технология развития критического мышления
учебно-методический материал на тему

Куринова Валентина Александровна

Выступление на ММО в конкурсе "Учитель года-2017"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurinova_kriticheskoe_myshlenie.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куринова В алентина Александровна учитель истории и географии Технология развития критического мышления как средство формирования надпредметных умений школьников на уроках истории, обществознания и географии МБОУ Какичевская ООШ 2017

Слайд 3

Что такое критическое мышление ? Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт ; Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода ; Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее ; Мышление рефлексивное

Слайд 4

Ожидаемые результаты от применения технологии критического мышления Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу ; Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой; Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими; Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека; Развитие умения анализировать полученную информацию

Слайд 5

Теоретическая база опыта Это американская технология, в разработке которой участвовали ученые: Дженни Стил, Керт Мередис, Чарльз Темпл, Скоттом Уолтер. В России ТРКМЧП начала развиваться с 1997 года. Вклад в разработку ТРКМЧП внесли российские педагоги и психологи: Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков и др.

Слайд 6

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. (Э. Х аббард ) Технологические этапы Фаза 1 Вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации) Фаза 2 Реализация смысла (получение новой информации) Фаза 3 Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Слайд 7

О с н о в н ы е п р и е м ы Т Р К М Ч П ВЫЗОВ Осмысление Рефлексия Ассоциативные цепочки, карта «З-Х-У», сводная таблица, « Фейк », « Фишбоун » и др. «До – После», кластер, карта «З-Х-У», эссе, «Создай паспорт», синквейн , «Лист наблюдений» и др Чтение «Диалог с автором», ИНСЕРТ, кластер, « Фишбоун », «Двухчастный дневник» и др.

Слайд 8

Стратегии технологии развития критического мышления Стадия «Вызов» «Понятийное колесо»

Слайд 9

Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема «Причины и начало Первой мировой войны» «Х» хотим узнать Героев Первой мировой войны Основные события Первой мировой войны Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны Кто победил в войне «З» знаем Мировая война – война , в которой принимает участие много стран Первую мировую войну начала Германия Первая мировая война велась за колонии Россия принимала участие в первой мировой войне «У» узнали Антонина Пальшина – одевшись в мужское платье, воевала, была ранена, получила орден от Брусилова Летчик Нестеров – протаранил австрийский самолет и сам при этом погиб В Первой мировой войне участвовал правнук героя Севастопольской обороны адмирала Корнилова капитан Федор Корнилов Брусиловский прорыв Верденская мясорубка Битва на Марне Ютландский морской бой В 1915 г. Германия впервые применила химическое оружие Начали применяться танки Россия вышла из войны из-за революции В войне победили страны Антанты «Х» хотим узнать Героев Первой мировой войны Основные события Первой мировой войны Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны Кто победил в войне

Слайд 10

Стадия «Реализация смысла» Стратегия « Инсерт » («Условные значки») I – interactive самоактивизирующая N – noting (диалоговая) «  » – уже знал S – system системная разметка « + » – новое E – effective для эффективного « – » – думал иначе R - reading & чтения и « ? » – есть вопросы T – thinking размышления

Слайд 11

Графические организаторы: «Кластеры» выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Слайд 12

Прием « Фишбоун » («Рыбная кость»)

Слайд 13

Развитие России

Слайд 14

SWOT - анализ Сильные стороны strengths Возможности Opportunities Слабые стороны weaknesses Угрозы threats Тема / понятие/ факт

Слайд 15

SWOT – анализ на уроке обществознания в 8 классе Тема «Типы экономических систем» Рыночная экономика создает социальное неравенство; не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица) не развиты такие отрасли как ЖКХ В результате социального неравенства возможны социальные потрясения в обществе; Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами; Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства эффективное распределение ресурсов; стимулирует НТП; создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность свободный выбор поставщиков, сырья, товаров и т.п.; - многообразие форм собственности; - свободная конкуренция; использование наиболее эффективных технологий; самостоятельность производителей

Слайд 16

Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития П Было интересно работать в группе над созданием небольшого проекта Оригинальная работа, все понятно и интересно Мы занимались творчеством Понравилось, что урок прошел в необычной форме М Не было таких моментов Немного шумно, не все группы старались на 100% Нам не достались цветные стикеры И Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 раз Работа в группе. И смотреть на работу других людей. Ой, вы не поверите все

Слайд 17

Диаманта Тема (существительное) Определение (2 прилагательных) Действие (3 глагола) Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям) Действие (3 глагола) Определение (2 прилагательных) Антоним теме (существительное)

Слайд 18

Диаманта Язычество Древнее, жестокое Почитают, преклоняются, обожествляют Многобожие, идол – храм, единобожие Верят, крестятся, молятся Православное, единое Христианство

Слайд 19

Синквейн 1 строка – тема или предмет 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза из четырех слов 5 строка – «смысловой синоним»

Слайд 20

Синквейн Человек эпохи Возрождения Человек Всемогущий, Богоподобный Творит, Восхищает, Воспевает Венец созданья – мера всех вещей Титан Россия в 1900-1917 гг Россия царская, самодержавная воюет, подавляет, свергает эпоха мировой войны, революции, гражданской смуты сдвиг в российском обществе Богатство Богатство материальное, нематериальное получать, выиграть, заработать богатство – вода, пришла и ушла Изобилие

Слайд 21

Результаты по итогам года

Слайд 22

Учитель должен воспитать ученика, чтобы было у кого учиться. /Л. Якубович/

Слайд 23

Наши достижения

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....