Межличностные отношения между детьми и взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами в обществе.
консультация
Культура человека начинается с правил поведения. Правила регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей более организованным, приличным, красивым. Нередко о воспитании человека судят лишь по его поведению. Но не только это отличает культурного человека. А что же? Какие качества присущи культурному, воспитанному человеку?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhlichnostnye_otnosheniya_mezhdu_detmi.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Межличностные отношения между детьми и взрослыми
в соответствии с общепринятыми нормами в обществе.
Культура человека начинается с правил поведения. Правила регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей более организованным, приличным, красивым. Нередко о воспитании человека судят лишь по его поведению. Но не только это отличает культурного человека. А что же? Какие качества присущи культурному, воспитанному человеку? Доброжелательность, тактичность, честность, благородство. Выручить из беды, бескорыстно помочь в трудную минуту, пожертвовать для другого, даже не очень близкого, а порой и незнакомого человека чем-то важным, не поскупиться для него на время, хлопоты, труды – всё это норма поведения для воспитанных, благородных людей.
Но вот в чём беда, в последнее время, всё больше ощущается дефицит душевности, доброты, милосердия. А нужно делать так, чтобы эти качества сохранялись и были достоинством. Чтобы воспитанный человек был вежлив и к мало знакомым, и даже к незнакомым людям, в любую минуту. У каждого из нас в течении одного дня происходят десятки, а то и сотни контактов с другими людьми в школе, на улице, в магазине, библиотеке….
Контакт-это прикосновение к человеку. Это может быть 6 уроков за партой с товарищем, минутный разговор в коридоре. И всякий раз настроение, самочувствие, зависят от того, доброжелательны они или раздражены и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно-найти правильную линию поведения. Ведь все мы разные.
У древнего, восточного мудреца спросили: « У кого ты научился благовоспитанности?» «У не воспитанных,- ответил мудрец.- Я избегал делать то, что делали они.»
Какими же способами можно воспользоваться, чтобы выяснить, каковы же межличностные отношения у нас между детьми и взрослыми и над чем нужно работать?
Овладение коммуникативными навыками и умениями на уровне их осознанного применения в процессе обучения:
а) успешно участвовать в различных формах коллективной деятельности;
б) уметь слушать и слышать собеседника;
в) стремиться к объективной самооценки;
г) владеть необходимыми для общения личностными качествами: доброжелательностью, открытостью, стремлением понять внутренний мир другого человека, т.е. уметь гасить конфликты, находить контакты с окружающими-сверстниками, взрослыми, незнакомыми людьми.
Важнейшее качество воспитанных людей-скромность. Скромный человек самокритичен, требователен к себе, не переоценивает свои возможности и способности. Он не стремится выделиться внешне: не будет громко разговаривать, не станет хвастаться своими заслугами.
Не допустимо, чрезмерное любопытство, высмеивание физических недостатков людей, подслушивание чужих разговоров, написание анонимных писем. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Если всё благополучно, ребёнок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет чувствовать себя нормально среди окружающих людей.
Для этого я проанализировала микроклимат в группе:
- Обстановка в группе
- Какова атмосфера в моей группе.
- Что я оцениваю, как положительные моменты?
- Что я оцениваю, как отрицательные моменты?
- Взаимоотношения между детьми и воспитателем.
- С кем у меня из детей хороший контакт?
- Чем я это объясню?
- С кем из детей у меня не очень хороший контакт?
- Чем я это объясню?
- Взаимоотношения между детьми.
- У каких детей хорошие отношения?
- Чем это вызвано?
- Какие дети часто сорятся?
- Чем это вызвано?
- Каких детей часто обижают?
- Как это объяснить?
Провела с детьми такую диагностику: «Оценка неблагополучия ребёнка в группе» (зачитать пункты, показать приложение).
И оказалось, что дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемые, другие-менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные. Вот несколько примеров для выяснения уровня благополучия отношений, индекса изолированности.
- «Два дома» Ребёнку предлагаются рисунки, один домик красивый, большой, светлый, а другой маленький, чёрный и невзрачный. Прошу представить, что красивый дом принадлежит ему и туда можно пригласить всех, кого захочешь. «Подумай, кого бы ты пригласил к себе пожить, а кого поселил бы подальше, в чёрный дом»
- Три открытки. Ребёнку предлагается подумать: «Подари эти открытки, кому хочешь. Если бы у тебя было много открыток, ты бы раздал всем детям в группе, но троим не хватило бы. Кому бы ты не дал ?»
- «Выбор партнёров для общения»: ребёнку предлагают подумать: «С кем бы ты хотел рисовать, играть, читать?»
И педагогу стоит задуматься о работе с теми детьми, которые получили наибольшее число отрицательных голосов, т.е. помочь ребёнку преодолеть отчуждённое отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Для этого проводятся специальные коррекционные игры и занятия:
- «Как стать лучше»
- «Учимся общению»
- «Мои друзья»
- «Мы нужны друг другу на земле»
Игры: «Добрые волшебники»;
«Волшебные очки»;
«Подарки»;
«Конкурс хвастунов».
Где дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчёркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать приятное. Это помогает проблемным детям осознать своё агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками.
Продолжать работу в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий для спецкурса "Я становлюсь взрослым!" (Подросток и межличностные отношения).
Я предлагаю подробный план занятий по программе спецкурса "Я становлюсь взрослым!" (Подросток и межличностные отношения). Полагаю, что предлагаемые занятия м...
Дополнительная образовательная программа "Я становлюсь взрослым!" (Подросток и межличностные отношения).
Программа спецкурса "Я становлюсь взрослым!" (Подросток и межличностные отношения). ...
Игра между детьми и взрослыми "Давайте жить дружно"
мероприятие проходило в рамках проведения недели толерантности...
Курсовая работа Тема: «Использование психологических игр и упражнений во внеурочной деятельности педагога. Система практических занятий с детьми для развития межличностных отношений в коллективе»
Данная работа помогает воспитателю с помощью игры давать подросткам новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. В разработке дается подро...
общество_6класс_конфликты в межличностных отношениях 2 урок
общество_6класс_конфликты в межличностных отношениях 2 урок...
Практикум.Межличностные отношения между людьми.6 класс
Практикум по теме межличностные отношения...
Научно-исследовательская работа обучающегося "Межличностные отношения в группе в процессе командообразования" (научное общество учащихся "Эврика - 48" )
Работа обучающегося на НОУ "Эврика - 48"...