САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал на тему

Матвеев Андрей Михайлович

Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации на первую квалификационную категорию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_professionalnoy_deyatelnosti.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Цели и задачи профессиональной деятельности

Гармоническое развитие личности ученика предполагает воспитание молодого человека, способного успешно трудиться на самом современном производстве, умеющего видеть закономерности и перспективы общественного развития. К достижению поставленных целей направлена вся система школьного обучения и воспитания.

В этой системе важное место принадлежит уроку. Методика обучения физике в России развивается по пути вооружения учащихся методами научного исследования в единстве с усвоением знаний и умением решать задачи. Только ознакомившись с общей схемой и методами научного познания природы, ученик может понять соотношение абсолютного и относительного в научных знаниях. Только при этом условии возможна активизация познавательной деятельности ученика на уроке. Современный урок требует научно обоснованного выбора методических приемов, которые тесно связаны с построением урока и организацией деятельности учащихся.

Деятельность ученика на уроке физики всегда подчинена главной задаче урока – усвоению основных элементов знаний на определенном уровне: овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях; о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии; формирование познавательного интереса к физике и технике; развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Цель моей профессиональной деятельности – средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение. Стараюсь привить интерес к такой сложной науке через эксперимент, самостоятельный поиск физических явлений в жизни, учу замечать необычное вокруг себя. Стараюсь, чтобы уроки были не похожи друг на друга. Применяю нестандартные формы организации урока, наряду со строгими законами на уроках звучат стихи, сказки, легенды, пословицы и поговорки физического содержания.

Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать мнение членов группы. Умею прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков. Умение найти взаимопонимание с каждым ребенком позволяет добиваться 100% успеваемости при стабильном качестве знаний.

В межаттестационной период я пытался выстраивать собственную деятельность на основе структуры методической деятельности и структуры урока с позиции компетентности. Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента, физического парадокса, яркого примера природного феномена. Целенаправленная системная работа в данном направлении дает результат – более половины моих учеников умеют на уроке ставить цель собственной образовательной деятельности.

Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В структуре традиционного урока самостоятельная деятельность понимается как выполнение учащимися того или иного задания, определяемого учителем. В компетентностном уроке самостоятельная работа приобретает качественно новый смысл. Это работа, спланированная учеником для достижения его образовательной цели, ее можно называть продуктивной, так как результат ее, продукт (способы действий, знания, умения), лично создается учеником. В обучении физики предлагаю в основном следующее: учебник и справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, электронный учебник или план-презентацию урока, физический эксперимент (фронтальный, демонстрационный, групповой). Чем больше возможность физического кабинета, его оснащенность, тем эффективней условия организации образовательной деятельности ученика. Важным моментом в подготовительной работе учителя к уроку является подготовка материалов для самоконтроля и закрепления учащимися знаний. В своей работе в качестве таких материалов использую готовые дидактические разработки, предлагаемые в учебно-методическом комплекте, часть материалов разрабатываю на дифференцированной основе по уровню сложности в соответствии с существующими требованиями к оценке знаний. Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, рисунки и др., часто учащиеся предлагают свои творческие, нестандартные формы: «Реклама физической величины», физические загадки, кроссворды, сказки. Выстраиваемая таким образом работа на уроке формирует у учащихся умение планировать свою деятельность и достигать поставленные цели.

Последним элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В структуре традиционного урока рефлексия, как отдельный этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей, и всю ответственность за образовательный результат брал на себя учитель. В новой позиции ответственность за результат в большей степени делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом.

Предлагаю учащимся проводить рефлексию по следующему алгоритму:

  1. Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности 

через отношение, эмоции, чувства.

  1. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом, (проведи самоконтроль).
  2. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку).

Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

Тема самообразования, над которой я работаю: «Личностно-ориентированный подход в обучении физики». В классах с малой наполняемостью немыслимо работать без дифференциации и индивидуального подхода к каждому ученику. Контрольные работы, домашние и экспериментальные задания стараюсь давать разного уровня сложности. Учитывая индивидуальные наклонности детей, привлекаю их к изготовлению физических приборов, к подготовке дополнительных сообщений. Обычные задачи стараюсь чередовать с заданиями, включающими в себя конкретные факты или события (например, по истории, географии, экологии, биологии). Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики.

Домашняя работа – важнейший вид самостоятельной работы. И чтобы сохранить устойчивый интерес к выполнению домашней работы, стремлюсь вселять в учащихся уверенность в том, что работа ему по силам. Для более сильных учащихся даю задания повышенной сложности.

Моя цель не только дать детям сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся, организовывать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики. Цель моей профессиональной деятельности полностью согласуется с деятельностью нашей школы, которая стремится воспитать у школьников интерес к учёбе, готовя всесторонне развитую, творческую личность.

Задачи моей профессиональной деятельности с  учетом требований компетентностного подхода как учителю физики, который должен быть готов к обучению школьников оперативному использованию физических знаний при решении задач в  контексте различных жизненно-практических ситуаций, уметь осуществлять моделирование и идеализацию такого рода ситуаций, представлять их как решение физических проблемных задач, что возможно при:

  • внедрение личностно-ориентированных технологий;
  • организации проектной деятельности, самостоятельной внеаудиторной и внешкольной работы;
  • социализация, воспитание, гармоничное развитие школьников;
  • использование инновационных образовательных технологий, в том числе – ИКТ и  проектных технологий;
  • организация работы с различными возрастными группами детей, с теми, у кого есть проблемы в развитии и в поведении, кто испытывает трудности в жизни;
  • сохранение физического и психического здоровья детей и др.
  • широкое использование информационно-математических методов при моделировании физических явлений;
  • представлять подаваемый материал в соответствии с логикой естественнонаучного познания;
  • формирования современной физической картины мира;
  • выстраивать в систему индивидуальную работу с учащимися.

2. Вклад в обеспечение качества образования

Учителем физики в МБОУ «Тункинская средняя общеобразовательная школа им. Седова Ю.П.» работаю 2 год, учителем физики в МБОУ «Галбайская ООШ» работаю уже 3 год. За предыдущие годы работы в разных школах района я овладел основами теории педагогики, психологии, валеологии, возрастной физиологии, имею знания и умения в области технологии индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики.

Работая в ГБОУ «Аршанский лицей-интернат» до закрытия в 2014 году изучил и овладел базовым и профильным компонентами содержания преподавания физики в соответствии ФГОС второго поколения. С 2003 года участвовал в экспериментальной работе лицея по предпрофильной и профильной подготовке, в рамках республиканской площадки по данному направлению. С появлением модульного кабинета физики в лицее моя профессиональная деятельность значительно преобразилась. В профильных классах систематически проводились открытые уроки для учителей лицея, учителей физики Тункинского и Окинского районов. На базе модульного кабинета физики лицея были даны уроки «мастер-класс» в октябре 2007 года в физико-математическом  10 «Б» классе для директоров школ Тункинского района. Работая в профильных классах физико-математического направления, заметил, что дети более подготовлены к экспериментальной, исследовательской  и проектной формам работы. Неоднократно участвуя в различных научно-практических конференциях учащиеся занимали призовые места в районе и республике, могли смело оппонировать ведущим  городским школам физико-математического профиля. Выпускники лицея с гордостью заявляли свое превосходство над другими школами района, практически каждый год мы забирали места по физике, изредка уступая только лишь МБОУ «Кыренская СОШ». Из сдающих ЕГЭ по физике не было ни одной неудовлетворительной оценки за мои годы работы в нем, начиная с 2007 года, систематически проводились консультации и дополнительные занятия. Для младших школьников проводилась кружковая и диагностическая работа.

В настоящее время в поисках эффективных форм изучаю проблемы инновационной работы в условиях развития сельской школы, обращаюсь к опыту учителей-новаторов. На протяжении всех лет строю свою педагогическую работу на основе личностно-ориентированного подхода к ребенку, что позволяет создавать на уроке ситуацию успеха для детей с разным уровнем подготовки, учу ребят планированию своих действий, направляю на поиск нетрадиционных способов решения, стимулирую развитие нестандартного мышления. Четко представляю цели и задачи, стоящие перед современной школой. Люблю свой предмет, поэтому его преподавание доставляет мне радость, которую я хочу передать и детям, используя различные формы и методы на уроке и во внеклассной работе.

Концептуальным направлением моей деятельности является реализация компетентностного подхода в образовательном процессе. Считаю, что если коренным образом изменится моя деятельность на уроке, то изменится деятельность моего ученика и качество его обучения.

Уровневая дифференциация позволяет вести более качественную подготовку учащихся, строится на основе открытого представления всем учащимся уровня обязательного минимума, принципа добровольности в выборе уровня усвоения и отчётности, уровневого контроля и введения мониторинга предметной области. Для этого мной была использована  методика по определению уровня обучаемости профессора П.И.Третьякова.

Разрабатывается алгоритм деятельности ученика:

  1. Выбирается небольшой учебный материал на 7-8 мин, который сопровождается выполнением опорного конспекта самостоятельно учеником;
  2. В дальнейшем 5-10 мин, Учитель просит учащихся выделить основные моменты через актуализацию, повторяя учебный материал, обращая внимание на основы теории и решение задач.
  3. Создается проблемная ситуация, мотивируется примерами задач с ошибкой, с вопросом, почему задача была решена неверно.
  4. После правильного ответа учащихся, учитель объясняет создавшуюся ситуацию, это является закреплением  пройденной темы.
  5. В конце собираются записи с опорными конспектами и решенной задачей оценивается и устный ответ ученика. Здесь можно провести самоконтроль.

Таким образом, в условиях сельской школы можно провести индивидуальную работу с учащимися, определив приоритеты дальнейшей работы. Организация разноуровневой системы принципиально меняет роль учителя, он наставник, координатор действий и наблюдатель, который не только вводит учащихся в исследовательскую деятельность, но и проектную самостоятельную работу учащихся.  

Мои учащиеся неоднократно становились призерами районных и республиканских открытых олимпиад «Созвездие» научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодёжи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – Космос» /Программа «Одаренные дети»/. Роль проектных исследовательских работ наиболее актуальна в последнее время.  

В докладах на методическом объединении предметов естественно-математического цикла нашей школы выступал с докладами по темам: «Уровневая дифференциация на уроках физики», «Индивидуальный план развития – как зона ближайшего развития одаренных детей», «Личностно-ориентированный подход в обучении физики». Мною были даны открытые уроки по формированию самостоятельной работы в 7-8 классах.

     

3.Проектирование и реализация образовательного процесса

Особое внимание уделяю методики решения задач по физике, для обоснования какой-либо обобщенной методики следует, прежде всего, ясно представлять цель применения этой методики, знать недостатки существующих методик, пробелы в подготовке и методических навыках обучаемых. В описании методики необходимо четко сформулировать последовательность этапов процесса решения физической задачи.

При решении задач запоминание общей теории, представленной на уроке, -пройденный этап? А я думаю, иначе, смотрим шире – ведь решение задач - это инструментарий в широком смысле слова.  Ученик должен применяя теорию, решать базовые задачи, а затем приступать к решению более сложных задач этого раздела. Многие авторы рекомендуют, прежде всего, «вникнуть в условие задачи». Для того чтобы хорошо вникнуть в условие, следует обязательно требовать выполнения чертежа, рисунка, правильно заполнить формуляр. Они нужны не для пояснения решенной задачи, как это утверждают некоторые авторы, а для уяснения самих условий задачи и понимания состояния или происходящего процесса, для правильного применения законов, уравнений процессов. Итак, чертеж – эффективное средство для того, чтобы хорошо вникнуть в условие задачи и получить решение в общем виде.

Знание обозначения физических величин, чтения  их транскрипции латинского и греческого алфавитов, правильное написание физических величин, их размерностей в соответствии с системой интернациональной (СИ). Последнее и есть самое главное в решении. Если получено решение в общем виде, то вычисление и получение частных случаев не представляет труда. Процесс решения задачи начинается с постановки задачи или, как обычно говорится, с условия решаемой задачи. И сразу же возникает вопрос: а надо ли учащимся писать в тетради условие задачи. Да, кратко:

1. Внимательно изучить условия задачи, попытаться понять физическую сущность явлений или процессов, рассматриваемых в задаче, уясните основной вопрос задачи. Написать условие задачи ключевыми словами.

2. Кратко записать условие задачи. Выписать все данные, известные и искомые величины, при этом перевести значения всех величин в СИ.

3. Определить табличные данные и физические постоянные.

4. Начертить рисунок, схему или чертеж. На рисунке показать все векторные величины (скорости, ускорения, силы, импульсы, напряженность электрического поля, индукцию магнитного поля и т.д.).

5. Выяснить, с помощью, каких физических законов можно описать рассмотренную в задаче ситуацию. Написать уравнения состояния или процессов в общем виде. Если в закон входят векторные величины, то записать этот закон в векторном виде.

6. Применяя условия задачи, конкретизировать общие уравнения. При этом получается система уравнений, описывающих данную задачу. Выбрать направления координатных осей и записать векторные соотношения в проекциях на оси координат в виде скалярных уравнений, связывающих известные и искомые величины.

7. Решить полученное уравнение (или систему уравнений) относительно искомой величины. В результате будет выведена формула, представляющая собой алгебраическое решение задачи.

8. Проверить правильность решения с помощью обозначений единиц физических величин, подробным расписыванием размерностей искомых физических величин.

9. Подставить в общее решение числовые значения физических величин и произвести вычисления с учетом правил приближенных вычислений.

10. Проанализировать ответ.

Данные 10 пунктов алгоритма позволяют использовать решение задач даже при изучении новой темы, создавая проблемную ситуацию успешности усвоения нового, закрепления пройденного.

Таким образом, на одном уроке можно раскрыть несколько компетенций ученика, экономия времени урока объективна. А самое главное, учащиеся весь урок находятся в работе и тонусе, это ли не позитивный  учебный процесс.

Четкая система оценивания вовремя позволяет оценить порог успеваемости не только ученику, но и учителю, четко нормируя индивидуальную эффективность труда по принципу: «Знаний лишних не бывает!».  

4. Общие выводы по результативности профессиональной деятельности

В результате проведенного анализа работы учителем физики, для повышения качества образования по физике в условиях сельской школы,  при планировании уроков хочу обратить внимание на следующие вопросы:

  1. При отборе содержания учебного материала к уроку:

• четко ранжировать учебный материал по степени важности, отказываясь от второстепенной информации;

• определять уровень усвоения элементов содержания образования на конкретном уроке;

• соотносить содержание учебного материала с обобщенными планами изучения физических объектов с целью определения полноты представления информации в учебном пособии;

• определять, какие специальные и общеучебные умения будут формироваться при изучении учебного материала на уроке;

• подбирать информацию о значении изучаемого материала в жизни человека.

2. Продумывать способы привлечения учащихся к постановке целей урока с помощью обобщенных планов изучения физических объектов.

3. Планировать организацию самостоятельной работы учащихся по изучению нового учебного материала, т. к. малая доля самостоятельной работы на уроке приводит к тому, что ученик не отделяет свою деятельность от работы учителя, в результате чего исчезает главное в учении – осознанное усвоение учебного материала, прочные навыки самообразования, прочность знаний и умений.

4. Выбирать формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке с учетом современных подходов к конструированию урока: дискретного, системно-структурного, коммуникативного, демонстрационного и др.

5. При проведении уроков:

• использовать различные приемы формирования мотивации учебной деятельности учащихся, в том числе привлекать результаты наблюдений учащихся за физическими явлениями (жизненный опыт школьников);

• корректировать математические знания учащихся, используя индивидуальные карточки-задания;

• на каждом уроке обязательно проверять выполнение домашнего задания с целью обнаружения и устранения пробелов в знаниях учащихся;

Устранению пробелов в знаниях учащихся будет также способствовать обязательный качественный анализ результатов контрольных работ; оказание индивидуальной помощи в ходе самостоятельной работы; проведение поддерживающих занятий; рефлексия учебной деятельности учащихся и её результатов и др;

• проводить рефлексию учебной деятельности учащихся не только в ходе подведения итогов урока, но и для устранения затруднений на любом этапе урока, акцентируя внимание учащихся на смысле рефлексии, важности этого умения в жизнедеятельности человека;

• предотвращать ситуации незанятости учащихся на уроке, приводящие к шуму и нарушениям дисциплины;

• корректировать домашнее задание (объем, уровень сложности) с учетом результатов учебной деятельности учащихся на уроке, индивидуальных познавательных возможностей учащихся.

В общем, по моему мнению, снижению дефицита учебного времени на уроке будет способствовать:

• четкая регламентация всех видов деятельности учителя и учащихся на этапе составления плана урока;

• тщательный отбор учебной информации к уроку, отказ от воспроизведения (пересказа) учителем всего нового учебного материала на уроке;

• целенаправленное формирование общеучебных умений и навыков учащихся (умение работать с текстом, владение приемами рациональной организации учебного труда, рефлексии, логического мышления существенно экономят время усвоения учебного материала);

•  систематическая работа по повышению мотивации учения;

• использование игровых форм, проведения уроков решения задач. Главное достоинство этих форм в том, что в решении задач принимает участие каждый ученик, а работа проходит на высоком эмоциональном уровне.

        Это далеко весь перечень результативности моей профессиональной деятельности как педагога, работая в последнее время преподавателем-организатором ОБЖ в нашей школе, я провожу интеграцию уроков в широком смысле слова. К моему интересу в этой предметной области достаточно технической и инженерной тематики. Это дополнительная учебная информация позволяет определить практико-ориентированную подоплеку в воспитании подрастающего поколения. Тактико-технические характеристики оборудования кабинета ОБЖ позволяют решать жизненно важные задачи.  На протяжении уже второго года обучения по ОБЖ учащиеся выигрывают районные соревнования, там необходима техническая смекалка, интеллектуальная гибкость и знание основ гражданской обороны.

        В этом учебном году начал преподавать информатику, это значительно усилило метапредметную и интеграционную компоненту естественно-научного воспитания и обучения учащихся, это облегчило поиск дополнительных источников информации. В условиях сельской школы, данный подход объективен, это доступ к интернету, электронным ресурсам и сайтам по всем предметным областям.

        В последнее время, как достаточно опытный учитель физики, занимаюсь разработкой программы «Сетевой учитель в сельскую школу» . В любой сельской школе учитель физики или другой предметник приезжает и проводит урок, можно серию с целью наставничества, обмена опытом, разнообразия и мотивации как учителя так и детей. Здесь присутствует интригующее начало, причина много учителей молодых, которые не имеют педагогического опыта или вернулись после продолжительного периода. Данный вопрос обсуждался на уровне управления образования, на одном из РМО учителей физики.

        И самым интересным для себя считаю введение в практику пропедевтического курса физики с 5 класса, опыт преподавания в недалеком прошлом имеется. В настоящее время познавательная активность детей развита именно в этом возрасте, когда им хочется что-нибудь потрогать, и они горят изобретательством и гибкостью умственной деятельности. Веяния сегодняшнего дня требуют этого, кстати, робототехника нашла бы здесь место, иначе сельский ребенок не будет адаптирован к современной жизни.

        В заключении, хочется отметить, что на бумаге не отразишь все полноты учительской работы, можно только обобщить небольшую часть рутинной и ответственной деятельности общения учителя с учениками, ведь конструктивно сложенный диалог приводит к сотрудничеству, умение общаться – часть успеха учителя на уроке, а самое главное знание предмета физики, и мастерство преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации на высшую категорию, описание системно-деятельностного подхода в обучении математики и информатики....

Самоанализ профессиональной деятельности

Уважаемые коллеги! 25 марта 2012 г., я завершила прохождение процедуры аттестации по модели "Аттестационная сессия". Как показала практика, наибольшее количество вопросов и затруднений вызвал Сам...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности учителя физической культуры МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная...

Самоанализ профессиональной деятельности

Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словамиА. Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя»....

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ для подтверждения высшей квалификационной категории...

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)

СТРУКТУРА   САМОАНАЛИЗА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...