Статья на конференцию
статья на тему

Кутуева Фариза Лечиевна

Обмен опыта по вопросу "Организация досуговой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в условиях школы-интерната"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья на конференцию21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Организация досуговой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в условиях школы-интерната.

Кутуева Ф.Л., воспитатель

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными

 возможностями здоровья».

  Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

  Приоритетным направлением ФГОС  является развитие потенциала личности. Досуговая деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.  Досуговая деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности

  Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности. Так что же такое детский досуг?

   Под  досуговой  деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Деятельность вне уроков помогает удовлетворять потребности обучающихся в неформальном общении.

  Досуговая деятельность должна строиться таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.  В качестве главного целевого ориентира досуговой деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

   Содержание и организация досуговой деятельности обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника школы. Оно направлено на развитие нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала детей с ОВЗ, на их дальнейшую социализацию в обществе.

Для этого педагогами используются следующие эффективные формы досуговой  работы по направлениям воспитания:

1.Основы социализации:

Цель: подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах [3]. Формы:

         Классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;

         Школьная служба медико-психолого-педагогической помощи обучающимся, воспитанникам.

          Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, столовой, спальне, на улице, на уроке, в магазине и т.д. и отработка этих норм.

         Обыгрывание ситуаций, проведение сюжетно-ролевых игр;

         Самооценка черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие и т.д.);

         Формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка и формирующей его новое отношение к среде.

         Выбор профессии, стремление к освоению знаний по профессии, с учетом вида школы.

2. Спортивно-оздоровительное направление:

Цель: создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Формы:

         Участие спортивных соревнованиях;

         Здоровое питание;

         Спортивные секции

         Проведение бесед по охране здоровья [2].

3. Художественно-эстетическое направление:

Цель: развивать у детей с ОВЗ личностные представления о красоте в произведениях изобразительного искусства и окружающей жизни;

Формы:

         Организация  выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

         Проведение тематических  часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

         Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.

4. Общеинтеллектуальное  направление:

Данное направление обеспечивает формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Формы:

         Предметные недели;

         Библиотечные уроки;

         Конкурсы, викторины, экскурсии и др.

5. Гражданско-патриотическое направление:

Цель: развитие системы патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу[1].

Формы:

         Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, тружениками тыла,         Выставки рисунков;

          Конкурсы чтецов.

6. Игровая деятельность:

         Подвижные игры на свежем воздухе в рамках охранительного педагогического режима;

         Настольные игры;

         Сюжетно – ролевые игры.

7. Духовно- нравственное:

Цель: воспитание духовно-нравственной личности, обладающей богатой внутренней и  внешней культурой.

         Формы:

         Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

         Проведение тематических воспитательских часов по эстетике, культуре поведения и речи;

         Участие в конкурсах, выставках детского творчества (во всех направлениях) на уровне школы,  города, округа, России.

Таким образом, можно отметить, что организация занятий по направлениям досуговой деятельности, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Используемая литература:

  1. Агапова И.А., М.А. Давыдова. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2015.- 368 с.
  2. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции: 5-9 классы. – М.: Глобус, 20014.- 206 с.
  3. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию: 5-10 классы. – М.: Глобус, 20016.- 192 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для конференции "Олимпиады: для школьников или абитуриентов?"

Олимпиадное движение – важнейшая составляющая образовательного процесса. В этот процесс вовлечены множество детей и взрослых: учителей, родителей, студентов, преподавателей. В олимпиадах заложен больш...

"Воспитание в духе толерантности"(статья для конференции)

Работа с воспитанниками по программе "Толерантность"...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ статья на конференцию

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Математика позволяет обеспечить формирование как...

Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...

статья на конференцию"Формирование професиональных компетенций на уроках иностранного языка

Интегрированные занятия как одна из форм формирования профессинальных компетенций....

статья для конференции

Организация благотворительной помощи на Дону солдатам в годы Первой мировой войны...