«Реализация ФГОС второго поколения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности на первой ступени обучения »
статья на тему

Митикасова Наталия Михайловна

Важным вопросом для учителя- предметника сегодня является вопрос эффективного включения в реализацию ФГОС второго поколения на ступени начального образования.  Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста – игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе и формировать метапредметные общеучебные умения и навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Митикасова Н.М ,учитель английского языка  

ГБОУ СОШ 644 Приморского района

Санкт-Петербурга

«Реализация ФГОС второго поколения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности  на первой ступени обучения »

Важным вопросом для учителя- предметника сегодня является вопрос эффективного включения в реализацию ФГОС второго поколения на ступени начального образования.  Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста – игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе и формировать метапредметные общеучебные умения и навыки.

Не случайно в новом ФГОС формирование универсальных учебных действий обеспечивающих школьникам умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, считается важнейшей ключевой задачей современной системы образования.

Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  • общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
  • осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
  • знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции)

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
  • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
  • овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.)

Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:

  • приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
  • освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
  • сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы
  • Возникает противоречие между необходимостью уметь учиться и отсутствием у учащихся нужных учебных умений, обеспечивающих успешное владение ИЯ. Умение учиться будет складываться из отдельных УУ – общеучебных и специальных. Структура учебной деятельности ученика на уроках ИЯ такова: ученик общается с учителем, одноклассниками; познает лингвистические закономерности ИЯ, знакомится с культурой своей страны и страны изучаемого языка; учится общаться и познавать. Таким образом вся учебная деятельность ученика на уроке ИЯ состоит из коммуникативно-учебной, познавательно учебной и операционно- учебной деятельности, являющейся необходимым условием успешного достижения практических (коммуникативных) и общеобразовательных ( познавательных) целей.
  • Цели обучения реализуются через заложенную в УМК систему упражнений. Поэтому для выделения перечня учебных умений необходим анализ всех видов учебных заданий, упражнений и других средств обучения, представленных в УМК для начальной школы. Эта процедура еще проводится и список УМК готовится к опубликованию в будущем.
  • Для развития умения учиться в УМК, реализующих новые ФГОС, следует разработать определенные средства. Арсенал таких средств ( у учителя и в учебнике) достаточно велик.
  • Среди них такое средство, как ПАМЯТКА.
  • Памятка не представляет собой нечто совершенно новое, они использовались в учебном процессе и раньше. Однако достаточного теоретического обоснования они не получили. Памятка – это описание того как следует выполнять какое-либо задание или использовать то или иное учебное средство. Памятка – вербальная модель приема учебной деятельности.
  • В учебном процессе используются разные виды памяток, в зависимости от степени жесткости управления действиями ученика. Памятка-алгоритм – в ней последовательность операций строго фиксирована. Памятка – инструкция – предлагается желаемая последовательность операций. Памятка-совет – рекомендует все возможные способы выполнения действий. Памятка – показ - ставит цель дать пример выполнения задания. Памятка-стимул – раскрывает перспективы действий ученика.
  • В начальной школе примером таких памяток может быть:
  • 1) памятка – инструкция
  • 2) памятка-алгоритм (см. приложение )

       Так как  в основе стандартов второго поколения системно-деятельностный подход,  поэтому  деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей.

Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира

  • Новый ФГОС предполагают также и внеурочную деятельность учеников.
  • Одним из приемов такой работы выступает работа с драматизацией, театрализованной деятельностью учеников. Прием драматизации – одно из эффективных средств обучения ИЯ. Она реализуется в таких идеях ФГОС как ценностно – ориентационная ( представление об ИЯ как средстве выражения мыслей чувств и эмоций), эстетическая (развитие чувства прекрасного), трудовая (умение следовать намеченному плану в учебном труде).
  • Драматизация – уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).
  • В начальной школе мы работаем над постановками мини- спектаклей. В рамках предметных недель мы продемонстрировали такие пьесы как «Репка», «Три поросенка», «Теремок». Работа над спектаклями, применение ИЯ развивает и критическое, и интуитивное мышление, формирует навыки чтения, увеличивает словарный запас, улучшает темп, тон, выразительность речи.
  • Кроме того вызывает активизацию работы правого – эмоционально-чувственного полушария головного мозга, которое в условиях школьного обучения становится все менее задействованным. Применение драматизации обеспечивает возникновение у учащихся положительно окрашенных эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности.

Познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД обеспечивают овладение ключевыми компетенциями учащихся:
Личностные действия. Профессиональное и жизненное самоопределение происходит в ходе ролевых игр, знакомстве с различными профессиями, осознании различных социальных ролей взрослых и детей, включая права и обязанности, знакомстве с правилами здорового образа жизни и т.д.
Нравственно-этические ориентировки, лежащие в основе повседневной учебной и внеучебной деятельности школьника, задаются как содержанием текстов, так и ролевыми играми в учебнике.

Результат
Когнитивное развитие
Деятельность Отгадывание загадок, ребусов, выполнение заданий на сообразительность, развитие памяти и внимания
Результат Формирование основ гражданской идентичности
Деятельность Знакомство с родной страной, позиционирование себя как гражданина города, региона, страны.
Результат Патриотизм
Деятельность Сопоставление положительных особенностей родной страны и стран изучаемого языка
Результат Толерантность и доброжелательность
Деятельность Развитие культурной и социокультурной осведомленности, понимания особенностей межкультурной коммуникации , включая неречевое поведение и систему ценностей.
Результат Любознательность
Деятельность Знакомство с аспектами жизни, представляющими теоретический и практический интерес для ребенка

Когнитивное развитие: примеры из учебника 4 кл (см. изображение)
Патриотизм: пример из учебника 3 кл. сравнение Рождества и Нового года.
Любознательность: пример из 4 кл. (диалог в магазине) из 3 кл. (здоровый образ жизни)
Регулятивные действия. Формирование регулятивных действий в курсе “Enjoy English” ведется с самых первых уроков. Умения контроля, самоконтроля и самооценки развиваются в ходе работ для самопроверки, которыми завершается каждый раздел каждого учебника, и во время уроков самокоррекции   (revision lessons),  следующих за уроками самоконтроля. Умения самоконтроля также развиваются с помощью упражнений из обучающих компьютерных программ, выпущенных к каждому из учебников курса. Умения целеполагания и постановки учебной задачи развиваются в ходе работ с инструкциями, пошаговыми объяснениями задания, очевидным коммуникативным исходом урока и работ с проектами, которые входят в состав каждого раздела учебника.
Например, проверочные работы и уроки повторения из учебников 3 и 4 класса и проектные работы. (см. изображения)
Очевидный коммуникативный исход урока – пример с фермой из 2 кл. Просто выучить названия дом. животных скучно, а вот играть в журналистов и брать интервью – весело. Ставим цель – взять интервью, а походу учим и названия животных.
Коммуникативные действия в курсе “EnjoyEnglish” развиваются в ходе взаимодействия школьников с одноклассниками и с учителем для выполнения учебных задач, знакомством с правилами вежливого общения
Познавательные УУД в курсе “EnjoyEnglish” формируются с помощью обширного аппарата ориентировки, подробного грамматического справочника, упражнений, направленных на сопоставительный анализ явлений из родного и изучаемого языка, а также методического аппарата пред- и послетекстовых упражнений к текстам, которые не только позволяют школьникам научиться работать с различными видами текстов, но и направлять развитие своей когнитивной сферы с помощью опор в упражнениях, упорядочить имеющиеся знания и соотнести новые знания с уже имеющейся информацией.
Отличительной особенностью курса “EnjoyEnglish” является активное формирование знаково-символических УУД с помощью грамматического моделирования. Использование грамматических моделей в курсе позволяет конкретизировать абстрактную информацию о грамматическом строе языка, дать младшим школьникам речевую опору, а также предоставить инструмент для самопроверки (модель позволяет понять, правильно или неправильно построено высказывание). Умение извлекать информацию, представленную в знаково-символьной форме, позволяет активно развивать у школьников умения анализа и синтеза информации, необходимые для развития критического мышления.
Примеры из учебников Enjoy English приведены на прикрепленных изображениях
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы

доклад учителя русского языка к педагогическому совету на тему "Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"...

Как применить ФГОСы второго поколения на уроках иностранного языка: цели и задачи

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...

Дидактические материалы для обучения английскому языку школьников с нарушениями речи (первая ступень обучения)

В данной публикации приведены конкретные упражнения для учащихся с нарушениями речи, разработанные на языковом материале, который используется в УМК "Millennium Enhlish", и направленные на развитие то...

Реализация ФГОС "второго поколения" на уроках русского языка и литературы в 5 классе (выступление на заседании педагогического совета)

В выступлении отмечаются  особенности урока русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС "второго поколения", его отличия от традиционного урока, основные этапы подготовки и проведения ...

Конспект открытого урока английского языка по ФГОС второго поколения. Автор: учитель английского языка МБУ «Школа № 31» г.о. Тольятти Ефименко Ольга Андреевна

Предмет:  Английский язык     Класс: 6 БТема урока: “ Рождество. Christmas.”Дата проведения урока: 23 декабря 2017 г.УМК: Spotlight”, 6 класс.  Ю.И...

Проектная технология как средство реализации ФГОС второго поколения на уроках литературы.

В статье рассматривается технология проектной деятельности, позволяющая успешно реализовывать задачи ФГОС....