Роль коммуникативной компетенции в процессе профориентации
статья на тему
статья для психолого-педагогического семинара
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kommunikativnoy_kompetentsii_v_protsesse_proforientatsii.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль коммуникативной компетенции в процессе профориентации
Купцов Александр Юрьевич,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №2-многопрофильная»
Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии, и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.
Следует определить наиболее общие цели и задачи профориентации в школе:
- дать представление учащимся об основных направлениях и методах работы по профессиональному самоопределению и выбору профессии в условиях современного рынка труда и рыночных отношений;
- научить реально оценивать свои способности и экономическую ситуацию на современном рынке труда;
- выявить и развивать способности учащихся с учётом их профессиональной направленности;
- способствовать успешной самореализации школьников, приобретению ими навыков самопознания и профессионального самоопределения, умения планировать свою профессиональную карьеру, исходя из своих индивидуальных особенностей, а также - спроса рынка труда.
Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:
- самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде — быть полезным обществу;
- авторитет в трудовом коллективе;
- признание родных, знакомых, друзей;
- самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;
- применение своих знаний, умений, способностей;
- творческий характер труда;
- романтика трудовой деятельности;
- материально-практические, утилитарные ценности — хороший заработок;
- должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.
По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:
- общая мотивировка;
- романтика профессий;
- мотивы познавательного характера;
- мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;
- ссылка на пример;
- немотивированный выбор.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это, в свою очередь, даёт возможность выяснить направленность личности на ценности.
Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности – интересы - ценности – мотивы – цели – выбор.
- Факторы, влияющие на выбор профессии
В этой же системе находятся факторы, влияющие на выбор профессии. Внешние – это
- советы и пожелания людей из близкого окружения объекта воздействия,
- социальные стереотипы, доминирующие в обществе на определенном этапе,
- престижность и популярность (исторически меняющиеся)
К внутренним факторам следует отнести
- «образ профессии»,
- уровень притязаний ученика и
- профессиональная пригодность и адаптационные возможности личности, которые предполагают наличие определенных качеств и их соответствие выбираемой профессии.
Каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.
Профессиональная пригодность – это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии по отношению к этому качеству.
Чем выше степень развития профессионально важного качества и ниже степень требований профессии к нему, тем выше профессиональная пригодность. Ведь профессиональная пригодность – это один из важнейших моментов, который необходимо учитывать при профессиональном определении.
Разные профессии предъявляют различные требования к человеку – одни к типологическим и психофизиологическим его особенностям, другие к психическим процессам, третьи к чертам личности. Таким образом, каждая профессия «адресует» требования к разным структурам личности человека.
Какие же это требования, какие качества и возможности человека обуславливают его пригодность к избранной профессии?
1. профессия предъявляет требования к здоровью человека;
2. к наличию определенных знаний и умений, навыков, что составляет профессиональную квалификацию;
3. к психическим качествам, свойствам человека (склонности, способности человека).
Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он обладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий.
Профессионально важные качества – индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессии и профессиональной деятельности.
Есть качества человека, обусловливающие профессиональную успешность в каком-то конкретном типе профессий, а есть качества, от которых зависит успешность в любой профессиональной деятельности, то есть профессионально важные качества могут быть специфическими и неспецифическими. Неспецифические профессиональные качества – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Это такие качества человека, которые обеспечивают его возможность и готовность к трудовой деятельности и успех в любой профессии. Без них, какую бы профессию человек ни выбрал, выполнить профессиональные обязанности будет невозможно.
Неспецифические профессиональные качества
К неспецифическим профессиональным качествам относятся коммуникативные способности, т.е. индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
Для развития коммуникативных способностей школьнику необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
* отработать навыки убеждения,
* отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции,
* развить умение находить подход к людям,
* подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации,
* развить умение невербального средства общения,
* научиться эффективным способам общения,
* расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения,
* овладеть навыками эффективного слушания.
Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую, педагогическую и другие виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия.
Коммуникативные способности связаны с возможностями нейтрализации или минимизации факторов, затрудняющих коммуникацию - «барьеров общения»:
а) личностных, смысловых (мотивы, цели, установки),
б) собственно коммуникативных (связанных с «техникой» общения),
в) языковых (владение языком и речью),
г) психофизиологических (задатки, возможности, темповые характеристики и т. д.).
Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о ядре и периферии способностей, можно говорить о том, что ядро структуры коммуникативных способностей составляют свойства компонентов субъекта общения, а периферию - качества, отражающие степень сформированности коммуникативных умений. К «ядерным» компонентам коммуникативных способностей относятся:
- коммуникативно-информационный (контактность, речевые способности, невербальная выразительность; сенситивность к социальным объектам, наблюдательность);
- когнитивный (социально-перцептивные способности, социальный интеллект);
- эмотивный (эмпатийность, тактичность, чувствительность к обратной связи);
- конативный (организаторские способности, оптимальный стиль общения) и
- креативный (способность к персонализации).
В понятие коммуникативные способности входят компоненты:
- социальная перцепция (восприятие, понимание и оценка др. людей, самих себя, групп и т. п.);
- гностические умения, рефлексия, связанная с осознанием, систематизацией и переносом информации;
- волевые качества;
- познавательные умения, связанные с особенностями внимания, мышления и памяти;
- интеракционные умения (умение «подавать себя», умение ориентироваться на собеседника);
- восприятие и адекватное понимание различного рода знаковых систем: вербальной и невербальной, пара- и экстралингвистической (интонации, паузы), оптико-кинетической (жесты, мимика, пантомимика);
- умение понимать контекст и подтекст;
- умение использовать знаковые системы в целях решения определенных коммуникативных задач.
Т. о. коммуникативные способности являются профессионально важными компонентами профессиональной деятельности.
В историческом плане с появлением речи невербальные средства общения не исчезают, а, напротив, становятся еще более ярким и непосредственным индикатором состояния между участниками коммуникации. Невербальное общение и невербальная коммуникация, связанные с неречевыми аспектами взаимодействия людей, обеспечивают наибольшую эффективность коммуникации и не всегда совпадают с прямыми вербальными средствами выражения мысли, но всегда являются точным индикатором состояния говорящего слушающего. Слова могут скрывать глубинный смысл воздействия на собеседника, а невербальные средства - отражать его. Интонация, тембр, поза или жесты часто выдают истинное намерение или состояние говорящего, в то время как словесное выражение скрывает его, нередко искажая действительность.
( фильм) *** - разъяснение
Если будучи ребенком человек не получал должной поддержки со стороны близких, и не смог приобрести опыт коммуникации, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе. Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. Выходом из этой ситуации является развитие навыков общения и поведения в обществе. Прежде чем разобраться, как развивать в себе эти данные, необходимо знать из чего они состоят.
Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды:
- информационно-коммуникативная. Умение начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;
- аффективно-коммуникативная. Эмоциональное состояние партнера и адекватная реакция на него, уважение и отзывчивость к собеседнику;
- регуляционно-коммуникативная. Помощь партнеру в беседе и способность принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.
С развитием коммуникативных способностей непосредственно связана проблема взаимопонимания и партнерского взаимодействия, так как разное восприятие каких-либо явлений может привести, например, к неверному истолкованию сказанного, и, соответственно, к необоснованным решениям и несогласованным действиям.
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности» ( слайд 6)
Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении еще две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.
Коммуникативный потенциал состоит из нескольких компонентов.
1. Когнитивный компонент:
- представления о процессе общения, знание его особенностей, структуры, функций;
- знание вербальных и невербальных средств общения;
- представления о конфликте, знание функций, видов, динамики, способов разрешения конфликта, понимание особенностей педагогических конфликтов.
2 Мотивационно - ценностный компонент:
- ценностно-смысловое отношение к содержанию коммуникативной компетенции;
- готовность, желание реализации коммуникативной компетенции в педагогическом общении;
3. Эмоционально-волевой компонент:
- сформированная эмоционально-волевая регуляция проявления коммуникативной компетенции в педагогическом общении.
4. Поведенческий компонент:
- опыт реализации коммуникативной компетенции в образовательной практике, умения и навыки педагогического общения.
Изменения уровня развития любого из указанных компонентов приведет к повышению коммуникативной компетентности в целом, в том конечно случае, если человек сознательно и целенаправленно намерен повысить как свою коммуникативную, так и социальную компетентность. К примеру, человек получивший знания о наиболее эффективных стратегиях поведения в конфликте, сможет впоследствии применять их на практике и решать имеющиеся у него проблемы в коммуникации или преодолевать коммуникативные барьеры.
Нашей коммуникацией руководят несколько принципов:
1. коммуникация целенаправленна;
2. межличностная коммуникация непрерывна;
3. коммуникационные сообщения меняются в зависимости от уровня сознательного кодирования. Сообщения могут быть спонтанными, сценарными или сконструированными;
4. межличностная коммуникация относительна, она определяет власть и взаимные чувства людей. В аспекте относительности коммуникация может быть комплементарной или симметричной;
5. коммуникация имеет культурные границы;
6. коммуникация имеет этический аспект. Этические нормы, влияющие на коммуникацию, включает в себя правдивость, целостность, справедливость, уважение и ответственность.
В фундаменте коммуникации лежит общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, понимание другого человека, выработку еденной стратегии и менее поведения.
Первый закон общения гласит «понять, не значит принять». Чужая позиция может быть понята тогда, когда:
- Она не противоречит установкам того, кому предназначена информация;
- Всякое последующее убеждение направленно на устранения разногласий, а не повторение сказанного ранее.
- Партнеру показывается его личный интерес, доказывается, что выполнение работы будет способствовать удовлетворению каких-то его потребностей.
Второй закон общения гласит «при прочих равных условиях люди легче принимают и понимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное, положительное отношение.
Для того чтобы люди лучше воспринимали вашу позицию их надо «перевести» в положительную часть, т.е. сформировать у них эмоционально-положительное к вам отношение – аттракцию.
Аттракция (от лат. «привлекать», «притягивать») – формирование привлекательности одного человека от другого при общении или возникновения привлекательности при общении.
Аттракция формируется с помощью специальных приемов. Приемы аттракции не предназначены для того, чтобы что-то в чем-то убедить, а только для того, чтобы добиться расположения собеседника. Но это – отдельная тема.
Итак, коммуникативную компетентность определим как "некий уровень сформированности межличностного опыта в процессе профориентации, т.е. обученность взаимодействию с окружающими, которая требуется школьнику, чтобы в рамках своих способностей и определенного профессионального статуса успешно функционировать в данном обществе".
В заключении хотелось бы отметить, что ученикам необходима помощь специалистов в процессе профориентации. Психологическая помощь старшеклассникам должна предусматривать достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего коммуникативного поведения. Такое самоопределение будет личностно-профессиональным, и его можно считать одной из целей - ориентиром психологического сопровождения старшеклассников. Эффективное профессиональное самоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне развития коммуникативной культуры старшеклассника, которая предполагает позитивный образ «Я» и отношение к себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять выборы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности
В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...
МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения ИЯ
Определение наиболее эффективных педагогических технологий в преподавании иностранного языка....
Формирование языковой и коммуникативной компетенций в процессе работы с текстом
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык — не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национ...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к отбору содержания и организации образовательного процесса. Для эффекти...