Межличностные отношения между детьми и взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами в обществе.
консультация

Быкова Валентина Петровна

Культура человека начинается с правил поведения. Правила регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей  более организованным, приличным, красивым. Нередко о воспитании человека судят лишь по его поведению. Но не только это отличает культурного человека. А что же?    Какие качества присущи культурному, воспитанному человеку? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnye_otnosheniya_mezhdu_detmi.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

          Межличностные отношения между детьми и взрослыми

            в соответствии с  общепринятыми нормами в обществе.

     Культура человека начинается с правил поведения. Правила регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей  более организованным, приличным, красивым. Нередко о воспитании человека судят лишь по его поведению. Но не только это отличает культурного человека. А что же?    Какие качества присущи культурному, воспитанному человеку? Доброжелательность, тактичность, честность, благородство. Выручить из беды, бескорыстно помочь в трудную минуту, пожертвовать для другого, даже не очень близкого, а порой и незнакомого человека чем-то важным, не поскупиться для него на время, хлопоты, труды – всё это норма поведения для воспитанных, благородных людей.

   Но вот в чём беда, в последнее время, всё больше ощущается дефицит душевности, доброты, милосердия. А нужно делать так, чтобы эти качества сохранялись и были достоинством. Чтобы воспитанный человек был вежлив и к мало знакомым, и даже к незнакомым людям, в любую минуту. У каждого из нас в течении одного дня происходят десятки, а то и сотни контактов с другими людьми в школе, на улице, в магазине, библиотеке….

   Контакт-это прикосновение к человеку. Это может быть 6 уроков за партой с товарищем, минутный разговор в коридоре. И всякий раз настроение, самочувствие, зависят от того, доброжелательны они или раздражены и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно-найти правильную линию поведения. Ведь все мы разные.

    У древнего, восточного мудреца спросили: « У кого ты научился благовоспитанности?» «У не воспитанных,- ответил мудрец.- Я избегал делать то, что делали они.»

Какими же способами можно воспользоваться, чтобы выяснить, каковы же межличностные отношения у нас между детьми и взрослыми и над чем нужно работать?

   Овладение коммуникативными навыками и умениями на уровне их осознанного применения в процессе обучения:

              а)  успешно участвовать в различных формах коллективной деятельности;

              б) уметь слушать и слышать собеседника;

              в) стремиться к объективной самооценки;

              г) владеть необходимыми для общения личностными качествами: доброжелательностью, открытостью, стремлением понять внутренний мир другого человека, т.е. уметь гасить конфликты, находить контакты с окружающими-сверстниками, взрослыми, незнакомыми людьми.

     Важнейшее качество воспитанных людей-скромность. Скромный человек самокритичен, требователен к себе, не переоценивает свои возможности и способности. Он не стремится выделиться внешне: не будет громко разговаривать, не станет хвастаться своими заслугами.

    Не допустимо, чрезмерное любопытство, высмеивание физических недостатков людей, подслушивание чужих разговоров, написание анонимных писем. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Если всё благополучно, ребёнок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет чувствовать себя нормально среди окружающих людей.

Для этого я проанализировала микроклимат в группе:

  1. Обстановка в группе
  2. Какова атмосфера в моей группе.
  3. Что я оцениваю, как положительные моменты?
  4. Что я оцениваю, как отрицательные моменты?
  5. Взаимоотношения между детьми и воспитателем.
  6. С кем у меня из детей хороший контакт?
  7. Чем я это объясню?
  8. С кем из детей у меня не очень хороший контакт?
  9. Чем я это объясню?
  10.  Взаимоотношения между детьми.
  11.  У каких детей хорошие отношения?
  12.  Чем это вызвано?
  13.  Какие дети часто сорятся?
  14.  Чем это вызвано?
  15.  Каких детей часто обижают?
  16.  Как это объяснить?

 Провела с детьми такую диагностику: «Оценка неблагополучия ребёнка в группе» (зачитать пункты, показать приложение).

   И оказалось, что дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемые, другие-менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные. Вот несколько примеров для выяснения уровня благополучия отношений, индекса изолированности.

  1. «Два дома» Ребёнку предлагаются рисунки, один домик красивый, большой, светлый, а другой маленький, чёрный и невзрачный. Прошу представить, что красивый дом принадлежит ему и туда можно пригласить всех,  кого захочешь. «Подумай, кого бы ты пригласил к себе пожить, а кого поселил бы подальше, в чёрный дом»
  2. Три открытки. Ребёнку предлагается подумать: «Подари эти открытки, кому хочешь. Если бы у тебя было много открыток, ты бы раздал  всем  детям в группе, но троим не хватило бы. Кому бы ты не дал ?»
  3. «Выбор партнёров для общения»: ребёнку предлагают подумать: «С кем бы ты хотел рисовать, играть, читать?»

И педагогу стоит задуматься о работе с теми детьми, которые получили наибольшее число отрицательных голосов, т.е. помочь ребёнку преодолеть отчуждённое отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Для этого проводятся специальные коррекционные игры и занятия:

  1. «Как стать лучше»
  2. «Учимся общению»
  3. «Мои друзья»
  4. «Мы нужны друг другу на земле»

Игры: «Добрые волшебники»;

            «Волшебные очки»;

            «Подарки»;

            «Конкурс хвастунов».

Где дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчёркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать приятное. Это помогает проблемным детям осознать своё агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками.

Продолжать работу в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий для спецкурса "Я становлюсь взрослым!" (Подросток и межличностные отношения).

Я предлагаю подробный план занятий по  программе спецкурса "Я становлюсь взрослым!" (Подросток и межличностные отношения). Полагаю, что предлагаемые занятия м...

Дополнительная образовательная программа "Я становлюсь взрослым!" (Подросток и межличностные отношения).

 Программа спецкурса  "Я становлюсь взрослым!" (Подросток и межличностные отношения).  ...

Игра между детьми и взрослыми "Давайте жить дружно"

мероприятие проходило в рамках проведения недели толерантности...

Курсовая работа Тема: «Использование психологических игр и упражнений во внеурочной деятельности педагога. Система практических занятий с детьми для развития межличностных отношений в коллективе»

Данная работа помогает воспитателю с помощью игры давать подросткам новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. В разработке дается подро...

общество_6класс_конфликты в межличностных отношениях 2 урок

общество_6класс_конфликты в межличностных отношениях 2 урок...

Практикум.Межличностные отношения между людьми.6 класс

Практикум по теме межличностные отношения...