Термины ФГОС второго поколения
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Термины ФГОС второго поколения
Ключевые термины ФГОС второго поколения
При составлении таблицы использован материал с сайта http://briop.ru/index.php
Юридический статус ФГОС общего образования | система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории РФ, являющийся механизмом реализации конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдением этого права. |
Базисный учебный план | Нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (инвариантную и вариативную); определяющий максимально допустимую нагрузку при 5- и 6-дневной учебной недели по классам, а также количество недельных часов для финансирования. |
Базовые национальные ценности | Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающегося. патриотизм; - социальная солидарность; - гражданственность; - семья; - труд и творчество; - наука; - традиционные российские религии; - искусство и литература; - природа; - человечество. |
Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана | Часть базисного учебного (образовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в том числе этно-культурных интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образовательного процесса. |
Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана | часть базисного учебного плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения; |
Виды коммуникативных действий | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогическими формами речи в соответствии с грамма-тическими и синтаксическими нормами русского языка. |
Виды универсальных учебных действий | Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковый и учебные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. |
Гражданская идентичность | Структура гражданской идентичности включает в себя четыре основных компонента: 1) когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности; 2) ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности; 3) эмоциональный – принятие или неприятие гражданской общности в качестве группы членства как результат действия двух первых компонентов; 4) поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении. |
Государственные требования в области общего образования | образовании, направленных на формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении (национальное единство и безопасность); подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на знаниях (развитие человеческого капитала); фундаментальная, общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования. |
Знаково-символические универсальные учебные действия | конкретные способы преобразования учебного материала на основе моделирования учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Это действия: - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую); - преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
Информационное обеспечение субъектов образовательного процесса | система широкого доступа каждого субъекта (учителя, ученика, родителя) образовательного процесса к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов |
ИКТ | информационные и коммуникационные технологии – современные средства обработки и передачи информации, включающие соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения. |
Качество образования | комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами. |
Компетентность | умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности |
Компетентность информационная | способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. |
Коммуникативная компетентность | умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; - удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения; - умение определить цели коммуникации; - способность оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера; - умение выбирать адекватные стратегии коммуникации; - готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения. |
Коммуникативное развитие | формирование компетентности в общении; - участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений; - строительство продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации; - умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. |
Компетентность в сфере личностного самоопределения | способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания. |
Компетентность образовательная | способности активно использовать знания, умения и навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся и одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые – метапредметные, общепредметные и предметные компетенции. |
Учебно-познавательная компетентность | это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности). |
Компетентность общекультурная | совокупность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира, способностью ориентироваться в пространстве культуры |
Компетентность социально-трудовая | способности и умения, обеспечивающие человеку возможность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда. |
Критерии оценки качества образования | показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования: адекватность отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандарта: условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и среднего (полного) общего образования и их соответствие требованиям стандарта; ресурсное обеспечение образовательного процесса (в том числе его кадровое обеспечение) и их соответствие требованиям стандарта; реализуемые в образовательном процессе и достигаемые учащимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандарта, так и на уровне его ресурсного обеспечения. |
Критериально-оценочная функция стандартов | требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом, позволяющие регулировать развитие системы образования на основе разработанных федеральных государственных образовательных стандартов. |
Личностные универсальные учебные действия | система ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: - действие смыслообразования, связанное с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
Материально-техническое обеспечение (условия) получения общего образования | общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды). |
Медико-гигиенические требования к условиям реализации основных образовательных программ общего образования | научно обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния здоровья учащихся, норм учебной нагрузки, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении, требований к оформлению и изданию книг, учебников, учебных пособий, соблю-дения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; к участку и зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению, световому и микроклиматическому режиму; к учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации питания учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению. |
Метапредметные результаты образовательной деятельности | освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, состав-ляющими основу умения учится, и межпредметными понятиями. |
Назначение федеральных государственных образовательных стандартов | создание условий для эффективной реализации традиционной функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; выступать фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образова-тельного учреждения), с одной стороны, и государства и общества – с другой; быть одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования. |
Национальная идентичность | Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба. |
Нормативное сопровождение требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ | интегральное описание совокупности ресурсов, необходимых для реализации основных образовательных программ, структурируемое по сферам ресурсного обеспечения общего образования. К ним относятся: гигиенические требования; кадровое обеспечение» финансово-экономическое обеспечение; материально-техническое и учебно-материальное обеспечение. |
Общественные запросы в области общего образования (социальный заказ) | запросы, интегрирующие потребности личности и семьи до уровня социальных потребно-стей. К их числу относятся: следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений (безопасный и здоровый образ жизни); осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор (свобода и ответственность); освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей (социальная справедливость); активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики (благосостояние). |
Общественный договор в области образования | выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования |
Примерные учебные программы по отдельным учебным предметам | программы, имеющие ориентирующий характер, включающие пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала; примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса. |
Программа воспитания и социализации обучающихся | перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов: социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум); многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы. |
Программа формирования универсальных учебных действий | программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования; описание связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. |
Профессиональная компетенция | способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовать их. |
Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ | ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности. |
Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ | способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций. |
Система оценки учебных достижений обучающихся | система и состав инструментария, включающие описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией); критерии и процедуры оценивания; форму представления результатов; условия и границы применения. |
Статус и место стандартов в системе нормативно-правовых документов системы образования | государственная норма, важнейший нормативно-правовой акт, устанавливающий от имени Российской Федерации определенную совокупность требований, регулирующих деятельность системы общего образования, на основе (с учетом) которой производится разработка примерных (базисных) образовательных планов и программ; системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС в процессе аттестации выпускников в различных формах; положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям; экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы; системы аттестации педагогических работников; контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования; подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров. |
Универсальные учебные действия | способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. |
Фундаментальное ядро содержания общего образования | нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса. Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагающие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п. |
Характеристики индивидуальных учебных достижений выпускников, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации | основные достижения и способности, полученные выпускниками в результате обучения в общеобразовательной школе – способности к решению учебно-познавательных, учебно-практических задач в рамках содержания отдельных учебных предметов: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные и информационные умения и навыки; практические и обобщенные способы деятельности. |
Цели образования | как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по физике 7 класс ФГОС второго поколения
проект содержиттитульный лист, цели и задачи изучения физики в 7 классе в соответствии с ФГОС второго поколения, тематическое планирование и т.д....
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данное тематическое планирование рассчитано на 1ч. в неделю. Содержит основные виды деятельности обучающихся....
Формирование информационно-образовательной среды лицея как условие реализации ФГОС второго поколения
Кургузов В.А., к.г.н., заместитель директора по ИКТМОБУ «Лицей №1» г. Оренбурга Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создани...
Ключевые термины ФГОС второго поколения.
Ключевые термины ФГОС второго поколения. Разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации....
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС ООО Ефремовой Н.В. учителя математики . Тема: Внедрение ФГОС второго поколения в педагогическую деятельность через формирование универсальных учебных действий самостоятельной р
Цели профессионального развития:· Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.·...
Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.
В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...