Представление собственного педагогического опыта
материал по теме
Продуктивность использования проектного обучения в аспекте формирования творческих начал личности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu_shaposhnikova_na_sayt.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта: «Продуктивность использования проектного обучения в аспекте формирования творческих начал личности обучающихся»
Актуальность и перспективность опыта
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно получать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом утверждается в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколении, где обозначены личностные характеристики школьников.
В соответствии со стандартом осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, корректировать цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Учитывая сказанное, важно подчеркнуть, что уроки технологии необходимо модернизировать при введении новых форм обучения, используя инновационные педагогические технологии.
На наш взгляд, система обучения должна выстраиваться таким образом, чтобы предоставлялась возможность для развития индивидуальности каждого учащегося. Этого всего можно добиться, используя технологию проектного обучения.
Гипотеза: в результате практической реализации технологии проектного обучения у обучающихся повысится уровень самостоятельности и уровень творческих способностей. В итоге возрастет движущий стимул самореализации личности школьников.
Цель работы: формирование и выработка самостоятельности и инициативы, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
- Проанализировать психолого–педагогическую литературу по данной теме (технологию развития проектной деятельности).
- изучить технологию проектного метода обучения и ее роль в развитии самостоятельности и творческих способностей школьников.
- описать возможности и особенности использования проектной деятельности на уроках технологии
- систематизировать задания и упражнения по развитию инструментальных навыков в проектной деятельности.
- оценить эффективность использования проектной деятельности в формировании самостоятельности и творческих способностей школьников на уроках технологии.
Перспектива моей работы заключается в следующем:
- создание банка проектных работ в помощь учащимся и педагогам;
- участие в творческой группе «Проектная деятельность в лицее», обмен опытом с коллегами по данному вопросу, консультирование педагогов.
Новизна опыта заключается:
- в системном подходе использования метода проектов на уроках технологии;
- в разработке системы развивающих творческих заданий и упражнений для учащихся основной школы на уроках технологии;
- в формировании у учащихся надпредметных умений (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество).
Условия формирования ведущей идеи опыта
Проектная деятельность основывается на принципах поискового и исследовательского метода, где проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователей, в ходе которых происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. В связи с этим учебный процесс с использованием проектной деятельности будет продуктивен при условии соблюдения следующих специфические принципы, а именно:
- принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим);
- принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов);
- принципа самодеятельности (через собственные переживания);
- духовности, проявляющейся в формировании у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению нравственных норм морали;
- демократизма, означающего учителя и учеников, способных эффективно работать и жить в условиях демократической системы отношений, основанной на взаимодействии и сотрудничестве;
- патриотизма, предполагающего освоение и приумножение национальной культуры и воспитании любви к родной природе.;
- толерантности - терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;
- индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает возможность проявления своих индивидуальных особенностей способностей в полной
Теоретическая база опыта
В своей работе я опиралась на методику развития исследовательских способностей школьников (Савенков А.И.), методику проектной деятельности школьников (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко), теорию развивающего обучения (Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова).
Основной формой проектного обучения является метод проектов, которому в литературе даются различные определения.
Н.В. Матяш и В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов полагают, что в процессе проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:
- коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;
- личностных, а именно самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;
- социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;
- математических: расчет затрат, соотнесение формы и объема, пространства и времени;
- художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн;
- манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями, координация движений;
- технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.
С. Герасимова говорит, что наряду с вышеперечисленными способностями у учащихся развиваются операционные структуры умственной деятельности (способность к анализу, синтезу, конкретизации и т.д.).
Е.А. Гилева, Ю.С. Егоров отмечают, что метод проектов способствует формированию у учащихся чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и ее результатов, при этом у школьников формируется умение описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по базовым предметам .
В то же время у учеников развиваются организационные и рефлексивные способности. Таким образом, метод проектов позволяет формировать технологическую культуру и элементы проектного мышления и проектной культуры учащихся.
Можно заметить, что метод проектов способствует развитию различных способностей у учащихся, сбережению из здоровья.
Ведущая педагогическая идея
Проектное обучение является одним из важных дидактических условий мотивации творческой деятельности школьников.
Систематическая и целенаправленная ориентировка учащихся на активное, мотивированное развитие творческих способностей через проектные способы деятельности - такова ведущая идея проекта.
Оптимальность и эффективность средств
Проектная технология позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся. С помощью этой технологии обучающиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, она предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.
В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но интереснее получается работать над творческими проектами.
На уроках учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие проекты могут носить индивидуальный, парный или групповой характер.
Систематизированы задания и упражнения по развитию инструментальных навыков в проектной деятельности. Выполнение данных заданий способствуют накоплению определенного опыта в проектной деятельности, что проявляется в дальнейшем при реализации проектов.
Результативность опыта
К результативности опыта я отношу:
- положительную мотивацию на уроках технологии создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
- разработанные занимательные материалы имеют развивающий и познавательный характер.
- у учеников формируется повышенный интерес к технологии, постоянная потребность в получении знаний, расширение кругозора, развиваются навыки самооценки, планирование своей деятельности.
В ходе мониторинговых исследований выявилась динамика развития творческих способностей в процессе обучения технологии на основе использования художественно-творческих заданий.
Диагностическая работа проводилась с использованием опросника креативности Дж. Рензулли.
Динамика уровня креативности в контрольном классе
Уровень креативности | 2015 год | 2016 год |
Очень низкий | 25% | 15% |
Низкий | 20% | 19% |
Нормальный | 13% | 18% |
Высокий | 37% | 27% |
Очень высокий | 5% | 20% |
Результаты обученности и успеваемости учащихся по технологии
2014-2015 уч.год | 2015-2016 уч.год | 2016-2017 уч.год | |||||||||
Класс | % обученности | % качества | средний балл | Класс | % обученности | % качества | средний балл | Класс | % обученности | % качества | средний балл |
5а | 100% | 100% | 4,4 | 5а | 100% | 100% | 4,7 | 5а | 100% | 100% | 4,5 |
5б | 100% | 100% | 4,7 | 5б | 100% | 100% | 4,3 | 5б | 100% | 100% | 4,4 |
6а | 100% | 100% | 4,1 | 6а | 100% | 100% | 4,3 | 6а | 100% | 100 | 4,7 |
6б | 100% | 100% | 4,6 | 6б | 100% | 100% | 4,5 | 6б | 100% | 100% | 4,3 |
7а | 100% | 100% | 4,5 | 7а | 100% | 100% | 4,4 | 7а | 100% | 100% | 4,2 |
7б | 100% | 100% | 4,4 | 7б | 100% | 100% | 4,6 | 7б | 100% | 100% | 4,2 |
8а | 100% | 100% | 4,5 | 8а | 100% | 100% | 4,4 | 8а | 100% | 100% | 4,3 |
8б | 100% | 100% | 4,3 | 8б | 100% | 97% | 4,6 | 8б | 100% | 100% | 4,5 |
9б | 100% | 1005% | 4,1 | 9б | 100% | 100% | 4,6 | 9б | 100% | 100% | 4,5 |
Результативность опыта
Итогом проектной деятельности педагога и учащихся, является не только участие, но и стабильно высокая результативность школьников, которые из года в год становятся призерами и лауреатами городских, республиканских конкурсов. Полученные данные позволяют сделать вывод, что при правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, позволяет школьникам не только овладеть знаниями в различных областях, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать творчество и коммуникативные умения.
2014 год – Кортунова Яна – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии
2014 год – Майорова Екатерина – призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии
2014 год – МОУ «Луховский лицей» - второе место в республиканском смотре-конкурсе трудовых объединений школьников и учебно – опытных участков образовательных учреждений.
2015 год – Кортунова Яна – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии
2015 год – третье место в республиканском смотре – конкурсе трудовых объединений школьников и учебно – опытных участков образовательных учреждений.
2016 год – МОУ «Луховский лицей» - третье место во Всероссийском смотре-конкурсе ученических производственных бригад и учебно – опытных участков образовательных учреждений.
2017 год – Орехова Вероника - призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии
Выводы:
Повысился уровень познавательного интереса к проектной деятельности; значительно увеличилось количество учащихся с повышенным интересом к данному методу обучения. При рассмотрении сущности и особенностей проектного обучения видим, что организация такого метода на уроках действительно способствует развитию творческих способностей обучающихся, способствует развитию их познавательной активности, осознанности знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление моего опыта работы
Ни для кого не секрет, что успешность любой учебной деятельности (темп овладения учебным материалом, прочность, осмысленноость знаний, уровень развития учащего...
Публичное представление собственного опыта
ОСНОВНЫЕ ЛИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ Любовь к ...
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
представление собственного опыта
Здесь представлен мой опыт...
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""
Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....