Обобщение педагогического опыта
материал на тему

Миляева Оксана Ивановна

Опыт по теме: "Lego-технология как элемент новой педагогической системы урочной и внеурочной деятельности педагога" - обобщен на школьном, муницпальном и региональном уровне. В архиве представлены документы подтверждающие обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_milyaeva.rar2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Ф. И. О. автора

Миляева Оксана Ивановна

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail)

Название учреждения: МБОУ СОШ № 9 г. Холмска

Почтовый адрес образовательного учреждения: 694620, Сахалинская область, г. Холмск, ул. Матросова, д.2

Телефон: 8 (42433)61014

E-mail: direktorsosh9@rambler.ru

Должность

Учитель информатики и ИКТ

Стаж работы в должности

20 лет

1. Тема инновационного

педагогического опыта

Lego-технология как элемент новой педагогической системы урочной и внеурочной деятельности педагога

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Новые условия образовательной деятельности.

Уникальность ПервоРоботов LEGO состоит в том, что они возвращают детей к эмпирическому познанию мира, приучают к систематической обработке и анализу полученных данных с помощью компьютера, т.е. выводят работу детей на современный уровень проведения научных экспериментов. В связи с этим меняется позиция педагога, реализующего ФГОС: теперь он не просто учитель-транслятор, среди его профессиональных позиций на первое место выходят такие как наставник, консультант, фасилитатор (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию, обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента); он проектирует обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, использует проектные методы обучения.

3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

Lego – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Перспективность применения Lego-технологии обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. С помощью Lego-технологий формируются учебные задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для Lego-педагогики. Каждый ученик может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Новизна и отличительные особенности реализации Lego-технологии прослеживаются по нескольким направлениям:

Во-первых, современные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения, характеризующие современную эпоху. Исходя из этого, Институтом новых технологий были предложены новые подходы к организации обучения и воспитания детей начальной школы, современные образовательные технологии. В реализации новых технологий большую роль играют: конструкторы Лего информационные программы Лего. В настоящее время крайне актуален вопрос работы с одаренными детьми, а работа с новым оборудованием позволяет его решать в полной мере.

Во-вторых, кардинально меняется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе, в основе которой лежит модель личностно-ориентированной школы: учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнёры, нет деления на субъекты и объекты обучения, есть школа сотрудничества.

В-третьих, занятия “Леготехнология” способствуют обучению детей деятельности по приобретению знаний, навыков и способов рассуждений, дают возможность обучать школьников элементам рационализаторства, конструирования, развивают их техническое мышление и способности к творческой работе.

В-четвертых, на занятиях педагогом активно используются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), игровые технологии, коллективные средства обучения, проектная деятельность. Важнейшим принципом обучения на занятиях “Леготехнология” являются сочетание слова, наглядности и практической деятельности обучения.

Образовательный потенциал данной технологии дает возможность максимальной реализации идеи деятельностного и творческого подходов новых ФГОС к обучению.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

  • Освоение основ робототехники, конструирования, программирования, основных принципов механики. Создание реально действующих моделей роботов разной степени сложности, насколько это позволяют возможности, заложенные создателями конструкторов LEGO в свои комплексы.
  • Получение конструкторских, инженерных и вычислительных навыков; умения применять знания и мыслить логически, творчески подходить к решению поставленных задач, проводить исследования, создавать проекты и презентации итогов собственного труда.
  • Повышение качества образования  по математике, информатике (в части основ теории управления, кибернетики, искусственного интеллекта, логики, алгоритмизации).
  • Освоение педагогами начальной школы комплекса методических рекомендаций по теме «LEGO-технология как элемент новой педагогической системы урочной и внеурочной деятельности педагога» и обучение в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
  • В этих условиях учитель становится учителем-транслятором, среди его профессиональных позиций на первое место выходят такие как наставник, консультант, фасилитатор; он проектирует обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, использует проектные методы обучения.

6. Результат изменений

Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия Лего как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.

Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. В феврале 2015 года приняли участие в IV дистанционном конкурсе «Сам себе режиссёр LEGO» и получили диплом III степени за разработку модели «Колесо обозрения».

Наблюдается положительная динамика качества знаний по математике группы учащихся 3 Б класса (11 чел.), посещающих занятия по лего-конструированию: 2014 – 2015 уч.г.

1 четверть  – 68%        2 четверть  – 82%        3 четверть – 82%.

Оценивание общеучебных умений, навыков и способов деятельности по конструированию

11 чел. – 3 Б класс (20.04.2015г.)

Уровень выполнения работы

высокий

средний

низкий

Познавательная деятельность

55%

36%

9%

Речевая деятельность и работа с информацией

36%

55%

9%

Организация деятельности

36%

55%

9%

Оценивание специальных умений и навыков по конструированию

11 чел. – 3 Б класс (27.04.2015г.)

Уровень выполнения работы

высокий

средний

низкий

Качество выполнения работы

64%

36%

0%

Степень самостоятельности

36%

55%

9%

Уровень творческой деятельности

26%

65%

9%

Разработаны: система оценивания деятельности учащихся во внеурочной деятельности  по лего-конструированию; карта оценки занятия внеурочной деятельности; буклет с методическими рекомендациями по Lego-технологии.

7. Публикации

  •  Разработан и опубликован дистанционный курс «Lego-конструирование» на школьном сайте в разделе «Образовательная галактика «РУБИКОН»
  • Статья «Lego-технология как элемент новой педагогической системы урочной и внеурочной деятельности педагога» на сайте http://zavuch.ru  в разделе «Методическая библиотека Завуч.инфо»

Описание педагогического опыта

Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия Лего как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.

Актуальность внедрения Lego-технологии  состоит в том, что робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Реализация данной технологии в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной         деятельности.

ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе: обучение на основе учебной деятельности, получении знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач.

«LEGO-технология как элемент новой педагогической системы урочной и внеурочной деятельности педагога» на базе МБОУ СОШ № 9 г. Холмска - один из возможных путей реализации ФГОС  в обучении детей возрастной группы от 8 лет и выше.

Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций. На занятиях дети привыкают интеллектуально трудиться и заниматься технологическим творчеством. Программа курса «Лего-конструирование» (реализуемая на базе 3 Б класса во внеурочной деятельности) позволяет понять основы робототехники и научиться конструировать управляемые машины. На занятиях создаются технические модели из LEGO-конструкторов и программируются микрокомпьютеры. Созданные модели живут по заданной программе (и могут соревноваться между собой).

Цель: воспитание творческой, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать и решать задачи, связанные с программированием и алгоритмизацией.

Задачи:

  1. Освоение основ робототехники, конструирования, программирования, основных принципов механики.
  2. Получение знаний о методах и этапах моделирования; сбора, анализа и обработки информации; проектирования и проведения исследований.
  3. Умение применять знания и мыслить логически, творчески подходить к решению поставленных задач, проводить исследования, создавать проекты и презентации итогов собственного труда.
  4. Воспитание этики и культуры общения, навыков работы в микро-группах и в коллективе, основ бережного отношения к оборудованию.
  5. Пропедевтика изучения наук естественнонаучного цикла: физики, математики, информатики (основ теории управления, кибернетики, искусственного интеллекта, логики, алгоритмизации).

Основными направлениями работы являются:

  • Учебно-воспитательное: проведение занятий, организация конкурсов и фестивалей; участие в соревнованиях разного уровня; взаимодействие с родителями обучающихся путем анкетирования и проведения массовых мероприятий.
  • Научно-методическое: освоение и систематизация знаний по основам LEGO-конструирования; разработка и апробация программы и поурочных конструктов по данной тематике;  тиражирование опыта инновационной  деятельности.

Технология опыта включает в себя:

1. Организационно-управленческий аспект

2. Научно-методический аспект

LEGO (в переводе с латыни означает «я учусь», «я складываю») — развивает  конструктивное мышление, учит различать цвета, тренирует мелкую моторику рук; способствует росту интеллектуальных возможностей, и эту инновационную технологию можно рассматривать как педагогический ресурс ФГОС второго поколения.

        На занятиях по робототехнике дети привыкают интеллектуально трудиться и заниматься технологическим творчеством. Создаются технические модели из LEGO-конструкторов и программируются микрокомпьютеры.

3. Учебно-методический аспект в реализации Logo-технологии заключается в разработке учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

        Для этого разработаны:

  • рабочая программа курса по Lego-конструированию;
  • образовательные модули курса;
  • календарное планирование курса;
  • конструкты уроков по Lego-конструированию;
  • авторские модели роботизированных механизмов;

        В процессе деятельности систематизированы:

  • хрестоматия дисциплины в виде рабочих карточек (в электронном виде)  - поэтапная инструкция по сборке и программированию роботизированных устройств разной степени сложности;
  • подборки иллюстративного материала для занятий (в том числе в электронном виде)
  • библиотека курса – книга для учителя LegoWedo Education, инструкции для учащихся, методические рекомендации по использованию Lego в урочной м внеурочной деятельности;
  • работы учащихся (модели, проекты – в электронном виде);
  • фото-материалы открытых мероприятий.

4. Комплексный анализ эффективности реализации Lego-технологии в образовательную деятельность.

Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Эффективность реализации данной технологии определяется достижением запланированных образовательных результатов и степенью вовлеченности участников в работу по Lego-конструированию.

Показателями достижения запланированных результатов обучения являются:

  • умение собрать и запрограммировать lego-робота с заданными характеристиками (в соответствии с учебным планом курса);
  • умение работать в команде;
  • повышение успеваемости по смежным дисциплинам;
  • повышение мотивации к обучению и расширение кругозора;
  • формирование личностных и метапередметных результатов.

Об эффективности опыта Миляевой О.И.. свидетельствует интерес  учащихся к занятиям по лего-конструированию, активное участие детей  во внеурочной деятельности, результативность участия в конкурсах по лего-конструированию.

Заинтересованность учителей начальных классов, учителей информатики и технологии. Об этом свидетельствуют проведенные на школьном и муниципальном уровнях мастер-классы по теме «LEGO-технология как элемент новой педагогической системы урочной и внеурочной деятельности педагога».

Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Огнянова С.И. руководитель методического объединения учителей физико-технологического цикла.

Дата заполнения экспертного заключения:

«  13  » мая  2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...