Дидактический материал для уроков технологии
учебно-методический материал на тему

Федотова Маргарита Владимировна
Вся организация учебного процесса должна в полной мере способствовать повышению результативности обучения, формированию и развитию познавательного интереса у учащихся, стимулированию их творческой деятельности и активности. Очень важно, чтобы ребёнок развивался и интеллектуально и эмоционально, чтобы он творчески подходил к выполнению того или иного задания и упражнения. Как грамотно организовать педагогический процесс обучения и добиться того, чтобы учащимся было интересно и увлекательно на уроках, чтобы программный материал усваивался легко и непринуждённо? Считаю, что большая роль в развитии интереса к изучаемому предмету, а в первую очередь, технологии, принадлежит дидактическому материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_k_urokam_tehnologii.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал на уроках технологии

1. Раздел “Технология обработки ткани”. 7-й класс

Блицтурниры

Командам предлагается по очереди ответить на вопросы, задаваемые в течение одной минуты. Выигрывает та команда, которая ответит на большее число вопросов.

Блицтурнир 1

Вопросы 1-й команде

  1. Операция по временному соединению деталей.
  2. Страна, в которой был изобретён шёлк.
  3. Нить, расположенная поперёк ткани.
  4. Какого происхождения волокна льна и хлопка?
  5. Оборудование для прочного соединения деталей между собой.
  6. Вид женской поясной одежды.
  7. Свойство ткани изменить линейные размеры под различными воздействиями.
  8. Расстояние между двумя последовательными проколами ткани иглой.
  9. Сырьё для получения ткани.

Вопросы 2-й команде

  1. Операция по соединению деталей.
  2. Город, прославившийся выпуском швейных машин.
  3. Нить, расположенная вдоль ткани.
  4. Из волокон какого происхождения получают шерсть и шёлк?
  5. Материал для соединения деталей изделия.
  6. Вид женской русской одежды.
  7. Свойство материала выдерживать большое изменение линейных размеров.
  8. Ряд последовательных стежков.
  9. Материал, из которого шьют одежду.

Блицтурнир 2

Вопросы 1-й команде

  1. В поле вырастает, весь мир одевает.
  2. Ажурная отделка.
  3. Вид женской одежды.
  4. Внутренняя невидимая часть воротника.
  5. Родина хлопчатника.
  6. Плотная шёлковая ткань.
  7. Наука об умении, мастерстве, искусстве.
  8. Полоски ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием.
  9. Волокна, изготовленные из целлюлозы.
  10. Шёлковая ткань из искусственных нитей.

Вопросы 2-й команде

  1. Средство соединения деталей.
  2. Волокна, полученные путём химических реакций различных веществ.
  3. Полотняя хлопчатобумажная ткань.
  4. Полоска ткани, заложенная складочками.
  5. Родина крепдешина.
  6. Изделия, объединенные в самостоятельные группы по определённым признакам.
  7. Ткань из синтетического волокна.
  8. Временное преобладание тех или иных видов изделий.
  9. Деталь воротника.
  10. Продольные нити ткани.

Ответы

Блицтурнир 1 

1-я команда. 1. Смётывание. 2. Китай. 3. Уток. 4. Растительного. 5. Швейная машина. 6. Юбка. 7. Усадочность. 8. Стежок. 9. Волокно.

2-я команда. 1. Стачивание. 2. Подольск. 3. Основа. 4. Животного. 5. Нитки. 6. Рубаха. 7. Растяжимость. 8. Строчка. 9. Ткань.

Блицтурнир 2. 

1-я команда. 1. Лён. 2. Кружева. 3. Юбка. 4. Стойка. 5. Индия. 6. Атлас. 7. Технология. 8. Оборки. 9. Искусственные. 10. Вискоза.

2-я команда. 1. Шов. 2. Синтетические. 3. Бязь. 4. Рюш. 5. Китай. 6. Ассортимент. 7. Капрон. 8. Мода. 9. Отлет. 10. Основа.

2. Викторины на тему “Технология обработки ткани”. 7-й класс

Викторина 1 

  1. Плотное тяжёлое двойное сукно как из шерстяной пряжи, так с утком из хлопчатобумажных нитей.
  2. Очень редкая сквозная ткань из хлопчатобумажной или льняной пряжи.
  3. Плотная хлопчатобумажная ткань, чаще однотонная, реже набивная или с текстильным орнаментом в виде полос.
  4. Очень тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.
  5. Синтетическая ткань, в определённой пропорции смешанная с шерстью.
  6. Суровая тонкая хлопчатобумажная ткань.
  7. Ткань из синтетического волокна, схожая с шёлком, но во многом превосходящая его.
  8. Двусторонняя одноцветная или узорчатая ткань полотняного переплетения.
  9. Подкладочная хлопчатобумажная ткань с диагональным переплетением нитей.
  10. Хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из отбеленной пряжи.
  11. Шерстяная ткань полотняного переплетения с последующим валянием и отделкой.
  12. Шёлковая, а позднее и хлопчатобумажная ткань из очень туго скрученных нитей и основы полотняного переплетения.
  13. Тонкая, упругая, прочная ткань.
  14. Прочное волокно животного происхождения.

Викторина 2 

  1. Редкая, сквозная ткань из хлопчатобумажной или льняной пряжи, сильно аппретированная, применяется в качестве подкладки, например, в манжеты.
  2. Лёгкая, тонкая, прозрачная хлопчатобумажная ткань. Из неё шьют платья, преимущественно для девушек, а также занавески.
  3. Широко распространённая хлопчатобумажная ткань Из неё шьют детское бельё, пододеяльники и наволочки.
  4. Красивая ткань, изготовленная из льняной крученой пряжи, идёт на костюмы и платья.
  5. Шёлковая, полушёлковая, хлопчатобумажная с мелким поперечным рубчиком ткань. Из неё шьют платья, блузки, мужские сорочки.
  6. Синтетическое волокно, в определённой пропорции смешанное с шерстью. Одежда, сшитая из этой ткани, прочная, элегантная, долго сохраняет свою форму.
  7. Синтетическая ткань, внешне схожая с шёлком, но во многом превосходящая его, прочная, эластичная, морозостойкая, не боится влаги, стойкая к истиранию, хорошо окрашивается.

Викторина 3 

  1. Назовите известных Кутюрье Российской Федерации.
  2. Когда был открыт первый дом моделей в СССР?
  3. В какой стране имеется фабрика по изготовлению обуви из рыбьей кожи?
  4. Назовите шотландского химика, который изобрёл непромокаемую прорезиненную ткань, из неё стали шить плащи, которые называли его именем.
  5. Назовите английского фельдмаршала, который прославился не своими военными победами, а оригинальным покроем рукава на одежде, которую он носил.
  6. Как звали французского генерала, носившего брюки оригинального фасона?
  7. Назовите английского графа, который для охоты отрезал полы своего сюртука – так родилась одежда, которую стали носить мужчины, а потом и женщины.
  8. Где и когда была изобретена “молния”, которую сначала использовали в обуви?

Ответы на викторины

Викторина 1

1. Драп. 2. Канва. 3. Канифас. 4. Кисея. 5. Лавсан. 6. Миткаль. 7. Нейлон. 8. Поплин. 9. Саржа. 10. Ситец. 11. Сукно. 12. Тафта. 13. Шёлк. 14. Шерсть.

Викторина 2

1. Канва. 2. Кисея. 3. Муслин. 4. Рогожка. 5. Поплин. 6. Лавсан. 7. Нейлон.

Викторина 3

1 .В. Зайцев, В. Юдашкин и др. 2. 1934 год. 3. Бразилия. 4. Макинтош, 1823 год. 5. Реглан. 6. Галифе. 7. Спенсер. 8. США,1891.

3. Раздел “Технология обработки пищевых продуктов”. 7-й класс

Игры

Знаешь ли ты кулинарию?

Цель. Повторить и закрепить знания по теме “ Блюда из мяса”.

Ход игры. Учащимся раздаются листы бумаги с перечнем продуктов. Учитель называет блюдо “Салат мясной”. Учащиеся подчёркивают те продукты, которые входят в состав этого блюда. Для следующих блюд “Бефстроганов” и “Котлеты” учащимся также раздаются листы с перечнем продуктов, и ученики подчёркивают те, которые входят в состав данных блюд.

Перечень продуктов:

  • говядина;
  • соль;
  • сухари;
  • картофель;
  • масло;
  • хлеб пшеничный;
  • томат-пюре;
  • сало топлёное;
  • зелень;
  • майонез;
  • сметана;
  • перец;
  • яйцо;
  • молоко или вода;
  • лук репчатый;
  • мука пшённая;
  • говядина отварная;
  • огурцы солёные;
  • салат зелёный.

Викторины

Викторина 1. “Проверь себя” 

  1. Каково происхождение слова “кулинария”?
  2. Назовите лучших пекарей древности.
  3. Назовите период появления сухарей.
  4. Когда пряники стали известны человеку?
  5. Кто впервые начал печь лепёшки?
  6. Имя автора двойного бутерброда.
  7. Имя повара, работавшего в Москве во второй половине 19 в. И прославившегося фирменным салатом.
  8. Откуда произошло мясное блюдо “бефстроганов”?
  9. Название маленьких закусочных бутербродов прямоугольной формы.
  10. Родина макарон.
  11. В какой стране стали впервые готовить “омлет”?
  12. Как произошло название бобов?
  13. Родина томатов.
  14. Кто впервые назвал томаты помидорами?
  15. Родина огурцов
  16. Что означает слово “варенье”?
  17. Откуда произошло название “лимонад”?
  18. Что означает в переводе с французского название напитка “оранжад”?
  19. Что означает “кабачок” в переводе с турецкого?.
  20. Слово “дыня” произошло от афганского слова “досамбу”. Что это означает?

Ответы викторины “Проверь себя”

1. От имени греческой богини Кулины. 2. Римляне. 3. Античные времена. 4. XIV век. 5. Индейцы. 6. Лорд Сандвич. 7. Оливье. 8. По имени графа Строганова. 9. Канапе. 10. Италия. 11. Франция. 12. От латинского слова “фаба”. 13. Перу. 14. Итальянцы. 15. Индия. 16. Это сваренные в сахарном сиропе ягоды, фрукты, орехи или овощи. 17. От фрукта лимона, входящего в состав этого напитка. 18. Апельсин. 19. Тыква. 20. “Запах в руках” .

4. Раздел “Технология обработки ткани”. 6-й класс

Игры

Я – художник-модельер

Цель. Закрепление знаний по технологии обработки ткани, воспитание эстетического вкуса.

Ход игры. Конкурс на лучшее название и рекламу. Викторина “Угагайка”.Моделирование юбки. Конкурс капитанов. Я – художник-модельер

Конкурс на лучшее название и рекламу

Участникам каждой команды предлагается “учредить” своё предприятие или фирму по пошиву модной женской одежды и придумать название фирмы, фирменный знак и дать рекламу выпускаемой продукции.

Викторина “Угадайка”

1. Команды должны ответить на вопрос “Что это”?

Задание 1-й команде

  1. Исключительно женский вид одежды, но, кроме женщин, это носят и шотландские горцы.
  2. Одежда для отдыха и пляжа. Брюки самые короткие по длине.
  3. Мужская сорочка.
  4. Средство, с помощью которого получают объёмность изделия.

Задание 2-й команде

  1. Инструмент для влажно-тепловой обработки изделий.
  2. Типичная принадлежность исключительно мужского костюма.
  3. Свободная блуза для отдыха.
  4. Отрезная и накладная часть юбки, блузки, брюк.

2. По образцам тканей (1-я команда-шёлк, 2-я команда-шерсть) командам нужно определить вид ткани, рассказать о её свойствах, из чего изготовлена, по какому признаку можно определить, показать изнаночную и лицевую стороны ткани.

Моделирование юбки.

Участникам обеих команд предлагается из прямой юбки сделать юбку, расширенную к низу. Учащиеся делают эскиз на бумаге. Оцениваются время и качество исполнения.

Конкурс капитанов.

Капитаны должны заправить верхнюю и нижнюю нити швейной машины. Оцениваются время и правильность выполнения.

Я – художник-модельер.

Учащимся предлагается придумать одежду для девочки своего возраста для школы, для дискотеки, для дома.

Рисунки будущих модельеров выставляются на школьную выставку.

В гостях у Золушки.

Цель. Закрепление полученных знаний по теме “Технология обработки ткани”, ознакомление с некоторыми историческими фактами по данной теме.

Ведущий - учитель технологии, в качестве помощника - персонаж сказки Золушка.

Ход игры. Викторина “Технология обработки ткани”.

Театр моды (домашнее задание).

История развития моды.

Хозяюшка.

Ты мне, я тебе.

Тема и домашнее задание объявляются заранее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для уроков технологии (технический труд) с использованием ИКТ

Предлагаю дидактический материал для уроков технологии (технический труд) с использованием ИКТ. Ресурс содержит текстовой документ и презентацию. Дидактический материал можно использовать как на урока...

Дидактический материал к урокам Технологии (технический труд) для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ

Использование данного дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся. Может быть использован как при объяснении нового материала, так и при закреплении полу...

Дидактический материал к уроку технологии с использованием ИКТ тестирования

Дидактический материал к уроку технологии с использованием ИКТ  тестирования. Используется игровая  технология...

Дидактический материал к урокам технологии

Современный ученик не может обучаться не современными средствами, и если учитель не хочет отстать в своем развитии от него, а я надеюсь, что так оно и есть, надо «поднапрячься» и освоить и...

Дидактический материал к урокам технологии. 6класс

В данном материале представлена разноуровневая контрольная работа по технологии за курс 6 класса. Задания охватывают все основные разделы курса....

Дидактический материал к урокам технологии. 7класс

В данном материале представлена разноуровневая контрольная работа по технологии за курс 7 класса. Задания охватывают все основные разделы курса....

Дидактический материал для уроков технологии

Дидактический материал для уроков технологииПрименение игровых ситуаций в процессе обучения побуждает учащихся подчинять свои действия, чувства, мысли поставленной цели. В процессе игры воспитывается ...