"Методика организации и проведения классного часа"
методическая разработка (7 класс) на тему
Цель работы: Методическая разработка "Методика организации и проведения классного часа" подготовлена педагогом-организатором 3 учебного курса МсСВУ Весельевым Александром Федоровичем в целях обмена опытом и оказания методической помощи педагогам-организаторам учебных курсов ФГКОУ "Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации".
Задачи:
- рассмотреть основные аспекты методики организации и проведения классного часа.
- способствовать всестороннему развитию суворовцев.
Формы и методы работы:
- Рекомендации по организации и проведению классного часа;
- Рекомендации по выбору тематики классного часа;
- Методика организации и проведения классного часа.
В работе используются следующие виды современных педагогических технологий: групповые, развивающего обучения, информационно-коммуникационные, технология сотрудничества, коллективного творческого дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Методика организации и проведения классного часа" | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника училища
(по воспитательной работе)
_____________ О.Н. Шатров
«__»_______ 20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Заведующий отделом
воспитательной работы
_____________ Ромашкин К.А.
«__»_______ 20__ г.
Методическая разработка
«Методика организации и проведения классного часа»
Педагога-организатора 3 учебного курса
Весельева Александра Федоровича
2018
Цель работы: Методическая разработка "Методика организации и проведения классного часа" подготовлена педагогом-организатором 3 учебного курса МсСВУ Весельевым Александром Федоровичем в целях обмена опытом и оказания методической помощи педагогам-организаторам учебных курсов ФГКОУ "Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации, обобщение личного опыта организации и проведения классного часа в воспитательном процессе с суворовцами.
Задачи:
- рассмотреть основные аспекты методики организации и проведения классного часа.
- формирование личности, способной к творческой деятельности;
Формы и методы работы:
- Рекомендации по организации и проведению классного часа;
- Рекомендации по выбору тематики классного часа;
- Методика организации и проведения классного часа;
В работе используются следующие виды современных педагогических технологий: групповые, развивающего обучения, информационно-коммуникационные, технология сотрудничества, коллективного творческого дела.
Результативность: развитие творческих способностей суворовцев и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого в ходе подготовки суворовца к классному часу, выявление и использование индивидуальных особенностей воспитанников. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество воспитанности.
Одной из главных форм воспитательной работы является классный час.
Классный час выполняет различные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.
- Просветительская функция – расширение информационного поля учащихся по этике, эстетике, математике, о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
- Ориентирующая функция – обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой.
- Направляющая функция – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем; предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.
- Формирующая функция – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все функции: он и просвещает, и ориентирует, и формирует, и направляет учащихся.
Темы и содержание классных часов педагог определяет, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы), выявит проблемы воспитания и отношений в коллективе.
Подготовка педагога к классному часу предполагает выполнение следующих действий:
1) определение темы классного часа, формулировка его цели исходя из задач воспитательной работы с коллективом;
2) тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач на основе требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие их возрастным особенностями, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);
3) составление плана подготовки и проведения классного часа;
4) привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;
5) подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для откровенного, непринужденного разговора;
6) определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников училища, специалистов по теме классного часа;
7) определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения классного часа;
8) выявление возможности по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.
Для того чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим критериям:
- Классные часы должны быть построены так, чтобы в своём содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.
- В ходе классного часа педагог не должен навязывать своего мнения и своих суждений учащимся, но он должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.
- Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть различные виды деятельности.
- Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
- Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда воспитанник сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и своё отношение к данному классному часу.
При подготовке и проведении классных часов используются различные приёмы: а) рассказ, чтение газетных и журнальных материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий; б) лекции, проводимые приглашёнными специалистами; в) анкетирование и анализ его результатов; г) беседы за круглым столом, обсуждение конкретных событий; д) знакомство с произведениями искусства, элементы художественно – творческой деятельности самих учащихся (когда в ходе классного часа поют, рисуют, сочиняют); е) обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением; ж) ,,мозговой штурм’’, работа в творческих группах.
Практика показывает, что наиболее эффективны и интересны для детей приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности.
В зависимости от методики проведения классные часы подразделяют на три вида.
К первому виду относятся классные часы, к которым требует от педагога широких познаний, жизненного и педагогического опыта. В ходе их проведения дети лишь привлекаются к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов и примеров. Таковы, например, классные часы на темы: «Что такое самообразование?», «Как развивать память?», «Об индивидуальности и индивидуализме» и др. Некоторые классные часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов – врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя – оказать им помощь в подготовке беседы или выступления.
Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагога и учащихся. Определение главных идей и содержания, как правило, принадлежит педагогу, а пути и методы их воплощения педагог разрабатывает вместе с детьми. Под руководством педагога воспитанники готовят отдельные фрагменты классного часа, педагог ведет классный час, привлекая детей к обсуждению проблемы, объединяя выступления суворовцев и отдельных групп в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори добро ради добра» и др.
Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих воспитанников. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает микроколлективам составить творческие задания. При самостоятельной подготовке по группам ученики проявляют творческий подход, много выдумки, фантазии, между группами возникает дух соревнования. Ведут классный час сами суворовцы, педагог лишь иногда направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе групп.
Выбор вида классного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства и индивидуальных особенностей педагога, характера его взаимоотношений с воспитанниками.
Для подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс.
Элементы алгоритма:
- Определение темы, целей и задач.
- Выбор формы проведения и названия.
- Предварительная подготовка:
- подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д. по теме;
- составить план проведения;
- дать домашнее задание суворовцам для предварительной подготовки к классному часу;
- определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.
4. Проведение самого мероприятия.
5. Педагогический анализ совершается на двух уровнях:
- обсуждение вместе с учащимися успешности (не успешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем;
- собственно педагогический анализ – анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками.
В структурном отношении классный час состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.
Организация и проведение классного часа.
1. Название (в названии отображается тема классного часа, оно должно не только точно отображать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме).
2. Цель, задачи (задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание).
3. Оборудование (к оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литература и т.д.).
4. Форма проведения (например, экскурсия, викторина, конкурс, спектакль и т. д.)
5. Ход
1. Организационный момент (0.5 – 3 мин.) Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции.
Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени.
Рекомендации: эффективному переключению детей на внеучебную деятельность способствует:
1. сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи и т.п.
2. изменение организации детей (расположение детей на ковре, кругом) или переход в другое помещение, (музей, библиотеку, в комнату досуга, в киноконцертный зал, в класс музыки и т. п.)
2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).
Цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию, определить уровень осведомленности детей по данной теме, «перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме занятия. На этом этапе педагогу требуется не только «зажечь» детей, но и определить, нужно ли внести коррективы по ходу занятия. Например, педагог рассчитывал на новизну своего сообщения и запланировал рассказ, а вводная беседа показала, что дети знакомы с этой проблемой. Тогда педагогу необходимо заменить рассказ на беседу или игровую ситуацию.
Тематика классных часов может быть различных направлений:
- Классные часы, направленные на развитие интеллектуальных способностей
- Классные часы по трудовому и семейному воспитанию
- Классные часы по формированию здорового образа жизни
- Классные часы о нравственном воспитании
- Классные часы военно-патриотического и правого воспитания
- Праздничные классные часы
- Классные часы по экологическому воспитанию
Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.
Выделяются следующие формы классного часа:
- классное собрание;
- беседа (этическая, нравственная);
- диспуты;
- встречи с интересными людьми;
- викторины по различным областям знаний;
- дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
- КВНы;
- интерактивные игры;
- игры-путешествия;
- театральные премьеры;
- тренинги;
- читательские конференции.
Рекомендации по организации классного часа:
- Содержание классных часов строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.
- В процессе обсуждения поставленных вопросов педагог должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
- Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.
- Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.
- Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам рекомендуется назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен.
Критерии эффективности классного часа:
личностная значимость для учащихся
комфортность, благоприятный психологический климат
возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников.
обогащенность жизненного опыта учащихся
духовно-нравственная ценность
вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа
Нравственный классный час
Нравственный час общения требует хорошей подготовки взрослого к такому разговору. Ведь классный час, посвященный нравственным проблемам, должен готовить учащихся к взрослой жизни. Формируемые нравственные ценности станут опорой и основой взрослого нравственного поведения воспитанников.
Цели нравственного классного часа:
1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников,
4. Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.
Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравственных классных часов, классный руководитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций.
Например, можно предложить воспитанникам поразмышлять над следующими нравственными понятиями (дать им толкование): свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость и т. д.
Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определяет выбор классного руководителя будущей тематики нравственных классных часов.
Подготовка нравственного классного часа должна сопровождаться серьезной предварительной работой, а именно:
I. Определение темы
Определив тему классного часа, классный руководитель просит учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записанных на доске и дать их объяснение учителю. Безусловно, не все ребята класса начнут искать в словарях объяснения нравственным понятиям, но те ребята, которые это смогут сделать, должны стать помощниками в подготовке таких классных часов.
П. Подбор материала
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы.
Бывает и такое, что нравственный классный час проводится незапланированно, так как связан со сложившейся ситуацией в учебной группе или училище. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
Надо отметить, что нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные классные часы перестают быть для ребят интересными и значимыми. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, вызывал у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.
Интеллектуально-познавательный классный час
Цели и формы интеллектуально-познавательных классных часов
Интеллектуальное развитие учащихся - неотъемлемая часть воспитательной работы педагога. Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания — рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию.
Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:
- интеллектуальные марафоны;
- дни интеллектуального творчества;
- защита интеллектуальных проектов;
- интеллектуальные ринги и викторины;
- заседание клубов интеллектуалов;
- школа интеллектуального развития.
Тематический классный час
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся, способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению.
Тематические классные часы требуют от педагога серьезной подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Тематические классные часы дают больший результат, если они построены с учетом возраста учащихся, потребностей воспитательного характера в классном коллективе.
Информационный классный час
Информационный классный час должен расширять кругозор детей, знакомить их с периодической печатью и извлекать из неё много интересного и полезного для собственного развития, формировать пытливость ума и исследовательские умения учащихся. Информационные часы могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в мире, стране и городе.
Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, с интересными явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий в жизни страны.
При подготовке информационного классного часа педагог может руководствоваться следующими правилами.
Правило первое. Информационный классный час должен быть актуальным и современным.
Правило второе. Информация, которую обсуждают ребята, должна быть интересной и занимательной, учитывающей возраст учащихся.
Правило третье. Информация должна быть всему классу заранее известной.
Правило четвёртое. Информация, которую предлагает педагог учащимся, должна быть беспристрастной.
Правило пятое. Информационный классный час должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умение сравнивать, обобщать, делать вывод).
Основными формами работы во время информационного часа могут быть следующие: газетные сообщения; пересказ событий в мире и стране с использованием газетных текстов; путешествие по картам и глобусам; комментированное чтение газетных и журнальных материалов; просмотр и обсуждения телематериалов.
Информационный классный час может проходить в виде:
- викторины;
- информационного ринга;
- конкурса эрудитов;
- конкурса стенной печати;
- встреч и экскурсий;
- праздников газет и журналов;
- путешествий во времени.
Классный час играет большую роль в жизни воспитанников. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение педагога с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Список использованной литературы
- Ачкасова Н. А., Сорокина И. С., Сорокина О. С. Наше здоровье в наших руках (+ CD-ROM); Антология - Москва, 2012. - 128 c.
- Боброва Л. В. Классные часы, нетрадиционные уроки и школьные праздники; Феникс - Москва, 2007. - 260 c.
- Дик Н. Ф. Веселые классные часы в 7-9 классах; Феникс - Москва, 2008. - 352 c.
- Дик Н. Ф. Тематические классные часы "Подросток и закон" в 5-8 классах; Феникс - Москва, 2008. - 288 c.
- Дик Н. Ф. Тематические классные часы "Человек и закон" в 9-11 классах; Феникс - Москва, 2008. - 288 c.
- Дик Н. Ф., Дик Т. И. Настольная книга классного руководителя 8-11-х классов. Воспитание в условиях профильного обучения; Феникс - Москва, 2008. - 320 c.
- Щуркова Н. Е. Классное руководство. Игровые методики; Педагогическое общество России - Москва, 2008. - 224 c.
Педагог-организатор 3 учебного курса
Весельев А.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методика проведения классного часа на тему: "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться"".
Данная методическая разработка представляет собой методику организации и проведения классного часа "Здоровый образ жизни- человек на которого нужно равняться". Может быть использована в качестве...
Методика и формы проведения классных часов
Методика и формы проведения классных часов...
Организация и проведение классного часа по теме "Сочи-2014"
Организация и проведение классного часа по теме "Сочи-2014"...
Методика подготовки и проведения классного часа.
КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС.Классный час – это… Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час? С этой целью я обратилась к...
Рекомендации по организации и проведению классного часа в начальной и средней школе
Данная презентьация содержит важные рекомендации для классного руководителя, которыми он может воспользоваться при подготовке к классному часу....
Методическая разработка на тему: "Организация и проведение классного часа в ДШИ"
Разработан сценарий классного часа, описаны виды классных часов....
Методика подготовки и проведения классного часа.
Имеются ли единые требования к проведению данного мероприятия? Чего хочет добиться классный руководитель посредством проведения классного часа? Как часто нужно собирать детской коллектив?...