Представление опыта работы АсессороваВВ
статья на тему
Представление опыта работы АсессороваВВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представление опыта работы АсессороваВВ | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление
педагогического опыта Асессорова Вячеслава Владимировича, учителя физики МБОУ «Кишалинская СОШ» Атюрьевского района Республики Мордовия
Тема «Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении физики».
1. Актуальность и перспективность опыта.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности, которые я пытаюсь применить при изучении физики в школе.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям . Необходимо систематически укреплять и развивать познавательный интерес к изучению физики, и тогда он становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер, что так-же очень важно для юного физика. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет, и в этом ему активно помогает учитель. При этом поисковая деятельность учащихся совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс изучения физики и результат который при ожидает учитель, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно не только при изучении физики, но и при изучении других наук. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Еще Я. А. Коменский писал: «...всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению». К. Д. Ушинский предостерегал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет». Что же подразумевается под активностью учащихся? Т.И Шамова даёт следующее определение: «Познавательная активность - это качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей».
Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. По мнению С.Л.Рубинштейна, познавательные способности детей могут развиваться только в том случае, если знания будут активно добываться самим учеником, а не будут даваться в готовом виде.
Перед современной школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей. Формирование этих качеств продолжается и при изучении физики в школе и является базовым для успешного овладения физикой на всех уровнях обучения. Формирование у школьников желания и способности самостоятельно, без учителя, приобретать знания -приоритетная задача организаторов учебного процесса в школе. Желание приобретать знания свидетельствует о высоком уровне развития интереса к познанию, который изменяет стиль деятельности учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики, является важным фактором повышения качества обучения.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Педагогическими условиями, способствующими развитию познавательной деятельности обучающихся, выступает стимулирование их познавательной деятельности посредством использования технологии активного обучения; развитие творческого потенциала посредством проблемного изложения учебного материала; дифференциация обучения (в зависимости от уровня подготовленности обучающихся) с использованием специальных дидактических средств.
Первое условие. При развитии познавательной деятельности обучающихся необходимо учитывать содержание и формы, проектирующие определенный тип сознания и мышления . Содержание познавательной деятельности формирует мышление, содержание познавательной деятельности, направленное на усвоение системы научных понятий, формирует теоретическое мышление и основы теоретического сознания.
Второе условие. При организации познавательной деятельности исследуемый материал должен представлять нечто новое, необычное, контрастное, входить в противоречие с представлениями которые имели учащиеся до этого. Все ученики по своей природе исследователи. Активно-деятельностная природа ученика, его стремление к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении, с одной стороны, и недостаток опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, объясняют характер воспитательно-образовательного процесса. Это противоречие – реальная движущая сила, стимул для активного познания, к активному участию в исследованиях. А поисковая, исследовательская активность и является одним из основных механизмов развития в учащемся исследователя. В основе исследовательского поведения лежит внимание. Для того чтобы заинтересовать школьников познавательной деятельностью, необходимо учитывать особенности внимания, которые формируют интерес к объекту исследования. Ученик фокусирует внимание на объекте только тогда, когда он для него представляет интерес. Интересным, как правило, является то, что составляет контраст по отношению к тому, что мы в этот момент делаем, или переживаем.
Третье условие. При планировании познавательной деятельности необходимо использовать смену разновидностей данной деятельности (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование), разнообразные интерактивные формы организации деятельности, механизмы индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его биологических и психологических особенностей. Формирование информационной компетентности предполагает активное взаимодействие ребенка в информационном пространстве, постоянно приходится непрерывно осваивать новую информацию, решать задачи, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать или делать еще что-то, требующее высокой концентрации внимания.
Четвертое условие. Ведущая роль педагога должна сохраняться, но у детей должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Задача педагога выбрать для ребенка индивидуальный исследовательский маршрут.
Пятое условие. При планировании познавательной деятельности необходимо использовать метод проектов, который может охватывать содержание нескольких образовательных областей. Чрезвычайно важно показать учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для них, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
3.Теоретическая база опыта.
Теоретической базой моего педагогического опыта явились работы Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и передовой педагогический опыт ведущих педагогов страны. В основе педагогического опыта лежат основные положения теории Л.С.Выготского (вспомним его мысль, которую можно рассматривать в качестве центральной для образовательного процесса: «Развитие есть результат обучения…»). Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым, М.А.Даниловым, Р.Г.Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов-физиков нашей страны (В.Г.Разумовский, А.В.Усова, Л.С.Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении физике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока
4. Технология опыта.
Физическая теория: законы, понятия
Я, как учитель физики уверен , что излагать материал урока нужно доказательными приемами - это значит, его нужно выводить либо из опыта, либо теоретически, используя при этом умозаключения по индукции, дедукции и аналогии.
Для наибольшего активизирующего эффекта на своих занятиях создаю ситуации, в которых ученики сами:
- находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- отстаивают свое мнение;
- принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставят вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензируют ответы товарищей;
- оценивают ответы и письменные работы товарищей;
- занимаются обучением отстающих;
- объясняют более слабым ученикам непонятные места;
- самостоятельно выбирают посильное задание.
Для ученика важно на уроке наглядно убеждаться во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Этому способствуют многосторонние межпредметные связи. Познавательная деятельность учеников на уроке под влиянием межпредметных связей значительно активизируется. При изучении темы «Оптические приборы. Глаз.» рассматриваем оптические иллюзии, без которых не было бы мира изобразительного искусства, архитектуры, телевидения, при изучении темы «Давление твердых тел» объясняем почему нет гор в 10 раз выше Эвереста, почему давление осы на кожу человека при укусе такое же, как и в центре Земли – 300 млрд.Па, и т.д. Ученики применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Использование межпредметных связей на уроках способствует эффективному формированию коммуникативной компетентности ученика.
Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности ученика, закреплению и углублению получаемых им знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у него потребность в чтении.
Этот прием позволяет легко войти в контакт с учениками, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Приведу несколько примеров. При изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там».
Использование произведений искусства в процессе обучения физики есть один из примеров повышения познавательного интереса к науке.
При изучении физики школьники знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе. Так, законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги – радуга; интерференцией и дифракцией – игра цвета на водной поверхности водоемов; преломлением света – миражи; электромагнитными и оптическими процессами – великолепие северных сияний. Школьникам важно пояснить необходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и их оттенков, правил восприятия света, смешения цветов. Изучая в разделе «Оптика» спектральный состав излучения, рассказываю о психологической особенности восприятия цвета человеком, например: бордовый и красный вызывают ощущения тепла, зеленый – прохлады. Эти свойства цветов порождать определенные ощущения широко используются в технике; так, горячие цеха заводов, как правило, окрашивают в холодные тона (синие, голубые).
Материал курса физики открывает ряд возможностей показать, какое огромное значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительного искусства. Использование при обучении физике произведений изобразительного искусства повышает эмоциональную восприимчивость учащихся, тем самым способствует получению глубоких знаний, приобщает учащихся к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус. Уроки физики, на которых демонстрируются репродукции художественных произведений, помогают убеждать подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался. Моей задачей является: научить добывать, структурировать и транслировать информацию. Для трансляции информации на уроке выполняются компьютерные презентации, проекты, составляются выступления, доклады, изготавливается дидактический материал.
Физические задачи
Поистине неограниченные возможности для развития мышления ученика открываются перед учителем при обучении решению физических задач. Необходимо лишь, чтобы обучение решению задач служило не только и не столько усвоению и запоминанию формул законов, а было бы направлено на обучение анализу тех физических явлений, которые составляют условие задачи, учило бы поиску решения задачи, акцентировало бы внимание учеников на сущности полученного ответа и приема его анализа. На своих уроках, приступая к решению задачи, мы с учениками, прежде всего, представляем себе явление, описанное в условии задачи. Далее более внимательно вчитываемся в условие задачи и пытаемся понять, какие объекты описаны в условии задачи, что о них известно и не содержит ли условие “скрытые” данные. Когда условие проанализировано, приступаем к краткой записи задачи, выписывая данные не в том порядке, как они появлялись в тексте, а в той группировке, которая выявилась в ходе анализа. Если необходимо делаем чертеж к задаче. Только после этого приступаем к поиску принципов решения задачи.
Получением ответа не заканчивается решение задачи, ответ нужно проанализировать. Выявляем, правдоподобен ли полученный ответ.
Развивая познавательные способности учеников через решение задач, последовательно усложняю познавательные задачи, решаемые ими, предоставляя ученикам все большую самостоятельность. Тогда в старших классах ученики самостоятельно справляются с выполнением логико-поисковых заданий, т.е. заданий, требующих самостоятельного доказательства, объяснения или вывода нового знания.
Каким бы приемом не решалась физическая задача, она требует от решающего ее активной мыслительной деятельности. Однако решение задач способствует развитию мышления школьников лишь в том случае, если каждый ученик решает задачу сам, прилагая для этого определенные усилия.
Творческая деятельность предполагает обширные знания, высоко развитое логическое мышление, гибкость ума, а также способность предвидеть результат исследования до проведения обоснованных доказательств. Для развития творческих способностей в ходе обучения ставлю ученика в такие ситуации, в которых он и вынужден высказывать предположения, строить догадки, проявлять и развивать свою интуицию.
Эффективно применяю различные задачи, способные пробудить желание изучать физику, способствующие получению качественных знаний, влияющих на саморазвитие ученика и учитывающие возрастные, психологические, физиологические особенности ученика:
- Задачи с использованием логических цепочек;
- Качественные проблемные задачи (с межпредметным содержанием):
Такие вопросы учителя как: "Почему дрова зимой колются хорошо?" (10 кл.), "Почему железные предметы кажутся на ощупь холоднее, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова?" (Теплопроводность, 8 кл.), "В холодильнике или в комнате быстрее отстоятся сливки от молока?" (Скорость движения молекул и температура тела, 7 кл.), "Весной нередко приходится наблюдать, как в садах разводят костры. В какое время суток их обычно разводят и для чего?" (Изменение агрегатных состояний вещества, 10 кл.), "Для уменьшения силы трения применяют смазку. Почему же плотники перед тем, как взять топор, смачивают руки?", "От обработки поверхности трущихся тел трение увеличивается (вспомните трение стекла по стеклу). Почему же заржавевшие коньки скользят хуже, чем коньки с гладкими лезвиями?" (Трение, 7 кл.), "Почему весной, хотя солнце и хорошо греет, долго стоит холодная погода?" (Плавление тел, 8 кл.) и другие являются для учащихся проблемными. Они активно включаются в поиск ответа на вопросы, требующие теоретического обоснования. Таким образом, ученики подводятся и к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями;
- Экспериментальные задачи:
Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мои ученики обучаются умению самостоятельно пополнять знания. Этот прием способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету;
- Творческие задачи с недостающими данными:
Творческие задачи предполагают обширные знания, высоко развитое логическое мышление, гибкость ума, а также способность предвидеть результат исследования до проведения обоснованных доказательств, проявлять и развивать свою интуицию;
- Самостоятельное составление задач:
С целью развития мышления предлагаю учащимся задания по самостоятельному составлению задач. Такие задания могут быть весьма разнообразными. Например, составьте задачу, обратную той, что решена; составьте задачу на такую-то формулу и т.д.;
- Задачи — таблицы;
- Графические задачи;
- Задачи «Допиши недостающее слово».
Чтобы не подрывать у ученика веру в свои силы и способности, подбираю задачи, таким образом, чтобы они соответствовали уровню развития познавательных сил учащегося, не превышали возможности ученика, чтобы предъявляющие к нему требования не опережали уровень имеющегося у него развития.
Организуя работу учеников по подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ), использую набор справочных материалов, заданий и тренажеров разного типа, предназначенных для повторения и закрепления учебного материала, тесты для анализа уровня освоения отдельных тем и всего школьного курса физики.
Лабораторный практикум
Фронтальные опыты, проводимые на уроках физики, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. При этом учитываю, что «добывать» часть новых знаний ученики должны путем самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента. Если опыт проводит учитель, то ученики почти исключительно пользуются зрительными ощущениями и отчасти слуховыми, при этом достигается известная наглядность. При самостоятельных же лабораторных работах умственная деятельность учащихся сопровождается ещё и деятельностью органов движения (моторность). Объединяются мысль, слово (запись) и действие. Например, рассматривая вопрос о различной теплопроводности тел (8-й класс), я провожу опыт по нагреванию двух металлических прутиков, к которым при помощи пластилина на равных расстояниях друг от друга прикреплены металлические кнопки. По очерёдности отпадения кнопок учащиеся видят, что медь проводит тепло лучше, чем железо. Но если провести самостоятельное испытание, когда ученики взявшись за концы медной и железной проволоки нагревают в пламени спиртовки другие концы, то это будет убедительнее. Поэтому для меня наилучшей формой работы является сочетание самостоятельных лабораторных работ учащихся с опытами учителя. Первостепенная моя роль – развить наблюдательность, пытливость, потребность задаваться не только вопросами типа: «Почему это происходит?», но и «Что изменится, если?.. Что произойдёт, если?.. Как это происходит?» Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.
Лабораторные работы наряду с фронтальными опытами широко применяю в школьной практике, особенно на первой ступени обучения физике. В дальнейшем самостоятельность учащихся при выполнении работ повышается.
Домашняя работа
Домашняя учебная работа дополняет деятельность ученика на уроках, отличается большей самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя.
Для формирования познавательных интересов к выполнению домашних заданий стараюсь разнообразить их виды, формы. Не ограничиваюсь в домашнем задании механическим повторением материала по учебнику, выполнением большого количества стереотипных задач и упражнений. Для того чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать к ней интерес у учащихся, в содержание заданий на дом включаю наблюдения и несложные опыты, решение задач несколькими способами, чтение доступной научно-популярной, технической и художественной литературы, подготовку самостоятельных выводов и заключений (на основе сравнений, измерений и т.п.)
5. Анализ результативности.
В результате использования вышеописанных подходов в изучении физики удается:
раскрыть всесторонние способности учащихся;
повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
научить учащихся быть более уверенными в себе;
научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
Использование данной методики способствовало: заинтересовать учащихся обучением физике, развитию самостоятельности, повышению их творческой активности. На уровне низкой активности основным субъектом деятельности является учитель, который полностью управляет учебно-познавательным процессом, позиция ученика пассивна. Сформированность у школьников знаний и умений находится на репродуктивном уровне.
На среднем уровне активности учащийся сознательно включается в управление своей деятельностью в эмоционально-привлекательных ситуациях, которые сконструированы педагогом. Уровень управления со стороны ученика ограничен рамками данной эмоционально-привлекательной ситуации и заключается в управлении действиями по эталону. Активность неустойчива. При столкновении с трудностями или вне ситуации ученик перестает быть равноправным с учителем субъектом учебно-познавательной деятельности.
На высоком уровне ученик управляет своим познанием в рамках отношения к учению как обязательному привычному труду, направляя эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия на учебные цели, предлагает оригинальные пути, отдельные новшества, является стабильно равноправным с учителем субъектом познавательной деятельности
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Сократились часы, отводимые на изучение математики и физики в школе, и следствием этого явилось изменение содержания предметных областей. Если раньше общеобразовательным уровнем считался курс физики в объеме по 4 ч/нед в 10-11 кл,, то теперь он снижен до уровня базового - по 2 ч/нед. Приходится большой объем информации изучать в сжатые сроки. Ряд важных тем, необходимых при обучении в техническом вузе, рассматриваются в ознакомительном порядке или не рассматриваются вообще. Имеет место не усложнение содержания, а тенденция к его размыванию, что порождает угрозу постепенной утраты четкой логической структуры таких предметов как математика, физика и др. В школьной программе практически отсутствует межпредметный синтез, т.е. перенос базовых знаний из области математики в область физики. К среднему звену многие дети подходят, плохо владея логикой мышления, со слабой математической базой, со скучающими глазами. Кроме вопросов, которые решает учитель на уроке физики, приходится обращать внимание на знание (незнание) детьми некоторых вопросов математики.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в свое время сказал Д.И. Писарев: «Каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучшее и догадливее». Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором он работает быстрее и продуктивнее.
Сформировать глубокий познавательный интерес к физике у всех учеников невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на уроке и на внеклассных мероприятиях.
Я вижу основную цель обучения в развитии ученика, воспитании Человека, Личности. И первостепенная задача для меня – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.
7. Наглядное приложение.
Урок по теме: "Явление электромагнитной индукции" 9-й класс
Цели урока:
Сформировать понятие явления электромагнитной индукции и научить применять его на практике для объяснения физических явлений; экспериментально исследовать это явление, развить навыки самостоятельной работы.
Задачи урока:
Образовательные:
-добиться усвоения учащимися понятия электромагнитной индукции;
-научить обнаруживать и объяснять данное явление в окружающем мире;
-систематизировать знания о магнитном поле, его источниках и характеристиках.
Развивающие:
- развивать произвольное внимание при просмотре опытов;
- развивать зрительное и слуховое восприятие через запоминание и воспроизведение определений;
- развивать память и внимание при работе с текстом (биография Фарадея);
- развивать навык связного рассказа при беседе;
- развивать аналитико-синтезирующее мышление (развитие умения обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы при проведении и наблюдении опытов, решении задач);
-развивать логическое мышление при отгадывании ребуса.
Воспитательные:
-воспитание трудолюбия;
-воспитание активности;
-воспитание аккуратности;
-учить видеть практическую пользу знаний;
-формировать умение отстаивать свою точку зрения;
-продолжать формирование познавательного интереса к предмету “Физика”.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Явление электромагнитной индукции». Эпиграфом я взял слова английского философа Герберта Спенсера «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»
Сегодня мы продолжим разговор о магнитном поле. На уроке мы познакомимся с очень интересным явлением, связанным с магнитным полем и с гениальным ученым, автором этого явления Майклом Фарадеем. Но прежде, чем приступить к новой теме, давайте вспомним, что вы узнали на прошлых уроках.
1. Назовите источники электрического поля.
2. Назовите источники магнитного поля.
3. Чем создается магнитное поле?
4. Чем создается поле постоянного магнита?
5. Что является основной характеристикой магнитного поля?
6. Что называют линиями магнитного поля?
7. Что представляют собой линии индукции прямого тока?
8. Что представляют собой линии индукции соленоида?
9. Как можно определить направление линий магнитной индукции?
10. По какому правилу можно определить направление силы, действующей на проводник с током?
11. Как можно изменить магнитные полюса катушки с током?
I. Самоопределение к деятельности
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Предлагаю провести небольшое социологического исследования. Вы согласны? Поднимите руку те, кто всегда носит с собой мобильный телефон. А теперь те, кто постоянно не носит, но пользуется довольно часто. Для чего чаще всего используете мобильник? А еще для чего можно использовать? Мобильный телефон стал сейчас для многих необходимой вещью. Можно и с друзьями пообщаться, и музыку послушать, и найти нужные сведения в Интернете, и поиграть, но все это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон, а если вы находитесь, например, в походе? Как поступить в подобном случае? Ваши предложения. Спасибо, но это не все возможные варианты.
(слайд с зарядным устройством). На данном рисунке показано зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает?
Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как работает данное устройство, какое явление в нем происходит. Как вы думаете, что нового мы должны узнать, изучая любое явление?
Открывается доска на ней тема «Явление электромагнитной индукции» и требования государственного стандарта:
Уметь описывать и объяснять физическое явление;
Приводить примеры практического использования физического явления.
Мы узнаем цель нашего урока , если разгадаем ребус
“Превратить магнетизм в электричество”– так записал в своём дневнике в 1822 году М. Фарадей. Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею для решения этой задачи.
Такую задачу в начале XIXв. Попытались решить многие ученые. Швейцарский физик Жан-Даниэль- Колладон и английский физик Майкл Фарадей практически одновременно занимались решением этой проблемы. Колладон даже немного опередил Фарадея, но зафиксировать свой результат ему не удалось, потому что он работал один. Фарадей был профессором университета, у него были помощники, которые помогли ему увидеть неизвестное до того времени явление.
Сегодня на уроке мы будем решать эту задачу, используя современные приборы.
Ребята, я хочу напомнить вам о технике безопасности:
На рабочем месте провода располагайте аккуратно, наконечники плотно соединяйте с клеммами.
Проверяйте надёжность изоляции проводов и плотность соединения наконечников с клеммами.
Все наблюдения и измерения выполняйте осторожно, чтобы случайно не коснуться оголённых проводов или токоведущих частей, находящихся под напряжением.
При обнаружении неисправности в электрических устройствах, сообщите об этом учителю.
Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью прибора для измерения напряжения.
По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.
Сделайте открытие. При движении магнита определите, как откланяется стрелка гальванометра. Для этого используйте приборы на столе: полосовой магнит, гальванометр, катушку, соединительные провода. Повторите опыт Фарадея за 2 минуты.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действии.
Проверяем, что получилось. Стрелка отклоняется. У всех одинаковые приборы, следовательно, должен получиться одинаковый результат. Но, у всех стрелка откланяется в разные стороны, на разные углы, или совсем не отклоняется. Почему?
III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Цель: выявление места и принципа затруднения, постановка цели урока.
Выяснить: 1. Почему получился разный результат?
2. Что вы делали по-разному?
3. От чего зависит направление стрелки и модуль тока?
4. Почему стрелка откланяется то вправо, то влево?
5. В каком случае возникает больший по модулю индукционный ток?
Учащиеся обсуждая результаты опытов, высветили проблему и проговаривают что они не знают. В результате дети называют цель их деятельности:
выяснить на опыте от чего зависит:
1. Направление отклонения стрелки.
2. Модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
Повторите опыт и получите все способы зависимости направления и модуля силы тока (от чего и как?)
при приближении магнита к катушке северным и южным полюсом;
при удалении магнита от катушки северным и южным полюсом;
двигая магнит быстро или медленно. Установите эту зависимость.
Учащиеся повторяют опыт и выясняют, что при приближении магнита стрелка откланяется в одну сторону, при удалении – в другую. Двигая магнит быстрее – стрелка откланяется сильней, при медленном движении магнита, стрелка откланяется на меньший угол.
Вывод: Только переменное магнитное поле может создать ток (индукционный ток) в катушке. Отклонение стрелки гальванометра указывает на наличие индукционного тока в цепи катушки. Как только движение прекращается, прекращается и ток.
Что же мы сегодня изучили? Явление. Какое? Явление возникновения индукционного тока. Это и есть явление электромагнитной индукции. Условие его возникновения – изменение числа линий магнитной индукции. Сформулировать определение явления электромагнитной индукции.
Итак, мы достигли цели?
Да, мы магнетизм превратили в электричество!!!.
V. Физкультминутка Биография Фарадея.
Прослушайте биографию и каждый назовите тот эпизод из жизни Фарадея, который заинтересовал или удивил.
Читает ученик. Учитель дополняет:
В жизни Фарадея были и другие интересные факты:
1.Дэви (знаменитый химик) взял Майкла Фарадея своим секретарем и вскоре предложил Майклу сопровождать его в путешествии по странам Европы. Майкл - лаборант, секретарь, даже слуга. Леди Дэви требовала, чтобы он прогуливал ее мопса, и однажды в Швейцарии отказалась сесть за один стол с Фарадеем. Если бы знала чопорная и капризная шотландка, что потомки будут вспоминать ее только благодаря этому молчаливому юноше, заботившемуся о походной лаборатории ее мужа!
2. Однажды после лекции Фарадея в Королевском обществе, где он демонстрировал свои опыты, к нему подошел богатый коммерсант, оказывавший обществу материальную поддержку, и надменным голосом спросил:
- Всё, что вы нам здесь показывали, господин Фарадей, действительно красиво. Но теперь скажите мне, для чего годится эта магнитная индукция!?
- А для чего годится только что родившийся ребёнок? - ответил рассердившийся Фарадей. – Я уверен что через 100 лет правительство найдет способ собирать с нас деньги за это открытие.
VI. Применение явления электромагнитной индукции
Этот вопрос заставил задуматься ученого и он начал работать над практическим применением этого явления. Он создал такую установку, которая явилась прообразом современных мощных генераторов электрического тока. Львиную долю всей электроэнергии в мире, более 90 процентов, человечество получает с помощью генераторов. Эти генераторы установлены на всех электростанциях.
Посмотрите на слайд:
1.Здесь мы видим генератор, устанавливаемый на автомобилях, тракторах, мотоциклах.
2. Это генератор стоит на Саяно-Шушенской ГЭС. Обратите внимание на его размеры.
3. Ребята, я думаю, что вам интересно узнать и в нашей республике была ГЭС. Первой сельской электростанцией в Мордовии была Ладская ГЭС(Ичалковский район) , построенная на р. Инсар в1923 году мощностью в 200 лошадиных сил.
Открытие электромагнитной индукции принадлежит к числу самых замечательных научных достижений первой половины XIX века.
4. В этом году вам предстоит сдача ОГЭ, где вам продемонстрируют работу металлоискателя.
5. Скоростной поезд на магнитной подушке.
VII. Закрепление.
Цель: Интерпретация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.
Итак, ребята! Мы рассмотрели явление электромагнитной индукции, познакомились с практическим применением этого явления. Если вы выберете физику в качестве одного из предметов на итоговую аттестацию, то в заданиях вам обязательно попадутся задачи связанные с этим явлением. Разберем некоторые из них, которые встречались в кимах прошлых лет:
Слайд №
VIII. Итоги урока. Рефлексия
У вас на столе листки с вопросами, на оборотной стороне которых есть задание. Выразите свое мнение о проделанной работе на уроке.
-Я все понял
- Я понял, но мне надо дома повторить
-Я ничего не понял
IX. Домашнее задание: §39, упр.36, подготовиться к л/р № 4, стр. 303.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".
По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю опыт работы, результаты деятел...
Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"
Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....
Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»
Представление опыта работы.«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....