План-конспект открытого занятия "Разновидности орнамента"
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Разновидности орнамента
(представленный материал рассчитан на 2 занятия)
Цель: изучить разновидности орнамента и принципы его построения.
Задачи:
- Обучающие:
- познакомить учащихся с историей возникновения, видами, ритмом орнамента, орнаментами разных народов;
- научить простейшим приёмам и способам построения орнамента.
- Развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; - стимулировать творческое мышление и познавательный интерес.
- Воспитывающие:
- развитие коммуникативной культуры и умения работать в команде ;
- формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.
Материалы и оснащение:
-бумага, карандаши, ластик, фигуры из цветной бумаги, зеркало для каждого учащегося; - магнитофон.
Наглядные пособия: - иллюстрации орнамента; - образцы орнаментов на одежде, сувенирах, салфетках; -раздаточный материал к играм «Распредели по группам», «Противоположные слова», кроссворду.
Ход занятия
1 этап. Организационный момент.
Педагог приветствует детей, гостей.
2 этап. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
- Вспомните пословицы, в которых речь идет об одежде.
- Каким требованиям должна отвечать наша одежда?
- Чем праздничная одежда отличается от повседневной?
- Как можно украсить повседневную одежду? (педагог наводящими вопросами подводит детей к теме занятия)
Итак, тема нашего занятия: «Разновидности орнамента».
Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения, видами, ритмом орнамента, орнаментами разных народов; научимся простейшим приёмам и способам построения орнамента.
3 этап. Объяснение нового материала.
3.1. История возникновения. В современном мире орнамент рассматривают только как украшение, но если вернуться на несколько веков назад, в Древний мир, то несложные знаки несли определенную информацию, были наполнены глубоким смыслом: кружки, волнистые линии, или крестики были не просто рисунками, а символами, знаками, с помощью которых люди передавали свое восприятие окружающего мира.
Извилистая линия была символом воды.
Кружок представлял собой солярный (солнечный) знак. Он олицетворял силу, которая дарила жизнь всему сущему.
Крест был оберегом, противодействующим тёмным силам зла. Означал также точку пересечения верха-низа, правого-левого, означал идею центра.
Квадрат обозначал земное начало как место обитания человека, где четыре угла - это стороны света.
Орнамент, сочетающий в себе эти фигуры, имел символический смысл, это был наглядный образец того, каким представляет человек окружающий мир. Почти во всех древних культурах орнаменты включали в себя подобные символы (показ иллюстраций, образцов).
Первые орнаменты были найдены в пещерах, изображали они сцены охоты.
3.2. Классификация орнаментов. Несмотря на то, что орнаменты древних культур включали в себя одинаковые символы, в различных странах мира в течение веков было накоплено огромное число разнообразных орнаментов. Существует классификация орнаментов по видам.
Игра «Распредели по группам». Учащимся предлагается набор слов, которые необходимо распределить по группам и определить общее слово.
Игра «Распредели по группам»
Растения Животные Фигуры Человек
лук кошка овал характер папоротник тигр квадрат ум
крапива собака треугольник профессия
шалфей лошадь прямоугольник талант
В зависимости от основного изобразительного мотива, орнамент и узор могут быть: растительные (растения), геометрические (геометрические фигуры), зооморфные (животные), антропоморфные (человек).
Часто орнамент сочетает элементы разных видов. Примером этому служат русские и украинские орнаменты.
Растительные мотивы очень часто изображались в искусстве Египта.
Одним из повторяющихся элементов орнаментов – изображение дерева. Священными считались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тутовое дерево (шелковица). Растительные мотивы в египетских орнаментах можно найти в росписях сосудов, гробниц Нового Царства. Часто изображалась женская фигура. Очень популярен цветок лотоса, он изображался везде, от декоративного украшения капителей массивных колон до орнаментов на туалетных сосудах и ювелирных украшениях.
В странах Африки большой популярностью пользовались зооморфные мотивы, так как в недалёком прошлом жизнь большинства африканских племён основывалась на охоте. Неудивительно поэтому, что животные часто являются элементами многих африканских орнаментов.
Геометрический орнамент мы можем увидеть у народов Севера. На Крайнем Севере живут малочисленные, талантливые народы: ненцы, энцы, нганасаны и долганы. Традиционное искусство и бытовой уклад этих народов имеет схожие черты, потому что издавна они совместно проживают на одной территории. Национальная одежда этих народов издавна украшалась и украшается в настоящее время орнаментом. Орнамент используется не только как украшение, но выполняет функцию оберега и носит определенную информацию.
Каждой национальности присуща своя цветовая гамма, имеющая определённую символику. До сих пор нганасаны используют только 3 цвета: чёрный, красный и белый. Такую окраску имеет оперение краснозобой гагары, от которой по преданию, произошёл род нганасан. Противопоставление белого, красного и чёрного цветов имеют очень древнюю основу и определено противостоянием жизни и смерти, света и тьмы, тепла и холода.
А что еще может быть противопоставлено? Проводится игра «Противоположные слова» (педагог называет слово, дети должны найти антоним этого слова, педагог демонстрирует противоположности, встречающиеся в орнаменте).
Сочетание цветов орнамента северных народов отчасти построено по такому же принципу противоположностей и имеет определённую символику. Сочетание цветов ненецкого орнамента основано на эффекте контраста светлого и тёмного меха, допускаются вставки сукна синего, зелёного и жёлтого цветов, что ассоциируется с долгожданным летом и порой цветения природы.
Среди мотивов, входящих в состав орнаментов ненцев и нганасан, встречаются полосы, квадраты, треугольники. Эти мотивы появились давно, ещё в эпоху Неолита, а пересеченные прямоугольники, зигзаги появились позже, в результате контактов с народами Саяно-Алтайского нагорья. Со временем, утратив своё прежнее значение, орнамент сохранил роль оберега.
У нганасан одна часть орнаментов несёт в себе мотивы ограждения от злого умысла, другая символизирует готовность юноши к браку, третья характеризует женщину как хранительницу домашнего очага. По характеру и расположению этих орнаментов можно судить о возрасте и родовой принадлежности их владельцев.
Палитра долганского орнамента строится на сочетании шести основных цветов. Это чёрный, белый, синий, красный, жёлтый и зелёный. Преобладающие цвета красный и синий. Красный – символизирует солнце, синий – бесконечность бытия.
Долганский орнамент обычно имеет названия тех предметов, с которыми он ассоциируется. Узоры наносятся на мужской головной убор, чтобы охотник был сильнее зверя, имел острый слух и зоркий взгляд. На боковых же частях женской шапки долганы нашивают крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину.
3. 3. Педагог демонстрирует учащимся различные изделия, иллюстрации с изображением орнамента и просит определить разновидность орнамента.
3.4. Проводится игра (по принципу «Съедобное - несъедобное», учащийся должен поймать мяч и ответить на вопрос)
1. Что такое орнамент?
2. Основное назначение орнамента.
3. Как давно появились первые орнаменты?
4. Перечислите, какие символы-знаки были в Древнем мире?
5. Что обозначали данные символы?
6. Где были изображены первые орнаменты?
7. Какие бывают разновидности орнамента?
8. Какие мотивы изображены на зооморфном орнаменте?
9. Какой вид орнамента используется у народов Севера?
10. Где могут применяться орнаменты?
3.5. Ритм. В орнаменте элементы повторяются. Когда эти элементы располагаются в определённой последовательности, они образуют ритм.
Ритмами пронизана вся жизнь природы. Некоторые из них мы видим и слышим: ритм волн на морском берегу, суточный, лунный, годовой, солнечный ритмы, ритм в музыке и танцах.
3.6. Приемы и способы построения орнамента.
Объяснение и демонстрация педагогом построения орнамента:
способом копирования фигурки по горизонтали,
со сдвигом,
способом зеркального отражения.
4. Закрепление новых знаний.
4.1. Учащимся предлагается составить орнамент разными способами, используя предложенные педагогом заготовки – элементы орнамента. После выполнения упражнений педагог просит учащихся друг у друга (по парам) проверить правильность выполнения, определить вид орнамента, рассказать какой приём при составлении орнамента им применялся.
4.3. Учащимся предлагается разработать и нарисовать фрагмент орнамента для платочка. Применять можно любой вид орнамента. Разрешается пользоваться шаблонами. На следующем уроке предполагается выполнение орнамента в технике батик
5 этап. Контроль знаний.
Педагог просит учащихся задать друг другу вопросы по сегодняшней теме.
1. Каким образом расположены мотивы в орнаменте?
2. Какие разновидности орнамента вы узнали?
3. Из каких мотивов состоит зооморфный орнамент?
4. Что включено в антропоморфный орнамент?
3. С какими приёмами построения вы познакомились?
6 этап. Подведение итогов.
Нарисованные фрагменты орнамента выкладываются на один стол. Педагог просит детей оценить орнаменты, какой понравился больше всех и почему, какие орнаменты получились не очень удачно. Педагог обобщает, делает выводы, оценивает результаты каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...
План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»
Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....
План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...