Выступление на областных Рождественских чтениях 12 декабря 2017 года
опыты и эксперименты (10 класс)
Василий Александрович Сухомлинский в книге «Как воспитать настоящего человека» - говорит, что нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, самый красивый и самый незаметный цветок в букете, имя которого - Нравственность. «Любя своих детей, - говорит он,- учите их любить вас, не научите - будете плакать на старости лет - вот самая мудрая из истин отцовства и материнства. Только там, где эта истина становится требованием, почва детского сознания, образно говоря, вспахивается под семена любви к родителям».
Роль семьи в воспитании подрастающего поколения, как ни прискорбно звучит, сегодня чрезвычайно низка. Общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности.
И все-таки, важная роль в духовно-нравственном сплочении современного общества ложится именно на плечи образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. И как не нам, учителям и классным руководителям, заниматься нравственными вопросами воспитания обучающихся...
Представляю Вашему вниманию своё выступление на III Региональных Рождественских образовательных чтениях "Нравственные ценности и будущее человечества" в подсекции №4 "Формирование основ нравственного самосознания обучающихся в современной школе" (в программе выступление № 10)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайды презентации будут настроены в автоматическом режиме...
Слайд 1. - читать со слайда
Каждый человек хотя бы однажды задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?» Я уже в начальной школе знала зачем - чтобы стать учителем. Сначала учителем начальных классов, потом учителем истории, хотела стать учителем иностранных языков, но стала учителем математики, информатики, а с недавних пор и учителем физики и астрономии. Быть учителем нелегко, особенно в современной школе. Я это знала всегда, но на другом поприще я себя не вижу и не мыслю. Учить и воспитывать детей - сложная задача, но выполнимая и очень интересная. В учительской деятельности уж точно не заскучаешь.
Слайд 2.
Обучаясь в педагогическом институте, я после первого курса поняла, что главное в работе учителя. Расскажу историю из своей жизни. Окончание первого курса. Экзамен по педагогике. Мне попался билет, в котором одним из вопросов была жизнь и деятельность великого педагога Василия Александровича Сухомлинского. Готовясь к ответу, я настрочила две станицы. Преподаватель, посмотрев на мой исписанный в каждую строчку листок, сказала: "Я не буду всё это слушать. Я поставлю вам "5", если ответите правильно только на вопросы: "Что главное в деятельности педагога, по мнению Сухомлинского? Что стоит во главу угла во всей его педагогической деятельности? Ответьте только одним словосочетанием". Преподаватель хитро улыбалась... Я растерялась. В голове закружился хоровод спутанных мыслей. И тут как гром с ясного неба! Меня осенила простая мысль. Но я сомневалась... И я робко ответила: "Любовь к детям..." "Молодец! Отлично!", - воскликнул мой преподаватель по педагогике. Я уже не помню, как её зовут, но её радостное лицо до сих пор стоит у меня перед глазами. И я на всю жизнь поняла, что главное в работе с детьми - их любить.
Слайд 3.
Мне повезло. Я была сама обласканным ребёнком: любовь родителей, нежная забота воспитателей, уважение учителей и преподавателей. Я родилась и выросла при СССР. У меня были самые замечательные учителя в школе и институте. А ещё у меня были книги В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко. Именно на этих книгах я постигала азы учительской деятельности. Именно слова этих великих педагогов будут много звучать сегодня в моём выступлении.
Всё новое - это хорошо забытое старое. Зачем придумывать колесо, если оно уже имеет место быть. Поэтому я обращаюсь к их педагогическому наследию и советую тем, кто работает с детьми, прочесть книги Сухомлинского и Макаренко. В них много конкретных примеров, очень подробно описаны действия педагогов в сложных ситуациях, которые и нас поджидают каждый момент общения с детьми, несмотря на то, что прошло более пятидесяти лет, и мы живём в другом социуме.
Слайд 4.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Слайд 5-6.
На каком уровне сегодня идёт формирование нравственной личности обучающихся? Ведь именно уровень нравственности определяет глубину души каждого человека. Нравственное понятие, воспитание имеют свою первую ступень - семья.
Слайд 7.
Василий Александрович Сухомлинский в книге «Как воспитать настоящего человека» - говорит, что нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, самый красивый и самый незаметный цветок в букете, имя которого - Нравственность. «Любя своих детей, - говорит он,- учите их любить вас, не научите - будете плакать на старости лет - вот самая мудрая из истин отцовства и материнства. Только там, где эта истина становится требованием, почва детского сознания, образно говоря, вспахивается под семена любви к родителям».
Роль семьи в воспитании подрастающего поколения, как ни прискорбно звучит, сегодня чрезвычайно низка. Общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности.
И все-таки, важная роль в духовно-нравственном сплочении современного общества ложится именно на плечи образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. И как не нам, учителям и классным руководителям, заниматься нравственными вопросами воспитания обучающихся.
Слайд 8. - читать со слайда
Чтобы воспитывать детей, нам, учителям, надо тоже иметь определенные нравственные ценности.
Какие же требования предъявляются к учителю, воспитателю, по мнению великих педагогов?
Если вы обладаете хотя бы 95 % тех требований, которые я озвучила, если вы любите детей, если у вас есть желание работать в школе - то из вас может получиться хороший учитель (воспитатель).
Слайд 9.
И тут на ум приходят слова Константина Дмитриевича Ушинского: " Духовная атмосфера в школе живёт не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже приходит в характер воспитанников".
Слайд 10.
Школа №4 города Ярцево, в которой я работаю с 2008 года, гордо носит имя Героя Советского Союза, маршала бронетанковых войск Олега Александровича Лосика. В школе главенствующая роль отводится военно-патриотическому воспитанию. В школе работают детские общественные организации: "Юные жуковцы", Почётный караул "Пост №1", военно-общественная организация "ЮНАРМИЯ". Об их деятельности можно узнать на школьной сайте - http://4school-yar.edusite.ru.
Слайд 11.
Благодаря этой работе наша школа вошла в сто лучших школ России. В Санкт-Петербурге c 27 по 30 октября 2017 года состоялся очередной ежегодный VI Всероссийский форум «Школа будущего», XXV Всероссийская конференция «Проблемы и перспективы развития современной школы в России».
По итогам конкурса муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярцевская средняя школа №4 имени Героя Советского Союза О.А.Лосика стала лауреатом престижной номинации «100 лучших школ России-2017». Мы на 50 месте в этом рейтинге. МБОУЯСШ №4 вручена золотая медаль «100 лучших школ России», подтверждаемая дипломом. Директор школы Ковалева Надежда Александровна отмечена Почетным знаком «Директор – 2017».
Представляя работу школы на VI Всероссийском форуме «Школа будущего», Надежда Александровна получила свидетельство члена Международной академии качества и маркетинга.
"Цена такой высокой награды – огромный, напряжённый и кропотливый труд всего педагогического коллектива школы. Победа в конкурсе помогла поверить в себя, в свой талант, в свои возможности. Это прекрасный стимул для очередных побед и свершений!" - прозвучали слова Надежды Александровны в заключительном слове при вручении высоких наград.
Слайд 12.
Мой класс тоже внёс свою лепту в этот труд.
На данный момент я являюсь классным руководителем 10 класса, в котором обучается 17 человек. Мой опыт классного руководителя не велик. Всего шестой год я выполняю обязанности классного руководителя в школе. Жизнь сложилась так, что вопросами воспитания я занималась только в профтехучилище - два года в должности заместителя директора по воспитательной работе и семь лет классным руководителем в группах старшего звена - учащихся, которым было 15 лет и больше. А вот с учащимися, которым было всего по 10-11 лет, впервые столкнулась пять лет назад. За пять минут до августовского школьного педсовета, меня пригласили в кабинет директора и торжественно объявили: «Татьяна Николаевна, мы вам доверяем 5 «А» класс!» Итак,
Слайд 13.
Тема моего выступления: Система работы классного руководителя по формированию нравственных качеств в условиях интеграции ресурсов школы.
Слайд 14.
Отсюда вытекает цель моего выступления: показать свою работу, как классного руководителя, по духовно-нравственному воспитанию на примере своего класса.
Задачи, которые я перед собой ставила:
- обобщить материал воспитательной работы за 5-10 классы;
- систематизировать и оформить фотоотчёт;
- провести и проанализировать мониторинг нравственной самооценки в 10 классе и сравнить его с мониторингом, проводимым в 5 классе.
Слайд 15.
Как учитель информатики я могу дать определение понятию "система" - это целое, состоящее из отдельных частей, взаимодействующих между собой. Поэтому система моей работы - это громко сказано. Мой опыт работы как классного руководителя состоит из проб и ошибок, познания себя и класса, сомнений и побед. Я искала пути решения проблем и конфликтов интуитивно и мучительно, иногда со слезами на глазах, как говорится - через тернии к звёздам.
Итак, я – классный руководитель, у которого не было опыта в воспитании обучающихся среднего звена, получив в дар 5 "А" класс, задумалась над вопросами: «Чему учить? Как воспитывать?»
Я увидела, что существует серьёзная проблема: несоответствие представлений детей о нравственном поведении с истинным поведением в детском коллективе. Класс достался мне умный, деятельный, но эгоистичный. Борьба за лидерство, стукачество на ближнего, неприязнь к новому члену коллектива, класс разбит был на враждующие между собой «группировки» плюс эгоистичная любовь родителей к своему чадо – вот то, что я увидела в этих детях. Я столкнулась с непониманием некоторых родителей. Мне стало страшно. Я растерялась. Но поддержка директора нашей школы, мудрого руководителя Ковалёвой Надежды Александровны, помощь социального педагога Черешковой Ольги Васильевны и советы моих старших товарищей-коллег помогли мне мелкими шажками двигаться к поставленной цели - гордиться своими ребятами, своим классом.
Слайд 16.
Первым делом решила их научить дружить. И стать им другом. Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться. Для меня слово «дружба» непустой звук. Для меня дружить – это любить. Вспоминаю письма Василия Александровича Сухомлинского к своему сыну: «…Прежде всего - никогда не забывай, что ты живешь среди людей. Никогда не забывай, что рядом с тобой трудится человек, у которого свои заботы, тревоги, мысли, переживания. Уметь уважать человеческое в каждом, кто живет и трудится рядом с тобой,- это, пожалуй, самое большое человеческое мастерство. Тонкость чувств воспитывается только в коллективе, только благодаря постоянному духовному общению с людьми, окружающими тебя. На чем же оттачивать, "шлифовать" чувства, как не на задушевной дружбе, богатой интеллектуальными, эстетическими интересами? Воспитывай свои чувства в дружбе. Дружба поможет тебе выработать тонкую чувствительность к человеческому в каждом, кто тебя окружает»
Сколько задушевных бесед я провела с каждым из них: на переменах, после уроков и во время уроков. Не ругать, не читать нотации, а понять и помочь этому ребёнку. У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.
Потом я стала их учить ответственности и самостоятельности. Старалась оберегать от лицемерия и подлости, учила не быть равнодушным, не причинять своим поведением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу другого человека. Учила быть совестливым и скромным, быть щедрым и бескорыстным, быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримыми к злу. Уважение и почитание матери, как и Сухомлинский, ставлю на первое место в развитии нравственности у детей. Приучала уважать старших и их авторитет. Я одинаково требовательна к каждому члену коллектива. У меня нет любимчиков: я люблю всех детей одинаково.
А ещё я стараюсь быть справедливой. Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.
Слайд 17-19.
Много разных и разнообразных событий совершено с моим классом. Представляю вашему вниманию только яркие и незабываемые…
Слайд 20-22.
Не сразу, но с 7 класса мои «звёздочки» получают первые места в школьных и районных мероприятиях.
Слайд 23.
Гордость нашего класса – это староста класса Умарова Бона. Её заслуги были отмечены выходом статьи в газете «Вести Привопья» (№19).
Ещё в пятом классе Бона решила вступить в ряды Почётного караула, и с тех пор это стало важной частью её жизни. "Будучи командиром, я отвечаю за всех ребят в своей команде, - говорит Бона. - Мы ведь не просто вступили в юнармию. Мы - патриоты своей страны и должны чтить память погибших во время войны солдат". В 2016 году состоялся смотр постов среди караулов Ярцевского района, где Бона удостоилась звания "Лучший строевик" "Некоторые ребята в старших классах бросают Почётный караул, чтобы больше времени уделять учебе, - продолжает Бона. - Но это не про меня. Я не могу бросить начатое дело на полпути. Принимая в Почётный караул курсантов, я всегда говорю - если ты пришёл к нам, то, как бы трудно ни было, иди до конца. Бона - моя правая рука. Я всегда могу на неё положиться. Она человек слова, ответственная, целеустремлённая, любит добиваться побед и отличный организатор.
Слайд 24-26.
В процессе своей работы я провожу различные диагностики. Вот одна из них - "Мониторинг нравственного воспитания". Впервые я её провела в пятом классе. Представляю вашему внимаю результаты этого мониторинга в виде диаграммы. А вот этот же мониторинг, который я подготовила для родительского собрания в 10 классе. Сравним... Поэтому хочется сказать словами А.С. Макаренко: "Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!"
Слайд 27.
И своё выступление я хочу завершить видеороликом - одним из поздравлений моих ребят с Днём учителя в этом учебном году.
Предварительный просмотр:
ФИ учащегося _______________________________________ Класс __________________
- Высказывания.
№ п/п | Высказывание | Ответы (выбери пункт ответа и округли его) | Баллы | Количество единиц |
1. | Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
2. | Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
3. | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
4. | Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
5. | Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
6. | Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
7. | Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
8. | Мне приятно доставлять людям радость. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
9. | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
10. | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
Уровень: | Итого: |
- Продолжите предложения:
- Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я … __________________________________________________________________________
- Если кто-то надо мной смеётся, то я... __________________________________________________________________________
- Если я хочу, чтобы меня приняли в компанию, то я…_______________________________________________________________________
- Когда меня постоянно перебивают, то я…_______________________________________________________________________
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…_______________________________________________________________________
- Список желаний (выберите ТОЛЬКО 5 желаний и округлите номера).
- Быть человеком, которого любят.
- Иметь много денег.
- Иметь самый современный компьютер.
- Иметь верного друга.
- Обеспечить здоровье родителей.
- Иметь возможность много командовать.
- Иметь много слуг и ими распоряжаться.
- Иметь доброе сердце.
- Уметь сочувствовать и помогать людям.
- Иметь то, чего у других никогда не будет.
- Выберите СВОЙ ответ (округлите 1 вариант ответа).
№ п/п | Ситуация | Варианты ответов | Баллы |
1. | Если кто-то плачет, то я… |
| |
2. | Я с другом играю, к нам подходит мальчик лет 6-7 и говорит, что хочет поиграть с ними. Я… |
| |
3. | Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл, я… |
| |
4. | Мой одноклассник на меня обиделся. Я… |
| |
Уровень: |
Предварительный просмотр:
ФИ учащегося _______________________________________ Класс __________________
- Высказывания.
№ п/п | Высказывание | Ответы (выбери пункт ответа и округли его) | Баллы | Количество единиц |
1. | Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
2. | Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
3. | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
4. | Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
5. | Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
6. | Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
7. | Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
8. | Мне приятно доставлять людям радость. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
9. | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
10. | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы. | А) полностью согласен; Б) больше согласен, чем не согласен; В) не согласен; Г) совсем не согласен. | ||
Уровень: | Итого: |
- Продолжите предложения:
- Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я … __________________________________________________________________________
- Если кто-то надо мной смеётся, то я... __________________________________________________________________________
- Если я хочу, чтобы меня приняли в компанию, то я…_______________________________________________________________________
- Когда меня постоянно перебивают, то я…_______________________________________________________________________
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…_______________________________________________________________________
- Список желаний (выберите ТОЛЬКО 5 желаний и округлите номера).
- Быть человеком, которого любят.
- Иметь много денег.
- Иметь самый современный компьютер.
- Иметь верного друга.
- Обеспечить здоровье родителей.
- Иметь возможность много командовать.
- Иметь много слуг и ими распоряжаться.
- Иметь доброе сердце.
- Уметь сочувствовать и помогать людям.
- Иметь то, чего у других никогда не будет.
- Выберите СВОЙ ответ (округлите 1 вариант ответа).
№ п/п | Ситуация | Варианты ответов | Баллы |
1. | Если кто-то плачет, то я… |
| |
2. | Я с другом играю, к нам подходит мальчик лет 6-7 и говорит, что хочет поиграть с ними. Я… |
| |
3. | Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл, я… |
| |
4. | Мой одноклассник на меня обиделся. Я… |
| |
Уровень: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Межпредметные связи в исследовательской и проектной деятельности.", выступление на областных пед.чтениях 4 апреля 2012 г. г. Черноголовка
Межпредметные связи в исследовательской и проектной деятельности....
Урок Мужества, посвященный дню воинской славы России "День неизвестного солдата" 3 декабря 2017 года 7 кл
Цель:Ø воспитание чувства любви к Родине,Ø уважения к героическому прошлому и настоящему нашей страны,Ø популяризация поискового движения.Ø вспомнить о великой Победе, о героических подвигах сов...
СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ Профилактическая Всероссийская акция 3 декабря 2017 года.
СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ Профилактическая Всероссийская акция «Здоровый образ жизни – здоровое сердце», «Сообщи, где торгуют смерть!»[[{"type":"media","view_mode":"me...
Выступление творческой группы "Наран", МАОУ "СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ" на 5-ом международном фестивале "На Великом Чайном пути". Диплом II степени. Руководитель: Клюева И.Д. Декабрь 2017 года
Творческая группа "Наран" подготовила защиту проекта "Буддизм в Бурятии. Иволгинский дацан". Сама тема проекта обязывала нас тщательно проследить историческое развитие буддизма в н...
Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»
Выступление на педсовете на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»...
Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья».
Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья»....
Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"
Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"...