Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьника
статья по биологии по теме
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Стало всё заметней утрата нашим обществом традиционно российского патриотизма. Нарушена преемственность поколений. В общественном сознании получило распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_duhovno_-_nravstvennom_vospitanii.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование необходимости решения проблемы духовно-нравственного воспитания системными методами.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Стало всё заметней утрата нашим обществом традиционно российского патриотизма. Нарушена преемственность поколений. В общественном сознании получило распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Продолжается разрушение института семьи. Именно семья является для ребёнка единственным местом получения опыта социального взаимодействия. Испокон века воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялись образом жизни отца и матери; тем, насколько сами родители могли показать своему чаду добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут и святые отцы, и пастыри Церкви. Священник Александр Ельчанинов сказал: “Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущих большой внутренней жизнью”.
Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими действиями при условии использования системного подхода в решении основных задач. Основой системного подхода в воспитании гражданственности, патриотизма, восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексного решения спектра проблем с различными возрастными группами учащихся. В связи с этим работа по воспитанию гражданственности, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию включает в себя и совершенствование школьного образования, и систему мер, адресованных семье, внедрение патриотического и духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, работу общественных объединений с подростками и молодежью, деятельность правоохранительных органов.
Цель и основные задачи деятельности.
Целью системы работы является гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в школе системы условий, ориентированной на традиционные культурные, общечеловеческие ценности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
формирование комплекса организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы духовно-нравственного воспитания детей в урочное и внеурочное время;
осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;
интегрирование духовно-нравственного содержания в социально-педагогические и другие гуманитарные программы, осуществляемые в школе;
реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и благотворительности;
развитие одухотворённого отношения к труду как к средству жизни и духовно исцеляющему фактору;
воспитание всесторонне обдуманного поведения во всех сферах жизни;
привитие любви к Родине, уважение к законам и нормам жизни.
Основные принципы деятельности.
Принцип духовно – нравственного воспитания – построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила – «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность – отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития, реализуется путём формирования отношения к себе, миру и с миром («любовь к ближнему»).
Культуросообразность – воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям различных регионов.
Система программных мероприятий представляет собой сочетание традиционных, практических форм с современными интерактивными технологиями, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.
Формы работы с детьми.
Система школьного образования:
диагностика предпочтений нравственных и семейных ценностей учащихся;
система классных часов, игр и бесед;
праздники с родителями, семейная гостиная;
благотворительные акции (подарки для ветеранов, пожилых людей, солдату), спортивная акция «Гармония тела и духа»;
акции милосердия «Чужой беды не бывает», посвященной Дню пожилого человека, акция «Вы оставшимся помнить и жить завещали…»,
проведение Дней памяти;
конкурсы сочинений, мультимедийных проектов «Моя семья», «В чём красота, подвиг и счастье женщины», «За сохранение семейных ценностей», «Как зёрнышко в земле, растёт человек в утробе матери, согретый любовью и заботой», «Почитай отца и мать свою, чтобы ты долго жил на земле»;
праздники, связанные с церковным календарём, экскурсии по святым местам;
творческие встречи, круглые столы с участием военнослужащих, конференция «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева;
вовлечение детей в исследовательскую деятельность: «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Корни отечества», «Что значит моё имя», «Судьба мой семьи в годы Великой Отечественной войны» позволяет воспитать чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности данной семьи к истории своей страны, прошлому, настоящему.
Деятельность правоохранительных органов и службы
психолого – педагогического сопровождения.
Заботясь о духовном состоянии своих детей, классный руководитель обязан знать, чем живёт его ребёнок дома, в какой атмосфере он воспитывается, всё ли благополучно в его семье. И здесь неоценимую помощь оказывает сотрудничество с социальным педагогом школы и правоохранительными органами по предупреждению правонарушений в подростковой среде, организуя профилактические беседы на тему: «Поговорим об ответственности», «Ребёнок и закон», участвуют в дискуссионных вечерах. Не секрет, что на сегодняшний день социализация в определённой группе семей имеет явно антисоциальный характер. Это те семьи, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной среде, которая определяет их развитие. И здесь очень важно с самого начала деятельности с классом не оставить без внимания проблемы семьи. В рамках акции «Внимание, дети» в школе мною была спланирована и проведена неделя правовых знаний, а так же девятиклассники участвовали в городском конкурсе «Я и мои права», заняв первое место.
Привлечение общественных объединений для работы с учащимися:
муниципального объединения №26 «Ульянка»: экскурсии, районные акции, поддержка социальных проектов, программа «Поиск и поддержка молодёжных лидеров»;
«Совет Ветеранов»: творческие встречи, митинги у мемориалов, посвящённым защитникам Отечества, «Вахта Памяти», участие в тематических классных часах.
Формы работы с родителями:
родительские собрания на духовно – нравственные темы,
открытые показы воспитательно – образовательного процесса,
вечера вопросов и ответов,
проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы),
индивидуальные консультации,
совместные с родителями праздники, спектакли, дни рождения детей,
совместные экскурсии.
Оценка эффективности деятельности.
В результате осуществления системного подхода в воспитании гражданственности, патриотизма, восстановлении духовно-нравственной культуры ожидается:
снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственных проблем в школе;
ответственность за свои поступки,
активизация деятельности общественной организации, рост социальной активности учащихся; деятельное отношение к труду;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания,
приобщение к опыту православной культуры, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников.
(статья на Шестаковские чтения)....
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьника
В условиях современной общеобразовательной школы вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем. Потребности современного общества возлагают на шко...
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьников (выступление на педагогическом совете учителей МОБУ лицей №4 в 2013-2014 году)
Выступление на педагогическом совете...
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Статья подготовлена в рамках мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....
Выступление по теме "Роль монастырей в духовно-нравственном воспитании школьников", 23.11.2017 г.
Программа XXVI международных Рождественских образовательных Чтениях "Нравственные ценности и будущее человечества" (региональный этап), 23.11.2017 г....
Роль музыки в духовно-нравственном воспитании школьников
Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценно...