План подготовки обучающегося к исследовательской деятельности
консультация на тему

Газизова Гульнара Маратовна

Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше   осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.

 Исследовательские работы - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Начиная исследование, обучающийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План подготовки обучающегося к исследовательской деятельности.

Тема работы: «Фразеологические единицы с фразообразующим компонентом ХОТЬ»

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.

    Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской деятельности.

   Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше   осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Исследовательские работы - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Начиная исследование, обучающийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу. Исследовательская работа проходит несколько основных этапов:

Этапы работы

Действия

Требования

Структура работы

Сроки

1

Выбор темы исследования

1.Актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

2.Содержательность, информативность и разработанность в науке;

3.Наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес);

4.Формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему. «Проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках.

«Фразеологические единицы с фразообразующим компонентом ХОТЬ»

Проблема: Фразеологизмы и их особенности

сентябрь

2

Цель и задачи исследования

1.Определить цель исследования (т.е. ответить на вопрос о том, зачем оно проводится). При этом необходимо ответить на вопросы: «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится этот результат еще до его получения?»

2.Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.

3.Задачи исследования уточняют цель. Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели.

Цель: проанализировать структуру фразеологических единиц с фразообразующим компонентом «хоть», выявить их объём, компонентный состав, структурное варьирование и типы семантики.

Задачи: изучить теоретический материал по данной теме;                                                 рассмотреть и изучить точное определение фразеологического оборота; исследовать и классифицировать фразеологические обороты с компонентом «хоть»; собрать практический материал для исследования (составить картотеку, источником которой должны стать произведения русской и советской художественной литературы, а также научной публицистической); подобрать фразеологические обороты, содержащие в своем составе компонент «хоть»; проанализировать значения (семантические свойства) подобранных фразеологизмов.

сентябрь-октябрь

3

Гипотеза исследования

Гипотеза содержит предположение о связи определенной деятельности с ее результатом. 

Предполагается, что фразеологические единицы с компонентом «хоть» разнообразны по значению, объёму и по форме составляющих их компонентов.

сентябрь

4

Объект исследования

Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Главный вопрос при определении объекта: «Что рассматривается?»

Фразеологический состав русского языка.

сентябрь

5

Предмет исследования

Определяется при ответе на следующие вопросы: «Как рассматривать объект?», «Какие отношения ему присущи?», «Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?»

Фразеологизмы, имеющие в своем составе компонент «хоть»

октябрь

6

Составление плана

Определение путей достижения цели

1.Фразеологизмы и их отличительные признаки фразеологизмов

2.Особенности фразеологических единиц с фразообразующим компонентом «хоть»

3.Основные типы варьирования фразеологизмов с компонентом «хоть»

4.Классификация фразеологических единиц с компонентом «хоть»

октябрь

7

Выбор методов исследования

Разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем.

Описательный; наблюдение, анализ, сбор информации, обобщение результатов.

ноябрь

8

Подбор литературы по теме исследования

Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников.

  1. Ашукин, Н.С., Ашукина, М.Г. Крылатые слова. -М.:1992  
  2. Бабкин, А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники / М.; Л., 1970.
  3. Балакай, А.Г. Фразеология современного русского языка /Новокузнецк: Кузбассиздат, 1992.
  4. Жуков, В.П., Жукова, А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Жуков, В. П. Русская фразеология / В.П. Жуков. – М.: Высш. шк., 1986.
  6. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008
  7. Шанский, Н.М и др. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Дрофа,2002

октябрь-ноябрь

9

Знакомство с требованиями к оформлению

работы

План оформления исследовательской работы:

1.Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета,

Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?

Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?

Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

2.Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов. Основная часть делится на главы. В конце каждой главы должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

3. Заключение должно содержать в лаконичном полученные выводы и результаты.

4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников.

Написание работы согласно требованиям

декабрь

10

Проведение исследования

Работа с отбором материала

Выявить все фразеологизмы, имеющие в своём составе компонент ХОТЬ.

Распределить подобранные фразеологизмы на группы, которые будут определены в ходе исследования.

Подобрать примеры из литературных произведений, в которых встречаются фразеологизмы данной модели

октябрь-декабрь

11

Оформление полученных результатов работы

Этапы подготовки

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера;

б) описание;

в) характеристика;

г) сравнение;

д) различие.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Ранжировать по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада

Подсчитать все фразеологизмы, составляющие каждую исследованную группу

Создать презентацию

январь

12

Защита исследовательской работы

Публичная защита исследовательской работы на научно-практической конференции

январь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План подготовки к научно - исследовательской конференции

Подготовка участника научно - практической конференции требует определённого объёма времени и профессионализма....

Историческое краеведение как способ привлечения обучающихся к исследовательской деятельности.

Данное выступление использовалось на  научно-практической конференции, посвящённой Году истории и 75-летию Алтайского края, по теме "Формирование навыков исследовательской деятельности обучающихс...

Достижения обучающихся в исследовательской деятельности-2013/2014 уч.г.

Информация о достижениях моих учеников в исследовательских проектах в 2013/2014 учебном году....

Развитие творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность. (Наука молодым. XXI век. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 февраля 2014 года. Томск 2014

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное при...

« Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности». (Стр. 152-153 в сборнике МГУ)

Автор статьи делится опытом  реализации данного подхода в образовательном процессе через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности. Конференции различных уровней способствуют разви...