Мои педагогические находки
статья на тему

Ондар Галина Доржуевна

Педагогическая биография каждого учителя уникальна. Не каждый и не сразу становится мастером. Все зависит от его таланта, целеустремленности и, конечно же, трудолюбия. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями педагогического процесса, на что требуются годы. Говоря о педагогическом мастерстве, нужно отметить, что мастерство – это показатель высокого уровня педагогической деятельности учителя, владение педагогическими технологиями, в то же время оно выражает личность педагога, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorzhuvna.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

        

Эссе на тему «Мои методические находки»

Педагогическая биография каждого учителя уникальна. Не каждый и не сразу становится мастером. Все зависит от его таланта, целеустремленности и, конечно же, трудолюбия. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями педагогического процесса, на что требуются годы. Говоря о педагогическом мастерстве, нужно отметить, что мастерство – это показатель высокого уровня педагогической деятельности учителя, владение педагогическими технологиями, в то же время оно выражает личность педагога, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. После окончания Кызылского педагогического института в 1988 году начала свою трудовую деятельность в Суг-Аксынской СОШ села Суг- Аксы Сут-Хольского района, в одном из красивых, загадочных и исторических мест нашей Тувы. Этот уголок нашей Тувы издавна славится легендами и мифами.

Проработав 29 лет учителем родного языка, могу смело утверждать, что наш родной тувинский язык – один из самых трудных предметов в программе общеобразовательной школы. Я очень люблю свой предмет, особенно тувинскую литературу. Знание родного языка похоже на удивительный мост, который соединяет прошлое с настоящим. Это замечательный инструмент для изучения или построения макета древнего письменного языка и главный ключ к пониманию древних письменностей оставленных нам предками в каменных изваяниях. И каждый раз я напоминаю своим ученикам, как важно сегодня знать свой родной язык, свою культуру и традиции. Это окно в большой мир, доступ к культурам других народностей.

Есть известное утверждение, что человек, знающий родной язык, больше ценит свою культуру и, общаясь с иностранцами, начинает больше уважать свой язык. Поэтому на своих уроках я значительное внимание уделяю развитию устной диалогической и монологической речи учащихся, говорению, так как конечной целью обучения родному языку в школе является умение общаться на родном языке.

Моя методическая тема по самообразованию – использование на уроках родного языка и литературы групповой работы учащихся. Цель данной технологии – обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта. Активация словарного запаса, развитие устной и письменной речи учащихся – одна из главных задач уроков родного языка. Основная идея этой методики – предоставление каждому ребенку на уроках наиболее полных возможностей для развития устной и письменной речи, последовательного и логического изложения своих мыслей. Элементами являются выполнение разнообразных заданий по развитию речи, тематический учет знаний. Технология уровневого обучения по методу И.Б. Первина оказалась наиболее приемлемой и актуальной в обучении родного языка и литературы, так как учитывает особенности усвоения материалом каждого ученика. И. Б. Первин свою систему назвал «групповые технологии» и выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:  

  1. Фронтальная работа в классе.
  2. Работа в статичных парах.
  3. Групповая работа (на принципах дифференциации).
  4. Межгрупповая работа.
  5.  Фронтально- коллективная деятельность при активном участии всех учащихся.

Как научить детей грамотно писать, свободно и красиво выразить свои мысли? Применение игровых форм, нетрадиционных форм обучения, открытие нового на каждом уроке, контроль над знаниями, умениями, навыками учащихся – вот обязательные условия успешной работы.

Каждый урок родного языка представляет собой одну из лесенок длинной лестницы по формированию языковой компетенции. Урок по развитию речи должен представлять собой тематическое, логическое, эмоциональное единство. В процессе активации каждой усваиваемой на уроке дозы лексики, учащиеся овладевают навыками составления связной речи. Методика предполагает охват на уроке связной речевой деятельности всех детей и каждого в отдельности. По своим наблюдениям заметила, что детям нравится такая форма урока, так как учащиеся понимают, что в группах знания распределены одинаково, нет такого, что в одной группе собраны только сильные или только слабые. Они начинают понимать, что в каждой группе есть такой же ученик по уровню знаний, как и он сам. Получаются группы выравнивания. А лидеры стараются подтянуть слабых, выслушивая их и поправляя их ответы, дают им выступить.

Опыт имеет большую значимость. Дает полные возможности для развития личности, воспитать средствами словесности, сотворчество учителя и ученика. Имеются условия реализации данного опыта. Через традиционные, не традиционные уроки, уроки по народной педагогике, уроки как урок – конференция, урок – суд, урок- путешествие, интегрированные уроки. В своих уроках я активизирую словарный запас учащихся новыми словами (исконно тувинскими, заимствованными). Каждый урок начинается со словарной минуты, стараюсь дать хотя бы минимум дозы лексики (2-3 слова). Анализ текста, работа по тексту – основные виды моей работы по развитию речи, начиная с 5-го класса. С 5-го класса дети должны усвоить такие понятия как стили речи, виды речи. Начиная, с простого они должны перейти в следующих классах на более усложненные анализы теста. В процессе работы с текстом дети пополняют словарный запас новыми словами, употребляют в речи синонимы, омонимы и антонимы. Здесь уже заложен фундамент для усвоения большой дозы лексики.

На уроках родной литературы большое внимание уделяю на чувства слова, логики изложения, выразительности повествования. Здесь опять идёт работа со словом, составление глубокой мысли, формирование ритмически организованной речи. Это можно достичь, если на каждом уроке обратить внимание на речевую деятельность ученика, открыть ему доступ на развитие речи, в конечном счете, это дает возможность на пробуждение их творческих возможностей. И самое главное – воспитательный аспект уроков литературы. Сама люблю читать стихи наших замечательных поэтов и, вдохновляюсь поэзией, стараюсь создавать эмоциональный фон каждого урока.

В средних классах при развитии речи можно опираться на личный опыт учащихся, дать такие темы сочинений, в основе которых лежит личное сопереживание, увиденное, услышанное. Например, «Интересное событие», «Мой самый счастливый день», «Однажды утром…», «Путевые заметки», «Необычный случай», «По дороге в школу».

Работа по картине – основное направление в развитии речи. Здесь дети основной упор делают на знание языковых средств (сравнение, метафоры, эпитеты) и употребляют в составлении связной тематической рисунки.

Уроки литературы в 10-11 классах. Что это такое? Какими они должны быть?

Они должны быть творческими, рассчитанными на самостоятельное добывание знаний. Как сегодня требует государственный стандарт образования. Знание текста плюс работа мозга. Как бывает интересно работать с учениками, прочитавшими произведение! Можно дискутировать, высказывать свою точку зрения на поступки героев. Можно обойтись без учебника. Это редкость, но всё – таки такие уроки бывают. На уроке должна вестись работа над словом. Нужно учить высказываться, владеть монологической речью.

В старших классах подбор лексики умножается при изучении произведений, большое внимание уделяем на определение историзмов, архаизмов, терминов, диалектизмов.

Дети должны уметь делать языковой анализ теста. В этом случае работа со словом тоже имеет доминирующее место.

При написании сочинений, изложений ведется не только устное развитие речи, а параллельно идет развитие письменной речи. Научить навыкам правильного составления предложений, диалогов, прямой речи, употребление вводных слов, обращений, монологической речи.

Работа по развитию речи не должна вестись только на уроках, а можно во внеклассных мероприятиях. Это дает большой багаж знаний, обогащение словарного запаса все новыми словами.

Результативность работы должно отразиться в экзаменационных работах учащихся, у них уже сработаны навыки написания сочинений, изложений.

По моему мнению, проводимые мною дидактические игры на занятиях, составление кластеров, синквейнов дают положительный результат. У моих детей развита связная речь, дети начали свободно выражать свои мысли и с удовольствием сами играют с дидактическими материалами.

Понимание, доброжелательность и любовь к детям – вот на чём основана моя педагогическая философия. Я прохожу с детьми путь от слова к сердцу, а от сердца к разуму, убеждая их в том, что знание родного языка – это и есть великая ценность.

«Учи тому, что знаешь сам, знай то, чему учишь. Если литература – храм, то чтение – дорога к нему». Постоянно перед каждым уроком мысленно повторяю эти замечательные слова…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях по бисероплетению"

Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные отк...

Мои педагогические находки

Временное содержаниеШигърияттә Туфан эзләреАчык сандык янында...

мои педагогические находки

представление опыта работы...

Педагогические находки по теме «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся»

Одной из функции классного руководителя является обеспечение связи общеобразовательного учреждения (школы) с семьей. Тема, над которой я работаю как классный руководитель- это «Взаимодействие семьи и ...

Эссе "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, педагогические находки"

Новый образовательный стандарт второго поколения для средней и старшей школы, к введению которого готовится школьное сообщество, ориентирует нас на формирование у детей готовности к самостоятельной де...

эссе мои педагогические находки

мои педагогические находки...

мои педагогические находки

методы и приемы изучения нотной грамотности ( на начальном этапе обучения)...