Сборник контекстных инклюзивных задач
учебно-методический материал на тему
Уровень педагогического мастерства во многом определяется владением способами решения контекстных проблемных ситуаций и задач (в том числе инклюзивных). Педагогическое мышление будущего педагога проявляется в анализе информации, относящейся к решению задачи, ее условий, средств и способов решения.
Контекстные проблемные задачи являются эффективным методическим ресурсом, определяющим возможность реализации компетентностного и контекстного подходов инклюзивной готовности будущих педагогов.
Поиск решения, их аргументация требуют привлечения межпредметных знаний и навыков, опору на аналитико-синтетические операции мышления, основывается на знании психологии воспитанников и законов коллективной жизни, учете возрастных, индивидуальных, психофизиологических особенностей. В видении ситуации, выделении проблемы, вариантов ее решения, их оценке и выборе оптимального варианта в полной мере отражается ценностно-смысловая профессиональная позиция педагога и уровень сформированности инклюзивной культуры.
Сборник содержит инклюзивные контекстные задачи и ситуации, мини-кейсы проблемного содержания различных классов (интегративные, практические, внутриконтекстные, внешнеконтекстные, поликонтекстные) и уровней сложности, вопросы и задания к ним.
Может быть использован в качестве дидактического материала при реализации программ общепрофессиональных дисциплин, междисциплинарных курсов студентов специальностей: 49.02.01 Физическая культура, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования и в качестве пособия для самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_inklyuzivnyh_kontekstnyh_zadach_dlya_budushchih_pedagogov.docx | 451.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Западно-Сибирский государственный колледж»
Сборник контекстных инклюзивных задач для студентов специальностей:
49.02.01 Физическая культура
44.02.03. Педагогика дополнительного образования
Тюмень 2017
Одобрено предметно-цикловой комиссией физкультурно-педагогического направления______________Важенин В.А. «01» сентября 2017 г. |
Составители:
Важенин В.А, преподаватель ГАПОУ ТО «ЗСГК»,
Яркова Л.И, преподаватель ГАПОУ ТО «ЗСГК»,
Бутыч Н.С, кандидат педагогических наук, преподаватель ГАПОУ ТО «ЗСГК».
Пояснительная записка
Уровень педагогического мастерства во многом определяется владением способами решения контекстных проблемных ситуаций и задач (в том числе инклюзивных). Педагогическое мышление будущего педагога проявляется в анализе информации, относящейся к решению задачи, ее условий, средств и способов решения.
Контекстные проблемные задачи являются эффективным методическим ресурсом, определяющим возможность реализации компетентностного и контекстного подходов инклюзивной готовности будущих педагогов.
Поиск решения, их аргументация требуют привлечения межпредметных знаний и навыков, опору на аналитико-синтетические операции мышления, основывается на знании психологии воспитанников и законов коллективной жизни, учете возрастных, индивидуальных, психофизиологических особенностей. В видении ситуации, выделении проблемы, вариантов ее решения, их оценке и выборе оптимального варианта в полной мере отражается ценностно-смысловая профессиональная позиция педагога и уровень сформированности инклюзивной культуры.
Сборник содержит инклюзивные контекстные задачи и ситуации, мини-кейсы проблемного содержания различных классов (интегративные, практические, внутриконтекстные, внешнеконтекстные, поликонтекстные) и уровней сложности, вопросы и задания к ним.
Может быть использован в качестве дидактического материала при реализации программ общепрофессиональных дисциплин, междисциплинарных курсов студентов специальностей: 49.02.01 Физическая культура, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования и в качестве пособия для самостоятельной работы.
Инклюзивные контекстные задачи и ситуации, мини-кейсы
Задача 1
Составьте профиль группы, в котором отразите: состав, присутствие детей с особыми образовательными потребностями, характеристику каждого ребенка с позиций: (потребность в создании специальных условий и адаптации физкультурно-оздоровительной образовательной среды (что, в каком объеме, каким образом следует адаптировать), сформированность основ учебной деятельности, общения (средства и техники), взаимодействия со сверстниками).
Для выполнения задания составьте перечень вопросов, которые следует задать педагогу-психологу, родителям/законным представителям ребёнка.
Задача 2
Посетите коррекционное физкультурно-оздоровительное занятие с детьми с особенностями психофизического развития. Проведите анализ его содержания и методики работы. Составьте свой план занятия с учетом результатов работы педагога. Обоснуйте его содержание и способы достижения поставленных целей.
Задача 3
Киру (моему старшему сыну) сейчас 3 года 8 месяцев. Вообще лично меня в поведении Кира ничего никогда не напрягало. Конечно, иногда раздражало, что он убегал во время прогулки, куда глаза глядят, но стоило мне (после долгих уговоров) сказать, что я ухожу, то он с плачем возвращался (думала и думаю до сих пор - гиперактивность). Иногда он мог часами катать машинки, но разве это ненормально? После рождения дочери мало внимания Киру стала уделять, он утратил интерес к книгам, абсолютно не стало режима. Кир перестал даже пытаться подражать звукам (хотя до этого некоторые звуки подражания были). Начала переживать по поводу того что он не разговаривает, но врачи говорили, подождите, наверное, еще не созрел. Реально занялась его неразговорчивостью в 3 года, сначала нам поставили диагноз алалия, хотя он говорил около 10 слов. Поэтому я сразу решила сделать полное обследование в институте педиатрии. Со стороны мозга - никаких нарушений не выявили, поэтому логопед поставил ОНР, психиатр ЗПР и педагогическая запущенность. Кир пьет сок только одного вида и одного цвета, я не могу заставить его есть суп, почти все он ест с вареной колбасой. Была бы рада любым рекомендациям: на что обратить внимание, чтобы понять есть аутизм или нет, что есть нормальное поведение, что нет (из письма на одном из сайтов по дефектологии).
Вопросы:
- Охарактеризуйте диагнозы, поставленные Киру специалистами (алалия, ОНР, ЗПР, гиперактивность, педагогическая запущенность).
- Назовите характерные проявления аутизма.
- Дайте рекомендации автору письма.
Задача 4
В классе начальной школы 20 учеников. Из них 4 ребенка имеют общее недоразвитие речи – ОНР (III уровень). Кроме этого отмечаются проблемы развития эмоционально-волевой сферы (агрессивность, неусидчивость, гиперактивность).
Вопрос:
Как организовать режимные моменты, предусматривая взаимодействие детей с нормальным и нарушенным речевым развитием
Задача 5
Светлана, мама 4-летнего ребёнка с аутизмом, пишет: «…с нами это было в последний раз в бассейне. От организации «…» была договорённость с бассейном о выделении одной дорожки для детей-инвалидов. Т. нравится бассейн, и я бы очень хотела отдать его в плавание. Подошла прямо в бассейне к тренеру и спросила, можно ли и нам заниматься, на что услышала: «С ТАКИМИ детьми мы не занимаемся». Я спросила: «С какими с ТАКИМИ?» В ответ – уходящая спина тренера. И это при всём при том, что мой ребёнок с лёгкой формой аутизма выглядит абсолютно здоровым – диагноза на лице нет».
Вопрос:
Что Вы как будущий, работающий в инклюзивной среде, посоветуете маме Т.?
Задача 6
«У одного из моих учеников недавно появился новый страх. И это не типичная для аутизма фобия. Он не боится звука пожарной сигнализации и не испытывает тревогу, когда слышит гром. У него есть страх, которым я, можно сказать, горжусь. Мне не хочется признаваться в этом, но я рада, что он боится этого. Этот страх говорит о том, что оценки являются поощрением для него. Не только похвала, но и оценки тоже. И речь идет о хороших оценках. Этот ребенок хочет хороших оценок так сильно, что он боится принимать участие в написании контрольных, потому как не хочет получить низкие оценки» (педагог специального образования, Саша Халлаган, работающая в классе с аутичными детьми на протяжении многих лет).
Вопросы:
- Согласны ли Вы с мнением педагога?
- Каким образом Вы оцениваете появление «социально одобряемого страха» у воспитанника с расстройствами аутистического спектра? Аргументируйте свой ответ.
Задача 7
Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама мальчика с ОВЗ волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка.
Вопрос:
Что должен предпринять педагог, чтобы разрешить опасения матери?
Задача 8
Валентине Дроздковой пришлось обратиться за помощью в Общественную организацию инвалидов «Перспектива», чтобы ей помогли установить подъемник в школе, где учится ее сын Кирилл. Несколько лет мальчик добирался до своего класса на первом этаже на специальной коляске, однако с пятого класса занятия перенесли на другие этажи, куда доступ ему был закрыт. После вмешательства общественников, прессы и звонка в Департамент образования подъемник привезли в школу. История Кирилла Дроздкова закончилась хорошо. Мальчик избежал надомного образования, остался в кругу своих сверстников и друзей. Однако многие его ровесники, с детства прикованные к инвалидной коляске, вынуждены почти все время проводить дома. Каждый двенадцатый ребенок не может учиться в ближайшей школе - они для инвалидов пока не адаптированы.
Вопросы:
- На какие законы и законодательные акты опирались юристы «Перспективы» в своём письме?
- Как соблюдаются права детей с ОВЗ в Вашем городе, районе?
- Какие условия организации безбарьерной среды Вы считаете основными?
Задача 9
Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту.
Вопросы:
- Как должен поступить классный руководитель в сложившейся ситуации?
- Как должны поступить родители в сложившейся ситуации?
- Как должен поступить руководитель образовательного учреждения в сложившейся ситуации?
Задача 10
Виктор К. имеет стойкие нарушения слуха, в школе - один из лучших, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах.
Вопросы:
- Какой стиль воспитания мог привести к данной проблеме?
- Какие виды консультирования семье может предложить педагог?
Задача 11
В детском коллективе образовательной организации совместно обучаются дети с нормальным и нарушенным развитием. Из 18 детей трое имеют ОВЗ. Один ребенок с ОВЗ систематически оказывается инициатором конфликтных ситуаций в детском коллективе. Это вызывает негативную реакцию со стороны родителей.
Вопрос:
Что должен сделать педагог, чтобы формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ в детском и взрослом коллективе?
Задача 12
Проанализируйте отрывок из статьи «Минусы надомного обучения»: Недельная учебная нагрузка при домашнем обучении меньше учебной нагрузки детей в общеобразовательной школе. При этом «забываются» занятия по коррекции недостатков развития ребенка (лечебная физическая культура, логопедия, занятия со специальным психологом и т.д.). Практически ежегодно у детей меняются учителя по всем предметам. За 9 - 11 лет обучения ребята пытаются привыкнуть к требованиям 20-25 учителей.
Вопросы:
- Какие «минусы» надомного обучения перечислены в отрывке статьи? Согласны ли Вы с точкой зрения автора?
- Сформулируйте Ваши предложения по улучшению качества домашнего обучения.
- Назовите источник финансирования дополнительных образовательных услуг при обучении на дому одарённого ребёнка с ОВЗ?
Задача 13
Осуществите адаптацию содержания выбранного вами задания физкультурно-оздоровительной направленности с учетом особых образовательных потребностей ребенка с особенностями психофизического развития, обучающегося в группе (на выбор). Адаптируйте методические рекомендации к его выполнению.
Вопросы:
- Какие «минусы» надомного обучения перечислены в отрывке статьи? Согласны ли Вы с точкой зрения автора?
- Сформулируйте Ваши предложения по улучшению качества домашнего обучения.
- Назовите источник финансирования дополнительных образовательных услуг при обучении на дому одарённого ребёнка с ОВЗ?
Задача 14
В образовательную организацию поступил ребенок, имеющий детский церебральный паралич и передвигающийся на коляске. Умственные способности и саморегуляция сохранны. Наблюдаются недостатки произносительной стороны речи. Администрация организации на педагогическом совете предлагает коллективу принять решение об отчислении такого ребенка. Причинами отказа в получении образовательных услуг становится отсутствие специальных условий (нет пандусов).
Вопрос:
Как Вы проголосуете? Аргументируйте свой ответ.
Задача 15
(Из дневника мамы ребёнка с ЗПР). Меня постоянно мучает мысль: не лишаю ли я своего ребенка детства? Я занимаюсь с ним постоянно, стараюсь не упустить ни одного дня. А вот права ли я в том, что в «дитя» каждый день практически какие - то умения запихиваю? Ему - то тоже это не всегда в радость: хочется побездельничать, побеситься, а тут мама со своей муштрой. У меня такое ощущение, что каждый день, который прошел без занятий, - это минус мне и сыну, и если минусы эти поднакопятся, то наш поезд уйдет. А летом прочла книжку для родителей особых детей, и меня резанула фраза о том, что эти родители очень часто любят своих детей жестокой, требовательной любовью. Вместо того, чтобы наслаждаться своим ребенком таким, как он есть, они пытаются всеми силами вернуть его к норме. А норма - понятие растяжимое. Так стоит ли пытаться всеми способами изменить своего ребенка, поставить на ноги, максимально оздоровить и социализировать?
Вопросы:
- Как бы Вы озаглавили этот текст?
- Какие проблемы поднимает автор? Сформулируйте эти проблемы.
- Каковы характерные особенности детей с ЗПР?
- Дайте ответ на вопрос мамы ребёнка с ЗПР.
Задача 16
Педагог замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-инвалида также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу проблем коммуникации.
Вопросы:
- Что должен предпринять педагог в данной ситуации?
- С кем педагог в первую очередь должен решить этот вопрос?
Задача 17
Мой аутист с раннего детства давал мне понять, чтобы я оставила его в покое. Он очень любит быть один, и я всегда чувствовала, что мешаю ему. Поэтому, чтобы его развивать, учить, просто поговорить, всегда приходится преодолевать его сопротивление. Одна из моих подруг советовала говорить с ним об аутизме пораньше, чтобы он вырос с этим пониманием, и для него не стало травмой это «открытие» позже в жизни. Сейчас я думаю, стоило последовать ее совету, но я не нашлась, как. Заговорила с ним об этот только после эмиграции (мы сейчас в США), где он попал в так называемое инклюзивное образование и появились знакомые обычные дети. Девочки стали его, естественно, игнорировать в качестве потенциального партнера «встречаться», и больше держать тему закрытой уже не было возможности. Я постаралась об этом заговорить бодрым тоном и так, чтобы было естественно для него. Он все равно был в шоке и переживал. Но не говорить было бы хуже, потому что он перестал понимать, что с ним происходит в жизни. Спрашивал меня много раз об этом: «Что происходит? Что со мной? Я не такой?» и пр. Теперь мы с ним, по крайней мере, можем говорить о возможных путях разбираться с проблемами. Так что правильно, неправильно, а говорить (в нашем случае) оказалось надо. (Из монолога мамы на приёме у дефектолога).
Вопросы:
- Сформулируйте актуальную проблему монолога. Что вы думаете по этому поводу?
- Продолжите фразу: инклюзивное образование - это...
- «Одна из моих подруг советовала говорить с ним пораньше, чтобы он вырос с этим пониманием, и для него не стало травмой это «открытие» позже в жизни...» . Можно ли согласиться с данным советом?
Задача 18
Разработайте план проведения конкурса рисунков в классе на тему «Я на чужой планете». В качестве одной из задач включите формирование уважительного отношения к «иным людям» людям. Составьте план беседы с детьми, целью которой является формирование толерантного отношения к другому человеку.
Задача 19
Составьте план фрагмента занятия с использованием невербальных средств общения (система PECS, пиктограммы и т.д.). Включите разработанный фрагмент в структуру занятия.
Составьте перечень вопросов для проведения рефлексии с детьми и ауторефлексии. Обобщите ваши наблюдения и сделайте выводы.
Задача 20
Осуществите адаптацию содержания выбранного вами задания физкультурно-оздоровительной направленности с учетом особых образовательных потребностей ребенка с особенностями психофизического развития, обучающегося в группе (на выбор). Адаптируйте методические рекомендации к его выполнению.
Проведите рефлексию вашей деятельности. С какими трудностями вы столкнулись?
Задача 21
В общеобразовательной школе обучается мальчик с нарушением слуха (II степень тугоухости). В учреждении созданы специальные условия: имеется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования, есть адаптированная образовательная программа, разработан индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Вам предстоит работать с этим ребенком. Представьте план Вашей работы в направлении профессионального самообразования в целях оказания компетентной помощи названному ребенку.
Задача 22
Дайте характеристику взаимоотношениям в семье, анализируя проективную методику «Моя семья». Представьте себе, что автор рисунка мальчик 12-ти лет, имеет ограниченные возможности здоровья.
Задача 23
Отметьте те игрушки, которые могут негативно сказаться на развитии личности ребенка с ОВЗ. Почему?
1. 2. 3. 4.
5. 7. 8.
Аргументируйте свой выбор : ________________________________________ __________________________________________________________________
Задача 24
Используя метод Мандала, напишите заключение о сплоченности классного коллектива, в котором обучаются дети с ОВЗ и их эмоциональном состоянии. Предлагается несколько вариантов, сделанных детьми мандал. Опишите каждую.
Инструкция: Мандала - это циркулярное изображение, являющееся архетипическим символом психической целостности. Создаваемые в ходе психотерапевтических сессий мандалы могут затем интерпретироваться с учетом особенностей их цвета, движения и формы.
1. 2.
Список используемых источников:
- Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Хитрюк Вера Валерьевна. Балтийский федеральный университет имени И. Канта. России. – Калининград, 2015.
- Неделина, С.В. Рабочая тетрадь слушателя курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования детей с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования»» / С.В. Неделина, Е.М. Беспаленко, Н.С. Киреченкова, Н.А. Крутько, С.Н. Кашкин, А.В. Енин. Под ред. Неделиной С.В.– Воронеж: ВИРО, 2016.
- Синявская, А.А. Сборник контекстных задач по основам инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-kontekstnih-zadach-po-osnovam-inklyuzivnogo-obrazovaniya-1761199.html (08.04.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник практико-ориентированных задач по математике для 5-8 классов
В сборник включены практико-ориентированные текстовые задачи по математике. В каждой теме по 2 варианта. Уровень сложности задач можно разделить на три группы: базовый, средний и повышенный.Все ...
СБОРНИК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ХИМИИ
СБОРНИК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙПО ХИМИИдля учителей и обучающихся общеобразовательных школ Составители: Курочка Юлия Васильевна, Подукова Галина Павловна...
Сборник практико-ориентированных задач
Сборник практико-ориентированных задач...
Сборник профессионально-ориентированных задач по генетике
Задания разработаны для студентов медицинских коледжей для развития навыков клинического мышления...
Методический сборник " Решение генетических задач"
Методическое пособие представляет собой сборник школьного курса биологии 11класса, тематически соответствует программе обучения и учебнику.В пособии представлены алгоритм...
Сборник военно-прикладных задач
Сборник состоит военно-прикладных задач. В задачах рассмотрены пути решения задач и ответы к ним, а также подборка задач повышенной сложности, ответы к которым отсутствуют. К некоторым задачам прилага...