3. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
статья на тему

Степаненко Анжела Сергеевна

Содержит план работы социального педагога, диагностику социальной адаптации, анализ работы (годовой отчет)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Диагностика социальной адаптации обучающихся МАОУ СОШ № 9 г. Холмска обучающихся 5-х классов

Для проведения диагностики были изучены социальный состав обучающихся, уровень семейной адаптации к условиям обучения в ОУ, уровень социально-психологического климата в коллективе.

Для определения социального статуса обучающихся была использована методика «Социальный паспорт группы», целью которой являлся сбор и анализ сведений о социальном составе обучающихся класса. Социальным педагогом и классным руководителем заполнялся регистрационный бланк, который содержал в себе: Ф.И.О. обучающегося; число, месяц, год рождения; домашний адрес, сведения о каждом из родителей: Ф.И.О., место работы, должность, образование; категория семьи (данные не указаны в связи с соблюдением закона «О персональных данных»).

По итогам проведения данной методики были установлены параметры, определяющие социальный статус обучающихся. Изучение выявленных категорий семей обучающихся позволило получить первоначальные представления об уровне семейной адаптации тестируемых. Результаты диагностики представлены в таблице.

Таблица 1. Социальный состав обучающихся

Параметры диагностики

Состав обучающихся

Всего

27

28

24

15

Мальчики

13 (48,1%)

12 (42,9%)

10 (41,7%)

11 (73,3%)

Девочки

14 (51,9%)

16 (57,1%)

14 (58,3%)

4 (26,7)

Жилищно-бытовые условия

Благоустроенная квартира

27 (100%)

26 (92,8%)

23 (95,8%)

15 (100%)

Квартира барачного типа

0

0

0

0

Частный дом

0

2 (7,2%)

1 (4,2%)

0

Категория семьи

Полная

24 (88,8%)

25 (89,2%)

19 (79,2%)

12 (80%)

Неполная

3 (11,2%)

3 (10,8%)

5 (20,8%)

3 (20%)

Опекаемая

0

1 (3,6%)

1 (4,2%)

0

Многодетная

0

1 (3,6%)

1 (4,2%)

2 (13,3%)

Малообеспеченная

12 (44,4%)

8 (28,6%)

5 (20,8%)

6 (40%)

Рис. 1. Категория семей исследуемых учащихся 5-х классов

Таким образом, из представленных данных можно сделать вывод о том, что уровень семейной адаптации в 5 А,Б,Г классах выше, чем в 5В классе. Это подтверждается тем, что количество учащихся, воспитывающихся в полных семьях, в этих классах выше порядка 10%, чем в 5В классе. Данный вид семьи имеет более благоприятное значение в воспитании подростков, чем неполные и опекаемые семьи. Уровень малообеспеченных семей в 5А классе выше, чем в других классах на 4-24 %. Это может препятствовать социальной адаптации подростков, так как низкий уровень материального обеспечения в семье может подтолкнуть учащихся к нарушению взаимоотношений между одноклассниками, подразделяя детей на «богатых» и «бедных» учащихся.

Для детального анализа протекания процесса адаптации пятиклассников разработана и предложена методика «Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов». Цель методики - анализ особенностей протекания процесса адаптации учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в основное звено.

Методика включает в себя три аспекта:

1. Учебный аспект. Диагностика проводится классным руководителем по результатам обучения основных учебных предметов: математика, русский язык, чтение, а в 5 классе учителями-предметниками по этим же параметрам.

2. Психологический аспект. Включает в себя изучение уровня учебной мотивации, уровня тревожности, уровня самооценки. Проводится педагогом-психологом.

3. Социально-педагогический аспект. Включает в себя изучение уровня воспитанности и особенностей поведения учащихся. Проводится социальным педагогом.

Данная методика позволяет увидеть динамику учебных, психологических и социальных успехов и трудностей каждого ученика на окончание 4-го, начало и конец 5-го классов.

В рамках диагностики по используемой методике необходимо обратить внимание на уровень мотивации учащихся к обучению в школе. С помощью данного показателя можно определить желание школьников посещать занятия в школе, а также увидеть уровень взаимоотношений между учащимися. Для определения школьной мотивации была использована Анкета «Диагностика уровня мотивации». Анкета, по выявлению уровня школьной мотивации выделяет 5 уровней:

- 1 уровень - высокая школьная мотивация, учебная активность;

- 2 уровень - нормальная школьная мотивация;

- 3 уровень - положительное отношение к школе, но школа больше привлекает не учебной деятельностью;

- 4 уровень - низкая школьная мотивация;

- 5 уровень - негативное отношение к школе, дезадаптация.

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 Уровень мотивации к обучению

класс

уровень

в 4

в 5

в 4

в 5

в 4

в 5

в 4

в 5

1 уровень

3 (11,1%)

3 (11,1%)

8 (28,6%)

7 (25%)

7 (29,2%)

5 (20,9%)

0

0

2 уровень

15 (55,5%)

16 (59,3%)

14 (50%)

11 (39,3%)

15 (62,5%)

13 (54,2%)

3 (20%)

2 (13,3%)

3 уровень

6 (22,3%)

5 (18,5%)

5 (17,8%)

8 (28,5%)

2 (8,3%)

2 (8,3%)

9 (60%)

6 (40%)

4 уровень

3 (11,1%)

3 (11,1%)

1 (3,6%)

1 (3,6%)

0

2 (8,3%)

3 (20%)

7 (46,7%)

5 уровень

0

0

0

1 (3,6%)

0

2 (8,3%)

0

0

Графически полученные результаты представлены на рис. 2 - 5.

Рис. 2.Уровень мотивации к обучению у обучающихся 5А класса

Рис. 3. Уровень мотивации к обучению у учащихся 5Б класса

Рис. 4. Уровень мотивации к обучению у учащихся 5В класса

Рис. 5. Уровень мотивации к обучению у учащихся 5Г класса

По представленным результатам, можно определить, что уровень мотивации к обучению при переходе из начальной школы меняется. Повышение уровня мотивации, при переходе с основную школу, наблюдалось у 1 учащегося - 1,06%, понижение уровня мотивации - 24 учащихся – 25,5%, у 81 учащегося - 86,1% - уровень мотивации остался на прежнем уровне.

Еще одна сторона диагностики была связана с изучением межличностных отношений коллектива класса. Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический, а вернее, социально-психологический климат группы.

Социально-психологический климат группы - это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности.

Для определения социально-психологического климата класса была использована методика «Социально-психологический климат класса». Учащимся необходимо было ответить на следующий вопрос: «Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?» Мнения разделились следующим образом. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 Социально-психологический климат класса

Параметры

Чувствую себя членом класса, частью коллектива

20 (74%)

26 (92,8%)

19 (79,2%)

13 (86,7%)

Участвую в большинстве видов деятельности

21 (77%)

27 (96,4%)

21 (87,5%)

14 (93,3%)

Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других

18 (66,7%)

20 (71,4%)

18 (75%)

5 (33,3%)

Не чувствую, что являюсь членом коллектива

7 (25,9%)

2 (7,1%)

5 (20,8%)

2 (13,3%)

Занимаюсь отдельно от других членов

7 (25,9%)

2 (7,1%)

3 (12,5%)

1 (6,7%)

Из представленных данных можно определить, что большая часть обучающихся чувствуют свою принадлежность к школьному коллективу. В учебной деятельности учащиеся не выделяют каких-либо значительных межличностных отношений. В напряженных ситуациях учащиеся считают проявление межличностных отношений одинаковыми во всех классах. Это лишь подтверждает незаинтересованность учащимися жизни класса. Наиболее дружественными отношениями ребята считают отношения за пределами школы, но при этом часть учащихся считает дружбу с одноклассниками менее значительной.

На основе анализа результатов, полученных в ходе диагностики с использованием комплекса названных методик, можно сделать вывод о том, что уровень социальной адаптации у учащихся 5 Б,В,Г класса выше, чем у учащихся 5А класса.

Как вспомогательные методы нами использовались наблюдение и беседа для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики, выяснения причин выявленных отклонений.

Как показали результаты наблюдений и бесед с обучающимися, родителями и учителями, причинами низкого уровня социальной адаптации учащихся являются следующие:

  • низкий уровень семейной адаптации, а именно, низкий социальный статус семьи;
  • низкий уровень школьной мотивации, заинтересованности учащимися обучением в школы, привлекательностью школы;
  • недостаточно высокий уровень социально-психологического климата в классе - недостаточно высокий уровень межличностных отношений в классе.

Таким образом, вторым этапом работы стало решение выявленных проблем. А именно, устранение выявленных в ходе диагностики причин дезадаптации и их профилактика.



Предварительный просмотр:

Социальная структура

Сведения о количестве правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОТЫ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА МБОУ СОШ № 9 г. Холмска

по профилактической работе с учащимися и их родителями по предупреждению правонарушений и правовому воспитанию

за 2014-2015 учебный год

Социальный педагог школы А.С. Степаненко

Деятельность социального педагога МБОУ СОШ № 9 проводилась по согласно плану работы  на 2014-2015 учебный год и в соответствии с программой «Социально- педагогическое сопровождение воспитательного процесса».Основные направления в школе определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей.

В течение учебного года главной задачей в работе является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности  руководствуюсь:

  •  Федеральным законом «Об образовании в РФ»
  •  Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Гражданским кодексом РФ
  • Семейным кодексом РФ
  • Уставом МБОУ СОШ № 9

   В течение года контролирую  движение учащихся и выполнение всеобуча, поддерживаю тесную связь с родителями, изучаю  социальные проблемы учеников,  веду  учет и профилактическую работу,  осуществляю  социальную защиту детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении.

Провожу  патронаж детей, находящихся под опекой и воспитывающихся в приемных семьях,  консультирую  классных руководителей.

Контингент обучающихся  МБОУ СОШ № 9  составляет 847  человек.

На начало и конец учебного года проведена социальная паспортизация классов и составлен социальный паспорт школы. Проанализирован образовательный уровень родителей учащихся, создан банк данных учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, составлены списки многодетных, малообеспеченных, неполных, педагогически несостоятельных и  приемных семей.

Категория учета

Количество

1

Всего обучающихся в ОУ

847

2

Количество семей, находящихся в социально опасном положении

6

2.1.

В них детей

12

3.

Всего семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Из них:

34

3.1.

Семьи, состоящие на учете в ОДН

5

3.2.

Семьи, состоящие на учете в КДН и ЗП

29

3.3.

Семьи, состоящие на учете ЦСП как малоимущие

-

4.

Семьи, лишенные родительских прав в текущем году

-

5.

Всего детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации

54

6.

Количество обучающихся, состоящих на учете в ОО и П. Из них:

24

6.1.

находящихся под опекой

1

6.2.

находящихся в приемных семьях

23

7.

Количество обучающихся - инвалидов

10

8.

Всего обучающихся, состоящих на различных видах учета. Из них:

44

8.1.

Количество обучающихся, состоящих на  на проф. учете в ОДН.

11

8.2.

Количество обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП.

Из них:

29

8.2.1.

совершившие административные правонарушения

19

8.2.2.

совершившие общественно опасные деяния

10

8.2.3.

стоящие на спецучете

-

8.3.

Количество обучающихся, состоящих на учете в нарколог.  кабинете. 

Из них:

8.3.1.

состоящих на "Д" учете

8.3.2.

состоящих на профилактическом контроле

4

9.

Количество обучающихся, систематически пропускающих занятия

1

10.

Количество обучающихся, состоящих на внутришкольном  контроле

12

С данными категориями семей  проводится совместная работа  с отделением социальной поддержки населения, отделом опеки и попечительства, КДН и ЗП, ОДН ОМВД, ЛОП, центром занятости населения в течение всего года. Эти семьи регулярно посещали классные руководители, социальный педагог, инспектор ОДН. Здесь сложные материальные и бытовые условия, моральный климат. К сожалению, из-за частой смены инспекторов ОДН  профилактическая работа с детьми из семей ТЖС находится на низком уровне и сводится, в основном,  к составлению протоколов на родителей.

В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составлялись акты обследования жилищно-бытовых  условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям.

 С первого сентября в школе обучался 1опекаемый ребенок и 23 учащихся из приемных семей.

Дети из приемных семей получают пособие, ряд детей -  пенсию по утере кормильца. Все приемные родители, в целом, должным образом исполняют свои обязанности. Нарушений прав детей выявлено не было.               Несовершеннолетние успешно закончили учебный год и переведены в следующий класс, либо окончили школу.

В течение 2014-2015 года в школе осуществлялся контроль   получения образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, опозданий. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель  посещали  по месту жительства учащихся. Работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, деятельность по выявлению не обучающихся детей, правовое просвещение подростков и их родителей – основные формы деятельности школы.

С родителями также проводится большая профилактическая работа: беседы об ответственности за воспитание детей, о необходимости усиления контроля за их времяпрепровождением, индивидуальные консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних, передача данных по посещаемости в управление образования, ОДН ОМВД, инспектору ПДН ЛОП.

Всего подано 19 представлений в ОДН ОМВД на родителей учащихся по причине недолжного воспитания своих детей, пропусков уроков без уважительной причины, нарушения дисциплины.  Были организованы родительские собрания посвященные правовой ответственности подрастающего поколения, правам детей, обязанностям родителей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних детей.

В настоящее время вопрос семейного неблагополучия продолжает оставаться напряженным. Семейное неблагополучие приводит к лишению или ограничению в родительских правах и направлению детей на воспитание под надзор в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

Школой совместно с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится работа по контролю за исполнением родителями родительских обязанностей в соответствии с действующим законодательством, профилактике социального сиротства.

В МБОУ СОШ № 9 г. Холмска огромное внимание уделяется защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Основной задачей педагогов школы является своевременная координация действий, направленных на раннее выявление и оказание содействия семье, находящейся в социально опасном положении, в поиске выхода из этой ситуации.

Выявление и организация работы с  семьями, находящимися в социально опасном положении, в МБОУ СОШ № 9 г. Холмска проводятся на основании изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, анализа участия родителей в жизнедеятельности школы,  анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан, учёта посещения несовершеннолетними занятий, учёта детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, несовершеннолетних, не получающих общего базового образования, учёта и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений. На все вновь прибывшие семьи заведены карточки учета, составлены первичные акты обследования условий проживания детей, разработаны планы индивидуальной работы.

В МБОУ СОШ № 9 г. Холмска по состоянию на 25.06.2015 года состоят на учете 6 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются 12 несовершеннолетних детей, из них учащимися школы являются 8 учащихся. Вновь выявленных семей в 2014-2015 учебном году  – 3.

В начале 2014-2015 учебного года на учет был поставлен ученик 1В класса Васильковский Алексей Николаевич, 08.08.2007 года рождения, семья которого состоит на учете СОП с 2010 года.

Особую тревогу вызывает семья ученика Васильковского Алексея, мать которого Васильковская Анна Витальевна не исполняет свои родительские обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей.

 Семья Васильковской А.В. состоит на учете в МБОУ СОШ № 9 г. Холмска, как находящаяся в социально опасном положении с 04.06.2010 года. Семья была поставлена на учет в связи с тем, что мать несовершеннолетних ведет асоциальный образ жизни, т.е. длительное время нигде не работает, бродяжничает, систематически злоупотребляет спиртными  напитками (ранее употребляла наркотические средства). Кроме того, Васильковская не исполняет свои родительские обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних детей.

20.08.2014 года при сверке в отделе социальной политики МСЗН списков детей из семей СОП, поступающих в 2014 году в первый класс, выяснилось, что  Васильковская А.В. документы для поступления сына в школу не сдала, медкомиссию не проходила. Связаться с ней возможности нет, так как ее сотовый телефон отключен. Из телефонного разговора с бывшим сожителем Васильковской, отцом ее старшего сына, Федоренко А.Л., стало известно, что Анна Витальевна длительное время дома не проживает, бродяжничает, ведет асоциальный образ жизни. Заботы о содержании и воспитании двоих детей переложила на плечи Федоренко А.Л., хотя он не является биологическим и юридическим отцом Васильковского Алексея, и на свою сестру Куликову Галину Витальевну. Также Федоренко А.Л. пояснил, что Васильковская не собирала документы в школу, не проходила с ребенком медкомиссию.

Социальным педагогом А.С. Степаненко была проведена работа с тетей несовершеннолетнего Васильковского Алексея Куликовой Г.В., благодаря которой 1 сентября 2014 года мальчик сел за парту. В школу ребенка тоже привела Куликова Г.В., мама явилась на торжественную линейку в нетрезвом виде.

С Васильковской неоднократно проводились индивидуальные беседы, она рассматривалась на заседаниях КДН и ЗП, Штабе всеобуча, семья многократно посещалась на дому. Однако меры, принимаемые к нормализации обстановки в семье, положительного результата не дают.

На основании выше изложенного администрацией школы было решено передать пакет документов на лишение родительских прав Васильковской в отдел опеки и попечительства администрации муниципального образования "Холмский городской округ".

Но, следует отметить, что лишение родительских прав – крайняя мера, основной целью индивидуальной профилактической работы должно стать сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье. Большое внимание уделяется в школе решению проблемы профилактики социального сиротства. Педагоги школы тесно взаимодействуют с учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, органами исполнительной власти, органами правопорядка, именно благодаря слаженному взаимодействию школа имеет возможность своевременно выявить и оказать помощь ребенку, который в ней нуждается, а также попытаться предотвратить попадание этого ребенка в категорию социальных сирот.

С целью предупреждения социального сиротства социальным педагогом МБОУ СОШ № 9 г. Холмска три раза в год корректируются списки семей СОП. Регулярно проводятся обследования жилищно-бытовых условий данных семей, по результатам которых составляются акты обследования жилищно-бытовых условий. Осуществляются выезды в семьи данной категории совместно с представителями комиссии по делам несовершеннолетних, ОДН ОВД, отдела социальной политики города Холмска, отдела опеки и попечительства. Материалы о семьях, находящихся в СОП, направляются в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Чрезвычайно важным условием эффективности реализуемых мероприятий является добровольное участие в них самих родителей. В связи с этим педагоги школы проводят с родителями разъяснительную работу, привлекают их, насколько это возможно, к обсуждению семейных проблем и способов их решения, составлению и последующему осуществлению плана совместных действий по нормализации обстановки в семье в интересах ребенка. Такая работа приносит положительный результат. Комиссией по работе с семьями СОП в связи с нормализацией обстановки снята с учета семья Суховой Ирины Алексеевны.

В течение учебного года проводились родительские собрания совместно с детьми в 9В, 7а классах, где рассматривались причины плохой успеваемости учащихся и поведения на уроках. В результате различных профилактических мероприятий почти все учащиеся данных классов успешно закончили учебный год и перешли в следующий класс.

Весь учебный год целенаправленно велась работа по вовлечению несовершеннолетних во внеурочную деятельность (кружки, секции, клубы и т.д.). В начале учебного года все ученики  школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. В результате работы с семьями СОП  почти все учащиеся, кроме двоих, посещали учреждения дополнительного образования.

   В работе с подростками проводились индивидуальные беседы, консультации, посещение уроков. С целью профилактики девиантного поведения проводили мероприятия по возрастным группам.

Работа СПС заключается не только в том, чтобы выявить и поставить на учет детей, нуждающихся в помощи, но самое главное, работать на профилактику правонарушений. С этой целью в этом учебном году  была проведена следующая работа: в 5-ом классе проводились классные часы, основанные на личностном развитии школьников, с целью активизации внимания учащихся на самовоспитание и самосовершенствование личностных качеств.  В 6-х и 7-х классах проводились занятия по профилактике духовного, нравственного, физического здоровья учащихся. Здесь была возможность у детей не только познакомиться с различными стилями поведения людей, но и понять, каким чаще мы пользуемся и как сделать так, чтобы этот стиль был утверждающим.

В 8-9-х классах проведены беседы по формированию ЗОЖ, формированию активной  гражданской позиции, на развитие учебной деятельности учащихся, профориентационная работа.

   Пропаганда здорового образа жизни выражается в проведении мероприятий, распространении информации, которая способствует выработке негативного отношения к вредным привычкам,  просмотры видео фильмов по формированию ЗОЖ с последующим обсуждением.

На протяжении всего учебного года с целью профилактики правонарушений осуществлялась совместная деятельность с инспекторами ОДН Волковой Е.Б., Свидетелевой С.С.  Проведены индивидуальные беседы по теме «Профилактика правонарушений», «Как вести себя в случаях хищения сотовых телефонов, личного имущества», «О правах и обязанностях» в 5-8 классах, посещены семьи учащихся из семей ТЖС.  Но, считаю, что в данном учебном году сотрудничество между школой и инспекторами ОДН было не на должном уровне. Необходимо активизировать данную проблему: инспектору проводить индивидуальные и групповые беседы с подростками в школе, совместно с педагогами посещать семьи учащихся, а не только выявить и поставить на учет в ОДН подростка.  

Следует отметить, что в 2014-2015 учебном году школа активно сотрудничала с инспектором ПДН Холмского ЛОП Тигиной Е.Н., которая, помимо своих прямых обязанностей, заключающихся в профилактике хождения детей по железнодорожным путям, нахождения их на территории депо и т.п., проводила также работу, направленную на предупреждение совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений.        

   В течение учебного года на Штабе всеобуча на внутришкольный учет было поставлено 12 подростков.  На каждого несовершеннолетнего составлена индивидуальная карта, совместно с классными руководителями проведена диагностика, которая показывает уровень развития и адаптации детей. Родители этих учащихся очень редко посещают школу, что создает большие трудности в сотрудничестве с семьей. Из данной группы детей спортивные секции и кружки посещают 6 человек. Дети выполняют разовые поручения, чаще трудового плана, классные руководители привлекают их в классные мероприятия. С интересом эти дети участвуют в спортивных мероприятиях.

   Ежемесячно проводился Штаб всеобуча, на котором рассматривались вопросы  по профилактике правонарушений. К сожалению, ослаблена ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей. Снижение воспитательного потенциала семьи, отсутствие положительных семейных традиций, занятость родителей, все это приводит к отсутствию контроля за детьми.

В течение учебного года проводились комиссии по защите прав несовершеннолетних, где школой были представлены документы на отдельных учеников и их родителей. Но не всегда наблюдалась результативность работы, сложности, как были, так и оставались, и приходилось решать их классным руководителям, социально-педагогической службе и администрации школы.

   На основании вышеперечисленного считаю работу по общей социально-педагогической диагностике контингента учащихся, по взаимодействию с классными руководителями, работу по контролю за посещаемостью, есть положительная динамика в работе с неблагополучными семьями удовлетворительной. Но проблема тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность  или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей остается еще актуальной, над ней необходимо работать в следующем учебном году.

В полной мере осуществляется защита прав и интересов детей и подростков. Однако, недостаточно внимания уделялось вовлечению детей и подростков в различные кружки и секции, недостаточной была работа с родителями по вопросам воспитания детей, не дала запланированного результата работа по правовому просвещению детей и родителей.

 В связи с тем, что нет четкого  взаимодействия с инспектором ОДН, не снижается число детей, поставленных на учет в ОДН и соответственно в школе. Для снижения количества таких детей считаю необходимым привлечение представителей правоохранительных органов к проведению различных мероприятий, встреч, консультаций.

 Следовательно, задачами на следующий год будут:

1. Проведение социально-педагогической диагностики контингента учащихся и родителей с целью выяснения проблем в сфере обучения, воспитания и общения.

 2. Осуществление контроля за посещаемостью учащихся.

 3. Вовлечение учащихся в кружки и секции, встречи с педагогами дополнительного образования.

4. Активизация работы с родителями, с целью повышения воспитательного уровня семьи.

5. Оказание помощи семьям учащихся, нуждающимся в психологической консультации, совместно с психологом школы.

6. Внедрение комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности направленного на правовое просвещение учащихся.

7. Продолжение взаимодействия с органами правоохранительного порядка, с инспекторами охраны общественного порядка, ОДН ЛОП, наркоконтроля.



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОТЫ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА МБОУ СОШ № 9 г. Холмска

по профилактической работе с учащимися и их родителями по предупреждению правонарушений и правовому воспитанию

за 2015-2016 учебный год

Социальный педагог школы А.С. Степаненко

Основной целью работы социального педагога в 2015-2016 учебном году являлось обеспечение учащимся социально-педагогической поддержки и способствование развитию учащихся на основе общечеловеческих ценностей, формированию у них соответствующих ценностных ориентаций, проявляющихся в межличностных отношениях.

Для реализации данной цели проводилась работа по следующим направлениям:

  • выявление и учет социального статуса несовершеннолетних;
  • оказание поддержки учащимся в процессе их социализации;
  • защита прав подростка, оказавшегося в социально-опасном положении;
  • устранение или нейтрализация причин, вызывающих социальные отклонения различного рода;
  • ранняя профилактика бродяжничества и правонарушений;
  • совершенствование взаимодействия семьи, школы,  органов системы профилактики;
  • расширение зоны привлечения различных структур при разрешении социальных проблем семьи и подростка.

В соответствии с целью и выбранными направлениями был составлен и утвержден план профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек на 2015-2016 учебный год. При реализации данного плана использовались различные формы и методы работы, как групповые, так и индивидуальные.

Действия и  мероприятия в рамках реализации каждого направления.

Выявление и учет социального статуса несовершеннолетних обучающихся МБОУ СОШ № 9 г. Холмска

Одним из первых мероприятий плана является  составление социального паспорта школы.  В работе над документом, основной целью которого является выявление и учет социального статуса несовершеннолетних реализуются и такие направления работы как:

  • ранняя профилактика бродяжничества и правонарушений;
  • защита прав подростка, оказавшегося в социально-опасном положении;
  • расширение зоны привлечения различных структур при разрешении социальных проблем семьи и подростка.

Социальный паспорт школы является базовым документом в работе социального педагога. В нем собрана и систематизирована информация о несовершеннолетних и семьях, в которых они воспитываются. Кроме общего списка учащихся школы в социальном паспорте содержатся сведения о детях, находящихся в группе риска. Это учащиеся, состоящие на различных видах учета, оставшиеся без попечения родителей, или  семьи которых социально-уязвимы по разным причинам (трудная жизненная ситуация, низкий уровень материального благополучия, злоупотребление родителями ПАВ и т.д.). Для достижения максимальной достоверности информации в начале учебного года социальным педагогом была проведена работа с классными руководителями  по    выявлению социального статуса учащихся в разрезе каждого класса. Кроме того, в ОДН, КДН и ЗП, ОСЗН уточнялись списки учащихся, состоящих на учете. Первичная информация регулярно актуализировалась в течение учебного года. Социальным педагогом была создана табличная база, в которую внесена вся информация, об учащихся школы, касающаяся  их социального статуса.

Оказание поддержки учащимся в процессе их социализации

Не менее важное направление работы  – оказание поддержки учащимся в процессе их социализации. Работа по данному направлению проводится постоянно в течение года, носит внеплановый характер, в основном заключаются в предварительном инструктаже и сопровождении учащихся в различные организации, учреждения.   Из плановых мероприятий  задачам социализации отвечают такие мероприятия как встречи с представителями различных государственных органов, организаций, учреждений.

Так, в 2015-2016 учебном году работа социального педагога по реализации данного направления заключалась в непосредственном сопровождении детей в различные организации (экскурсии в специальное учебное заведение закрытого типа с. Костромское, УИИ УФСИН, профориентационные экскурсии на предприятия города, в учебные заведения и пр.). Из плановых мероприятий способствующих социализации несовершеннолетних были организованы и проведены встречи с инспекторами ОДН ОВД, ЛОП, ГИБДД, представителями службы занятости населения (профориентация), специалистом ЦРДК, УИИ УФСИН.

Защита прав несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении

Несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении, условно можно разделить на 2 группы: это дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию по независящим от них факторов, например, семейный, и дети, склонные к противоправному поведению. В защите прав нуждаются, как несовершеннолетние, воспитывающиеся в неблагополучной семье, так и те, кто уже самостоятельно ступили в группу риска.

Защитой прав подростка оказавшегося в социально-уязвимой ситуации занимается весь педагогический коллектив школы.  На социального педагога, кроме составления плана и участия в общих мероприятиях по данному направлению, возлагаются отдельные функции согласно должностной инструкции. Во-первых, социальный педагог, с помощью коллектива, выявляет такого ребенка, во-вторых, информация о семье направляется во все заинтересованные органы (ОМВД, ОСЗН, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства), в-третьих, составляется и реализуется индивидуальный план работы с семьей. Что касается несовершеннолетних, совершивших правонарушение или преступление, то защита их прав осуществляется социальным педагогом в виде присутствия на следственных действиях и в судебных заседаниях.

Устранение или нейтрализация причин, вызывающих социальные отклонения различного рода и ранняя профилактика бродяжничества и правонарушений

С целью устранения и нейтрализации причин, вызывающих социальные отклонения (бродяжничество, склонность к противоправному поведению, употреблению ПАВ) были проведены диагностические и профилактические мероприятия. Профилактические мероприятия проводились в течение учебного года классными руководителями и инспекторами ОДН ОВД, ЛОП. Непосредственно социальным педагогом было проведено: анкетирование по жестокому обращению (совместно с педагогом-психологом), тестирование на употребление ПАВ, проведены беседы с учащимися старших классов о системе наказания за совершение преступлений и правонарушений в РФ, цикл занятий с учащимися 5-6 классов по профилактике вредных привычек «Поговорим о вредных привычках».

Совершенствование взаимодействия семьи, школы,  органов системы профилактики

Кроме работы с детьми, очень важным направлением профилактической работы является работа с родителями. Были запланированы различные традиционные и нетрадиционные мероприятия: общешкольные и классные родительские собрания, беседы, мастер-классы, круглые столы. К сожалению, в связи с низким уровнем родительской активности не все удалось реализовать, но  в этом учебном году мы уже наблюдали положительную тенденцию – процент посещаемости родительских собраний по сравнению с прошлым годом увеличился на 6 % (62% в 2014-2015 учебном году, 70 % в 2015-2016 уч. году).  

Кроме решения текущих проблем (таких как посещаемость и успеваемость) для обсуждения на родительских собраниях выносятся и другие злободневные вопросы.  87 учащихся  нашей школы имеют заключение ПМПК и особые рекомендации по обучению и воспитанию. Работа с такими  детьми и их родителями требует четкости рекомендаций, особой конкретизации. С этой целью социальным педагогом на родительское собрание был приглашен врач-нарколог, педагог-психолог. Узкие специалисты выступили на собрании перед родителями и  дали профессиональные ответы на все вопросы. Кроме того на родительские собрания приглашались инспектора ОДН, ЛОП, ГИБДД.

Одним из традиционных методов работы с родителями являются беседы, которые бывают как запланированными, так и внеплановыми, например, в связи с каким-то событием в жизни школы или конкретного ребенка. Иногда с родителями несовершеннолетнего удается побеседовать, только посетив семью по месту жительства. В 2015-2016 году социальным педагогом школы, педагогом-психологом и классными руководителями было совершено 20 внеплановых выходов в семьи (в связи с пропусками, ненадлежащим выполнением родителями обязанностей).

Расширение зоны привлечения различных структур при разрешении социальных проблем семьи и подростка

Профилактическая работа в нашей школе строится по принципу максимального взаимодействия со всеми органами системы профилактики. В соответствии со  ст. 9 120-ФЗ КОУ школа обязана выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально-опасном положении и незамедлительно информировать об этом органы системы профилактики. В 2015-2016 учебном году было направлено информаций:

В ОВД по МО "Холмский городской округ" – 12

Отдел опеки и попечительства – 1

ЛОП - 5

ОСЗН - 4

Заключение

В заключении можно сделать вывод, что работа социального педагога носит в целом  систематический, обоснованный характер, максимально используются все инструменты воздействия и взаимодействия.

В 2016-2017 учебном году планирую усилить следующие моменты:

  1. При составлении плана профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек учитывать уровень загруженности учащихся учебной и внеучебной деятельностью, т.е. оптимально выбирать сроки и форму мероприятий;
  2. Увеличить количество мероприятий с привлечением специалистов из других служб, а также мероприятий с «выходом» (экскурсии, тематические прогулки);
  3. Составить рабочую программу по профилактике употребления ПАВ и других негативных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования.

Сохранность контингента спортсменов на этапе начальной подготовки и тренеровочном этапе.Удельный вес обучающихся, освоивших предпрофессиальные программы или программы спортивной подготовки и преодолев...

1.2.Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, ОУ(успеваемость)

Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) — это внешняя независимая оценка результатов обучения студентов в рамках требований ФГОС.ФЭПО позволяет о...

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования (предметные результаты)

Мониторинг проводится на основании текущей, промежуточной и итоговой аттестации за 2021/2022, 2022/2023, 2023/2024 гг....