Анкета "Социальная адаптация"
рабочая программа на тему
Социальная адаптация – это процесс, в результате которого личность или социальная группа приспосабливается к постоянно изменяющейся социальной среде. Иными словами, это приспособление человека к социальной группе или обществу, в котором он живёт или будет жить. Попадая в определённую группу и выполняя установленные нормы данной группы, человек в процессе адаптации может быть почитаем и уважаем, но разрушая эти нормы, не подчиняясь им, может быть отвергнут группой. Каждый человек в той или иной степени зависит от людей, окружающих его, поэтому адаптация оказывает большое влияние на развитие человека как личности.
В обществе существуют установленные нормы и законы, выполнять которые обязан каждый. Но есть и неписаные законы и правила, присущие только для той или иной группы общества. Например, ребёнок, пойдя в детский сад, должен приспособиться к группе своих сверстников. Более серьёзные проблемы появляются у первоклассника, когда он не посещал детский сад, а сразу пошёл в школу. Человек обычно принадлежит одновременно нескольким социальным группам, и ему приходится соответствовать требованиям каждой из них. К примеру, взрослый в семье является главой семейства, а на работе – представителем какой-то профессии или должности. В каждой из социальных групп человеку приходится приспосабливаться к нормам и правилам, которые присущи каждой из них. Это означает, что адаптация – процесс постоянный. Человека, который способен быстро адаптироваться, называют нормальным, но для разных социальных групп это понятие может коренным образом отличаться. Проблемы с адаптацией могут возникнуть, прежде всего, из-за правил, принятых в обществе. Например, у иностранцев могут возникнуть проблемы из-за различий культуры и норм поведения, принятых в родной стране. Проблемы могут возникнуть благодаря индивидуальным особенностям человека. К примеру, тихий, застенчивый и несмелый человек не сможет быть лидером в коллективе.
У подростков тоже возникает множество проблем, связанных с адаптацией. У человека, вступающего в самостоятельную жизнь, обычно есть две основные проблемы: как определить своё место в окружающей жизни и как найти смысл жизни. Социальная адаптация личности отдельных подростков происходит очень трудно: они постоянно беспокоятся о своём месте в жизни, о цели своего существования, о смысле своего бытия на этой земле. Причём практически никто из взрослых не в силах помочь подростку в этом. Вот почему в подростковом возрасте происходит так много суицидов. Проблемы с адаптацией возникают и у пожилого человека. В пенсионном возрасте у него порой возникает «возрастная депрессия». Он испытывает глубокий кризис, остро переживает из-за многого, у него возникает много конфликтов с окружающими. На пожилого человека оказывает воздействие факторы жизненных этапов, когда он анализирует прожитые годы. Порой в это время он больше ничего от жизни не ждёт, ни на что не надеется, ожидает только несчастья. И в этот сложный период такой человек требует особого внимания, поддержки, участия. Социальная адаптация человека в обществе происходит безболезненно, если учитывать и факторы здоровья, и социальные факторы. Адаптации привыкания требует и одиночество. Адаптационные проблемы часто могут вызвать такой сильный стресс, что в результате возникают проблемы со здоровьем: недомогание, нервозность. Иногда, при определённых условиях, эти проблемы вызывают и серьёзные болезни, такие как астма, язва, артрит. Эмоциональное перенапряжение может спровоцировать и психические заболевания. Социальная адаптация может спровоцировать особые проблемы у детей иностранцев, проживающих в нашей стране временно. Несовпадение ролей человека в разных социальных группах тоже может привести к проблемам. Особенно часто возникают проблемы с адаптацией в обществе у инвалидов. Инвалидность ставит перед человеком массу проблем, особенно у людей с ограниченными возможностями. Эти люди становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысокая возможность получения образования, почти отсутствует занятость трудом. Большинство инвалидов не создают свои семьи, у них нет интереса к жизни, желания заниматься чем-то полезным и нужным. Поэтому социальная адаптация инвалидов должна быть направлена на внедрение в сознание общества идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Пока этого не произойдёт, человек с ограниченными возможностями не сможет находиться в «струе» общественной жизни. Из всего вышесказанного можно утверждать, что социальная адаптация – это целостная структура, имеющая свои определённые проблемы, решение которых приведёт человека к возможности развиваться и изменяться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_sotsialnoy_adaptatsii.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета социальной адаптации
- Социальный статус
- Учится хорошо, успевает по предметам, посещает занятия без пропусков, учиться нравится________________________________________________________________________ 3
- Учится тяжело, не всегда справляется с программой, иногда пропускает занятия, учится при содействии внешнего контроля, иногда пропускает занятия, учится при содействии внешнего контроля, получаемой специальностью удовлетворен___________________________________ 2
- Учится плохо, не успевает по программе, постоянно пропускает занятия, учится при постоянном внешнем контроле, учиться не нравится____________________________________ 1
2. Особенности общения с педагогами
- Педагоги хвалят, замечаний нет ______________________________________________ 3
- Есть замечания, но незначительные ___________________________________________ 2
- Находится в конфликте с педагогами __________________________________________ 1
- Полный разрыв отношений __________________________________________________ 0
3. Законопослушность
- Законопослушен ____________________________________________________________ 3
- Наблюдается девиантное поведение (драки, сквернословие, грубость и т.д. _________ 2
- Совершены противоправные действия, привлечен к административной ответственности
___________________________________________________________________________ 1
- Возбуждено уголовное дело ___________________________________________________ 0
4. Состояние здоровья
- Практически здоров __________________________________________________________ 3
- Частые соматические заболевания ______________________________________________ 2
- Нервно-психическое заболевание _______________________________________________ 1
-Оформлена инвалидность ______________________________________________________ 0
5. Бытовая адаптация
- свои вещи содержит в чистоте, следит за своим внешним видом ___________________ 3
- Неряшлив, следит за чистотой и порядком при содействии внешнего контроля _________ 2
- Ухаживает за собой только при постоянном контроле ________________ 1
- Неряшлив постоянно __________________________________________________________ 0
6. Взаимоотнощения с родителями
- Замечаний нет, хвалят _________________________________________________________ 3
- Есть незначительные замечания _________________________________________________ 2
- Находится в конфликте _________________________________________________________1
- Разрыв отношений _____________________________________________________________0
7. Взаимоотношения с друзьями
- Есть избирательный круг друзей _________________________________________________3
- Много друзей _________________________________________________________________2
- Водит знакомых без разбора ____________________________________________________1
- Нет друзей ___________________________________________________________________0
8.Наличие вредных привычек
- Не имеет _____________________________________________________________________3
-Употребляет легкие спиртные напитки, редко употребляет (реже одного раза в месяц), курит ________________________________________________________________________ 2
- Злоупотребляет спиртным ( чаще одного раза в месяц) ______________________________1
- Хронический алкоголизм, токсикомания __________________________________________ 0
9.. Отношение к материальным ценностям
- Способен самостоятельно распределять деньги, покупать необходимое, ценит свою собственность ________________________________________________________________ 3
- Распределяет средства при внешнем содействии ___________________________________ 2
- Самостоятельно не способен распределять средства, тратит деньги на увлечения, не заботясь о завтрашнем дне, не бережет свою собственность _________________________ 1
- Добывает деньги нечестным путем _______________________________________________0
10. Наличие планов на будущее
- Имеет реальные планы (получение специальности, жилья, создание семьи и т.д.) _____________________________________________________________________________ 3
- Планы ситуативные (жениться, заработать много денег т.п.) _________________________ 2
- Планы нереальные (стать начальником и т.п.) _____________________________________ 1
- Отсутствие планов, асоциальные планы __________________________________________ 0
11. Волевой контроль
- Способен самостоятельно принимать решения, добиваться поставленных целей ________ 3
- Старается слушать близких взрослых, выполняет их решения ________________________2
- Легко поддается плохому влиянию, нуждается в постоянном контроле ________________ 1
- Безволен ____________________________________________________________________ 0
12. Эмоциональное состояние
- Эмоциональное состояние стабильное ____________________________________________ 3
- Часто меняющееся настроение; пониженное настроение _____________________________2
- Частые аффективные реакции ___________________________________________________ 1
- Эмоциональные нарушения ____________________________________________________0
Эффективность социальной адаптации оценивается по 12 критериям, включающим в себя учебную, бытовую, социально-психологическую, собственно социальную адаптацию. Каждый критерий оценивается в баллах от 0 до 3, в зависимости от успешности адаптации.
Общий критерий адаптированности представляет собой среднее арифметическое всех тринадцати оценок.
При его значениях в пределах от 2,5 до 3 постулируется высокий уровень социальной адаптации,
при значениях 2 – 2,4 средний уровень адаптации,
в пределах от 1,5 до 2 диагностируется проблемная адаптация
и ниже 1,4 – дезадаптация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".
Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...
- Мне нравится (4)