Педагогическое эссе.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Педагогическое эссе
«Моя педагогическая философия»
Лямзиной Полины Николаевны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Коелгинской СОШ имени дважды Героя Советского Союза С.В.Хохрякова»
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» (Аристотель)
Учитель. Сельский учитель…Это не профессия, это жизнь. С самого раннего детства я мечтала стать учителем. Примером для нас с сестрой была мама, которая тоже была учителем. Наш семейный педагогический стаж на сегодняшний день составляет 60 лет. Ещё одним немаловажным фактом было то, что в Галерее моих кумиров, наставников, соратников стояли и стоят замечательные люди, с которыми любые преграды нипочём. Это моя первая учительница - Галина Ивановна Вяргизова. Она всегда была для нас второй мамой, очень увлечённо, доступно, доходчиво объясняла нам материал урока. Галина Ивановна никого не оставляла на повторный курс обучения. Лучше оставит после уроков и несколько часов позанимается, чем приносить такую беду в семью ученика. Мы все её любили. Неслучайно, первая моя специальность - учитель начальных классов. Вторым эталоном для меня является мастер своего дела, творческий вдохновитель – Галина Ивановна Четвергова. Мне повезло учиться у такого замечательного педагога. Поэтому колебаний при выборе профессии не было, и быть не могло. С детства усаживала кукол на диван и импровизировала уроки, без моего участия в детском саду и в школе не проходило ни одного мероприятия, читала наизусть стихи и сказки А.С.Пушкина, К.И.Чуковского. Наше поколение выросло на стихах А.Л.Барто и С.Я.Маршака. Мы - счастливые дети.
Придя работать в родную школу сельской учительницей, которую все ещё воспринимали своей вчерашней ученицей, было немного жутковато. А как же увлечь за собой в Страну Знаний пытливые глаза ребятишек, найду ли общий язык с учениками, справлюсь ли? Как правильно, до мелочей продумать урок? Что расскажут они дома своим родителям? Правильно или неправильно я объяснила материал урока? Вопросов было больше, чем ответов. Их я по-прежнему задаю не только своим ученикам, но и себе. Из ответов на них и складывается моя педагогическая философия. Это только на первый взгляд, определение «педагогическая» кажется узким. На мой взгляд, учитель – это не просто профессия, это образ жизни, который определяет стиль общения, гражданскую позицию, моральные убеждения. Он не должен замыкаться в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем местом, где он живёт и работает. «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу», – писал Ш.А.Амонашвили.
Знаю не понаслышке, что на юную душу современного ученика влияет не только слово, но и облик учителя, каждый его шаг – и видимый, и ненаблюдаемый. Бывает, что один какой-то случай, отдельный факт в общении педагога с учащимися оставляет в душе ребенка след на всю жизнь, а иногда оказывает очень сильное воздействие так, что сразу же меняются все его планы на будущее. Так происходит, когда учитель подает пример высокого гуманизма, своей честности, порядочности и благородства, проявляет внимание к ученику и веру в его силы. Воспитывать личность сегодня – значит будить в ней желание всей своей жизнью улучшить мир вокруг себя, нести людям счастье. Считаю, учитель на своём уроке должен не только знать и любить свой предмет, но и знать внутреннее, духовное состояние ученика, быть артистом, великолепно исполняющим свою роль. Взяв у тебя частичку доброты, поняв другого человека, ощутив духовное и интеллектуальное единение от внезапной прочности мгновенной связи душ, это хрупкое существо получит потребность души всегда прикасаться к красоте. Один мудрец сказал: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что «прикоснуться к красоте можно только сердцем». Да, запечатлев красоту в душе, на уроках русского языка и литературы я стараюсь посеять и взрастить в сердцах учеников любовь к родному слову, чтобы потом с радостью наблюдать за плодами своего труда. Хочу, чтобы «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» смог стать для них «надеждой и опорой» на всю жизнь.
А для достижения этого необходимо его знать, чувствовать и понимать на современном уровне, используя новые технологии в освоении учебного материала. Обществу нужны образованные люди, которые смогут самостоятельно анализировать свои действия и принимать решения, уметь прогнозировать их последствия, быть мобильным и способным к сотрудничеству. Поэтому федеральные государственные стандарты основного общего образования полностью изменили взгляд на образование. Формируются универсальные учебные действия и развиваются личностные качества учащегося, это побуждает к деятельности, создаёт успешность в усвоении новых знаний, компетентностей и умения учиться. На своих уроках, переосмысливая педагогический опыт и участвуя в семинарах обучающего характера, прослушивая ряд лекции, я ищу ответ на злободневный сейчас вопрос: «Как обучать в новых условиях?». А значит, слова Л.Н.Толстого будут актуальны всегда: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений”.
Нынешний век отличается своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Невозможно представить современный урок без новейших ТСО. Но живое слово учителя, как собеседника, не сможет заменить никакая техника, заинтересовать, вдохновить изучаемым материалом. На мой взгляд, любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное является только верным помощником, вспомогательным средством. Ничем и никогда не удастся заменить живое, эмоциональное учительское слово.
Согласна со словами русского педагога К.Д.Ушинского, выразившего характеристику профессиональных качеств педагога: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Поэтому всегда нахожусь в постоянном творческом и профессиональном поиске, никогда не хочу останавливаться на достигнутом. Ни разу не пожалела, что связала свою жизнь с педагогикой, со школой. И каждое утро с удовольствием бегу по своей родной Коелге, в свою родную школу, к МОИМ детям, а вдогонку слышу голос знакомых первоклассников с вопрошающим: «УЧИТЕЛЬНИЦА!?». И хочется ЖИТЬ, и ТВОРИТЬ хочется. В этом, наверное, и заключается моя педагогическая философия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое эссе
Педагогическое эссе. Передо мной чистый лист. Ему я должна доверить свои размышления. Написать всегда труднее, чем высказаться вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать ответ себе...
Мое педагогическое Эссе
Эссе на тему: Мой предмет -Мое призвание...
Педагогическое эссе
Речь идет о моем родном башкирском языке, о том, что нужно обзятально знать родной язык....
Педагогическое эссе
Материал-размышление на тему "Я - учитель. Это значит"....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...