подобных ошибок и приобретали опыт в применении тактических приемов, ведущих к выигрышу. Вот пример, чёрного короля уютный домик .Свои же фигуры только мешают, а помочь королю не в силах...

Стараюсь играть с каждым ребёнком, им это нравится .                                                                                          Но мне тяжело играть с детьми, кому плохо удаётся ставить мат . Играя с ними,  чувствую их  мнительность, нетерпеливость, неправильную  уверенность в своей позиции, неумение управлять ситуацией, скованность. Пережив  с ними всё это, всеми силами стремлюсь реализовать каждого из них   в игре, помочь им достигнуть цели в шахматной игре. Даю ребенку ощутить, что верю в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.     Шахматы во многом отражение жизни. И в этом их актуальность, привлекательность и полезность. Активность на занятиях была на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что все занимались  с мотивом «мне интересно, я хочу это знать», поэтому  путь к получению знаний был более радостен и плодотворен.

Главное, на занятиях могли высказывать свое мнение, искать позиции, объединяющие различные точки зрения...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено

основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при  переходе из 4-го в 5-й класс....

отчет по самообразованию педагога «Особенности адаптации пятиклассников при переходе из младшего звена в среднее звено коррекционной школы-интерната VIII вида»

«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.» Д.И. Писарев ...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....

Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено.

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьног...

приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена требованиям ФГОС среднего общего образования, среднего профессионального образования

приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена  требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.03. «Автомеханик».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДБ.07 АСТРОНОМИЯпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.03. «Автом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.12 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля 21.02.05 Земельно – имущественные отношения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДБ.12 АСТРОНОМИЯпо программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля21.02.05 Земельно ...