Обобщение педагогического опыта
статья (10, 11 класс)
Транслирование педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_vragov_2020-21.doc | 487.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
дополнительного педагогического образования
информационно-методический центр
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
Тема
Организация проектной деятельности учащихся в рамках курса «Индивидуальный проект» в условиях реализации ФГОС СОО»
Автор опыта: Врагов Виктор Анатольевич
учитель информатики и ИКТ
МАОУ СОШ № 9 г. Холмска
г. Холмск
2021
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Из истории возникновения метода проектов в педагогике 5
1.2 Сущность метода проектов 6
1.3 Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения 9
2 МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОЕКТОВ 17
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Введение
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.
Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Метод проектов активно используется во внеурочной деятельности.
За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.
В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках математики.
Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.
Актуальность выбранного направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.
Проблема, поставленная в данном исследовании, заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении.
Объект нашего исследования – процесс организации учебной проектной деятельности школьников.
Предмет исследования – педагогические условия организации проектной деятельности школьников при обучении.
Цель исследования: разработать методику организации проектной деятельности школьников, способствующую развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.
Для достижения цели исследования нами поставлены следующие задачи:
- Изучить историю возникновения метода проектов в педагогике
- охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;
- описать методику организации проектной деятельности;
- раскрыть методику проектной деятельности на занятиях по внеурочной деятельности;
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию внеурочной деятельности по информатики; математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.
Практическая значимость работы заключается в разработке программы по информатики во внеурочной деятельности, посвященной организации проектной деятельности.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения, разработана структура проектной деятельности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения.
1 Теоретические основы проектной деятельности
1.1 Из истории возникновения метода проектов в педагогике
Мышление, способное усвоить знания будущего, называют проектным. Проектный метод появился в Америке в 1919 году. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Можно вспомнить и ответ С. Лемма на вопрос о причинах его успешности в различных делах: «Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет». В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С.Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.
Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.
Педагоги 20-х. г.г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков, и планирования, и организации труда, распределения сил и средств т.д.
После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей. Между тем однобокое увеличение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.
В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90 –х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С.Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Цель исследовательской деятельности является развитие личности, приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.
В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Основой современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключающиеся в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта.
1.2 Сущность метода проектов
В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п.
В настоящее время авторы дают различные определения проекту.
Н. Ю. Пахомова определяет проект, как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата деятельности.
Рязанова В.Н., Солопова Н.К. придерживаются определения, данного И.С. Сергеевым: проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. (Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта).
Рисунок 1 Шесть «П» проекта
Н.В. Ивочкина придерживается мнения, что проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество умений и навыков. Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности.
Л. Иванова дает следующее определение. Проект – это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.
В нашем исследовании за рабочее определение примем определение проекта, данное Л. Ивановой.
Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.
Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.
Проектное обучение – организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.
Основной формой проектного обучения является метод проектов, которому в литературе также даются различные определения. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение «Метод проектов – система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов».
Л. Иванова считает, что метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического, или теоретического освоения (познания) действительности.
Н.В. Ивочкина под методом проектов понимают образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.
Ряд авторов придерживаются мнения, что метод проектов (от греческого – «путь исследования») – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
В Интернете дается следующее определение метод проектов – это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Так в чем же заключается сущность метода проектов?
Сущность метода проектов тоже неоднозначна. Перейдем к ее рассмотрению.
В своей работе В.В.Гузеев отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем. Учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым результатом, корректируют деятельность. Такого же мнения придерживается и Н.Ю. Пахомова.
Г.К. Селевко рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. Он этот метод представляет так:
- вариант технологии проблемного обучения;
- комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;
- способ группового обучения;
- альтернативная технология свободного труда;
- технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
- технология саморазвивающего обучения.
Таким образом, Г.К. Селевко шире определяет сущность метода проектов в условиях современного образования, нежели В.В. Гузеев.
В проектной деятельности можно выделить ряд положительных факторов. Большинство авторов отмечают, что использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки, в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности.
Авторы полагают, что в процессе проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:
Аналитические: выдвижение идеи (мозговой штурм), формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
Поисковые: находить информацию по каталогам, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Метод проектов способствует формированию у учащихся чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и ее результатов, при этом у школьников формируется умение описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по базовым предметам. В то же время у учеников развиваются организационные и рефлексивные способности. Таким образом, метод проектов позволяет формировать технологическую культуру и элементы проектного мышления и проектной культуры учащихся.
Можно заметить, что метод проектов способствует развитию различных способностей у учащихся, сбережению из здоровья.
Отмечается, что метод проектов нужно применять на различных этапах становления личности ученика, начиная с младшего школьного возраста. По мнению ученых, проектную деятельность следует организовывать для младших учащихся во внеурочное время.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века, которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
1.3 Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения
Рассмотрим подробнее организацию проектной деятельности школьников в процессе обучения курсу математики.
Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Некоторые исследователи выделяют следующие основные цели метода проектов:
- научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит решить;
- сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
- получить навыки обработки информации;
- сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе;
- сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
По мнению других авторов, проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения учебного предмета.
Они рекомендуют перед использованием проектной технологии обучения точно определить цели, к которым будет стремиться выбранный вид деятельности. И выделяют главные цели введения метода проектов в школьную практику:
- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
- продемонстрировать уровень обученности по предмету;
- подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Н.Ю. Пахомова главной целью использования метода проектов называет обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования и организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.
На сайте Интернет http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html предлагается считать целью проектной деятельности понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
К описанию организации работы над проектами существуют различные подходы. Но большинство авторов считают важным описать деятельность учителя и учащихся на каждом их этапов организации проектной деятельности. Приведем примеры таких описаний.
Пример 1.
Некоторые исследователи процесс работы над созданием творческого проекта представляют в виде таблицы
Таблица 1
Процесс работы над созданием творческого проекта
Этап работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка | а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения; б) Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. | Знакомят со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
2. Планирование | а) Определение источников необходимой информации; б) Определение способов сбора и анализа информации; в) Определение способа представления результатов (Формы проекта); г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта; д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся. |
3. Исследование | а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.); б) Выявление ( «мозговой штурм «) и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; в) Выбор оптимального варианта хода проекта; г) поэтапное выполнение исследовательских задач | Поэтапно выполняют задачи проекта. | Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся. |
4. Выводы | а) Анализ информации; б) Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом. Анализируя информацию. Оформляют проект. | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся). |
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов | а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет); б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке. | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта. |
Пример 2
Обобщим методику работы над проектами, предложенную Н. Мансуровым, Т. Герасимовой, В. Рохловым, на сайте Интернет http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html и Н.Ю. Пахомовой.
I. Планирование.
Предлагается начать работу над проектом с обсуждения темы будущего проекта. При этом, как уже отмечалось выше, происходит обмен мнениями между участниками проектной деятельности, выдвигаются первые гипотезы, и только после этого предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение. Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей. Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения. Учитель предлагает ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которой важно для определенного круга людей, тем самым мотивирую проектную деятельность. Здесь будут уместны чертежи, схемы, плакаты и другие виды наглядных пособий. Следующим шагом, ребята выделяют проблему, учитель им в этом помогает наводящими вопросами, и пытаются найти возможные способы решения этой проблемы. Когда таких способов предложено достаточно для решения поставленной задачи, учитель предлагает проанализировать каждую из идей.
2. Определение общего направления исследовательской работы. Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому из них. Затем учитель предлагает учащимся поработать над наиболее удачными направлениями; определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов; помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем.
Учителю необходимо продумать вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и так далее). Каждый участник проекта выбирает ту подтему для будущего исследования, работа над которой буден ему наиболее интересна. Таким образом, формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.
Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.
Для успешной организации этого этапа учителю рекомендуется: подготовить проблемную задачу, которая бы подтолкнула ребят к обсуждению; рассмотреть возможные способы и средства для поддержания мотивации учащихся (задачи практического характера, наглядные пособия и т.д.), продумать вопросы, которые подтолкнули бы ребят к новой идее, необходимой для осуществления проекта. В качестве таких вопросов могут быть вопросы, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Для выявления уже имеющихся знаний: |
|
Для выявления склонности и интересов учащихся: |
|
Для выявления затруднений у учащихся: |
|
Для определения темы проекта: |
|
Также учитель должен познакомить учащихся с условиями работы над проектом (количество человек в группах, сроки выполнения проекта); если в работе над проектом принимает участие большое количество человек, то необходимо продумать и организовать несколько направлений работы, при этом обязательно обозначив область рассмотрения каждого из них. Учитель выступает в роли консультанта и наставника для ребят.
II. Аналитический этап.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности, ищет и собирает информацию, учитывая:
- собственный опыт;
- результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;
- сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;
А также анализирует и интерпретирует полученные данные.
На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Предлагается следующая последовательность работы:
1. Уточнение и формулировка задач.
Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя.
2. Поиск и сбор информации. Здесь учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации.
3. Обработка полученной информации.
Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – ее понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи.
Вопросы, которые может задать учитель на аналитическом этапе приведены в Таблице 3.
Таблица 3
Определение задач: |
|
Поиск и сбор информации: |
|
Интерпретация полученных данных: |
|
III. Этап обобщения информации.
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. При этом учащиеся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т.д.).
Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
Варианты вопросов:
- Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию?
- Кому, по – вашему, будет интересна проблема, над которой вы работали?
- В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план.
- В чем вы могли бы помочь (исходя из личных склонностей, интересов, способностей) при подготовке презентации итогов проекта?
- В чем будет состоять «изюминка» вашей презентации?
- Какие формы презентации вы считаете наиболее приемлемыми, и учитывая содержание, цель проекта, возраст и уровень знаний предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы?
- Какие затраты предполагает выбранная форма презентации?
- Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?
- Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как она будет распределяться между участниками мероприятия? Кто и за что будет отвечать?
IV. Представление полученных результатов работы (презентация).
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности.
Как видно из вышесказанного степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно. Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах, и от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом.
В ходе анализа методической и педагогической литературы нами проанализированы и выделены параметры оценки результатов проектной деятельности и критерии оценки защиты проекта.
Параметры оценки результатов проектной деятельности:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, адекватность их изучаемой тематике;
- реальность, практическая направленность и значимость работы;
- корректность используемых методов исследования и обработки полученных результатов;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;
- логичность и последовательность изложения;
- четкость формулировок, обобщений, выводов;
- аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
- стилистическая и языковая культура изложения;
- полнота библиографии;
- наличие собственных взглядов на проблему и выводов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- характер общения, взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения;
- авторство;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, корректность в дискуссии;
- перспектива доработки (потенциал);
- эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем, рисунков;
- соответствие оформления проекта стандартным требованиям.
Критерии оценки защиты проекта:
- качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объём;
- объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
- культура речи;
- чувство времени;
- использование наглядных средств;
- умение удерживать внимание аудитории;
- умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;
- готовность к дискуссии;
- доброжелательность, контактность.
На сайте Интернет http://ms45.edu.ru/d/index.php имеется перечень общеучебных умений и навыков, которые развиваются в проектной деятельности.
1. Рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве: навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
4. Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Видно, что организация проектной деятельности требует от учителя тщательной подготовки, больших временных затрат. В ходе ее подготовки необходимо соблюдать принципы, требования к проектам, особое внимание уделить интересам и склонностям учащихся, исходя из всего этого, подобрать такой тип проекта, который максимально удовлетворит потребности, склонности, интересы и любознательность учеников. Но в то же время учитель должен создать условия, способствующие развитию различных качеств и способностей у школьников.
В ходе анализа литературы, выявлено, что для успешной реализации проектной деятельности учащихся должны обладать следующими качествами: умение ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее, владеть навыками письменной, групповой коммуникации, не бояться публичных выступлений.
Выводы по первой главе
- В настоящее время в системе образования происходят изменения, направленные на создание среды, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Метод проектов позволяет решить поставленные задачи.
- В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
- Метод проектов в литературе изучен недостаточно глубоко и полно, о чем свидетельствуют расхождения ряда ученных на определение проекта, метода проектов, историю его развития. Авторы также не сходятся в едином мнении при рассмотрении того, что лежит в основании проектной деятельности, сущности метода проектов, его достоинствах и недостатках, этапах и фазах протекания проектной деятельности, классификациях и принципах.
- Применение метода проектов в процессе обучения информатики недостаточно освещено в методической и педагогической литературе.
Для того чтобы успешно организовать проектную деятельность учителю необходимо в полной мере изучить сущность метода проектов, этапы работы над ним, принципы, знать критерии оценки проектной деятельности и то, какие знания, умения и навыки формируются у участников такой деятельности.
2 Методическая помощь преподавателю в подготовке и проведении проектов
Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.
Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда обучающихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать студентов, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения учебной дисциплине. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки–проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда обучающихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
1 этап формирования культуры умственного труда обучающихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование.
Подготовка этого типа занятия предполагает организацию исследовательской деятельности обучающихся и педагогическую деятельность преподавателя.
Модель исследовательской деятельности обучающихся:
- постановка проблемы;
- прояснение неясных вопросов;
- формирование гипотезы исследования;
- планирование учебных действий;
- сбор данных;
- анализ и синтез данных;
- подготовка сообщений;
- выступление с сообщениями;
- ответы на вопросы, корректировка;
- обобщение, выводы;
- самооценка.
Педагогическая деятельность учителя
- Целеполагание.
- Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям):
- осмысление способов, приемов, средств мотивации;
- планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
- организация процесса рефлексии.
2 этап – урок-проект.
Педагогическая деятельность преподавателя такая же, как и на уроке-исследовании.
Учебный проект как технология
Основная ценность проекта – общий конечный результат.
Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.
Мотивация:
- определение цели проекта и этапов достижения цели;
- распределение ролей и планирование работы.
Этапы работы:
- сбор информации;
- обсуждение данных, систематизация;
- выдвижение гипотезы;
- изготовление моделей (макеты, сценарии);
- выбор способа представления результатов;
- распределение ролей для защиты;
- защита (презентация);
- коллективное обсуждение защиты, оценка.
Таким образом, проводя эти два вида уроков, преподаватель формирует у обучающихся культуру умственного труда, приучая школьников к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Этапы проведения проекта
- Подготовительный, или вводный (погружение в проект):
- выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта);
- определение цели, формулирование задач;
- формирование проектных групп, распределение в них обязанностей;
- выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.);
- утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы;
- установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления;
- Поисково-исследовательский этап:
- определение источников информации;
- планирование способов сора и анализа информации;
- подготовка к исследованию и его планирование;
- проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации;
- организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
- Трансляционно-оформительский этап:
- предзащита проекта;
- доработка проекта с учетом замечаний и предложений;
- подготовка к публичной защите проекта:
- определение даты и места защиты;
- определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и прочее)
- стендовая информации о проекте.
- Заключительный этап:
- публичная защита проекта;
- подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Таблица 4
Этапы работы над учебным проектом
Содержание работы на этапе | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя Проектной деятельности | Деятельность преподавателя Информатики |
1 этап: Подготовительный (организационно-мотивационный) | |||
Определение общей темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.) | Обсуждают тему с руководителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует обучающихся. Помогает в постановке целей | |
Выбор темы исследовательского проекта | Выбирают и обсуждают тему проекта | Дает каждому обучающемуся краткие пояснения | |
Выбор формы представления результата (реферат, презентация, иллюстрационно-информационный журнал и т.п.) | Распределяют обязанности, назначают ответственных за поиск информации и ее обработку, оформление презентации или другого продукта, составление доклада для публичного выступления, публичное выступление | Предлагает идеи, формы представления результата работы | Способствует получению необходимых знаний, умений и навыков по поиску информации и ее обработке, оформлению презентаций |
Планирование работы | |||
Определение источников информации | Работают с печатными источниками информации, выбирают основной материал по теме. | Определяет сроки работы (поэтапно) | Определяет сроки оформления проекта (поэтапно) |
Определение цели, задач, составление плана | Формулируют цель, задачи | Оказывает каждому обучающемуся помощь в формулировке цели, задач | |
Определение требований к оформлению и критериев оценки работы | Разрабатывает требования, предъявляемые к оформлению работы и критерии оценки | Разрабатывает требования, предъявляемые к оформлению работы и критерии оценки | |
2 этап: Операционно–исполнительский (работа над созданием продукта) | |||
Составление содержания (плана). Формулирование выводов, обсуждение результатов | Составляют план (содержание). Анализируют информацию. Формулируют выводы. Отчитываются, обсуждают результаты | Оказывает каждому студенту помощь в составлении плана. Наблюдает, советует, руководит деятельностью | |
Оформление результата проекта (презентация, иллюстрационно-информационный буклет, брошюра, журнал и т.п.) | Работают на компьютерах, оформляют работу, согласно требованиям оформления | Наблюдает, советует, руководит деятельностью | Координирует деятельность обучающихся по оформлению результата проекта |
Подготовка к защите проекта | Готовят доклад к публичному выступлению | Помогает готовить доклад к публичному выступлению | Помогает готовить иллюстрационный материал к публичному выступлению |
3 этап: Рефлексионно-оценочный | |||
Защита проекта (представление готового продукта) | Публично выступают и представляют готовый продукт | Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника | Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника |
Оценка презентации продукта проекта (экспертная группа по критериям оценивает представленный проект) | Проводят самооценку представленного продукта | Оценивает работу учащихся по критериям оценки. Проводит рефлексию | Оценивает работу учащихся по критериям оценки. Проводит рефлексию |
Таблица 5
Критерии оценки работ обучающихся на рефлексивно-оценочном этапе
Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 3 балла): | |
Цель не сформулирована | 0 |
Цель сформулирована, но не обоснована | 1 |
Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах | 2 |
Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована | 3 |
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта (максимум 3 балла) | |
План достижения цели отсутствует | 0 |
Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели | 1 |
Краткий план состоит из основных этапов проекта | 2 |
Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели | 3 |
Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла) | |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла): | |
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта (максимум 3 балла): | |
Заявленные в проекте цели не достигнуты | 0 |
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта | 1 |
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными | 2 |
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | 3 |
Критерий 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы (максимум 3 балла) | |
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы | 0 |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 |
Критерий 7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла) | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла) | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
Критерий 9. Качество проведения презентации (максимум 3 балла): | |
Презентация не проведена | 0 |
речь автора не соответствует требованиям проведения презентации | 1 |
речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента | 2 |
речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, 3 18 автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории | 3 |
Критерий 10. Качество проектного продукта (максимум 3 балла) | |
Проектный продукт отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 |
3 Рекомендации по использованию программных продуктов в проектной деятельности
В сфере проектной деятельности обучающихся использование ИКТ открывает для преподавателя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает у преподавателя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся.
Использование информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности обучающихся для:
- освоения предметной области на разных уровнях глубины и детальности: поиска и обработки информации из различных источников для выработки первоначальных идей и разработки лучшей идеи, проведения исследований в процессе выполнения проекта;
- сопровождения процесса самостоятельной исследовательской работы обучающихся при выполнении проекта;
- выработки умений и навыков решения типовых практических задач в выбранной предметной области;
- выработки умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
- развития способностей к определенным видам деятельности;
- проведения учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;
- осуществления контроля и оценки уровней знаний, умений, навыков и способов действия.
На всех этапах выполнения проекта удобно использовать пакет программ Microsoft Office.
Текстовый редактор Word
Программа Word позволяет распечатывать текст, вставлять в него рисунки или отсканированные фотографии, форматировать текст и графические изображения. С помощью текстового редактора Word можно создавать практически любые электронные или печатные документы проекта: дизайн-спецификацию, рекламный проспект, меню, страницы о решении аналогичной проблемы в прошлом, будущем и настоящем (сравнительный анализ), листы опроса для анкет, информацию о традициях, и т.п. Создание простых документов в Word значительно облегчается благодаря использованию шаблонов.
Текст, графика и форматирование выглядят на экране также как и на печатном листе, поэтому последовательность изготовления объекта можно представить в виде технологической карты.
Программа Publisher
С помощью программы Publisher можно выполнять публикации для печати: буклеты, бюллетени, плакаты, и многое другое. Готовые шаблоны публикаций можно оформлять по-своему желанию.
Табличные процессоры или электронные таблицы Excel
Табличные процессоры предназначены, в основном, для обработки числовых данных. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели (статистические показатели, экономические расчеты, определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения конкурентоспособности; расчет заработной платы, семейного бюджета; расчет количества продуктов и стоимости блюда, учет расходов и доходов и т.д.).
Для графического представления информации на экране лучше всего создать диаграмму, сводную таблицу.
Графические редакторы
Раint, Согеl Draw и другие позволяют просто и удобно создавать весьма сложные и красивые изображения, что может пригодится при оформлении проектных материалов, моделировании различных этапов предпринимательской деятельности, разработке рекламы и дизайна изделия, моделирования конструкции, цвета, объектов художественной обработки материалов.
Можно создавать рекламу, буклеты, объявления, приглашения на защиту проекта.
Электронные энциклопедии
Предназначены для осуществления иллюстрирующей функции к процессу обучения.
Интернет
Интернет в его современном состоянии можно рассматривать как часть информационно – коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. В Интернете можно найти сайты по различным видам деятельности.
Представление продукта проектной деятельности в компьютерной презентации
При помощи Power Point можно строить диаграммы и графики, готовить слайды и практически любые материалы для презентации.
Просмотр слайдов осуществляют на мониторе компьютера, экране или интерактивной доске с использованием медиапроектора. Есть возможность устраивать показы слайдов в Web-сети или при подключении интерактивных досок. В Power Point включен комплект готовых форм, которые можно использовать при создании собственной презентации. В состав программы входят такие элементы, как маркированные текстовые слайды, таблицы, организационные диаграммы, графические объекты и инструменты рисования.
В процессе создания презентаций автор может проявить себя и как сценарист, и как режиссер, и как художник, и как исполнитель. Показ слайд-фильма сопровождается пояснениями. Презентацию можно дополнять звуком и анимацией.
Требования к оформлению описательной (текстовой) части учебного проекта
Каждый проект, независимо от номинации и формы должен иметь описательную часть. Описание проекта должно включать:
- титульный лист (отдельная страница);
- план работы, или этапы работы, или оглавление (отдельная страница);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список используемой литературы (отдельная страница);
- перечень приложений (отдельная страница).
Описательная (текстовая) часть исследовательской или проектной работы выполняется в текстовом процессоре MS Word и представляется на бумажном и (или) электронном носителе, в соответствии с требованием преподавателя.
Объем текстовой части –15 – 20 страниц (без учета приложений).
Формат бумажного носителя – А4 (белая бумага). Шрифт – Times New Roman, кегль – 14. Выравнивание текста – «по ширине». Отступ первой строки абзаца – 1,25 см. Межстрочный интервал – 1,5. Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1,5 см.
Нижний колонтитул – номер страницы. На титульном листе номер не ставится.
Изображения и таблицы вставляются в текст под номерами с непрерывной нумерацией (1, 2, 3 и т.д.).
Оформление титульного листа:
- в верхней части указывается название образовательного учреждения в соответствии с уставом;
- в середине листа по центру указывается тема проекта (кегль – 16, без кавычек);
- под темой – вид работы, направление;
- в нижней части листа справа размещают сведения об обучающемся (ФИО, курс обучения, специальность) и о руководителе (ФИО, должность);
- внизу листа по центру – название города, год.
Все специальные термины, использованные в описании проектов, обязательно разъясняются в специальных сносках или в самом тексте.
Информационные проекты не должны копировать дословно содержание первоисточника, а представлять собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки.
Информационный проект должен ясно демонстрировать следующие признаки:
- целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая);
- связность (логическая и формально-языковая);
- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение);
- завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).
Исследовательский проект должен ясно отражать следующие элементы исследования:
- выявление и постановка проблемы исследования;
- формулирование гипотезы;
- планирование и разработка исследовательских действий;
- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
- сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;
- подготовка выводов, заключений.
Прикладной проект предполагает описание собственных действий автора по созданию вещественного продукта. Прикладной проект должен ясно отражать следующие элементы:
- цель и задачи действий;
- продуманная структура;
- описание каждого этапа деятельности;
- оформление результатов «конечного продукта»;
- презентация полученных результатов и возможных способов их применения;
- внешняя оценка результатов проекта пользователями или потребителями.
Научно-технический проект предполагает описание собственных действий автора по созданию модели, макета, изобретения. Научно-технический проект должен ясно отражать следующие элементы:
- социальная значимость;
- актуальность;
- реалистичность, реализуемость;
- перспективность;
- оригинальность (новизна);
- аргументированность;
- оформление результатов «конечного продукта»;
- презентация полученных результатов и возможных способов их применения.
Научно-техническое – создание «конечного продукта» (модели, макета, изобретения) в областях:
- робототехнические и интеллектуальные системы;
- авиация, космонавтика, аэрокосмическая техника;
- радиотехника и электротехника;
- моделирование и конструирование (авиа-, ракето-, судо-, автомоделирование);
- машиностроение и приборостроение;
- программирование.
Подготовка к публичной защите проекта
В учебно-методической литературе защита проекта часто называется презентацией. Это не только строгое доказательное (экономическое, экологическое и пр.) обоснование выбранного метода решения проблемы, полученного результата, но и яркое, эмоциональное, интересное ее изложение. Поэтому форма презентации бывает самая разнообразная и зависит от полученного продукта.
К презентации надо готовиться, так как она регламентирована по времени.
Этапы подготовки мультимедийной презентации:
- планирование сценария презентации;
- создание структуры презентации (по слайдам);
- разработка дизайна презентации;
- подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов);
- подготовка музыкального сопровождения;
- репетиция показа.
Презентация – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета.
Как создать эффективную презентацию?
Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.
Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание.
Для демонстрации нужно подготовить законченное количество слайдов, необходимых для полного раскрытия темы.
Каждый слайд должен опираться на общую идею презентации.
Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона, а также применяйте творческий подход (авторское оформление).
Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых.
Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечения внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации.
Для каждого модуля выбирают соответствующие текст, рисунки, таблицы, диаграммы, звуковой и видеоряд.
Шрифты рекомендуется использовать стандартные – например, основной текст презентации – шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации.
Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.
С требованиями к оформлению презентаций и критериями оценивания презентаций необходимо познакомить обучающихся заранее, а по возможности выполнить и учебную мини-презентацию.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Таблица 6
Оформление слайдов
Стиль | Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Основные слайды презентации | 1. Титульный лист. 2. Слайд со сведениями об авторе (фотография, ФИО, курс, специальность) и руководителе проекта (фотография, ФИО, должность). 3. Содержание (с кнопками навигации для перемещения внутри презентации). 4.Основные слайды презентации. 5. Список источников, из которых взята информация для презентации. 6. Завершающий слайд. |
Виды слайдов | Для обеспечения внимания аудитории следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами, с анимацией. |
Фон | Для фона предпочтительны холодные тона |
Использование цвета | Цвет может увеличить или уменьшить кажущиеся размеры объектов. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Пестрый фон применять не желательно. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). |
Анимационные эффекты | Анимация не должна быть навязчивой. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Не допускается использование побуквенной анимации текста, а также сопровождение появления текста звуковыми эффектами (из стандартного набора звуков PowerPoint). Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п. В информационных слайдах анимация объектов допускается только в случае, если это необходимо для отражения изменений и если очередность появления анимированных объектов соответствует логике работы. При использовании анимации следует помнить о недопустимости пересечения вновь появляющимся объектом элементов, уже присутствующих на экране. |
Использование списков | Списки следует использовать только там, где они нужны. В слайде не должно быть более семи пунктов. Большие списки и таблицы можно разбивать на 2 слайда. |
Требования к завершающим слайдам презентации | 1 Последний слайд повторяет первый (курсовой проект, дипломный проект). 2. Последний слайд содержит благодарность слушателям («Спасибо за внимание!»), пожелания («Всем успехов!», «Желаем победы участникам конференции!». |
Таблица 7
Представление информации
Содержание информации | При подготовке слайдов в обязательном порядке должны соблюдаться принятые правила орфографии, пунктуации, сокращений и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.). Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Проще считывать информацию, расположенную горизонтально, а не вертикально. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Разветвленная навигация | Используйте навигацию для обеспечения интерактивности и нелинейной структуры презентации. Это расширит ее область применения. (Навигация – это переход на нужный раздел из оглавления.) |
Оптимизация изображений | Оптимизированные (уменьшенные) изображения. Плохой считается презентация, которая из-за большого размера долго загружается. |
Размещение изображений (фотографий) | Материалы располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда оставались свободные поля. Для большей наглядности исключение могут составлять графические объекты в презентациях. |
Шрифты | Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации | Следует использовать: рамки, границы, заливку, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации | Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Не стоит заполнять слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному па каждом отдельном слайде. |
Звук | Музыка должна быть ненавязчивой. |
Сохранение презентаций | Сохранять презентацию лучше как «Демонстрация Power Point» с расширением .pps. В этом случае в одном файле окажутся все приложения (музыка, ссылки, текстовые документы и т.д.). Но при этом стоит учитывать, что открыть такой файл для редактирования можно только из программы Power Point. |
Таблица 8
Критерии оценивания презентации
Название критерия | Оцениваемые параметры |
Тема презентации | Соответствие теме проекта |
Дидактические и методические цели и задачи презентации | Соответствие целей поставленной теме Достижение поставленных целей и задач |
Выделение основных идей презентации | Соответствие целям и задачам Содержание умозаключений Вызывают ли интерес у аудитории Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5) |
Содержание | Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях Все заключения подтверждены достоверными источниками Актуальность, точность и полезность содержания |
Подбор информации для создания проекта – презентации | Графические иллюстрации для презентации Статистика, диаграммы и графики Экспертные оценки, ресурсы Интернет Примеры, сравнения, цитаты и т.д. |
Подача материала проекта – презентации | Хронология, приоритет Тематическая последовательность Структура по принципу «проблема-решение» |
Заключение
Внедрение активных педагогических технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, повышает производительность труда преподавателя, активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует повышению самостоятельности обучающихся при изучении нового материала. Участие в проектной деятельности позволяет обучающимся приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Метод проектов наиболее интересная форма изучения и представления материала, и в то же время, это один из самых сложных приёмов обучения. Для обучающихся – сложным своим продолжительным и обязательно качественным выполнением работы, т.к. результатом является не столько оценка за работу, а сама работа (продукт). Это накладывает большую ответственность на обучающихся и требует больших усилий. При этом законченная работа, и ещё важнее – сам процесс, являются прекрасным стимулом, приумножающим уверенность в себе, подвигающим на новые проекты.
Учитель так же выступает в новой роли – он теперь руководитель, консультант, эксперт.
Приведенные в данной работе рекомендации позволят организовать учебную деятельность по проектно-исследовательской работе по любому предметному направлению
Список использованных источников
- Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора – к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1–2. С. 6–13.
- Аюпова С.Д. «Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии « http://festival.1september.ru/
- Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point / «Информатика и образование «. 2002. №9.
- Герасимова Т. Б. Организация проектной деятельности в школе. // Преподавание истории в школе. 2007. № 5. С. 17–21.
- Гузеев В.В. «Метод проектов «как частный случай интегративной технологии обучения. / «Директор школы «, № 6, 1995
- Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с.
- Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 420 с.
- Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер «, 2000. 285 с.
- Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008. 61 с.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Аркти, 2008. 112 с.
- Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. – В сб. докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании « 20 января 1996 г. Москва, ИНТ и Методический центр Восточного учебного округа. – с.98-109.
- Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1, 2.
- Педагогическое сообщество учебного проектирования [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://community.edu-project.org/
- Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ имени И.В. Вернадского с международным участием [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://vernadsky.info/
- Яковлева Н.Ф., Проектная деятельность в образовательном учреждении. Учебное пособие. – М.: Издательство «Флинта», 2014. – 144 с. [Электронный ресурс]. Форма доступа: https://books.google.nl/books
- Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.
Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта Ведущие педагогические идеи Теоретическая база и технология Новизна С...
Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.
На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"
Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....
Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...