Программа. Театр детской этномоды "Мир Севера".
рабочая программа на тему

Светлана Петровна Белова

Культура народов Сибири представляет собой чрезвычайно сложное явление. Одни ее особенности могут быть объяснены уровнем исторического развития, другие – связаны с естественными условиями существования. Но, кроме того, каждая культура имеет еще и этнические черты. Сюда относятся своеобразные типы жилища, одежды и украшений, специфика культа и погребальных обрядов и т.д.

       Одежда - ценнейший источник для изучения истории народа. Мате­риал, покрой, орнаментация, украше­ния выделяют костюмы народов Сибири. Теплая, удобная, красивая одежда служит ненцам защитой в природ­ных условиях Крайнего Севера, и яр­ко   характеризует национальную культуру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_teatr_detskoy_etnomody_-_kopiya.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Театр детской этномоды

 

«Мир Севера»

(название программы)

направление: художественное

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Год обучения:     1 год обучения

Белова Светлана Петровна

 Учебный год: 2017-2018 уч.год.

Пояснительная записка

           «Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся

язык эпохи, выражающий ее культуру,  понятие

красоты и отношение к окружающему миру».

       Культура народов Сибири представляет собой чрезвычайно сложное явление. Одни ее особенности могут быть объяснены уровнем исторического развития, другие – связаны с естественными условиями существования. Но, кроме того, каждая культура имеет еще и этнические черты. Сюда относятся своеобразные типы жилища, одежды и украшений, специфика культа и погребальных обрядов и т.д.

       Одежда - ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, украшения выделяют костюмы народов Сибири. Теплая, удобная, красивая одежда служит ненцам защитой в природных условиях Крайнего Севера, и ярко   характеризует национальную культуру. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Основной интерес представляет орнамент. Это своеобразная письменность, которая сопровождает человека на всем его жизненном пути. Именно для того, чтобы помочь детям получить дополнительную информацию, расширить кругозор, закрепить знания, умения в области этнокультуры,  этномоды истории, географии и т.д.  разработана  данная программа, которая будет способствовать развитию личности, умеющей ориентироваться в современном мире. Сегодня подход к одежде и моде значительно отличается от подхода в прошлые времена. Одежда стала демократичнее. Современная мода стала интернациональна, заимствуя у народной одежды лишь стилевые мотивы. Традиционная одежда унифицируется, каждое поколение приносит свои взгляды на то, как одеваться и  выглядеть.

     Занятия по программе дополнительного образования детского театра  этномоды «Мир Севера»,  позволят формированию ярких, творческих  способностей, готовить к взрослой жизни, воспитывать трудолюбие, формировать эстетический вкус, чувствовать гармонию, способствовать гарантии социализации творческой личности в обществе и вызвать своим творчеством у окружающих интерес  к культуре народов Севера.

       Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, необычные украшения, коллекция одежды с использованием северного колорита, но и – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа кружка детского театра  этномоды «Мир Севера» рассчитана на детей в возрасте 11-15 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

      Рабочая программа рассчитана на 140 часов, из расчёта 4 часа в неделю, продолжительность занятий составляет 40 минут с перерывом 10 минут.

Срок реализации программы: 1 год.

Программа кружка художественного творчества:

  • представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, дизайнер, конструктор-модельер и др.) и традиционными народными промыслами.
  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
  • позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

      Цели рабочей программы:

Обучающие

  • Закрепление и расширение знаний по истории национальной культуры и быта коренных жителей Ямала
  • Знакомство с основами знаний в области композиций, цветоведения и декоративно –прикладного творчества
  • Знакомство с малыми жанрами фольклора и традициями народных праздников.
  • Закрепление умений воспитанников в изображении ненецкого орнамента приемами симметричного и силуэтного вырезания.

Развивающие

  • Развитие самостоятельности и творчества в передаче украшения (выбор, трактовка элементов узора, цвета ткани, композиционный строй)
  • Развитие образного мышления, наблюдательности, воображения
  • Развитие экологической этики воспитанников, ответственности по отношению к природе
  • Активизация участия воспитанников в выставках и ярмарках

    Воспитательные

  • Осуществление трудового, эстетического и нравственного воспитания детей через народное творчество
  • Побуждение и закрепление интереса, любви и уважения к народному творчеству
  • Воспитание патриотических чувств.
  • Воспитание уважения к мастерам народного творчества
  • Воспитание любви, уважения к родителям, младшим братьям и сестрам, старикам, педагогам, воспитателям, своему народу.

Задачи:

  • Формирование знаний о видах декоративно – прикладного творчества народов Крайнего Севера, истории возникновения и развития народного творчества.
  • Изучение техники и технологии шитья из сукна с элементами разного по фактуре материалов.
  • Изучение вариантов композиционного размещения орнамента и других декоративных элементов в выразительности стиля одежды.
  • Развитие умений делать акценты в плетении бисером, шитье по меху, сукну.

      В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания

Программа основана на следующих принципах.

Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение        равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

Гуманистический  принцип -  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).

Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям коренных народов Севера.

Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников на основе современной моды, должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип _        систематичности  и последовательности  знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

      Основной формой работы являются занятия по дополнительному образованию. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

       Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

      Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.  Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Планируемые  результаты.

Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Итоги занятий будут подведены в форме отчётных выставок, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.

Выставочная деятельность, демонстрация одежды  является важным итоговым этапом занятий

Личностные результаты.

-  учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству и современному дизайну, как одному из видов изобразительного искусства;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию своего народа.

 Учащиеся получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на рукотворного творчества  как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

       - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

       - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Учащиеся получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества и дизайна.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

Познавательные.

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве и в дизайне.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Учащиеся получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций своего народа, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Коммуникативные.

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Предметные результаты.

 - уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

 - понимать образную сущность искусства;

 - сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических  

    искусств, их   чувствам и идеям, эмоционально-ценностному отношению к природе,  

   человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка;

- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

- воспринимать и эмоционально оценивать изделия, изготовленные признанными мастерами

   своего дела;

- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости.

Учащиеся должны знать:

 - сукно, как вид ткани, её  свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с сукном. Разнообразие техник работ с сукном;

- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере изображения орнаментов   в рисунке, на национальной одежде оленеводов, основные декоративные элементы дизайна;

- историю возникновения  и развития  рукотворного мира северных народов,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием  меха, кожи,  способы декоративного оформления готовых работ;

-понятие «объемной аппликации», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

учитывать символическое значение образов и узоров в изделиях народного творчества.

– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

 -добывать необходимую информацию (устную и графическую).

     Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.

 Методы работы:

- Словесные. С помощью таких приемов, как объяснение, рассказ, распоряжение, беседа.

- Наглядные. У обучающихся формируются конкретные представления об аппликации с помощью учебных рисунков, учебных таблиц, показа отдельных элементов и способов аппликации.

- Практические. Метод упражнений, методические приемы облегчения и усложнения условия выполнения заданий.

Методика обучения направлена на то, чтобы программа была принята учащимися, и они с желанием, творчески выполняли ее.

Все занятия будут проводиться  на основе сотрудничества. Учащиеся являются активными субъектами.

Дидактический материал:

      Схемы с образцами основных приемов выполнения швов, выкройки изделий, лекала,  образцы узоров деталей к изделиям, таблицы для упражнений, готовые изделия, методические рекомендации для выполнения определённых изделий, инструкционные карты, виды швов и отделок.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

  1. Раздел

«Особенности рукотворного мира коренных жителей  Севера. Культура. Быт»

1.1.

 Введение в учебный курс «Путешествие по народным промыслам»

2

2

-

1.2.

Беседа об  особенностях рукотворного мира коренных жителей  Ямала. Культура. Быт.

6

3

3

1.3.

Орнамент как основа декоративного украшения.

4

2

2

1.4.

Изготовление  композиций с использованием любого вида орнамента.

2

1

1

1.5.

Традиционный костюм народов Крайнего Севера

4

2

2

1.6.

Ненецкая традиционная одежда в зеркале истории.  

2

1

1

1.7.

Традиционная одежда национальностей проживающих на территории России.

4

1

3

1.8.

Стилевое решение образа. Создание эскизов.

4

2

2

2. Раздел

«Искусство композиции основа дизайна, художественный язык»

2.1

История бисера и его использование. Украшения.  

2

1

1

2.2

Цвет – основа и элемент композиционного творчества

4

1

3

2.3

Стилевое решение образа. Создание эскизов при проектировании.

4

1

3

2.4

Бижутерия и аксессуары из кожи.

4

1

3

2.5.

Плетение и ткачество. Выполнение поясов, подвесок.

6

2

4

2.6.

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

4

1

3

2.7.

Дизайн одежды. (Одежда с элементами  традиционных композиций)

4

1

3

2.8.

Работа с мехом. (олений, песцовый, лисий мех, мех норки, сукно, кожа)

8

2

6

3. Раздел

«Социальное значение. Образ жизни и индивидуальное проектирование»

3.1

Художественное моделирование. Форма и материал.

6

3

3

3.2

Аппликация из различных по фактуре материалов. Технология меховой мозаики.

6

2

4

3.3

 Ткачество из бисера Виды подвесок.

6

3

3

3.4

Изготовление украшений из бисера

6

3

3

3.5

Символика образов природы в декоре и покрое ненецкой одежды .  Детская одежда

4

2

2

3.6.

Символика образов природы в декоре и покрое ненецкой одежды .  Одежда для взрослых.

6

2

4

3.7.

Изготовление, конструирование и моделирование деталей ансамбля.

6

2

4

4. Раздел

«Моделируя себя - моделируешь мир. Этномода»  

4,1

Лоскутная техника.  Художественное моделирование из различных материалов.

6

3

3

4.2

Орнамент как основа декоративного украшения, ансамбля.

8

3

5

4.3

Стиль и дизайн одежды с применением  бисера.

10

4

6

4.4.

Дизайн современной одежды.  Коллективное проектирование.

10

4

6

4.6.

Выставки

2

2

-

Итого

140

57

83


Знания и умения

К концу учебного года учащиеся должны усвоить:

  • Правила техники безопасности
  • Как организовать рабочее место
  • Свойства материалов
  • Понимать знаки, символы;
  • Знать и уметь применять несложные технологии шитья по меху
  • Составлять цветовые композиции с применением геометрических фигур
  • Знать виды орнаментов
  • Уметь выбирать способ соединения соответствующих материалов
  • Уметь самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел и последовательность выполнения работы.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • Знать историю развития народных промыслов своего края
  • Понимать значение своей  самобытной культуры своего народа
  • Совершенствование умений по выполнению работ с применением меха, бисера
  • Расширение кругозора в области традиций и обычаев народов, живущих на Ямале
  • Принимать участие в коллективных творческих работах, умение работать в паре и группами;
  • Понимать важность коллективной работы;
  • Контролировать свои действия при совместной работе.

       Условия реализации

Для успешной реализации образовательного процесса необходимо иметь следующие

 материалы и оборудование:

  1. Просторный, светлый кабинет.
  2. Столы, стулья. Рабочий шкаф для наглядных пособий.
  3. Выставочные стенды. Демонстрационная доска.
  4. Электрический утюг.
  5. Иголки, нитки, ножницы, наперстки.
  6. Картон. Цветная бумага. Клей канцелярский, ПВА.
  7. Кусочки ткани, разные по фактуре, сукно, кожа,  флизелин, мех, поролон, синтепон.
  8. Природный материал.
  9. Линейки, лекала.
  10. Рамки, для оформления работ.
  11. Наглядные пособия – образцы.
  12. Швейная машинка.

Необходимы следующие расходные материалы:

  • Бисер, стеклярус, бусины, рубленый бисер, наперстки
  • Иглы, леска рыболовная диаметром 0,2-0,25 мм, ножницы, иглы швейные, наперсток
  • Тетради в клетку для рисования схем, цветные карандаши, фломастеры
  • Клей ПВА.
  • Краски.
  • Ткани, нитки цветные, сукно
  • Мех: песец, норка, олень; перья птиц,
  • Природный материал: солома, ветки кустарников, клювы птиц, лапы или камусы оленя
  • Мялки, доски для выделки шкур

        

Литература для педагога

  1. А.Божко. Бисер. М.2005.
  2. А.М. Сязи. Узоры северного сияния. Арт.2005. 
  3. Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Культура народов Ямала. – Тюмень, 2002г.
  4. В.А.Рондин. Орнаменты. 1995.
  5.  В.З.Пушкина. «Кожа» Практическое руководство. М.-: Издательство «Эксмо», 2004 г. -248 стр. серия «Академия мастерства».
  6. Г.Г.Харючи «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
  7. Л.В.Хомич. Ненцы. 1995.
  8. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков. – С-Пб, 2003г.
  9. Н.П.Коноплева. «Вторая жизнь вещей» Книга для учащихся М: Просвещение, 1993 г.
  10. Энциклопедия «Край земли, устремленный в будущее». Яр – Сале, С-Петербург 2005.
  11. Энциклопедия рукоделий. АСТ пресс, 2004.
  12. Ю.Попов, Н.Цимбалистенко. Мифология, фольклор Ямала. Просвещение.2005.
  13. http://nvinder.ru/tags/neneckaya-kultura
  14. http://www.alt.schoolkrasnoe.ru/v-zerkale-pressy/urok-nenetckoi-kultury
  15. http://gcbs.ru/pub/narody/nency/narody_yamala.htm

Литература для детей

  1. Аппликационные работы в начальных классах. Просвещение.1989.
  2. Бисероплетение  для девочек. Внешсигма. 1999.
  3. М.Приходько «Хомани».  Изд. Светлячок.2005.
  4. М.Я.Бармич, В.Н.Няруй. Ненеця вада. Просвещение ,2005.
  5. Т.И.Борго, В.Т.Галкин. Культура народов Ямала. Просвещение, 2004.
  6. Ю.И.Попов, Н.В.Цимбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала. Просвещение 2005.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа театра кукол "Золотые ручки"

Театр кукол - любим и творим на занятиях кружка «Золотые Ручки». Необходимость создания кружка «Золотые Ручки» обусловлена, прежде всего, отсутствием достаточного приобщения детей к театральной культу...

Образовательная программа "Театр, где играют дети"

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Те...

Введение в образовательную программу театра-студии "СТУПЕНИ"

ВВЕДЕНИЕ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ  ПРОГРАММУ "С Т У П Е Н И"                            ...

Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)

Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...

Театр детской моды.

Творческая деятельность театра детской моды "Родные напевы"....

Программа деятельности детского актива «Мы» детского клуба им. А. В. Прыгунова

Программа реализуется по следующим направлениям: Духовно- нравственное; гражданско-патриотическое; социальное; трудовое; информационно- познавательное....

Программа доп.образование "Сияние севера"

Знакомство детей с традициями и жизнью народов крайнего севера (с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями) формирует у них такие черты характера, которые п...