Программа. Театр детской этномоды "Мир Севера".
рабочая программа на тему
Культура народов Сибири представляет собой чрезвычайно сложное явление. Одни ее особенности могут быть объяснены уровнем исторического развития, другие – связаны с естественными условиями существования. Но, кроме того, каждая культура имеет еще и этнические черты. Сюда относятся своеобразные типы жилища, одежды и украшений, специфика культа и погребальных обрядов и т.д.
Одежда - ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, украшения выделяют костюмы народов Сибири. Теплая, удобная, красивая одежда служит ненцам защитой в природных условиях Крайнего Севера, и ярко характеризует национальную культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatr_detskoy_etnomody_-_kopiya.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Театр детской этномоды
«Мир Севера»
(название программы)
направление: художественное
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Год обучения: 1 год обучения
Белова Светлана Петровна
Учебный год: 2017-2018 уч.год.
Пояснительная записка
«Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся
язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие
красоты и отношение к окружающему миру».
Культура народов Сибири представляет собой чрезвычайно сложное явление. Одни ее особенности могут быть объяснены уровнем исторического развития, другие – связаны с естественными условиями существования. Но, кроме того, каждая культура имеет еще и этнические черты. Сюда относятся своеобразные типы жилища, одежды и украшений, специфика культа и погребальных обрядов и т.д.
Одежда - ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, украшения выделяют костюмы народов Сибири. Теплая, удобная, красивая одежда служит ненцам защитой в природных условиях Крайнего Севера, и ярко характеризует национальную культуру. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Основной интерес представляет орнамент. Это своеобразная письменность, которая сопровождает человека на всем его жизненном пути. Именно для того, чтобы помочь детям получить дополнительную информацию, расширить кругозор, закрепить знания, умения в области этнокультуры, этномоды истории, географии и т.д. разработана данная программа, которая будет способствовать развитию личности, умеющей ориентироваться в современном мире. Сегодня подход к одежде и моде значительно отличается от подхода в прошлые времена. Одежда стала демократичнее. Современная мода стала интернациональна, заимствуя у народной одежды лишь стилевые мотивы. Традиционная одежда унифицируется, каждое поколение приносит свои взгляды на то, как одеваться и выглядеть.
Занятия по программе дополнительного образования детского театра этномоды «Мир Севера», позволят формированию ярких, творческих способностей, готовить к взрослой жизни, воспитывать трудолюбие, формировать эстетический вкус, чувствовать гармонию, способствовать гарантии социализации творческой личности в обществе и вызвать своим творчеством у окружающих интерес к культуре народов Севера.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, необычные украшения, коллекция одежды с использованием северного колорита, но и – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная программа кружка детского театра этномоды «Мир Севера» рассчитана на детей в возрасте 11-15 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Рабочая программа рассчитана на 140 часов, из расчёта 4 часа в неделю, продолжительность занятий составляет 40 минут с перерывом 10 минут.
Срок реализации программы: 1 год.
Программа кружка художественного творчества:
- представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, дизайнер, конструктор-модельер и др.) и традиционными народными промыслами.
- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Цели рабочей программы:
Обучающие
- Закрепление и расширение знаний по истории национальной культуры и быта коренных жителей Ямала
- Знакомство с основами знаний в области композиций, цветоведения и декоративно –прикладного творчества
- Знакомство с малыми жанрами фольклора и традициями народных праздников.
- Закрепление умений воспитанников в изображении ненецкого орнамента приемами симметричного и силуэтного вырезания.
Развивающие
- Развитие самостоятельности и творчества в передаче украшения (выбор, трактовка элементов узора, цвета ткани, композиционный строй)
- Развитие образного мышления, наблюдательности, воображения
- Развитие экологической этики воспитанников, ответственности по отношению к природе
- Активизация участия воспитанников в выставках и ярмарках
Воспитательные
- Осуществление трудового, эстетического и нравственного воспитания детей через народное творчество
- Побуждение и закрепление интереса, любви и уважения к народному творчеству
- Воспитание патриотических чувств.
- Воспитание уважения к мастерам народного творчества
- Воспитание любви, уважения к родителям, младшим братьям и сестрам, старикам, педагогам, воспитателям, своему народу.
Задачи:
- Формирование знаний о видах декоративно – прикладного творчества народов Крайнего Севера, истории возникновения и развития народного творчества.
- Изучение техники и технологии шитья из сукна с элементами разного по фактуре материалов.
- Изучение вариантов композиционного размещения орнамента и других декоративных элементов в выразительности стиля одежды.
- Развитие умений делать акценты в плетении бисером, шитье по меху, сукну.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания
Программа основана на следующих принципах.
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям коренных народов Севера.
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников на основе современной моды, должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип _ систематичности и последовательности знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основной формой работы являются занятия по дополнительному образованию. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Планируемые результаты.
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Итоги занятий будут подведены в форме отчётных выставок, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность, демонстрация одежды является важным итоговым этапом занятий
Личностные результаты.
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству и современному дизайну, как одному из видов изобразительного искусства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию своего народа.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на рукотворного творчества как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества и дизайна.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные.
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве и в дизайне.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Учащиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций своего народа, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные.
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты.
- уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
- понимать образную сущность искусства;
- сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических
искусств, их чувствам и идеям, эмоционально-ценностному отношению к природе,
человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка;
- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
- воспринимать и эмоционально оценивать изделия, изготовленные признанными мастерами
своего дела;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости.
Учащиеся должны знать:
- сукно, как вид ткани, её свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с сукном. Разнообразие техник работ с сукном;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере изображения орнаментов в рисунке, на национальной одежде оленеводов, основные декоративные элементы дизайна;
- историю возникновения и развития рукотворного мира северных народов, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием меха, кожи, способы декоративного оформления готовых работ;
-понятие «объемной аппликации», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
учитывать символическое значение образов и узоров в изделиях народного творчества.
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.
Методы работы:
- Словесные. С помощью таких приемов, как объяснение, рассказ, распоряжение, беседа.
- Наглядные. У обучающихся формируются конкретные представления об аппликации с помощью учебных рисунков, учебных таблиц, показа отдельных элементов и способов аппликации.
- Практические. Метод упражнений, методические приемы облегчения и усложнения условия выполнения заданий.
Методика обучения направлена на то, чтобы программа была принята учащимися, и они с желанием, творчески выполняли ее.
Все занятия будут проводиться на основе сотрудничества. Учащиеся являются активными субъектами.
Дидактический материал:
Схемы с образцами основных приемов выполнения швов, выкройки изделий, лекала, образцы узоров деталей к изделиям, таблицы для упражнений, готовые изделия, методические рекомендации для выполнения определённых изделий, инструкционные карты, виды швов и отделок.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | |||
«Особенности рукотворного мира коренных жителей Севера. Культура. Быт» | ||||
1.1. | Введение в учебный курс «Путешествие по народным промыслам» | 2 | 2 | - |
1.2. | Беседа об особенностях рукотворного мира коренных жителей Ямала. Культура. Быт. | 6 | 3 | 3 |
1.3. | Орнамент как основа декоративного украшения. | 4 | 2 | 2 |
1.4. | Изготовление композиций с использованием любого вида орнамента. | 2 | 1 | 1 |
1.5. | Традиционный костюм народов Крайнего Севера | 4 | 2 | 2 |
1.6. | Ненецкая традиционная одежда в зеркале истории. | 2 | 1 | 1 |
1.7. | Традиционная одежда национальностей проживающих на территории России. | 4 | 1 | 3 |
1.8. | Стилевое решение образа. Создание эскизов. | 4 | 2 | 2 |
2. Раздел «Искусство композиции основа дизайна, художественный язык» | ||||
2.1 | История бисера и его использование. Украшения. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Цвет – основа и элемент композиционного творчества | 4 | 1 | 3 |
2.3 | Стилевое решение образа. Создание эскизов при проектировании. | 4 | 1 | 3 |
2.4 | Бижутерия и аксессуары из кожи. | 4 | 1 | 3 |
2.5. | Плетение и ткачество. Выполнение поясов, подвесок. | 6 | 2 | 4 |
2.6. | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды | 4 | 1 | 3 |
2.7. | Дизайн одежды. (Одежда с элементами традиционных композиций) | 4 | 1 | 3 |
2.8. | Работа с мехом. (олений, песцовый, лисий мех, мех норки, сукно, кожа) | 8 | 2 | 6 |
3. Раздел «Социальное значение. Образ жизни и индивидуальное проектирование» | ||||
3.1 | Художественное моделирование. Форма и материал. | 6 | 3 | 3 |
3.2 | Аппликация из различных по фактуре материалов. Технология меховой мозаики. | 6 | 2 | 4 |
3.3 | Ткачество из бисера Виды подвесок. | 6 | 3 | 3 |
3.4 | Изготовление украшений из бисера | 6 | 3 | 3 |
3.5 | Символика образов природы в декоре и покрое ненецкой одежды . Детская одежда | 4 | 2 | 2 |
3.6. | Символика образов природы в декоре и покрое ненецкой одежды . Одежда для взрослых. | 6 | 2 | 4 |
3.7. | Изготовление, конструирование и моделирование деталей ансамбля. | 6 | 2 | 4 |
4. Раздел «Моделируя себя - моделируешь мир. Этномода» | ||||
4,1 | Лоскутная техника. Художественное моделирование из различных материалов. | 6 | 3 | 3 |
4.2 | Орнамент как основа декоративного украшения, ансамбля. | 8 | 3 | 5 |
4.3 | Стиль и дизайн одежды с применением бисера. | 10 | 4 | 6 |
4.4. | Дизайн современной одежды. Коллективное проектирование. | 10 | 4 | 6 |
4.6. | Выставки | 2 | 2 | - |
Итого | 140 | 57 | 83 |
Знания и умения
К концу учебного года учащиеся должны усвоить:
- Правила техники безопасности
- Как организовать рабочее место
- Свойства материалов
- Понимать знаки, символы;
- Знать и уметь применять несложные технологии шитья по меху
- Составлять цветовые композиции с применением геометрических фигур
- Знать виды орнаментов
- Уметь выбирать способ соединения соответствующих материалов
- Уметь самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел и последовательность выполнения работы.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- Знать историю развития народных промыслов своего края
- Понимать значение своей самобытной культуры своего народа
- Совершенствование умений по выполнению работ с применением меха, бисера
- Расширение кругозора в области традиций и обычаев народов, живущих на Ямале
- Принимать участие в коллективных творческих работах, умение работать в паре и группами;
- Понимать важность коллективной работы;
- Контролировать свои действия при совместной работе.
Условия реализации
Для успешной реализации образовательного процесса необходимо иметь следующие
материалы и оборудование:
- Просторный, светлый кабинет.
- Столы, стулья. Рабочий шкаф для наглядных пособий.
- Выставочные стенды. Демонстрационная доска.
- Электрический утюг.
- Иголки, нитки, ножницы, наперстки.
- Картон. Цветная бумага. Клей канцелярский, ПВА.
- Кусочки ткани, разные по фактуре, сукно, кожа, флизелин, мех, поролон, синтепон.
- Природный материал.
- Линейки, лекала.
- Рамки, для оформления работ.
- Наглядные пособия – образцы.
- Швейная машинка.
Необходимы следующие расходные материалы:
- Бисер, стеклярус, бусины, рубленый бисер, наперстки
- Иглы, леска рыболовная диаметром 0,2-0,25 мм, ножницы, иглы швейные, наперсток
- Тетради в клетку для рисования схем, цветные карандаши, фломастеры
- Клей ПВА.
- Краски.
- Ткани, нитки цветные, сукно
- Мех: песец, норка, олень; перья птиц,
- Природный материал: солома, ветки кустарников, клювы птиц, лапы или камусы оленя
- Мялки, доски для выделки шкур
Литература для педагога
- А.Божко. Бисер. М.2005.
- А.М. Сязи. Узоры северного сияния. Арт.2005.
- Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Культура народов Ямала. – Тюмень, 2002г.
- В.А.Рондин. Орнаменты. 1995.
- В.З.Пушкина. «Кожа» Практическое руководство. М.-: Издательство «Эксмо», 2004 г. -248 стр. серия «Академия мастерства».
- Г.Г.Харючи «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
- Л.В.Хомич. Ненцы. 1995.
- Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков. – С-Пб, 2003г.
- Н.П.Коноплева. «Вторая жизнь вещей» Книга для учащихся М: Просвещение, 1993 г.
- Энциклопедия «Край земли, устремленный в будущее». Яр – Сале, С-Петербург 2005.
- Энциклопедия рукоделий. АСТ пресс, 2004.
- Ю.Попов, Н.Цимбалистенко. Мифология, фольклор Ямала. Просвещение.2005.
- http://nvinder.ru/tags/neneckaya-kultura
- http://www.alt.schoolkrasnoe.ru/v-zerkale-pressy/urok-nenetckoi-kultury
- http://gcbs.ru/pub/narody/nency/narody_yamala.htm
Литература для детей
- Аппликационные работы в начальных классах. Просвещение.1989.
- Бисероплетение для девочек. Внешсигма. 1999.
- М.Приходько «Хомани». Изд. Светлячок.2005.
- М.Я.Бармич, В.Н.Няруй. Ненеця вада. Просвещение ,2005.
- Т.И.Борго, В.Т.Галкин. Культура народов Ямала. Просвещение, 2004.
- Ю.И.Попов, Н.В.Цимбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала. Просвещение 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа театра кукол "Золотые ручки"
Театр кукол - любим и творим на занятиях кружка «Золотые Ручки». Необходимость создания кружка «Золотые Ручки» обусловлена, прежде всего, отсутствием достаточного приобщения детей к театральной культу...
Образовательная программа "Театр, где играют дети"
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Те...
Введение в образовательную программу театра-студии "СТУПЕНИ"
ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ "С Т У П Е Н И" ...
Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)
Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения: для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...
Театр детской моды.
Творческая деятельность театра детской моды "Родные напевы"....
Программа деятельности детского актива «Мы» детского клуба им. А. В. Прыгунова
Программа реализуется по следующим направлениям: Духовно- нравственное; гражданско-патриотическое; социальное; трудовое; информационно- познавательное....
Программа доп.образование "Сияние севера"
Знакомство детей с традициями и жизнью народов крайнего севера (с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями) формирует у них такие черты характера, которые п...